Blender 5.0: революция в цвете, производительности и анимации
18 ноября 2025 года состоялся официальный релиз Blender 5.0 - следующего крупного шага в развитии популярного бесплатного 3D-пакета. Этот выпуск знаменует собой двухлетний цикл разработки с момента выхода Blender 4.0 и фокусируется на глубокой переработке ключевых систем для удовлетворения потребностей современных студий и независимых художников.
Главные нововведения:
- Цвет и отображение: Одно из самых значимых изменений - полномасштабная поддержка HDR и цветов с широким охватом. Blender 5.0 introduces новые дисплеи Rec.2100-PQ/HLG, обновленные представления ACES 1.3/2.0 и новое представление AgX HDR, что обеспечивает невероятную цветопередачу на современных мониторах. Для корректной работы в Linux теперь требуется использование Wayland и бэкенда Vulkan.
- Производительность и рендеринг: Представлен новый алгоритм объемного рендеринга, основанный на нулевом рассеивании, что ускоряет работу с дымом, туманом и другими объемными эффектами. Для работы с кэшами точек добавлена поддержка быстрого алгоритма сжатия Zstd, а улучшенная поддержка Vulkan открывает дорогу к более высокой производительности на совместимых видеокартах
- Геометрия и модификаторы: В арсенале художников появились шесть новых модификаторов на основе узлов геометрии (Geometry Nodes), что предоставляет неограниченные возможности для процедурного моделирования и анимации. Также обновлена система отрисовки кривых, включая новый параметр "Cylinder" для визуализации толстых кривых без искажений.
- Рабочий процесс и интерфейс: Blender 5.0 представляет совершенно новый шаблон и рабочее пространство для раскадровки (Storyboarding), упрощающий процесс пре-визуализации для аниматоров и режиссеров. Пользовательский интерфейс подвергся масштабной чистке: упрощены настройки тем, удалено более 300 устаревших параметров, а также добавлены десятки мелких улучшений, таких как перетаскивание в списке Shape Key и привязка боковых панелей.
- Прочие улучшения: В комплект добавлен пакет базовой сетки человека для создания реалистичных скелетов. Также было исправлено около 500 ошибок, что повышает стабильность работы программы.
Для полноценной работы, особенно с новыми функциями рендеринга, требуются современные видеокарты: NVIDIA GeForce 900/Quadro Tesla, AMD GCN 4-го поколения или Intel Kaby Lake и более современные видеокарты.
Релиз Blender 5.0 знаменует собой новый этап в развитии проекта, делая профессиональные инструменты для 3D-творчества еще более доступными, мощными и удобными.