Как 17-летний парень из Петербурга стал аниматором в студии Pierrot, создавшей Naruto и Bleach

«Фрилансеры сделают быстро, круто и за гроши. Я — один из них»: молодой аниматор Слава Кольченко рассказывает о студийном пайплайне, оплате труда в аниме-индустрии и мотивации.

image6.jpg

Иллюстрация для 167-ой серии Black Clover. Автор — Слава Кольченко.

Слава Кольченко — 17-летний аниматор-фрилансер из Санкт-Петербурга, известный под псевдонимом EVAKOI. С января 2021 года он сотрудничает с японской анимационной студией Pierrot, создавшей известные аниме-адаптации Naruto, Bleach, Belzebub и Tokyo Ghoul. Помимо этого, Слава делает анимации для трёх других крупных студий, включая MAPPA (Jujutsu Kaisen, Attack on Titan TV-4).

Он успел поработать над сериалом Black Clover (167-я серия) и Wonder Egg Priority (9-я и 12-я серии), а ещё — над анимационными видео для Николая Баскова и RIKANI.

Клип на песню Николая Баскова — «Зараза».

Сейчас Слава работает над крупным аниме-сериалом, детали которого находятся под NDA (договор о неразглашении). И всё это он совмещает с учебой в школе.

Мы поговорили со Славой о проблемах индустрии, пайплайне японских студий, оплате труда и о том, как добиться успеха в анимации.

image5.gif

Шот для девятой серии Wonder Egg Priority. Автор — Слава Кольченко.

О трудолюбии, анимации и совмещении работы с учёбой

Слава самостоятельно научился анимации всего за полтора года. Ему помогли любовь к аниме и желание добиться чего-то значимого.

«Не верю в талант. Немного раздражают люди, которые говорят, что не станут даже пробовать рисовать, ведь у них таланта нет. Видимо, в детстве не получилось быть гением, вот и сидят «бесталанные». Конечно, надо работать, ведь получаться начнёт позже.

Как начнёт получаться, так и занятие начнёт приносить удовольствие. А там и талант «проснётся».

Слава Кольченко, аниматор.

Из всех видов искусства Слава выбрал анимацию потому, что его привлекает идея создавать фильмы в одиночку — без актёров, операторов и камеры. Именно аниматор может заставить кадр и объекты внутри двигаться как угодно, не полагаясь на других людей, реквизит и технические ограничения.

Сейчас Слава совмещает плотный рабочий график с учёбой в школе. Из-за этого аниматору приходится сильно перерабатывать. С 11 утра до 8 вечера Слава учится, а дальше отдаёт всё возможное время анимации.

«На самом деле балансировать всё труднее и труднее, экзамены близко, и я каждый раз говорю себе что-то вроде: «сейчас стоит остановиться и начать готовиться», но каждый раз работы становится только больше. На школу уходит очень много времени. Стараюсь крутиться».

Слава Кольченко, аниматор.

О положении в индустрии

По словам аниматора, из-за ухудшающегося состояния аниме-индустрии японцы всё реже выбирают анимацию как профессию. Количество сериалов растёт пропорционально спросу, который тоже постоянно увеличивается. Сроки на производство укорачиваются, а жить и платить за жильё всё ещё нужно. При этом японские студии не поднимают зарплату новичкам, из-за чего всё меньше молодых специалистов соглашаются работать в анимационной индустрии.

image8.gif

Анимация Славы для Black Clover. Автор — Слава Кольченко.

На фоне дефицита кадров крупные студии нашли простое решение: они стали искать аниматоров-фрилансеров в Твиттере. Именно так на Славу вышла анимационная студия Pierrot.

«Было, конечно, немного неожиданно, когда мне написали в Твиттер, но на самом деле я давно стремился к этому и прилагал множество усилий именно для того, чтобы рисовать аниме профессионально».

Слава Кольченко, аниматор.

image11.gif

Автор — Слава Кольченко.

Многие аниматоры-фрилансеры с энтузиазмом соглашаются работать с крупными студиями, причём японцы платят им гораздо меньше, чем местным работникам.

«Фрилансеры сделают быстро, круто и за гроши. Я — один из них.
Есть несколько причин, почему я согласился на это. Первая — известность. Она важна, чтобы появилась аудитория для собственных проектов. Возможность сделать свои любимые сериалы — вторая (хочешь хорошо — сделай сам). Любовь к аниме — третья. И опыт, конечно же. Такая важная работа очень сильно стимулирует прогресс ответственностью
».

Слава Кольченко, аниматор.

По словам Славы, минимальные требования к таким аниматорам — это желание работать, умение рисовать и знание производственного пайплайна. Знать японский нужно, но не досконально — в некоторых случаях и вовсе достаточно онлайн-переводчика. Заказы идут через электронную почту или Твиттер. Контракты предлагают крайне редко.

Пайплайн аниме-студии

Обычно производство аниме делится на несколько этапов — три основных и несколько побочных:

image12.jpg

Небольшая схема, объясняющая пайплайн японских студий. Сейчас расскажем всё детально. Автор схемы — Слава Кольченко.

Первые два этапа называются Генга, или ключевая анимация.

Сначала создаются ключевые кадры с основными положениями и движениями героев, а затем их детально прорисовывают промежуточными кадрами или фазами. Именно созданием ключевой анимации и занимается Слава: покадрово отрисовывает движения в небольших сценах. Процесс сложный и трудоёмкий.

«Мой порядок рисования хаотичен и зависит от настроения. Я начинаю всегда по-разному. В какой-то момент анимация заканчивается и всё сводится к процессу механической работы, когда надо просто довести всё до конца, а творческий этап уже пройден. Вдохновляюсь сакугой (кадрами и сценами из аниме, на которых резко возрастает качество анимации — прим.автора). Есть такой сайт — sakugabooru. Там собрана вся качественная анимация из аниме за всё время. Очень удобно искать рефы».

Слава Кольченко, аниматор.

Первый этап или первая Генга — это лэйаут. То есть черновая анимация, которая рисуется на основе раскадровки.

image1.jpg

Лэйаут-анимация на примере шота для Black Clover. Автор — Слава Кольченко.

По ней режиссёр понимает, верно ли спланированы сцены и правильно ли читаются движения. В лэйаутах движение очень важно, как и сама анимация. На этом этапе аниматор должен отрисовать ключевые позиции и отправить их в студию.

Далее начинается этап проверки. Готовый материал проверяют несколько человек: режиссёр анимации серии (Animation Director) и режиссёр анимации сериала (саккан или Chief Animation Director).

image3.jpg

Автор — Слава Кольченко.

Потом шоты с правками отсылают обратно аниматорам, и наступает второй этап Генги — Ниген. На нём аниматор, основываясь на правках и корректировках, прорисовывает каждый ключевой кадр анимации в чистом виде.

image9.jpg

Автор — Слава Кольченко.

Только потом ключевая анимация отсылается в студию к фазовщикам (они создают промежуточные фазы движения между компоновками) и наступает третий этап — Доуга. На нём к ключевым кадрам добавляют промежуточные.

image4.jpg

Наглядная схема, описывающая принцип работы Доуга-анимации. Автор схемы — Слава Кольченко.

Финальный вариант выглядит примерно вот так:

image7.gif

Автор — Слава Кольченко.

Или вот так:

image2.gif

Автор — Слава Кольченко.

Затем вся анимация отправляется на покраску и монтаж.

«Коллектива в студии как такового практически нет. Во всяком случае, я его не видел, ведь вся моя коммуникация происходит только с продакшн-ассистентом.

Я состою в коллективе Discord-сервера Striving for Animation. Там в основном сидят аниматоры из индустрии, опытные мастера, у которых по 40+ участий в различных аниме-сериалах. И это замечательные люди! Всегда помогают с трудностями в анимации. Они конструктивны, всегда готовы поддержать и перевести что-то с Японского. Да и вообще с ними просто приятно общаться».

Слава Кольченко, аниматор.

Правки к сданным материалам приходят на японском и английском языках (иногда — спустя 4 дня после дедлайна). Слава говорит, что общаться с продакшн-ассистентом несложно, хватает переводчика DeepL. Зато когда дело доходит до правок и коррекций, становится гораздо сложнее, ведь нужно читать рукописный японский язык. Тогда Слава прибегает к помощи товарищей из Striving for Animation.

«Обычно шоты проходят несколько итераций. Их количество зависит от времени, выделенного на работу. Но у меня пока что были только обязательные правки, хотя я слышал о том, как некоторым аниматорам давали ретейки — анимацию нужно было переделывать с нуля».

Слава Кольченко, аниматор.

Об оплате труда

Стандартно в индустрии дают от 1000 до 4000 йен (от 700 до 2700 рублей соответственно) за одну лэйаут-сцену, и столько же — за Генгу. Всё зависит от того, сколько работы может сделать аниматор.

«Сколько выходит в месяц пока не скажу, так как зарплаты ещё не получал. Выплаты очень задерживают. Например, на Black Clover нам обещали заплатить через 45 дней после конца месяца телетрансляции. Я так понимаю, это связано с ТВ-выплатами студии. Звучит дико».

Слава Кольченко, аниматор.

О том, как вдохновиться и достичь успеха

По словам Славы, чтобы достичь успеха в аниме-индустрии, в первую очередь нужно изучить 12 принципов анимации, настроиться на упорную работу и учиться рисовать анатомию в динамике. Для этого он советует обратить внимание на быстрые уроки Krenz Cushart Tutorials, просмотреть много хорошей сакуги и разобрать её покадрово. Можно подписаться на YouTube-каналы Striving For Animation и Dong Chang.

И вдохновляющие мангу с аниме никто не отменял.

«Бакуман» невероятно вдохновляющий, очень советую. И аниме, и манга достойны внимания. Собственно, моя жизнь пока по «Бакуману» и складывается. Ещё люблю Fate/Stay Night Unlimited Blade Works, Shirobako, New Game, Sword Art Online: Alicization, «Город, в котором меня нет», все фильмы Макото Синкая и «Реинкарнация безработного». Если случается свободная минутка, смотрю «Атаку титанов», «Приоритет чудо-яйца» и «Магическую битву».

Слава Кольченко, аниматор.

***

В будущем Слава хочет сделать собственный сериал, основанный на его сюжете. Он видит стилистику будущей работы как сочетание визуальных стилей Врубеля и студии Trigger, дополненных его собственными штрихами.

image10.gif

Автор — Слава Кольченко.

Начать полноценную работу над авторской задумкой Слава планирует будущей осенью, сразу после поступления в ВУЗ. Возможно, анимационный.

775 0 850 5
22
2021-04-05
Ему 17 лет что ли?оО
2021-04-05
Шел 2021 год, а в статьях до сих пор выражение "Достичь Успеха" - фрилансить на ААА тайтл по рейту в доширак и палку колбасы.)
2021-04-06
Доработается парень до выгорания. Пока молодой, это не ощущается. Стукнет за 25 лет с таким режимом и сил ни на что уже не будет хватать. И пресловутые "спорт\режим\питание" не помогут. Работать за копейки "ради славы" общеизвестные грабли новичков. Надо ценить себя. К слову, на том же анимевосте плюются с рисовки Черного Клевера. Я его когда-то начинала смотреть и попусту бросила. До ужаса тупое аниме. Начало было интересным, а дальше, видимо, желание на всем экономить у создателей победило качество.
2021-04-06
“Фрилансеры сделают быстро, круто и за гроши. Я — один из них”. Это верно, но они сами себе могилу и вырыли, обрушив цены. Я тут готов был заплатить 20 тысяч, за несложную работу, но когда я спросил про стоимость, выяснилось, что фрилансер готов все сделать за 5 тысяч. Ну дело его, если не нужны деньги, я не против заплатить меньше :)
В итоге получил неплохое качество за копейки, и дальше буду обращаться за дармовой силой.
2021-04-06
Глорфиндейл Боромиевич“Фрилансеры сделают быстро, круто и за гроши. Я — один из них”. Это верно, но они сами себе могилу и вырыли, обрушив цены. Я тут готов был заплатить 20 тысяч, за несложную работу, но когда я спросил про стоимость, выяснилось, что фрилансер готов все сделать за 5 тысяч. Ну дело его, если не нужны деньги, я не против заплатить меньше :)
В итоге получил неплохое качество за копейки, и дальше буду обращаться за дармовой силой.

Проблема не в новичках, а в старичках. Никто не говорит сколько это стоит. Новичок приходит и тыкает пальцем в небо. Я как-то давно переходил на концепт с продакшена, всех спрашивал - сколько стоит, и все так тайно глаза закатывают и конкретно ничего не говорят. И как тут разобраться?
2021-04-06
И меня искрене раздражает фраза, что фрилансеры работают за гроши. Я 20 лет на фрилансе. Гроши не видел. Проще студию на аутсосрс взять, чем набрать фрилансеров. раза в 2 дороже выходит. а то и в 3.
2021-04-06
жаль аниме не смотрят
2021-04-06
Alexandr Melentiev
Проблема не в новичках, а в старичках. Никто не говорит сколько это стоит. Новичок приходит и тыкает пальцем в небо. Я как-то давно переходил на концепт с продакшена, всех спрашивал - сколько стоит, и все так тайно глаза закатывают и конкретно ничего не говорят. И как тут разобраться?

1. Интернет в помощь, но дело в человеке, если он умеет что-то делать, потратил на обучение время, то крайне странно, что он не может потратить время, чтобы узнать, сколько это должно стоить.

2. В любом случае, работает даже простой способ: объективно оценить размер желаемой зарплаты за месяц. Потом определить, сколько времени потребуется для выполнения данной работы, и отсюда вывести стоимость. Кто же виноват, если человек низко оценивает свою работу, тогда появляется законный вопрос: а зачем он выбрал эту специальность, если такой труд не уважает?
2021-04-06
Rumit, Действительно. Как и фильмы, и мультфильмы. И в игры не играют. Все только на заводах работают, а потом спят.
2021-04-06
Глорфиндейл Боромиевич
1. Интернет в помощь, но дело в человеке, если он умеет что-то делать, потратил на обучение время, то крайне странно, что он не может потратить время, чтобы узнать, сколько это должно стоить.

2. В любом случае, работает даже простой способ: объективно оценить размер желаемой зарплаты за месяц. Потом определить, сколько времени потребуется для выполнения данной работы, и отсюда вывести стоимость. Кто же виноват, если человек низко оценивает свою работу, тогда появляется законный вопрос: а зачем он выбрал эту специальность, если такой труд не уважает?

Ну вот не скажите. Я как-то давно порылся в инете, увидел стоимости и решил, что я в дизайне по более зарабатываю. А когда методом пыток знакомых узнал настоящие цены, ушел в концепт. В инете не найдешь настоящей инфы) Согласитесь, глупо получать 120-160 к в месяц ( цены в инете), когда до этого получал 200-300 к в другой профессии. А по факту фрилансер может получать от 8к баксов до 16 в месяц. - но это прямо тайна какая-то, никто не хочет делиться этой инфой. Вот и думаю некоторые люди, что фрилансеры работают за еду.))
2021-04-06
Андрей, написано же нерентабельный бизнес с низкими зп.
2021-04-06
Rumit, "По словам аниматора, из-за ухудшающегося состояния аниме-индустрии японцы всё реже выбирают анимацию как профессию. Количество сериалов растёт пропорционально спросу, который тоже постоянно увеличивается. Сроки на производство укорачиваются, а жить и платить за жильё всё ещё нужно. При этом японские студии не поднимают зарплату новичкам, из-за чего всё меньше молодых специалистов соглашаются работать в анимационной индустрии."
2021-04-06
Андрей, ок вот цитата из другой статьи "«Это бизнес с очень низкой рентабельностью»"
2021-04-06
в любом случае денег там не много, с гейм девом даже не сопоставимо мало
2021-04-06
Rumit, Так с этим никто и не спорит. Но не потому что аниме мало смотрят. Его как смотрели чертовски много, так и смотрят. Другое дело, что монетизировать мультфильмы, в том числе и аниме значительно труднее, чем игры.
2021-04-06
Андрей, нормальные аниме за последние десять лет можно по пальцам пересчитать. И наруто в их число не входит. А вот шлака со школотой и бессмысленными няшками - полно.
2021-04-07
Очень круто для 17 лет... Я в этом возрасте радовался, что смог пройти тяжёлый уровень в игре про спайдермена, а тут уже опыт работы с крупными, именитыми компаниями.
2021-04-07
Завидую
2021-04-07
Shinetek, шлак по твоему не делает деньги?
2021-04-08
А вот неча завидовать, надо брать задницу в руки и пахать, саморазвиваться
2021-04-09
Shinetek, шлака и раньше хватало, просто принято считать, что раньше и аниме было ламповей, и смысла в нём больше.
2021-04-09
Жарылкасын, в среднем одно годное ониме раз в 1-2 года выходит. Просто раньше были очень жирные и новые для того времени произведения - nge, gits ну и ещё пара штук, которые реально ламповые. Щас то уже всего насмотрелись, идей новых не хватает. Впечатлить трудно. За последние годы порадовали коносуба, праздник кукол и ре зеро. Плюс ещё штуки 4 из-за безрыбья.
RENDER.RU