Шейдер (Shader) - в переводе означает "затенение" или тип затенения. Шейдером является материал накладываемый на поверхность модели для придания ей естественного или желаемого вида. С точки зрения физики, всё что мы видим, является игрой света, все 16 миллионов цветов которые способен различить человеческий глаз образуются из одного света. В нашем случае это - солнце. Свет разлагается на множество спектров которые и образуют чудесную цветовую гамму. Свет определённого цвета - это волна имеющая свою частоту и по сути температуру. Так вот, всё что мы видим - всего лишь отражённый цвет. Например, листья деревьев поглощают все спектры кроме зелёного, его они отражают и поэтому он становится видимым для нас. В графике, воссоздать подобный физический процесс пока невозможно, поэтому были придуманы текстуры, то есть фактически плоское изображение поверхности материала, его характеризующее. Текстура и шейдер - это НЕ ОДНО И ТО ЖЕ. Текстура без затенения будет выглядеть не натурально в большинстве случаев, особенно в динамике, но если ей задать тип затенения (глянца, подсветки, яркости, рассеивания световых потоков, трассировки, отражения, типа отражения, поглощения света, шероховатости и много чего ещё...) то мы получим самый настоящий, физически правдоподобный материал, краску, поверхность.