Хех. Я не мастер, но попробую оъьяснить.
Подготовительный этап. Долго медитиру. над текстурами оружия из сталкера и третьего фалаута. Очень долго. Фактически, разбираю по пикселю.
Начинаю работу.
1) Заливаю облсть цветом, близким к серому, но не в коем случае не мрнохромным. Обычно беру цвет из желтой части спектра. Можно так же нежно зеленый или голубой. Но я пользуюсь правилом, что темный и старый металл должен быть теплым, а чистый и свежезачищеный - отдавать холодным.
2) Рисую грязь и ржавчину. Просто открываю новый слой и мазюкаю по нему большой кистью разного цвета и тона. Затем делаю Gaussian blur с большим радиусом размытия. Затем экспериментирую с прозрачностью и режимом наложения этого слоя. Гряз рисую отдельноЧтобы грязь была неравномерной делаю множество мазков разного тона, а потом затираю Blur tool`ом. Потом по грязи можно пройтись стирательной резинкой (полупрозрачной)(и лучше если в параметрах кисти будет установлено scattering и other dynamics->opasity jitter). А потом опять затереть блуром.
3) Делаю фаетуру металла на новом слое. Например можно сделать инструментом pensil белого цвета, толщина кисти один пиксель с большим разбросом(scattering). Или толстой кистью в режиме dissilve c близкими к нулю параметрами opacity и flow. Получается такой "снег". Хорошо бы скопировать слой, сдвинуть его на один пиксель вбок и слить слои. А потом применить motion blur. Получатся как бы царапины - фактура. Фактуру накладываем на металл в режиме screen или еще чем по вкусу. Регулируем прозрачность.
4) Дальше рисуем царапины. Выступающие края предметов цасто трутся, поэтому краска с них слазити металл зачищается. Он светлый и блестящий. Выбираем светлый цвет с холодным отливом и жесткой кистью рисуем царапины. Модно сделать несколько слоев царапин разной интенсивности. Для глубоких царапин рисуем "темную сторону", чтобы создать ощущение рельефа.
5) Все предыдущие операции делаем с дткрытым 3дмаксом. Время от времени сохраняем текстуру и смотрим, как она выглядит на модели. Регулируем прозрачность отдельных слоев, чтобы добиться приемлемого результата. Так же регулируем яркость, контраст и хуесатюрейшн

Яркая текстура радует глаз, да и блки оживляют вид.
Ну, в результате получаем нечто, что издалека можно принять за металлическую поверхность
