Как грамотно работать с клиентами фрилансеру-художнику: 7 советов

Даже если вы зарабатываете деньги, находясь дома, это не отменяет необходимости общения с людьми. Зачастую переписка может быть даже сложнее, чем разговор вживую, ведь мы не слышим интонацию собеседника, не наблюдаем его мимику, из-за этого, не зная эмоционального окраса фразы, кто-то из сторон может неверно её понять.

Занятость художника-фрилансера заключается не только в том, чтобы рисовать хорошие вещи на заказ. Это также работа с аудиторией и умение общаться с клиентами таким образом, чтобы к вам возвращались снова и снова. А ещё — способность не тратить время на тех заказчиков, которые пришли скорее в роли «энергетических вампиров», чем выгодных клиентов.

1.jpg

Итак, 7 советов от школы CG LAB по эффективной работе с заказчиками на фрилансе:

Совет №1. В первую очередь — учитесь общаться

Вежливость
— это основа удачных взаимоотношений двух сторон. Клиент может забыть поздороваться, растеряться в том, сколько стоит конкретная услуга (мы поговорим о понятных расценках немного дальше), или просто раздумывать, подходите ли конкретно вы для его проекта. Как правило, когда с людьми говорят дружелюбно (переписок это тоже касается), большинство перенимает такой тон, и общение начинает складываться в совсем ином русле.
Задавайте вопросы, а узнав ответ, покажите варианты уже готовых (похожих) работ из того, что делали для других людей (конечно, если они давали на это разрешение), будьте заинтересованы в разговоре и продемонстрируйте это. Заказчики любят внимание к своим пожеланиям (а кто из нас их не любит?) и наводящие вопросы, что в итоге повышает шанс того, что работу закажут именно у вас.

2.jpg

Совет №2. Консультируйте заказчика

Очень хорошо, когда заказчику важно ваше мнение, и разговор может вылиться в часовую переписку, потому что вы делились определённой информацией. Конечно, такой расклад не означает, что вы всегда должны тратить своё время даром, но, если клиент понимает, что вы очень хорошо его проконсультировали/дали несколько полезных советов, он не просто захочет к вам вернуться, он посоветует столь доброжелательного художника и другим. Не считайте деньги, будто вы юрист с поминутной оплатой услуг, будьте открытым к людям — и тогда это принесёт свои плоды.
Однако, вместе с озвученным выше вы должны доверять интуиции. Если вам кажется, что человек тратит ваше время просто так, а советы и разговор бессмысленны, лучше всего прекратить общение и убедиться, что к вам пришли с конкретной целью, а не просто поболтать.
О том, каких клиентов стоит избегать, мы расскажем в следующих пунктах.

3.jpg

Совет №3. Сроки не должны простаивать

Никто не любит опаздывающих людей, тем более, когда дело касается выполнения работы. Даже если заказчик простит вам отсрочку, будьте уверены, что это его не порадует, как не порадовало бы и вас на его месте. В случае, если что-то сильно пошло не так (например, непредвиденные жизненные обстоятельства, от которых, к сожалению, никто не застрахован), то будет честным предупредить своего клиента о сложившейся ситуации заранее, а не за день до сдачи работы. Главное — держите клиента в курсе дела, это крайне важная и полезная задача для дальнейшего сотрудничества.
Сюда же стоит отнести и работу над собственными ошибками, которые могут произойти. Например, вам требуется ещё немного времени, чтобы исправить то, чем ощутимо недоволен клиент. Научитесь признавать свою вину, чтобы избежать конфликтов и показать себя как человека, умеющего исправлять ошибки.

4.jpg

Совет №4. Ваш ценник должен быть максимально понятным

Сколько вы возьмёте за черновой вариант работы? Сколько будет стоить такая же, но с покрасом и фоном разной степени сложности конечной проработки? Или же во сколько оценивается час вашего времени, который вы проведёте над конкретным заказом? То, как вы будете обозначать цену своему труду, во многом сбережёт нервы, а потенциального заказчика не заставит задавать кучу вопросов или просто пройти мимо.
Ещё один важный момент при определении цены, которым мы очень советуем вам воспользоваться: ограничьте число возможных правок. Многие художники, уставшие от вечных капризов клиентов, некоторые из которых сами толком не знают, чего хотят, давно пришли к следующей схеме:

1. Вы обговариваете с заказчиком, что он хочет.
2. Затем предлагаете несколько черновых вариантов. На этом этапе закрепляется понимание, подходит ли ваша работа под идею клиента. Обычно здесь разрешается внести от 3-х до 5-ти бесплатных правок, после чего будет браться отдельная плата. Это очень хороший способ отсеять тех людей, которые не знают, чего хотят, но так, чтобы было красиво, или заставить заказчика понятно формулировать свои желания.
3. На усмотрение художника допускаются или не допускаются бесплатные правки в конечном варианте заказа.

Совет: чтобы не быть обманутым, договаривайтесь сразу на 100% предоплату своего труда и ещё раз предупредите клиента, что не все правки могут вноситься бесплатно (даже если вы писали об этом на самом видном месте), во избежание конфликтов, которые могут возникнуть на этой почве.

5.jpg

Совет №5. О бонусах

Предлагайте своим постоянным клиентам различные бонусы и скидки, чтобы у них был стимул вернуться именно к вам. Это простой, но очень действенный совет, если вы уже состоялись как фрилансер и имеете определенную базу клиентов, которые хотят видеть именно ваши работы в своих проектах.

6.jpg

Совет №6. Умейте говорить «нет!» в ответ на условия, которые вас не устраивают



Опытный фрилансер прислушивается к своему внутреннему «звоночку», сообщающему о том, что пришёл, как минимум, странный заказчик. Ситуации поражают своим разнообразием, но вот некоторые из самых частых:



  • Вас просят понизить цену на свою работу или обещают выплатить всю (или часть) суммы после того, как заказ будет выполнен.
  • Клиент хочет, чтобы вы нарисовали нечто, что вы не готовы изображать. Как правило, художники сразу оговаривают отдельно, что не берутся за некоторые разновидности иллюстраций.
  • С вами говорят откровенно неуважительно, и применённые выше советы всё равно, что горох об стену. Как правило, из бестактных людей выходят скверные клиенты, а откровенное неуважение к себе терпеть не стоит в любом случае.
  • Ведётся много разговоров на отвлечённые темы, которые никак не касаются партнерских и рабочих отношений.
  • Нежелание идти на компромиссы. Это очень важно, так как обстоятельства бывают совершенно разные, как со стороны клиента, так и со стороны художника. Если вы не слышите друг друга то, скорее всего, и не сработаетесь.

7.jpg

Совет №7. Выделяйте время на отдых

Отдыхать и восстанавливать ресурс так же необходимо, как и работать. Для рисующих особенно важно не забывать о том, что стоит рисовать что-то для себя, иначе можно потерять интерес к процессу, не говоря уже о быстром выгорании. Правильно выстроенный график — основа вашего психического и физического здоровья, поэтому старайтесь не перетруждаться, берите посильное количество заказов и устраивайте себе выходные.

8.jpg

То, насколько высоко вы можете оценить в денежном эквиваленте свой труд, напрямую зависит от уровня скилловости. Повышайте его вместе с нами, привлекайте новых людей и со временем вы сможете брать куда более сложные и высокооплачиваемые заказы.
Мы желаем вам развития и хороших клинетов! ;)

Статью подготовила Наталия Иванова специально для Школы CG LAB.

Редактор Дарья Пахомова.

Другие статьи:

Синдром самозванца

самозваннец.jpg

Как художнику раскрутить свою группу вконтакте

раскрутка.jpg

2 способа повысить свою продуктивность

продуктивность.jpg



738 0 850 5
0
RENDER.RU