Начну с того, что запустить пять полноценных и завершённых тематических блоков, в течении одного года оказалось не самым лёгким предприятием. До этого, мой опыт преподавания сводился к 6 годам очной работы со слушателями в оборудованных аудиториях, с группами по 10-15 человек и индивидуальному обучению. Это была весьма распространённая практика, которая сейчас уже становится анахронизмом. Практика записи видеокурсов у меня тоже была. Для различных студий, организаций, коллег и друзей. Однако, не это подтолкнуло меня к тому, чтобы ввязаться в такой масштабный учебный проект, как дистанционные курсы от Рендера. По этому, первый вопрос:
Почему я решился участвовать в проекте учебного центра Render.ru ?
Что подталкивает людей заниматься обучением? Видимо тут должен быть целый список ответов- амбиции, пиар, выгода, какие-то личные причины, в моём случае это немного не так. Во первых, когда я учился на художника, то так получилось, что я каждый год переводился на другое отделение, чтобы получить как можно более разнообразные навыки. Таким образом, я последовательно кочевал по отделениям станковой живописи, театрально- декорационного, отделения промышленной графики и педагогического отделения. Как раз, на педагогическом отделении, оказалось наиболее сбалансированное обучение и именно тут до меня дошло, что если хочешь чему- то научиться, попробуй научить этому другого. Часть обучения проходила в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. Разумеется, я вовсе не собирался работать преподом. Мне было просто интересно, что на этом отделении наиболее разнообразная программа, включающая в себя не только рисунок живопись, но и психологию и практику в школах, изо-кружках, даже практику на керамической фабрике и росписи подносов. Было просто интересно. Конец 90 годов ознаменовался развитием компьютерной графики и я попал в это русло сразу. Полиграфия, телевизионные заставки, реклама, проектирование торговых залов, дизайн всего и вся, потом начался игрострой. Как только я в достаточной степени осваивал какое-то дело, через какое- то время мне становилось скучно и интерес и мотивация ослабевали, хотелось чего-то новенького. Даже с софтом. Как только осваивал какой- то один софт, становилось скучно, начинал осваивать следующий. Потом я понял, что мне не интересно заниматься чем- то конкретным, мне хочется исследовать, изучать исравнивать, находить что - то интересное, применять и смотреть что из этого получится. Это потом я узнал, что есть такое направление деятельности- R&D. Занимаясь обучением компьютерной графики, я получил возможность исследовать, изучать, систематизировать всё это и формировать эффективную систему передачи этой информации слушателям. Это меня здорово увлекло. Всё- же это не то чем можно в достаточной степени заработать на жизнь и если заниматься только обучением, есть шанс оторваться от реальности, потерять чувство того, что актуально и востребовано. Так, что хороший прпод- это практик, занимающийся своим делом не как любитель, но как профессионал. Я художник и дизайнер во втором поколении и вариантов у меня небыло. Зарабатывать посредством своего творчества, знаний и навыков, для меня не выбор, но данность. Так случилось и всё. Фриланс, постоянка, консультации, услуги, как у всех кто в этом деле уже не первый год, а то и десятилетие. Конец мемуарам. Теперь главное:
Основная причина, по которой я записываю на видео что я делаю- чтобы не забыть. Уже в течении нескольких лет я сталкиваюсь с такой проблемой- когда работаешь на какой- то определённой позиции, специализации, то никаких проблем. Прекрасно понимаешь что и как делать, просто оттачивавшийся и всё. Когда прыгаешь с задачи на задачу или с проекта на проект, где постоянно специфика разная и свои нюансы, то начинаешь понимать, что начисто забыл как что-то сделать. Из памяти вылетают целые этапы процессов, которые раньше делал на автомате. На освежение памяти уходит драгоценное время. Начинаешь искать зацепки, как вспомнить. Бывает, что- то придумал. Через какое- то время вспоминаешь и понимаешь, что именно сейчас это пригодится, а как делал и что нажимал не помнишь. Так, что записывать всю последовательность действий на видео- очень хорошая практика. Я смотрю свои собственные курсы. Очень помогает. Как там я это делал? Открываешь, нужное видео, листаешь, находишь нужное место, вспоминаешь, повторяешь. Nota bene!
В одной игровой студии, попросили заполнить анкету с вопросом- На какие курсы вам хотелось бы записаться и по каким направлениям. Тут я понял, что с курсами по тому направлению, которое мне интересно, не густо. В разрозненном виде всё конечно есть, Скульптинг, ретопо, риг, анимация, текстурирование, шейдинг, программирование, но выстроенные в логическую последовательность со всякими подводными нюансами- с этим туго. Потом, информация быстро устаревает или то, что и как делают другие специалисты, не обязательно подходит мне. Так, что я снова взялся за самообучение. Решил наработать те информационные пласты, которым хочу научиться сам. Последовательно, в режиме проекта разобрать всё от и до. Всё зафиксировать и осмыслить так, чтобы после завершения проекта никаких непонятным моментов не осталось. Чтобы были видны все плюсы и минусы. Чтобы, приступив к "боевому", коммерческому проекту, чётко понимать что и как делать, а от чего лучше отказаться. Где сократить время, где использовать новые фитчи. В реальных проектах экспериментировать- риск. В течении года у меня были рабочие задачи по скульптингу, моделированию, текстурированию, анимации, написанию шейдеров, скриптов и разработке эффектов. Чтобы не забыть старые и новые методы, я воспроизводил всё в отдельном проекте, записывая на видео и снабжая развёрнутыми комментариями. В первую очередь всё это нужно мне самому.
Ещё один момент- структура курсов соответствует структура проектов. Каждый проект разбит на недельные спринты. Всё рассчитано так, что объём информации и задач по спринту достаточен для ознакомления с новой информацией, переваривания её и воспроизведения последовательности действий продемонстрированных и описанных в видео. Просмотреть- не значит понять, а понять- не значит повторить. По этому, слушатель может перейти к следующему спринту, только выполнив всё что показано в предыдущем. Так я могу убедиться, что учебные материалы эффективны. Если, что-то не так, то проблема разбирается по возможности. Это важно для меня, ведь если я где- то что- то упустил, то я сам столкнусь с проблемами в своей работе. Это нужно исключить. Так, каждому спринту соответствует свой раздел в закрытом форуме Cerebro. С каждым слушателем накапливается полезная информация, которой могут воспользоваться другие слушатели. Можно увидеть что делали другие слушатели, сравнить свои результаты, понять что можно улучшить и как. На один спринт приходится от 4 до 8 видеофильмов, хронометражем от 45 минут до 2,5 часов максимум. Обычно это часовое видео. Объёмы довольно большие. Записывается не всё. Рутинные и повторяющиеся действия не показываются. В целом всё так как в зарубежных аналогах. Видео выстраиваются в поэтапную последовательность работы над одним проектом в течении всего курса (Интерактивная архитектура. Интерактивная анимация, Интерактивный персонаж) или каждое видео показывает как сделать тот или иной элемент, не относящийся к одному проекту "Сборник полезностей", как в курсе с Инфографикой. Иногда я использовал ответвления. Подпроекты. Это нужно для более комплексного освоения навыков используемых в однотипных задачах, но различающихся спецификой, как в курсах по шейдингу и текстурированию или в архитектурном курсе.
Я не могу посвящать много времени курсам. Выкладывать видео анонсы, размещать демо- билды готовых проектов в сети, показывать работы слушателей. Достаточно часто записывать новые курсы или записывать специальные полезности для выкладывания на канал. Что там говорить, даже портфолио обновить не так просто. Я стараюсь выделять достаточно времени, чтобы своевременно и развёрнуто отвечать на вопросы слушателей, какими бы они не были.
Эту ветку я буду поддерживать по мере возможности. Мне интересны будут ваши вопросы, не только относительно курсов, но и относительно самого направления компьютерной графики- реалтаймовой визуализации, анимации, процедурализма и параметризма, творческой и художественной составляющей, инструментария, методов и приёмов, областях применения и т.д. Мне интересно ваше мнение, вопросы или предложения относительно этой темы.