Render.ru

Стереоскопический фильм "ГАНГУТ"

Yurab

Активный участник
Рейтинг
5
#1
Последние лет 6-7 занимаюсь разработкой всяческих "презентационных систем виртуальной реальности" и попутно пытаюсь делать фильмы (стереоскопические, есно) для них. Основная идея таких "презентационных систем" - специальное оборудование (в основном управляемые компами стереопроекторы) создает на стенах, полу и потолке одного или нескольких помещений некий "виртуальный интерьер", а зрители внутри такого "виртуального пространства" перемещаются вполне реальным способом - переставляя ноги :). Одна из "разработок" - "аттракцион виртуальной реальности" "СТЕРЕОРАМА": 6 проекторов на цилиндрическом экране 2.5х18 метров (панорама 208 градусов) создают стереокартинку, на которую зрители смотрят с площадки в центре зала, что-то вроде этого:



Для этого "панорамного стереокинотеатра" задумал сделать несколько "фильмов" - "экранизаций" различных баталий русской и советской армии. Для начала хочу "экранизировать" Гангутское сражение (вернее, всю кампанию 1714 года). Поскольку по жанру фильм будет ближе к "документальному" (с элементами "художественности, конечно :)), то хотелось бы воспроизвести (все делается в 3D-программах) корабли, вооружение, военную форму и прочий "антураж" с максимально возмжной точностью.
 

Yurab

Активный участник
Рейтинг
5
#2
Параллельно с постройкой галер (скампавей) идет "выбор натуры" для "съемок". Используются космические снимки "театра военных действий" и карты высот USGS DEM данной местности (до кучи еще фотки реальных облаков, думаю, в этом районе за 300 лет климат, воздушные и морские потоки и т.п. не сильно изменились :)), так что "виртуальная реальность" будет весьма реалистичной (типа каламбур :)):

 

Yurab

Активный участник
Рейтинг
5
#3
Я тут внимательней перечитал "первоисточники", оказалось, что в 1713-14 годах скампавеи строились в основном на Галерном дворе в Петербурге (он поначалу и назывался Скампавейным, потом Галерным, в 1800 году сюда переехали Адмиралтейские верфи, а их старое место отдали под застройку; сейчас на этом месте расположено ОАО "Адмиралтейские верфи", а одна из улиц носит название Галерной), а на Выборгской верфи сделали "прототип" по "турецкому маниру", который Петру весьма понравился и его (прототип) для кампании 1714 года и "тиражировали" в основном на Галерном дворе. Так что воссоздавать придется не Выборгскую верфь, а Галерный двор, уже надыбал картинки "пильной мельницы", которых в те годы в Петербурге было несколько (это было одно из "подразделений" Адмиралтейства, весьма передовое по тем временам производство), щас ваяю ее модель, так что верфь будет самая что ни на есть всамделишная , хотя и виртуальная ;)).



Вообще проектик помаленьку разрастается, так что, видимо, придется делать сериал :), а то в 20 минут (планируемая продолжительность "сеанса" ) с накопленным материалом не уложиться :). Сейчас вырисовывается 3 части "фильма": строительство галер и корабельного флота в 1712-14 годах (54-пушечная "Полтава" - 1712 год, 52-пушечные "Гавриил", "Рафаил", "Михаил" - 1713, еще 6 линейных кораблей в 1714 году были куплены в Англии и Голландии), плавание корабельного флота в Ревель на соединение с датским флотом (но "союзнички", как всегда, нас кинули, кораблей не прислали), собственно Гангутский бой. В принципе, фильм о Гангутской баталии плавно перетекает в фильм о баталии Гренгамской - "персонажи" и место действия практически те же (как и исход сражения :), даже дата - 27 июля по старому стилю - совпадает), так что особой подготовки не требуется, прям бери и "снимай" продолжение ;).
 

Yurab

Активный участник
Рейтинг
5
#4
Галерный двор располагался на юго-западной оконечности Адмиралтейского острова, вот в этом месте:



К 1714 году растительности на Адмиралтейском острове сильно поубавилось:




Вот так это будет выглядеть в "аттракционе виртуальной реальности" "Стереорама" (для которого, собсно, фильм и делается):






Адмиралтейский остров в 1714 году была самая застроенная часть города (Адмиралтейство, "подразделением" которого был Галерный двор, слободы "персонала" Адмиралтейства, флотских офицеров, солдат гарнизона и т.д.), но сейчас нас интересует только Галерный двор, так что его "обустройством" мы и займемся.
 

Yurab

Активный участник
Рейтинг
5
#5


В таком виде у меня сейчас Галерный двор (водоем слева - это Нева), всего стапелей со скампавеями будет 60 штук (и штук шесть-восемь с полугалерами), плюс всякие постройки типа мастерских. Вдали (там сейчас лес) будет Адмиралтейство, на Васильевском острове (правый край леса за рекой) - 4 "пильные мельницы" (а вы думали, корабли только топорами строили :))? Производство было весьма передовым по тому времени и даже достаточно "серийным" - одних 16-баночных скампавей (та, что на картинке) заложили сразу 50 штук и самое главное - к концу апреля 1714 года (закладка произошла в октябре 1713, древесину - дуб и сосну - заготовили загодя в Нижегородской губернии) галерный флот был спущен на воду (получается, работали в основном зимой, и это в условиях не самого теплого климата, хотя холод наверняка был неплохим стимулом к работе - согреться-то больше негде :)).
 

Yurab

Активный участник
Рейтинг
5
#6
У работников, горбативших на Адмиралтейство и другие "ведомства" (типа Канцелярии городовых дел, ведавшей городской застройкой - трудовой повинностью были обложены не только ближние губернии, но и весьма отдаленные, народ пешком месяцами добирался до места работы, кроме тех, конечно, кто был переселен в Петербург на ПМЖ), обеденный перерыв летом был аж 3 часа (потому работали целый световой день, а он летом в Питере практически не заканчивается :)), зимой - час. Средняя зарплата у большинства - 1 рубль в месяц плюс хлебный паек (на 1 рубль прожить было невозможно, да и с пайком не зажируешь). Работа была поистине каторжной, народ мер если не десятками тысяч, как описывали иностранцы, то тысячами точно (всех работников и солдат гарнизона обслуживал единственный лекарь с помощником, да и тот по истечении "контракта" по-быстренькому слинял, медобслуживание стало более-менее налаживаться только в 1720-х годах).

А это типа работяги "наваяли" к вечеру :):

 

Yurab

Активный участник
Рейтинг
5
#7
Вот карта "водной поверхности" Петербурга, которая использована при моделировании:



Ширина Невы у Галерного двора примерно равна ширине Адмиралтейского острова :). Сама же карта получена (с учетом старинных карт Петербурга, конечно, чтобы исключить прорытые позднее каналы) вот из этого снимка:



Есть еще самая "настоящая" (скачанная с официального сайта) карта высот в формате USGS DEM, но перепад высот в этом месте настолько незначительный, что вполне можно обойтись и без нее.
 

Yurab

Активный участник
Рейтинг
5
#8
Со шпангоутом скампавей дело потихоньку продвигается (некоторая "кривизна" картинки связана с короткофокусностью объектива, а не кривизной рук :)):

 

Yurab

Активный участник
Рейтинг
5
#9
Как-то за постройкой скампавей мы совсем забыли про тех, кто их строил. "Главным инженером" галерного "проекта" был, конечно же, Юрья Андреевич Русинов, грек по национальности (стало быть, в то время "турецкоподданный", видимо, поэтому построенные им галеры были "турецкого маниру" :)), один из "основоположников" галерного строительства в России (первые галеры построил в 1702-04 годах на Олонецкой верфи):




Его ближайшим помощником ("ведущим инженером" :)), который, собсно, и выполнял бОльшую часть "инженерной" работы, был Мокей Черкасов, легендарная, можно сказать, личность в истории русского кораблестроения, изобретатель-самородок, им было придумано множество усовершенствований для строящихся тогда кораблей, в Гангутском походе именно он руководил командой плотников, которые проводили "техобслуживание" галерного флота (по "техническим причинам", кстати, ни одна галера не была потеряна, единственную севшую на мель и захваченную шведами галеру вполне можно отнести к потерям боевым), именно он придумал способ вытаскивать скампавеи из воды, перетаскивать их по переволоке и спускать на воду (правда, трюк сей тогда не понадобился, но оживление около места будущей переволоки заставило шведов разделить свою эскадру на части, что сыграло не последнюю роль в исходе Гангутской баталии):




(На позы персонажей внимания не обращайте - именно такая поза считается исходной в программах персонажной анимации, здесь же основное - разработка "концепции образа" ;)).[
 

Yurab

Активный участник
Рейтинг
5
#10
В каком же месте произошло Гангутское сражение?

Странный вопрос, подумают некоторые, разве не у мыса Гангут полуострова Ханко (который в русской интерпретации тоже называется Гангут)? Так то оно так, события действительно разворачивались как в прибрежных водах полуострова, так и на нем самом. Да только самих событий было несколько и все в разных местах: переволоку собирались строить, есно, на суше, прорывалась русская галерная эскадра мимо "обездвиженного" штилем шведского флота действительно вокруг мыса Гангут, а вот по поводу места главного события - собственно баталии - существует несколько точек зрения. Лично мне самой обоснованной видится гипотеза историка П.А.Кротова, весьма аргументированно предположившего, что шведы заняли оборону, расположившись между островами Сведьехольм и Гавельсхольм на фронте порядка 400 метров:




Именно это место изображено на гравюре очевидца событий придворного художника Питера Пикара (в свою очередь гравюра является практически повторением рисунка самого Петра Первого). На более поздней гравюре М.Бакуа само место изображено еще точнее, вот только в расположении кораблей наблюдается некоторая "художественная вольность" - корабли изображены довольно далеко от берега, так что вообще непонятно, какие острова использовались шведами для прикрытия флангов. Видимо, эта "вольность" и способствовала появлению гипотезы, что шведская линия обороны проходила между островами Гавельсхольм и Черинг (правда, на современном спутниковом снимке Черинг больше похож на полуостров :)). В принципе, гипотеза вполне "непротиворечивая", хотя в самом главном "первоисточнике" - рисунке Петра - подтверждения и не находит.

Совсем сомнительными выглядят идеи, что шведы жалкими 6 галерами, 2 шхерботами и "недоношенным фрегатом" (типа прамом) могли прикрыть фронт протяженностью более километра и тем более два часа удерживать его от натиска 98 русских полугалер и скампавей.

Так что в нашем "кинопроекте" ГАНГУТ за рабочую принимаем гипотезу профессора П.А.Кротова как самую аргументированную.
 

Yurab

Активный участник
Рейтинг
5
#11
В процессе работы над "проектом" ГАНГУТ (стереоскопический фильм для "кинотеатров" собственной разработки) накопилось довольно много материала (честно говоря, не "довольно много", а очень-очень много, одних книжек и журналов (в электронном виде, есно), имеющих хоть какое-то отношение к теме, набралось уже под сотню гигов, многие из них "проштудированы" весьма тщательно ;)), плюс в процессе работы над "персонажами" (в основном это корабли и галеры) будущего кина появился какой-никакой опыт в "судостроительстве", который, может быть, кому-то окажется полезен ;).

Итак, готовясь к кампании 1714 года Петр I решил значительно усилить гребной флот. Хотя основная роль отводилась корабельному флоту (планировалось во взаимодействии с датским флотом дать генеральное сражение шведам, которые безраздельно господствовали на Балтике; на суше же шведы были нами везде биты и особой угрозы не представляли), гребной флот был необходим для десантных операций - самый удобный путь в Швецию был по морю.

За образец для "тиражирования" (за полгода - с октября 1713 по апрель 1714 года - было построено более 60 практически однотипных галер) был взят разработанный на Выборгской верфи "прототип" галеры так называемого "турецкого маниру". Собсно, "турецкие" галеры мало чем отличались от тех же мальтийских, только были менее изящными, но с хорошими мореходными качествами. А еще галеры строил мастер Юрья Русинов, грек, а Греция в те годы была частью Османской империи, так что Русинов был "турецкоподданным", видимо поэтому построенные им галеры были "турецкого маниру" :) (у галерного мастера Н.Муца, тоже грека, был свой "почерк", он строил на Воронежской верфи "азовские" галеры, позже, правда, вместе с Русиновым строил его "турецкие" скампавеи).

Особо внятной инфы по внешнему виду скампавей "турецкого маниру" "выборгского розлива" не так чтобы очень много: чертежи были далеко не на все строящиеся корабли (обязательными чертежи стали только в 1730-х годах), на галеры чертежей точно не было - все тонкости знал только галерный мастер и не очень охотно этими "тонкостями" делился (вернее, вообще не делился - это была его "профессиональная тайна" ), есть несколько гравюр того времени, выполненных очевидцами событий (прежде всего придворным гравером Питером Пикаром), но особых подробностей у скампавей на них не разглядишь (можно подсчитать количество банок, т.е. пар весел, не больше :)). Зато есть довольно много информации (в том числе и картинок, чертежей и т.д.) по более ранним французским, венецианским и мальтийским галерам, и по более поздним русским и шведским. Так что в тех местах, где информации недостаточно (т.е. везде :)) придется пользоваться методом "интерполяции". (Опять же, поскольку "проект" чисто мой "авторский", то и скампавея у меня выглядит не то чтобы на "турецкий манир" Русинова, а, скорее, на мои представления об этом самом "манире", на сколько "адекватно" - это судить вам ;)).
 

Yurab

Активный участник
Рейтинг
5
#12
Перелопатив несколько "первоисточников" (и "компиляций" с них) удалось установить некоторые ТТХ скампавей образца 1713-14 годов. Основная масса (50 из более чем 60) построенных на Галерном дворе в Петербурге скампавей была 16-баночной, около десятка были 18- и 19-баночные. Также было построено 6-8 20-баночных полугалер, отличавшихся от скампавей только размерами. Около 30 скампавей и полугалер было построено в разные годы (самая старая флагманская полугалера "Святая Наталья" постройки 1708 года) на Выборгской верфи, среди них более половины 15-баночные (они присутствуют на гравюрах о Гангутском сражении). Размеры скампавей (длина-ширина-глубина интрюма в метрах):

16-баночная - 30.48 х 5.33 х 1.35
18-баночная - 31.75 х 5.33 х 1.40
19-баночная - 33.53 х 5.64 х 1.45

Если судить по размерам, 16- и 18-баночные скампавеи были практически одинаковыми, последняя только несколько длиннее. Это нам значительно облегчит работу при "постройке" 18-баночной скампавеи - к 16-баночной просто надо будет добавить несколько шпангоутов ;) (ну и пару банок, конечно). Корпус, надстройки и мачты 19-баночной получаются из 18-баночной простым масштабированием, останется только заменить 18 банок на 19 (ну и, есно, поменять элементы декора, чтобы придать каждой скампавее некоторую "индивидуальность" :)).


Как ни крути, но без чертежей скампавею нам не построить, особенно если раньше строительством кораблей или хотя бы лодок вы не занимались (как я, например :)). Пошарив по сети, мне удалось найти более-менее приличные чертежи нескольких галер: мальтийской, балтийской (непонятно, чья именно, скорее всего шведская), русской (условно называемой "Двиной") и больше всего материала по французской галере La Reale. Есть еще несколько десятков картинок, позволяющих судить о конструкции галер. Так что, вооружившись этими сведениями, попробуем сделать чертеж корпуса нашей скампавеи.

Собсно, особых различий в обводах корпуса галер разных "школ" не наблюдается, лично мне глянулась "балтийская" галера, ее я и взял "за основу".

Сначала в "Фотошопе" из чертежей сделал три проекции корпуса, картинки видов спереди и сбоку делал квадратными, все три вида без левого и правого полей (обрезаны по краям чертежа). Это сделано для того, чтобы легче потом было в программе 3D-моделирования подгонять картинки по масштабу. На видах сбоку и сверху пришлось добавить длины (просто разрезал чертеж пополам и сдвинул половинки), так как "балтийская" галера оказалась значительно короче скампавеи (длина последней 30.48 метра против 22-23 у галеры), получились такие картинки:








Теперь переходим в вашу любимую программу 3D-моделирования (я предпочитаю моделить в MAYA, но принципиальных отличий между разными программами нету), все последующие "операции" мы будем производить в ней.
 

Yurab

Активный участник
Рейтинг
5
#13
Сначала создаем 3 взаимно перпендикулярные плоскости и "натягиваем" на них картинки проекций (чтобы в MAYA не париться с масштабированием и пропорциями, я сделал картинки квадратными, а плоскости создавал тоже квадратными со сторонами, равными размерностям скампавеи, т.е. 30.48 и 5.33 метра, вид сверху - прямоугольный 30.48х5.33 метра):

 

Yurab

Активный участник
Рейтинг
5
#14
Важный вопрос, который необходимо решить при постройке корпуса (впрочем, "неважных" вопросов практически и нету :)) - размеры и количество шпангоутов и их конструкция. Опять же из "первоисточников" удалось выяснить, что в голландских и английских наставлениях по корабельному делу тех лет настоятельно рекомендовалось для кораблей водоизмещением менее 400 тонн (наши скампавеи со своими 150-200 тоннами как раз попадают в эту категорию) ширину шпангоутов брать 8 дюймов при шпации (расстоянии между ними) 2 дюйма. На изображениях, кои удалось отыскать, шпангоут галер состоял из флортимберса и двух футоксов, причем двойным шпангоут был только в месте их "нахлеста", что-то вроде этого:




Не будем отступать от этих "рекомендаций" и примем за ширину двойного шпангоута 8 дюймов (примерно 20 см), т.е. ширина одной детали будет примерно 10 см, толщину для надежности возьмем 12 см, а шпацию - 5 см (те самые 2 дюйма). Размер "нахлеста" должен быть не меньше фута (30.5 см), мы для верности возьмем полтора.
 

Yurab

Активный участник
Рейтинг
5
#15
Переключаемся в 3D-программе на вид спереди и тупо обводим линии шпангоутов любым "инструментом" для построения кривых (предпочтительней, конечно, делать это сплайнами):




Затем "растаскиваем" полученные кривые вдоль вида сбоку (хотя на чертеж лучше не полагаться, он у нас всего лишь шаблон, гораздо правильней задавать координаты линий шпангоутов в явном виде, в нашем случае расстояние между кривыми равно 1.49 метра):




Собсно, сами кривые нам нужны для построения поверхности корпуса, что мы и делаем командой Loft:




При необходимости поверхность можно "подрихтовать" (передвигая контрольные точки кривых), устранив всяческие "косяки" (все-таки исходный чертежик был так себе :)).
 

Yurab

Активный участник
Рейтинг
5
#16
Теперь займемся "изготовлением" собственно шпангоутов.

Расстояние между штевнями у нас 24.79 метра, при расстоянии между шпангоутами 10 дюймов (примерно 25 см) нам потребуется 99 шпангоутов. Каждый шпангоут состоит из флортимберса и футоксов шириной по 10 см, плюс шпация 5 см, т.е. для построения этих деталей нам понадобится "разрезать" построенную поверхность корпуса на вертикальные "полоски" шириной около 5 см: по две полосы пойдут на "изготовление" деталей шпангоута, одна останется "незадействованной", изображая из себя шпацию :). Чтобы при построениях не накапливались погрешности, лучше сначала разделить поверхность на 99 частей (т.е. получить линии наших шпангоутов), при необходимости их подредактировать, а затем для построения деталей шпангоута каждую такую "секцию" уже разделить на 5 "полос" по 5 см:






Для построения деталей шпангоута нам потребуется выбрать на поверхности три вертикальные изопармы, вот эти:




Дальше дело техники: смещаем командой Curve Offset выбранные кривые на 12 см (толщина деталей), последовательно выбираем из 6 кривых 4 и командой Loft получаем поверхность флортимберса или футокса:




Обрезаем детали в нужных местах, наводим "красивости" типа фасок, пазов и т.п., зеркально отображаем полученную геометрию и voila! - шпангоут готов:




Мастерить подобным способом шпангоуты работенка, конечно, не очень творческая (зато непыльная и результат практически идеальный :)), при желании ее можно автоматизировать, написАв несложный скриптец на встроенном языке 3D-программы, но это уже отдельная тема, к нашей отношения почти не имеющая ;) (ведь мы реконструируем РУЧНОЕ изготовление скампавеи по тогдашним технологиям, только вместо топора в руках у нас... нет, не угадали, не мышь, а перо графического планшета Wacom)).
 

Yurab

Активный участник
Рейтинг
5
#17
Самое время заняться другим важным элементом набора корпуса - бимсами. Это поперечные балки, связывающие бортовые элементы шпангоута и придающие корпусу поперечную прочность, а кроме того, на бимсы приходится нагрузка от всего того, что находится на палубе (да и сама палуба стелится на бимсы).

Форма бимсов не то, чтобы сильно изощренная, но это и не просто шпала: бимсы слегка выгнуты вверх, говоря "по-морскому", "имеют погибь", величина которой ("стрелка погиби"), строго говоря, штука далеко нетривиальная. Но поскольку в начале XVIII века (по сюжету "кина", для которого, собсно, и делаются модели, именно в это время происходят описываемые здесь события :)) математический аппарат кораблестроения был еще в зачаточном состоянии, то мы тоже не будем сильно углубляться в теорию, а возьмем в качестве этой самой "стрелки" стандартную в то время величину - 1/50 ширины палубы, лежащей на этом самом бимсе.

Для построения изогнутого бимса есть несколько способов, но поскольку эта "изогнутость" есть не что иное, как кривая третьего порядка (B-сплайн), проведенная через 3 точки, то нам остается только найти эти 3 точки, а остальное сделает программа 3D-моделирования. 2 точки уже есть , они лежат на верхних концах футоксов (боковых деталях шпангоутов), 3-я точка находится на плоскости симметрии корпуса (по-морскому на "диаметральной плоскости" или ДП) и "приподнята" над первыми двумя точками на величину "стрелки погиби":






Теперь надо определиться с размерами бимсов. На картинках с галерами (и другими кораблями) бимсы изображены по-разному: на одних они имеют ширину футоксов и лежат прямо на них (причем на каждом), на других шире футоксов в 1.5-2 раза и соединяются не со всеми футоксами, а с каждым вторым или даже третьим, и т.д. У нас ширина футоксов 10 см, шпация 5 см, так что 15 см видится вполне подходящей шириной бимсов, один бимс будет приходиться на два футокса и располагаться между ними. Да, толщина бимсов такая же, как у деталей шпангоутов - 12 см.

Одна из "технологий" построения бимсов аналогична использованной нами при построении шпангоутов: между двумя соседними кривыми бимсов "натягиваем" командой Loft поверхность, состоящую на этот раз не из 5, а из 10 "полос", выбираем на этой поверхности 1-ю и 3-ю изопармы (между ними аккурат 15 см - ширина бимса), дублируем их со смещением вниз на толщину бимса (12 см) и на получившиеся 4 кривые опять-таки командой Loft "натягиваем" поверхность нашего бимса:




Эти манипуляции проделываем для каждого бимса. Работенка, конечно, муторная (бимсов 48 штук), но есть и "утешительные" моменты: это в два раза меньше, чем количество шпангоутов (которые, к тому же, состояли из трех - фактически двух, третья получалась "зеркалированием" - деталей ), ну и, опять же, елозить мышью (или пером ;), что, впрочем, гораздо сподручней) это не то же самое, что махать топором :) (представить сложно, а ведь все эти корабельные деталюшки плотники месяцами вырубали из толстенных брусьев, чаще всего дубовых, пользуясь весьма незамысловатым инструментом).

 

Yurab

Активный участник
Рейтинг
5
#18
Не менее важным, чем изготовление деталей набора корпуса, вопросом является вопрос, а как же эти детали между собой соединить. Во многих книжках этот вопрос попросту обходится или дается ответ типа "как-как, болтами, конечно". Единственный источник, дающий более-менее внятную инфу - книга Peter Goodwin'а, за что ему нижайший поклон.

При слове "болт" у большинства людей сразу возникает ассоциация с крепежной деталью в виде цилиндра, один конец которого имеет расширение в виде шестигранника, на другом нарезана резьба. Для "функционирования" болта еще нужна гайка и прочая "мелочь" типа шайбы.

Что же называли болтом в кораблестроении XVIII века (да и в более ранние века тоже)? Цилиндрическая (иногда в сечении квадратная) деталь с расширением (без всяких граней, просто сплющенная неправильная полусфера) на одном конце, никакой нарезки (хотя болты с резьбой изобрели в XV веке, но технология нарезки резьбы была очень трудоемкой, по сути тогдашний high-tech, так что широко применяться нарезные болты стали несколькими веками позднее), что-то вроде этого:




Болт вставлялся в заранее просверленное отверстие, на выступающий из соединяемой детали конец надевалась шайба и после этого выступающая часть расплющивалась молотком. То есть по сути это была заклепка. Делали такие болты-заклепки из меди, которая достаточно пластична (довольно легко расплющивается "вхолодную"), к тому же медленно корродирует в морской воде.

При строительстве небольших судов медные болты вполне себя оправдывали, но при постоянно возрастающем тоннаже строящихся кораблей медным болтам стало банально не хватать прочности, поэтому медные болты стали вытесняться болтами из кованного железа. У последних с прочностью все было нормально, но кованное железо очень трудно расплющить в холодном состоянии. Поэтому вместо расплющивания применяли другой способ: в болте при его изготовлении делалось прямоугольное отверстие в виде клина, при соединении таким болтом деталей тоже надевалась шайба, а после в отверстие вставлялся этот самый клин (шплинт), который при забивании стягивал соединяемые детали:




Недостатком железного болта была необходимость более-менее точно выдерживать длину, погрешность компенсировали надеванием дополнительных шайб. Ну и железо в морской воде корродирует гораздо быстрее меди, поэтому головки железных болтов, контактирующие с водой, заглубляли с помощью просверливаемых в дереве отверстий с диаметром головки болта и отверстие это "герметизировали" - законопачивали. (Впрочем, так иногда поступали и с медными болтами).

Собсно, самой слабой частью конструкции корпуса все-равно были не болты, а деревянные детали: древесина (особенно плохо просушенная, что при интенсивном строительсте русских кораблей в начале XVIII века встречалось сплошь и рядом; те же галеры служили в среднем 5-7 лет, линейные корабли несколько дольше, сделанная же из хорошо просушенной древесины "Полтава" была рекордсменкой - прослужила 20 лет, правда, перенесла несколько капремонтов :)) разрушалась в воде гораздо быстрее железных болтов.

Опять же в 1714 году Россия всего несколько лет, как перестала закупать многие металлы (в первую очередь медь) за границей, свои месторождения только-только начинали осваиваться, так что медь была стратегическим сырьем и ее применение в кораблестроении не очень приветствовалось, где только возможно, медь заменяли железом. А больше всего меди шло на изготовление пушек - здесь медь была гораздо технологичней чугуна и медные пушки после отливки почти не требовали трудоемкой обработки, в отличие от чугунных.
 

Yurab

Активный участник
Рейтинг
5
#19
Собсно, я не занимаюсь разработкой чертежей, а делаю 3D-модели для своего фильма, причем делать приходится при минимуме "исходных данных" (не говоря уже об "отсканированных чертежах" - таковых, например, на скампавеи постройки 1713-14 годов в природе вообще не было). Работенка далеко непростая, как некоторые думают, даже для опытного "трехмерщика", времени уходит действительно уйма (надо ж еще перелопатить кучу "первоисточников" :)), я, правда, и делаю модели с детальностью буквально "до гвоздя" (болта) (убрать "лишнее" много времени не занимает):





Пилить такую прорву деталей лобзиком - занятие для очень терпеливых (или долгожителей :)), посему буде кому интересно, могу выложить "чертежи" в любом виде (и, есно, совершенно бесплатно, так что претензии не принимаются, хотя аргументированные замечания по делу учитываются :)), хоть для 3D-принтера ;). В планах - для начала практически весь галерный и корабельный флот, участвовавший в кампании 1714 года, у кого есть желание получить чертежи этих кораблей в "удобоваримом" виде - шлите заявки ;) (и имеющийся у вас материал - чертежи, картинки, фотки и т.п.).


Кстати, "виртуальные корабли" строятся не от балды, а вполне по-взрослому - все "сомнительные" места и ситуации моделируются и проверяются на "достоверность" (или "непротиворечивость", щас, к примеру, моделирую работу гребцов, чтобы получить "правильное" расположение банок, весел и т.д., попутно, кстати, выяснилось, что на 16-баночной скампавее на весле было максимум три гребца, четвертому там физически просто нету места), после завершения "строительства" думаю провести "ходовые испытания" (в проге RealFlow). Так что по моим "чертежам" вполне можно строить не только модель, но и "полноразмерный" корабль (галеру), он точно сразу не утонет и не развалится :). Кто сподобится на такой подвиг (не утонуть, а построить настоящий корабль/галеру) - предоставлю подробные спецификации, деталировки, ведомости материалов, короче, всю техдокументацию (а заодно и наставления для гребцов ;), как эффективней использовать "ходовые возможности" галеры, а не тупо "махать веслами" - тогдашние корабелы были не так просты, как может показаться, и хотя полагались в основном не на формулы, а на опыт и интуицию, но их "изделия" вполне с этими формулами согласуются).




Сейчас "достраиваю" 16-баночную скампавею, с 18- и 19-баночными будет уже проще (для 18-баночной просто добавить 4 шпангоута, 19- - отмасштабировать корпус 16-баночной, слегка подвигать сами банки), еще будут 20- и 21-баночные полугалеры, конструктивно они немного отличались от скампавей "турецкого маниру" образца 1713 года. Чтобы не профанировать достаточно трудоемкую работу, собираюсь все оформить в виде альбомчиков типа Anatomy of the Ship, только красивше (полиграфический дизайн одна из моих "специализаций" :)) и рассчитанные не на "профессионалов", а для "ширнармасс" (может даже когда-нить тисну бумажный вариант с анаглифическими стереокартинками и DVD-BD-диском с доп. материалами вроде стереофильма ;)), посему хотелось бы услышать пожелания этих самых "ширнармасс", в каком виде и для каких "технологий изготовления" оформлять "материал" (сам-то я топору и лобзику предпочитаю планшет Wacom, ручной работы ничуть не меньше, зато возможности безграничные :)).
 

Yurab

Активный участник
Рейтинг
5
#20


Это не "Титаник", а галера "Лебедь" в процессе постройки :) (всего галер будет 99 штук и все хоть в деталях, но различающиеся).
 
Сверху