впрочем, для любителей уличной магии:
1) создаём слой (например null), на scale вешаем выражение (Animation/Add Expression).
вешаем Effect/Expression Controls/Slider Control. для удобства настраиваем slider. (Правая Кнопка/Edit Value, например Slider Range от 0 до 5 и значение по умолчанию 1 - это как нравится). Привязываем Expression: Scale к значению Slider (с помощью Expression pick whip)
в полученное выражение:
temp = effect("Slider Control")("Slider");
[temp, temp]
вносим изменения
temp = effect("Slider Control")("Slider");
[scale[0]*temp,scale[1]*temp]
в параметрах слоя выделяем Slider Control/Slider и Scale и сохраняем их в пресет (Animation/Save Animation Preset)
обзываем как нравится (например Rescale). теперь этот пресет быстро можно достать из панели Effects & Presets в
случае надобности. достаточно быстро и удобно изменять (ползунком в панели эффектов) размер изображения "в общем", поверх уже созданной анимации.
2) если нужно подогнать изображение под конкретный размер в px:
создаём два пресета аналогичным образом (см. выше). в выражениях для scale прописываем:
первый - в случае, если нужно подогнать картинку по высоте:
temp = effect("Slider Control")("Slider");
[scale[0]*temp/height,scale[1]*temp/height]
второй - в случае, если нужно подогнать картинку по ширине:
temp = effect("Slider Control")("Slider");
[scale[0]*temp/width,scale[1]*temp/width]
значение ползунка slider определяет размер в px по высоте/ширине при 100% масштаба. Требуется заменить изображение/видео - задаём ползунком размер исходного и заменяем. Обходим прекомпоуз + автоматом подгоняем размер изображени/видео под требуемый.
есть ситуации, когда обойти прекомпоуз невозможно (да и не нужно). Но чем меньше прекомпоузов, тем легче поддерживать проект в порядке. на тяжёлых проектах это начинает чувствоваться. в любом случае, надеюсь, это тоже кому-то пригодится.