Оператор Максим Волох о BenQ PV270: история о том, как выбрать монитор

Повествование идет от первого лица

К поиску внешнего монитора для контроля цветокоррекции меня сподвиг лавинообразный рост разнообразия устройств, на которых заказчики смотрят снятое и покрашенное мной изображение. Вдобавок, иногда заказчики вынуждали снимать на камерах своеобразных производителей, а красить Canon из цветового пространства ACES без внешнего монитора просто невозможно. Сразу объяснюсь: если упорствуете в приобретении собственного монитора, единственный путь: вручную писать LUT для проектора заказчика, а потом метаться туда-сюда, тестируя точность попадания.

Фото: Максим Волох


Итак… Я обратился к Artem Bogatirev, через которого уже покупал расходники для операторской группы, он позвонил в офис официального представительства BenQ в Москве. Пять минут объяснялок с менеджером отдела маркетинга Варварой (спасибо ей за понимание чаяний и сомнений ораторского цеха), и через неделю я забираю в Питере демо-монитор. Почему именно BenQ? Все просто: во времена моей юности марка котировалась на уровне Radius и ViewSonic, и вера не иссякла; и главное - мгновенный и очень приветливый ответ на мою просьбу о тесте. Кстати, обычно монитор дают под залог, но с меня даже денег не взяли. Просто помахали платочком, пока я коробку в багажник тягал))
Первое впечатление: по-одежке. Коробка от демо-зального монитора видала многое, и все еще жива, что говорит о достаточной прочности упаковки. В комплекте прилагается отличный табун проводов, что прекрасно - HDMI достаточно капризен, MD to DP вообще замучаешься покупать, а тут все есть в оригинальном качестве. В комплекте также провод для заливки результатов калибровки непосредственно в монитор (штука, как выяснилось, в высшей степени полезная). Нога монитора тяжелая и солидная, регулировка удобная как по-вертикали, так и по-развороту. Доступ к разъемам вслепую очень затруднен, но привыкнуть можно, тут ничего не поделать - плата за минималистичный дизайн, но монитор всегда можно завалить вбок (вертикальный режим), и спокойно разглядеть разъемы. 
Передняя панель. Я понимаю, что производитель хотел, чтоб выглядело круто, и в целом, им удалось. Узкая рамка по периметру экрана практически незаметна. Но сенсорные кнопки начисто лишают обратной связи и миллисекундные задержки превращаются в столетья ожидания, например пробуждения от сна. Ко всему можно привыкнуть. На третий день я уже просто тыкал не глядя, но пару раз конфузился от того, что забыл предварительно включить сетевой провод. Теперь меню. Главный провал для меня это: почему в сенсорном меню кнопка “вправо” слева, а кнопка “влево” справа???!!! Вы пробовали в парке аттракционов проехаться на велосипеде с реверсивным рулем? Я не спрашиваю “где логика”, я спрашиваю “Для чего вы это сделали??”

Главное:
Монитор покупается для точного отображения результата манипуляций с цветом и контрастом изображения. Переходим к нему - изображению. Поле монитора по умолчанию вызывает ужас… Нет, ну не ужас-ужас, но… Черный есть, и достаточно точный. Есть выбор гамм, что является несомненным преимуществом. Основное цветовое пространство, используемое сейчас в видеопроизводстве REC709 Gamma 2.4. В нем я и производил калибровку (Есть возможность работать и в Р3 или в REC2020, но это - на вырост, подавляющее количество проектов востребовано именно в REC709). Черное поле приемлемое для этой ценовой категории (оно удручает в сравнении с рефренсным монитором Flanders CM250 ценовой категории от $6000, но в пределах $800 все терпимо (pic_3, Фландерс слева)), легкие засветки по-краям. Теперь серое поле. На моем экземпляре BenQ неравномерность поля изображения заставила засомневаться в зрении. Верх и центр изображения визуально были достаточно близки к эталонному серому Rec709; 2.4; D65, но левый нижний край с серединой, низ центра и правый низ с серединой очень сильно розовили, вдоль всего правого края шла розово-синяя растушевка. В первую секунду все казалось безнадежным (pic_1). 

pic_1


Первый этап битвы за цвет (родная утилита). Сначала была скачана и применена родная утилита с калибратором i1pro. По-сути это утилита X-rite, единственный дополненный функционал которой - возможность заливки профайла непосредственно в мозг монитора. Стало лучше по-центру, но края все так же удручали. Игры с включением/выключением света в комнате на результат влияли, но не улучшали его. Полученный профиль никуда не годился.
Второй этап (правильная утилита Basiccolor (pic_2)). 

pic_2

И чудо произошло! Да, яркость экрана упала до 169 cd/m2 (это нормально при любой калибровке, пусть вас не обольщают заявленные на коробке показатели яркости), контраст стал 555 (что тоже честно), но потрясла ДельтаЕ 0,30 по шкале серого и 0,92 по цвету это очень хорошо. (Кстати, из профиля получился очень милый бирюзовый лют). После применения полученного профиля внезапно заработала система выравнивания цветов по-полю экрана; не понимаю как это связано, но на серое поле можно было смотреть уже без слез. Следы растушёвки по правой стороне остались, но только потому что я знал где искать. Этот профиль позволил неплохо работать в режиме второго экрана совместно с iMac 5K (спойлер - у iMac 5K экран лучше). 

pic_3


Третий этап (ручные настройки). Порофили - это все замечательно, но они не работают в случае моих потребностей - вывода изображения через интерфейс BM UltraStudio MiniMonitor c Thunderbolt на HDMI/HD-SDI. Мне необходимо было на экране диагонали соразмеряемой с дистанцией просмотра получить отображение точной контрастно/цветовой картинки с FCP-X и BM DaVinci R Studio. Тут пришлось работать пальцами. Отрицательная сторона этого процесса указана выше - дизайнерские изыски перевели ручные настройки в разряд тактильной акробатики. Положительная сторона - настройки по гамме удобные. И у меня была таблица цветового профиля из второго этапа. Комбинируя движки RGBCMY-диапазонов удалось добиться изображения очень близкого к финальному рендеру материала (pic_4, pic_5). Кстати, выяснилось, что цветовые профили с BM MiniMonitor и с видеокарточки iMac не взаимозаменяемые, с ВМ розовит ощутимо сильнее, но тут могут сказаться различия в цветовых пространствах источников.

pic_4


pic_5


Четвертый этап. Через утилиту DisplayCAL (достаточно заморочная программа, скрипт которой писали в одной компании, а оболочку в другой, из-за чего установка ее напоминает классический танец с бубнами). Она позволяет провести калибровку через BM MiniMonitor непосредственно сквозь DaVinci. Тут ждало разочарование: ручных настроек цветового тона отдельно по светам в мониторе нет, только по гамме. Поэтому ручной режим отменился и утилита стала писать 3D LUT в автоматическом режиме (pic_6,7,8). 

pic_6


pic_7


pic_8


Полученный лют можно использовать из под DaVinci, но логичнее залить непосредственно в монитор (отличная функция!!!), что ощутимо разгружает компьютер. Полностью розовый оттенок победить не удалось. Но визуальное различие стало таким, что им можно спокойно пренебречь. Калибровка снизила яркость монитора где-то до 150 люкс, контрастность до 500, показала охват REC709 105%, и ДельтаЕ 0,5. Очень хорошо. Единственное, почему-то задрался черный, и его пришлось “заталкивать” руками. Зато белый оказался точнее, чем на рефреном Panasonic за 3500$ (никогда не любил эту фирму).

Выводы. Совершенство недостижимо. Но, за достаточно приемлемые деньги после тщательной калибровки вы получаете рефренсный монитор, который охватывает все задачи по цветокоррекции до момента, когда вам надо будет выгонять DCP (тоже, конечно, можно, но с оглядкой и тестами). 

PS. В общем решил оставить этот монитор себе.

фотографии сделаны на iPhone7, компьютеры IMac27 2013 2К, 2015 5К; MacBookPro 2017, монитор BenQ PV270-B, BM DaVinci 14.3 Studio, 15 beta Studio (все остальное железо прописано в отзыве).

Источник: https://www.facebook.com/max.volokh/posts/10209775296214105


345 0 850 1
0
RENDER.RU