Арт-менеджер в Playrix: как работать с распределенной командой
Что делать, если коллеги живут за тысячи километров от тебя и нужно выпустить успешный продукт? Об этом, об арте и о разработке мобильных игр рассказывает Юля Крылова, арт-менеджер компании Playrix.
Юля, расскажи, как ты попала в Playrix.
Юля: У меня с Playrix довольно интересная история. Я приходила дважды: первый раз в 2014 году на роль 2D-художника в Gardenscapes, второй — в 2017 году уже на роль арт-менеджера проекта Homescapes.
Почему уходила и почему решила вернуться?
Юля: Уходила потому, что мне предложили новую и очень интересную для меня роль в другой компании, и я решила попробовать. Я видела в этом шаге возможность расширить свой кругозор как в плане специфики отдельных направлений арта, так и в плане нового для меня жанра игр. Мысли о том, что я вернусь, меня, если честно, не покидали с самого начала :) Мы с ребятами из Playrix дружили и часто общались, в какой-то момент времени звезды сошлись: появилась позиция арт-менеджера для нового крутого проекта, а я как раз начала задумываться о потенциальной смене работы.
Как считаешь, какой опыт необходим, чтобы попасть на лидерскую позицию в Playrix?
Юля: Думаю, что совершенно точно нужен опыт работы в индустрии в схожей роли: менеджера проектов, арт-директора, тим-лида или арт-лида.
У нас большие команды, к тому же распределенные, что требует довольно крепких навыков менеджмента. Еще мне кажется очень полезным опыт работы с аутсорсом, поскольку лиды в аутсорс-студиях имеют много опыта в планировании и общении с удаленными командами.
Меня часто спрашивают: а должен ли арт-менеджер уметь рисовать сам? Субъективно считаю артовый бэкграунд большим плюсом, поскольку он позволяет говорить на одном языке с командой, но при этом не думаю, что художественные навыки обязательны. У нас в команде есть очень крутые арт-менеджеры без непосредственного опыта рисования, что абсолютно не мешает им в работе.
Совпали ли твои ожидания с реальностью?
Юля: Если честно, когда я первый раз пришла в Playrix, то ничего не знала ни о компании, ни о том, чем именно она занимается. Поэтому ожиданий как таковых у меня не было, зато было несколько стадий нарастающего удивления :)
Во-первых, компания занималась разработкой именно своего продукта и не являлась посредником или аутсорс-студией. В России не так уж много подобных историй :) Дальше — больше: это была абсолютно «белая» удаленная работа с очень хорошими условиями и отношением к сотрудникам. Помимо этого Playrix на тот момент уже помогал обустроить рабочее место для своих удаленщиков. Мне некоторое время не верилось: все время казалось, что где-то есть подвох.
А потом я приехала в гости в Вологду и увидела семиэтажный офис со своей кухней, игровой зоной и спортзалом…
Нужно ли говорить о том, что реальность меня, мягко говоря, поразила?
офис Playrix
Были какие-нибудь разочарования?
Юля: Нет, разочарований не было, но было то, что совершенно не укладывалось в голове. Компания была нацелена на качество, что само по себе хорошо, но отсутствовали сроки и часто — конкретика, что приводило к большому количеству правок, затягиванию разработки. Поначалу я совершенно не понимала, как все это может вообще работать, да еще и успешно. Казалось, что нет никакой структуры, есть один сплошной хаос, в котором мне с моим очень формальным тогда подходом к работе первое время было тяжело.
Сейчас я могу сказать, что это были первые уроки из серии «учиться думать по-другому». Потребовалось много времени, чтобы увидеть структуру, научиться быть гибче, но при этом идти к результату. Мы все до сих пор этому учимся — и чем дальше, тем интереснее.
Вообще считаю, что адаптация у нас — это очень большой и интересный челлендж, особенно для менеджеров. Жизнь никогда не будет прежней :)
Давай поподробнее про роль арт-менеджера :) Чем именно он занимается?
Юля: Всем! :) В других компаниях арт-менеджеры часто занимаются фидбэком, оформлением задач, оперативным ведением арта, у нас же работа арт-менеджера больше похожа на работу менеджера проектов.
Арт-менеджер активно участвует в планировании: как в формировании планов на версию, так и формировании планов работы своего отдела. В зависимости от этапа, больше взаимодействует с менеджером проекта и менеджерами других направлений или с тим-лидами и арт-лидами своего отдела. Арт-менеджер активно участвует в обсуждениях, консультирует в процессе разработки новых фич, помогает формировать проектные команды и крепкие связки специалистов для работы над разными задачами.
Конечно же, мы следим за реализацией планов и сроков, строим и улучшаем процессы, пробуем что-то новое. В целом, мне кажется, мы пользуемся достаточно классическими инструментами и приемами в менеджменте, просто они у нас адаптированы под наши нужды и продолжают видоизменяться вместе с развитием компании. Сложно рассказать что-то из ряда вон выходящее о менеджменте коротко.
Получается, что арт-менеджер это человек, который отвечает за реализацию проекта в срок?
Юля: Не только. Самым важным и большим блоком я бы назвала работу с командой. Арт-менеджеры плотно подключаются с самого начала формирования команды. Мы много работаем с рекрутингом, чтобы собрать команду мечты на проекте и помочь каждому человеку в этой команде адаптироваться и максимально комфортно и качественно включиться в работу. Дальше идет непрерывный процесс развития команды. У нас нет выраженной вертикали и одного человека, который бы принимал окончательное решение. Нам важно, чтобы команда была максимально вовлечена в процесс разработки, не боялась давать и реализовывать идеи без микроменеджмента и жесткого наставления сверху. Менеджер скорее помогает создавать условия для общения и совместного принятия решений в команде, стимулирует ее к этому, является фасилитатором в сложных задачах и ситуациях.
Отдельно хочется рассказать о непрерывном фидбэке. Мы довольно серьезно подходим к анализу работы каждого человека в команде и стараемся максимально прозрачно общаться на тему достижений и того, что еще можно улучшить, помогаем в развитии, стараемся учитывать пожелания команды.
К удаленным сотрудникам подход такой же?
Юля: Да, мы стараемся со всеми в команде работать в равной степени, независимо от того, ходит ли человек в офис или работает из дома. Иногда получается, что с удаленщиками общаемся даже чаще, чем с теми, кто рядом в офисе. Я имею в виду: то, что человек сидит далеко, не обязательно делает его оторванным от команды. Хотя свои особенности и сложности в работе с распределенной командой, конечно же, есть.
Типичный будний день удаленного сотрудника :)
Есть много страшных сказок об удаленных командах: начиная от разницы в часовых поясах и заканчивая невозможностью контролировать ситуацию. С какими сложностями сталкиваетесь в реальности?
Юля: Я бы отметила несколько основных сложностей:- определенная доля неэффективности и замедленное принятие решений;
- пробелы в коммуникации: информация может не доходить до всех коллег или доходить не в том виде, в котором мы хотели бы ее донести;
- мало простого человеческого общения;
- более сложная адаптация новичков.
Как справляетесь?
Юля: В первую очередь, мы осознаем, что есть вещи, которые полностью «починить» или настроить не удастся и нужно принимать это во внимание и адаптироваться. Например, та самая доля неэффективности. Мы знаем, что она есть и что обсуждения и принятие решений могут занимать больше времени, чем если бы вся команда сидела в одном офисе. Соответственно, мы учитываем такие особенности при планировании.Поскольку команда — это наше все, мы с самого начала готовы к тому, что будем уделять ей много времени и внимания. В компании на всех уровнях очень много делается для того, чтобы каждый человек чувствовал себя частью команды и ему было комфортно с самого начала.
У нас очень серьезная и продуманная адаптация: с самого начала у сотрудника есть доступ ко всей необходимой информации и наставник, который поможет разобраться во всем. Да и после испытательного срока человека никто не бросает: мы часто списываемся и регулярно созваниваемся, даем и просим фидбэк.
Часто новичков отправляют в командировки в один из офисов на пару недель, чтобы он мог лично пообщаться с командой и впитать как можно больше информации и опыта. Вообще командировки и мини-ивенты у нас чрезвычайно развиты. Регулярно проводим как встречи по направлениям, так и кросс-проектные. Это если говорить о крупных. Более компактные тоже организуем при необходимости.
А бывают встречи для всех сотрудников компании?
Юля: Да, ежегодно мы встречаемся всей командой (1000+ человек!) на внутренней конференции PlayrixCON. Локации разные, в прошлом году она проходила в Сочи, например. Вообще о PlayrixCON можно книгу написать: настолько это большое, яркое и насыщенное мероприятие.
А еще поставить памятник нашему ивент-отделу, который организовывает все это на самом высоком уровне.
Это отличная возможность пообщаться, обсудить самые насущные вопросы на qa-сессиях и круглых столах. Ну и развлечения, конечно же :) В общем, лучше один раз увидеть! :) Я уверена, что каждый в Playrix с нетерпением ждем этого мероприятия.
Видео с конференции PlayrixCON 2018