Render.ru

Этология

RENDERATOR

Активный участник
Рейтинг
15
#1
Недавно наткнулся вот на такую статейку. Интересно, существует ли какая-нибудь наука помимо этологии, которая бы пыталась обьяснять принципы красивого (смешного, забавного, грустного, страшного) с науной точки зрения? А вплоть до формул? Скажем, такой набор пикселей будет вызывать вот такие-вот эмоции.
Если у кого-нибудь есть статьи на что-то подобное или свои собственные соображения на эту тему, было бы интересно с ними ознакомиться.
(программистский лексикон не будет смущать)

Несмотря на кажущуюся очевидность, феномен «усредненности красоты» долго не могли объяснить и доказать
Ученые разгадали наконец формулу красоты. Исследователи из Калифорнийского университета с помощью серии экспериментов смогли доказать, что человек считает образ или предмет более или менее красивым в зависимости от того, насколько быстро его мозг способен обработать данное изображение. Таким образом, нам наиболее симпатичны именно «усредненные» и узнаваемые образы – это касается не только других людей, но и машин и даже наручных часов.
Эти образы наиболее близки к «прототипам», которые существуют в мозгу, поэтому их легко воспринимать. Разумеется, сам по себе этот факт – открытие не новое. Феномен «усредненности красоты» был обнаружен учеными еще в конце 19 века, а в 90-х годах прошлого столетия Джудит Ланглуа из Техасского университета провела эксперимент, который наиболее ярко проиллюстрировал теорию. Тогда люди сочли лицо, смоделированное на компьютере из 16 реальных лиц, более красивым, чем любое из этих лиц по отдельности.
«Люди предпочитают изображение, наиболее близкое к среднему» Интересно, что эффект проявляется не только в отношении человеческих лиц. Люди предпочитают изображение, наиболее близкое к среднему, и тогда, когда речь идет о собаках, птицах, машинах и даже о наручных часах, сообщает LiveScience.
Несмотря на кажущуюся очевидность этого, феномен «усредненности красоты» долго не могли объяснить и доказать. Его пытались трактовать с точки зрения эволюции и полового отбора. Как и симметрия (другой показатель привлекательности), «усредненность» может говорить о хорошем здоровье потенциального полового партнера. Такое объяснение кажется правдоподобным, когда речь идет о человеческих лицах, но его нельзя применить к неодушевленным предметам и животным, которые не имеют никакого отношения к половому отбору.
И вот профессор из Калифорнийского университета Петр Винкельман и его коллеги решили выяснить более универсальный механизм привлекательности. Хорошо известно, что изображения, близкие к «прототипам», кажутся наиболее привлекательными и обрабатываются мозгом быстрее всего (это было доказано в экспериментах, когда людей просили классифицировать изображенный предмет и засекали скорость). Ученые предположили, что «усредненные» образы кажутся привлекательными именно из-за того, что мозгу легко их обрабатывать.
«Участники эксперимента быстрее классифицировали предметы и считали их более красивыми, когда изображения были наиболее близки к «прототипам». Чем быстрее человек классифицирует предмет, тем более красивым он кажется», - пишут исследователи.
«Скорее всего, в мозгу нет никакого встроенного «счетчика», определяющего ценность потенциального партнера или чего-то в этом роде. Механизм гораздо проще: чем легче обработать информацию об объекте, тем красивее он кажется. Стремление мозга к экономии энергии объясняет культурные и исторические отличия в восприятии красоты. Человеку кажется красивым то, что более привычно, и то, что легче воспринимается», - говорит ученый.
Тем временем китайские ученые надеются раскрыть секрет женской красоты, тщательно изучив наборы ДНК нескольких идеальных по всем параметрам представительниц прекрасного пола. В ходе исследования ученые из университета провинции Хунань планируют изучить ДНК двадцати красавиц, надеясь найти общие признаки в генетической структуре женщин, отвечающие за внешнюю привлекательность.
Команда исследователей обратилась в местную телевизионную компанию с просьбой помочь им в поисках самых красивых женщин провинции для участия в проекте. Руководство компании в принципе согласилось пойти навстречу ученым в поиске необходимого для реализации проекта «материала» при условии, если они собираются использовать предоставленную им информацию исключительно в научных целях.
 
Рейтинг
82
#2
любое занятие, если под него можно выбить финансирование, ценно само по себе, независимо от результата. вот и китайцы это поняли..

пытаюсь вспомнить у какого писателя были эти мысли. на примере портрета Джоконды он тоже утверждал, что в идеальной внешности все среднее - нос, лоб, губы, ничего не слишком маленькое и не слишком большое.

много наблюдал за популярностью 2D картинок, особенно на сайтах, где есть оценки. заметил, что наибольшее количество оценок получают самые банальные картинки. почему? наверное потому, что нарисован понятный и знакомый объект, и зрителю не нужно дробить свое сознание на оценку разных сторон произведения. он, естественным манером идет по пути наименьшего сопротивления и оценивает только один компонент, напр., мастерство исполнения. это проносится в подсознании за доли секунды, и мы видим только результат – это красиво, это нравится. в общем, моя мысль сводится к тому, что усредненность красоты имеет своей причиной естественное и подсознательное стремление человека идти по пути наименьшего сопротивления. достигать максимума минимальными средствами, пусть даже в этом случае «достижение» это просто сформированное мнение о красоте того или иного объекта. о «среднем» нам формировать мнение легче всего.
 

RENDERATOR

Активный участник
Рейтинг
15
#3
Согласен о "среднем". Не понял, насчет китайцев. Вы считаете, что не существует подобных закономерностей?

Немного увлекался нейросетями и распознаванием образов.
Например, маленькие дети почему любят мультфильмы? Для еще необученного мозга, отделение объекта от фона довольно сложная задача. Наличие контуров у объектов упрощает задачу и быстрее "усваивается" мозгом ребенка.
 
Рейтинг
82
#4
К детям, наверное, это тоже применимо, но лишь как один из факторов. Мозг ребенка развивается быстро. Т.е. понятие "к детям" может быть применимо в течение дня. Дети - это сложнее, чем взрослые люди. Взрослея, приобретая, мы и теряем.
Я в каком-то обсуждении на этом сайте приводил пример: часто приходится слышать фразу "не напрягает". Как плюс у того или иного произведения. Это то, к чему мы неосознанно стремимся. Наверное, надо принять это как данность. Но и это мне кажется еще не все.

Должен быть еще какой-то безусловный инстинкт. Иначе, как минимум, это различалось бы в случае людей ленивых-трудолюбивых. Понятно, что это скорее привычки-свойства натуры. Но они видимо формируются на основе психики, различной у первых и вторых. Тогда для первых, ленивых, красота была бы красотой, для вторых нет. Но все таки красота действует одинаково на тех и других..

насчет китайцев шутка. в том смысле, что наука это наука выбивать средства под исследовательские проекты)
 

RENDERATOR

Активный участник
Рейтинг
15
#5
Мозг развивается чуть ли не всю жизнь (кстати, я сам до сих пор люблю мультфильмы :)).
Насчет детей я хотел сказать, что человеку может нравиться лишь то, что он может понять. Сложные изображения требуют больше "вычислений" и очень скоро мозг просто утомляется.
Насчет ленивых-трудолюбивых, у меня примерно следующий алгоритм. В течении жизни человек накапливает усредненные образы сущностей (так просто рациональнее используется память) и сложным изображением здесь является не то, которое имеет больше деталей, а то которое наибольше удалено от любого из этих усредненных образов.
Насчет шутки, китайцы - это китайцы :). Кстати этология как наука к арту никакого прямого отношения не имеет, просто хочется найти объяснения для себя. А то обычно в книгах по композиции просто констатации - делать надо так-то и так-то, а почему это так - не понятно.
 
Рейтинг
82
#6
я тоже) меняется скорость, точнее она замедляется после определенного возраста. об удаленности/необычности согласен.

я сразу перевел разговор на арт, потому что он как раз интересует. я к сожалению так далеко арту не учился и происхождение учебников по композиции для меня темно, как и они сами. но, как версия, откуда они возникли, откуда наука о цвете и все прочее. может быть, потому что первые исследовати как-то обобщили наилучшие в их время произведения живописи и вывели закономерности, которые были общими для этих лучших произведений. т.е. из курицы и яйца я отвожу первенство талантливым живописцам, которые своими же работами и создали то, что было кодифицировано в учебниках и теперь не объясняется. может быть, все было иначе, буду рад, если меня переубедят люди более знающие. но, например, учебникам по физике, предшествовали опыты ученых, на основе которых они и были потом написаны))
 

RENDERATOR

Активный участник
Рейтинг
15
#7
Меня тоже арт интересует первую очередь и я тоже арту не учился :). Более того программист, художником работаю лишь последние два года.
Нет, само собой существует интуиция, мастерство, когда человек умеет, но не знает почему у него это получается. Научиться можно и без книжек, если просто много рисовать, желательно с детства. Помоему это самых простой способ. Но узнать почему вдруг стало получаться, таким образом не получится.
Например, музыканты о существовании семи нот узнали интуитивно раньше, чем математики нашли эту простую формулу (кстати нот не 7 а 12. Уменьшение кол-ва нот было вызвано желанием играть мелодию с любой ноты и человек с чувствительным слухом может уловить эти искажения).
Насчет цвета тоже интересно. В инете куча программ которые подбирают цвета (ColorImpact, например). То есть получается, что есть даже какие-то формулы красивых сочетаний цветов. Где бы про это все узнать?
 
Рейтинг
82
#8
Можно найти в Сети, но если не получится, я могу прислать на мейл книгу Иоханнеса Иттена «Искусство цвета».

Я потому и пишу такое, что, может подсознательно, пытаюсь обосновать, разве хотя бы для самого себя, свою возможность творить без образования, интуитивно. Были люди, с которых все начиналось, были ставшие великими, и может даже круче многих образованных придворных живописцев, но не имевшие образования. Это уже что-то. (в великие я конечно не мечу, глупо:) но на сайтах где компьютерщики соседствуют с "настоящими" живописцами, ну теми, чьи работы выполнены на холсте и продаются, я сталкивался с неким отношением, которое не нравится.
 

Bravo

Активный участник
Рейтинг
16
#9
Теории о связи скорости обработки информации и впечатлением которая эта информация производит конечна забавна,но к сожалению разбивается одним утверждением:
Визуальная информация от некрасивых предметов,которые человек тоже часто видит в повседневной жизни(и стало быть их образы тоже хранятся у него в мозгу) может обрабатываться так же быстро как и образ красивого-но красивыми эти предметы человек почему-то считать не начинает.А по теории получается что насколько бы не был некрасив обьект чем чаще его человек видит и чем его образ привычнее человеку тем он кажется ему красивее-так чтоли?Чушь.

Идея от том что детям нравятся мультики из-за наличия контура отделяющего персонаж от фона тоже никуда не годится.Дело в том,что детям одинаково нравятся и рисованные мультики с контуром и рисованные без контура и кукольные,у которых никакого контура нету.
 

RENDERATOR

Активный участник
Рейтинг
15
#10
Для Bravo.

В противном случае, если человек все время видит предметы с одинаковыми отклонениями, он будет считать эти отклонения красивыми. Но отклонения редко бывают одинаковыми - малы вероятности их совпадений.
 

RENDERATOR

Активный участник
Рейтинг
15
#11
для Ивана Шевченко

Помоему живопись вызывает уважение и у компьютерщиков. "Не нравится" она заказчикам по причине ее высокой себестоимости. :)
 

MWG

Модератор форума
Рейтинг
124
#12
Живопись - отражение внутреннего мира и восприятия действительности. Уважение вызывает не умение малевать красками - это несложно. Уважение вызывает умение ясно высказывать свою мысль. Впрочем, это умение вызывает уважение не только в живописи, но и в любой другой деятельности. Как говорится: "Кто ясно мыслит, тот ясно говорит".
 

sullenman

Активный участник
Рейтинг
13
#13
Про композиции.
Иходя из вышесказанного можно также определить и первейшие законы композиции. Например, понятие "центр композиции". Если предметы беспорядочно разбросаны по плоскости листа человеку труднее сконцентрироваться на сути композии и совсем наооборот, когда есть четко выраженный центр и все предметы "работают" на него. Следовательно - все тоже "наименьшее сопротивление". Правила расположениея предметов и перспектива подченены очень простой закономерности. Они обязаны как можно четче отобразить физические свойства предмета, чтобы зритель мог понять какова форма и содержение изображенного (опять же не должно быть лишних вопросов о сути). Т.е. зритель должен понимать художника, а художник должен вести свой "рассказ" на понятном языке.
 
Рейтинг
82
#14
sullenman, спасибо за полезный коммент, как кусок мозаики, который стал на место. я честно говоря просто руководствовуюсь чувством нравится-не нравится (насколько б мои композиции ни были бесхитростными). но можно идти и от закономерностей..
 
Сверху