Render.ru

ВСЕ крутое хорошо, а азы мало кто знает...

#1
Руководство по использованию программы Vegas Video 3.0
Программа Vegas Video 3.0 компании Sonic Foundry, предназначена для недеструктивного многодорожечного аудио и видео-монтажа. В этом обзоре я коснусь лишь той части её возможностей, которые относятся непосредственно к аудио-редактированию.
Проинсталлировав программу (демо-версию размером порядка 30 mb можно взять здесь http://www.sonicfoundry.com/download/Step3.asp?URLID=1537&SerialNum=&EntryPoint= ) и запустив её, мы видим примерно следующее:

(рис. 1) Большое верхнее окно – монтажное. Здесь будут располагаться наши аудио-дорожки и производиться монтаж. Оно разделено на две части. В правой, прямо под линейкой с делениями, будут располагаться аудио-дорожки. В левой (узкая серая полоска) будут появляться панельки управления аудио-дорожками. Каждая – напротив соответствующей дорожки в правой части окна.
Ниже идут ещё три окна. Первое слева имеет внизу несколько закладок. В зависимости от того, какая закладка активирована, в окне отображается:
1) Explorer. Проводник, позволяющий перемещаться по дискам компьютера, находить нужные медиа-файлы и перетаскивать их непосредственно в проект.
2) Trimmer. В это окно можно загружать файлы из проекта (из самого верхнего монтажного окна), для более точной работы с их фрагментами.
3) Media Pool. Здесь отображаются медиа-файлы, используемые в проекте.
4), 5) и 6) Transitions, Video FX и Text/Backgrounds соответственно – предназначены для работы с видео.
Второе окно – Mixer. В нём мы можем регулировать общий уровень исходящего сигнала, а также обрабатывать этот сигнал эффектами, работающими в реальном времени.
Третье окно –Video Preview – окно предпросмотра видео-файлов.
Для начала необходимо создать аудио-дорожку. При нажатии на правую кнопку мыши в пустом верхнем монтажном окне появляется небольшое контекстное меню

(рис. 2), в котором с помощью функции Insert Audio Track можно создать новую аудио-дорожку. Это необходимо в том случае, если мы собираемся что-то переписывать в компьютер с какого-либо внешнего источника. В случае же если аудио-файл уже присутствует на одном из дисков компьютера, можно просто найти его с помощью окна Explorer и перетащить в монтажное окно, где сразу же появится аудио-дорожка, на которую и встанет перетаскиваемый файл. Панелька управления аудио-дорожкой имеет следующий вид:

(рис. 3). На рисунке цифрами обозначены:
1 – кнопка, позволяющая максимизировать размер дорожки.
2 – кнопка, позволяющая минимизировать размер дорожки.
3 – здесь можно назвать дорожку или переименовать её.
4 – ползунок, позволяющий менять громкость всей дорожки.
5 – кнопка активизации режима записи для данной дорожки.
6 - ползунок, позволяющий менять положение в стерео-панораме всей дорожки.
7 – кнопка, позволяющая инвертировать аудио-фазу дорожки.
8 – подключение эффектов, работающих в реальном времени.
9 – выключение воспроизведения на данной дорожке.
10 – режим solo, при активации которого данная дорожка остаётся единственной звуковоспроизводящей, а все остальные дорожки замолкают до того момента, пока кнопка не будет нажата вновь.
Следует заметить, что при нажатии на кнопку активации режима записи (кнопка 5), панелька несколько меняет свой вид:

(рис. 4). Слева от кнопки записи появляется кнопка выбора режима записи (Stereo или mono). Ползунки же громкости и панорамы меняются на индикатор уровня поступающего на аудио-карту сигнала.
Хочется отметить приятную гибкость интерфейса. Размер любого окна и любой дорожки, как горизонтальный, так и вертикальный, можно абсолютно произвольно менять, хватаясь и перетаскивая мышкой рамки, отделяющие один элемент интерфейса от другого.
Активировав запись и выставив соответствующий режим (моно или стерео, в зависимости от записываемого сигнала), приступаем к записи. Внизу, в правой части монтажного окна находится панель с кнопками, управляющими записью и воспроизведением (рис. 5).


1 – кнопка начала/остановки записи. Ctrl + R (так впоследствии я буду подписывать некоторые соответствующие клавиатурные сокращения, которые впрочем можно узнать из всплывающих окон-подсказок, появляющихся при наведении курсора на соответствующие элементы интерфейса).
2 – кнопка, закольцовывающая (зацикливающая) воспроизведение выделенной области.

Выделение (рис. 6) осуществляется следующим образом. Сначала нужно расположить курсор мыши в пределах серой полоски, находящейся над линейкой в месте, где будет начинаться фрагмент, который необходимо закольцевать. Нажать на левую кнопку мыши и, удерживая её в нажатом состоянии, перемещать мышь до тех пор, пока выделенная область не станет нужной длины. После того, как кнопка мыши будет отпущена, образуется выделенная область. В случае же если необходимо, чтобы область выделения находилась непосредственно над определённым аудио-объектом и точно соответствовала ему по длине, нужно два раза быстро кликнуть (double-click) по этому объекту.
3 – кнопка начала воспроизведения с начала проекта. Shift + Пробел.
4 – кнопка начала воспроизведения с места, в котором находится в данный момент курсор. Пробел.
5 – кнопка паузы. Enter.
6 – кнопка остановки воспроизведения. Пробел.
7 – кнопка перемещения курсора в начало проекта.
8 – кнопка перемещения курсора в конец проекта.


После остановки записи появляется окно (рис. 7), с помощью которого можно удалить только что записанный фрагмент, если Вы чем-то не удовлетворены в нём. Либо просто выйти из этого окна, нажав Done, если запись удачна. (Если убрать галочку слева от надписи Show after every recording session, это окно перестанет появляться).
Перемещение курсора осуществляется кликом мыши в том или ином месте монтажного поля. В случае если клик попадает на какой-либо объект, последний выделяется (меняет цвет), и если теперь, не отпуская кнопку, сдвинуть мышь, объект переместится вместе с курсором. Таким образом, можно выделять и перемещать объекты как влево и вправо, так и с дорожки на дорожку. Выделять выборочно одновременно несколько объектов можно, пользуясь кнопкой Ctrl. Просто нужно, удерживая её нажатой, выделить необходимые объекты. Если осуществлять перемещение объекта при нажатой клавише Ctrl, то объект не переместится в новое место, а скопируется. Удалять выделенные объекты можно с помощью клавиши Delete.
Изменение горизонтального масштаба осуществляется нажатием клавиш Up (Кнопка перемещения курсора вверх. Масштаб увеличивается) и Down (Кнопка перемещения курсора вниз. Масштаб уменьшается), либо с помощью колеса прокрутки мыши.
У каждого объекта имеется несколько мест, схватившись за которые с помощью мыши, можно изменять различные параметры этого объекта.

На рисунке (рис. 8) представлены два объекта. Нижний является копией верхнего с изменёнными параметрами. Если с помощью мыши менять положение углового треугольника 1, это изменит длину параметра Fade In, то есть время плавного увеличения громкости аудио-фрагмента в начале его воспроизведения. Если же изменять положение углового треугольника 2, это изменит длину параметра Fade Out, то есть время плавного уменьшения громкости аудио-фрагмента в конце его воспроизведения. Изменение положения синей линии 3 влечёт за собой увеличение или уменьшение громкости всего аудио-фрагмента. Изменение длины фрагмента осуществляется перетаскиванием правой или левой его кромки 4.
С помощью клавиши S можно разрезать выделенный объект в том месте, где в данный момент стоит курсор. Если в момент разрезания на разных дорожках под курсором находятся несколько выделенных объектов, все они разрежутся. При необходимости можно удалить и некоторый выделенный фрагмент объекта. Для этого нужно выделить объект, кликнув на него, затем в области над линейкой, удерживая мышь нажатой, выделить область, которую необходимо удалить

(рис. 9) и нажать S. Если же в этом случае нажать Ctrl + T, то произойдёт обратное – выделенный фрагмент останется, а области объекта слева и справа от выделения удалятся. Необходимо отметить, что программа Vegas является программой недеструктивного монтажа. Это значит, что никаких разрушающих действий в процессе работы над изначально записанными аудио-файлами не происходит. Мы имеем дело не с самими файлами, а как бы со ссылками на них, указывающими, с какого по какой момент проигрывать данный аудио-файл. Просто эти ссылки представлены в удобной для монтажа графической форме. Таким образом, изменяя границы любого фрагмента, растягивая их, даже из самого маленького кусочка можно вытащить любую часть звукового файла, и даже весь файл целиком.
Одной из главных возможностей, предоставляемой программой, возможностью позволяющей осуществлять точный и качественный монтаж, является создание кроссфейдов в местах сочленения звуковых фрагментов. Если сдвинуть два фрагмента так, чтобы один немного заходил на другой, мы увидим примерно следующую картину:

(рис. 10). Если теперь начать воспроизведение, то в этом месте получится следующее: в месте кроссфейда громкость левого фрагмента начнёт плавно уменьшаться, при этом одновременно начнёт воспроизводиться правый фрагмент, громкость которого будет возрастать. Происходит плавный переход одного фрагмента в другой. Длину кроссфейда можно регулировать, перемещая его края с помощью мыши.
Теперь немного о меню, расположенном над монтажным окном (рис. 11).


1 – кнопка создания нового проекта
2 – кнопка, с помощью которой можно открыть ранее созданный проект, или поместить в рабочий проект аудио-файл
3 – кнопка сохранения проекта
4 – кнопка, открывающая меню, в котором можно изменить свойства программы
5 – кнопка, позволяющая вырезать выделенный фрагмент в буфер обмена
6 - кнопка, позволяющая вставлять фрагмент из буфера обмена
7 - кнопка, позволяющая скопировать выделенный фрагмент в буфер обмена
8, 9 – кнопки отмены и повторного выполнения действий
10 – если эта кнопка нажата, то монтаж осуществляется в таком режиме, в котором при перетаскивании объекты стремятся пристыковаться к объектам, курсору, линиям, обозначающим границы выделения
11 - если эта кнопка нажата, при надрезании объектов или при наложении одного объекта на другой в местах стыка автоматически образуются кроссфейды
12 - если эта кнопка нажата, при вырезании части объекта на месте выреза не образуется пустого пространства, а фрагменты, находящиеся справа от выреза, как бы прихлопываются к части объекта, которая образовалась слева от выреза.
Рассмотрим примерный алгоритм монтажа интервью с помощью программы Vegаs Video. Кнопки 10, 11 и 12, описанные в предыдущем абзаце, активны. У нас есть некий кусок интервью (рис. 12).

Убираем паузу между фразами. Для этого выделяем сам фрагмент, затем место, которое нужно вырезать (рис. 13).





Нажимаем Delete – (рис. 14). Так как активны кнопки 11 и 12, часть объекта, которая получилась справа после разреза, прихлопывается к левой. А если немного увеличить масштаб и надвинуть правый фрагмент на левый, образуется кроссфейд, который не позволит возникнуть щелчку на месте стыка (рис. 15).

И так далее.

Фаг предоставлен сайтом названия сори не помню
 
Сверху