Что показал отчёт Blender Foundation: рост доходов, новые релизы и донатная зависимость
2024-й для Blender стал годом противоречий: с одной стороны — три мощных релиза, глобальные конференции и новые донаты, с другой — тревожные сигналы о снижении финансовой подушки и хронический технический долг. В свежем отчёте фонда представлены достижения и проблемы, которые вызывают дискуссии в сообществе.
Бурный рост и новые лица
Важный сдвиг — расширение руководства. К Тону Рузендалю присоединились Франческо Сидди (операционный директор), Фиона Коэн (операции), Сергей Шарыбин (разработка) и Далай Фелинто (продукт). Это шаг к снижению зависимости проекта от одного человека. При этом процесс передачи полномочий идёт постепенно: Тон по-прежнему остаётся ключевой фигурой, что сохраняет риски управленческой турбулентности.
Проблема с доходами
Фонд сообщил о росте доходов на 21%. Юбилейная кампания «30 лет Blender» позволила в первом квартале собрать в два раза больше средств, чем годом ранее. Только за декабрь поступило 200 000 евро от более чем 10 000 донатов.
Однако финансовые резервы упали ниже безопасного уровня: прибыль 2023-го сменилась убытком в 2024-м. Основная статья расходов — зарплаты и гранты разработчикам (свыше 2,15 млн евро против 1,77 млн в 2023-м). Почти 70% всех донатов распределяется напрямую в пользу девелоперов.
Релизы, которые всколыхнули индустрию
Blender представил три крупных обновления:
4.1 — прирост производительности, апдейт Cycles и Geometry Nodes.
4.2 LTS — долгожданный EEVEE Next и стабильность для студий.
4.3 — революция в Grease Pencil и переработка скульптинга.
Скорость релизов остаётся предметом дискуссий. Чтобы справляться с накопленным техническим долгом, команде приходится устраивать «зимы качества».
Проекты года: от Gold до «Грязной кухни»
Project Gold — из короткометражки вырос в полноценный арт-шоурил, вместе с которым представлен аддон Brushstroke Tools.
Grease Pencil 3.0 — полный редизайн инструмента, рассчитанный на десятилетие вперёд. При этом часть пользователей выражает опасения по поводу несовместимости с прошлым поколением.
Brush Assets — кисти стали активами. Скульптинг теперь в 5–8 раз быстрее, при этом экономится память.
Обновления впечатляют, но масштабные изменения способны ломать привычные пайплайны, что вызывает вопросы у части сообщества.
Конференции и громкие премии
BCON24 в Амстердаме: 740 участников из 58 стран, 128 докладов, 1,2 млн просмотров на YouTube.
BCON L.A.: первая конференция в США, около 200 человек.
Annecy Festival: короткометражка Wing It! вошла в конкурс, а фильм Flow на Blender получил главный приз Cristal.
Blender всё заметнее укрепляет позиции в кино и анимации, но часть участников сообщества задаётся вопросом, не отвлекают ли масштабные мероприятия от разработки.
Зависимость от донатов
Кампания «Join the 2%» стала самой обсуждаемой частью отчёта. Из 20 миллионов скачиваний Blender, донаты вносит лишь малая часть пользователей. Фонд призывает аудиторию поддерживать проект даже минимальными суммами: если хотя бы 2% пользователей будут делать пожертвования, Blender сможет обеспечить финансовую независимость.
Подводя итоги
Blender Foundation в 2024 году показал глобальное влияние и устойчивый рост сообщества, но цифры в отчёте указывают на хрупкость системы:
- доходы растут, но резервы падают;
- новые функции впечатляют, но технический долг остаётся;
- команда расширяется, но управление всё ещё сосредоточено вокруг одной фигуры;
- сообщество огромно, но донаты поступают лишь от небольшой его части.
Главный вопрос, который обсуждает сообщество: сможет ли Blender сохранить свободу и независимость, если донатная модель не выдержит дальнейшего роста расходов? Потому, что все идет именно к этому и из вариантов у нас либо снижение темпов разработки, либо пойти под крыло и потерять самостоятельность. А как думаете вы?
Всем желающим мы предлагаем ознакомиться с оригинальным отчётом на английском в pdf формате, скачать его можно в прикрепленных файлах к этой новости.





