Ёжик в тумане - 2. Реквием
Современное искусство. Виртуализация. Потери и приобретения. Многа букаф!
(продолжение)
2. Реквием.
Но нет. Оладушки уже не те.
Революция, о необходимости которой так долго говорили авангардисты, СВЕРШИЛАСЬ. Теперь каждый объект изобразительного несет протяженные смыслы, неведомые доселе, ибо произошедшая виртуализация меняет связующую компоненту всех предметов.
К
чему же так катастрофично строить фразу? Все на месте – стул, стол, монитор. Но
мы говорим на языке Искусства. Известно, что язык искусства – абстрагирование и
универсализм. Мы видим, что вызов для художника - прояснить и заострить язык искусства и довести
абстрагирование и универсализм до всяческих пределов возможного. Отсюда –
понимание формы. Отсюда и катастрофичность. Все ранее предпринятые попытки
разрушить форму в традиции авангарда – имели дело с формой, так или иначе. Была
ли это форма закрашенного черным квадрата, пробитого холста или заспиртованного
быка, был ли это молчащий рояль или пук невидимки в ночи. Все это была форма,
старая добрая аналоговая форма. Что же случилось теперь? Виртуализация.
Ничто другое, кроме как изобразительное искусство, имеющее дело с Плоскостью, не понесло таких системных потерь от виртуализации и цифровых технологий. И в самом деле – с появлением компьютера писатели получили продвинутую пишущую машинку, музыканты – продвинутую шарманку. Для художников был создан графический планшет. Что получили художники? Продвинутую палитру? Холст и станок? Нет. Художники понесли тяжелую, невосполнимую утрату. Они потеряли палитру. Потеряли холст. Потеряли саму Изобразительную Плоскость. Покойся с миром. Ты навечно останешься в нашей памяти.
С житейской точки зрения все нормально. Графический планшет. Новый необычайный инструмент. Это как новая кисть или краски – даже интересно. Все та же кухня, все те же котлы и плиты. Но нет.
Мы говорим на языке Искусства. Мы говорим у края тьмы, где кончаются тропы определенности и строятся трамплины для прыжка в неведомое. Поэтому нет ни кухни, ни котлов. Никаким вчерашним авангардистам и не снился такой термоядерный взрыв, который сейчас разнес Форму в нескончаемые клочки неопределенного тумана. И мы спокойны, лишь от того, что пока не встречаем осмысления ситуации в среде искусствоведов и аналитиков. Да и что осмысливать? Пора осмысливать наступает только в момент приземления, когда, задрав голову, можно прикинуть, с какого утеса мы сверзились. Но полет еще не закончился. Технологии развиваются и каждый день приносит новый способ отрыва от очевидности, нам остается только придерживать шляпу и нестись вместе со всеми в цифровую мясорубку.
(продолжение следует)