Godot 4.5: пять ключевых нововведений для CG-художников
В свежем релизе Godot 4.5 разработчики внесли около 2 500 изменений в коде, сделав движок быстрее и удобнее. Помимо оптимизаций для программистов, обновление включает ряд функций, которые значительно расширяют возможности CG-специалистов.
Пять ключевых улучшений Godot 4.5:
1. Одной из главных новинок стала поддержка трафаретных буферов (Stencil Buffers). Они представляют собой область памяти, куда записываются произвольные значения сетчатых объектов, что открывает простор для графических эффектов, таких как вырезанные части моделей и рентгеновский эффект. Также разработчики отмечают создание дешевого светового эффекта, имитирующего атмосферу игры The Legend of Zelda: The Wind Waker.
2. В Godot 4.5 переработана обработка зеркальных отражений, теперь основанная на окружающем свете, а не только на карте освещения. Благодаря этому любой объект получает правильную обработку теней независимо от наличия карты освещения, а окклюзия окружающей среды автоматически создает зеркальные тени. Оба метода рендеринга (Forward+ и Mobile) поддерживают нормали изгибов для обработки зеркальных теней и непрямого освещения.
3. Редактор анимаций в Godot претерпел существенные доработки, дающие возможность пользователям легко масштабировать и перемещать точки кривых Безье группами. Также появилась возможность фильтрации анимаций по имени и сортировки их алфавитно. Для аниматоров введены новые ограничения, помогающие лучше привязывать кости друг к другу, особенно полезно это для проектов виртуальной реальности и метавселенных аватаров.
4. Для подготовки ресурсов в Godot 4.5 реализована возможность запекания карт освещения и разворачивания UV-карт на смартфонах и планшетах под управлением Android и iOS, помимо настольных ОС. Это открывает широкие возможности для полноценной работы на мобильном устройстве. Интерфейс редактора адаптирован специально для удобства пользователей смартфонов и планшетов, включая панель быстрого доступа к основным действиям вроде сохранения и отмены действий.
5. Хотя данная особенность непосредственно не влияет на творческий процесс художника, её значимость велика: новый инструмент предварительных сборок шейдеров уменьшает нагрузку на конечных пользователей благодаря предварительной подготовке шейдеров для конкретной аппаратной архитектуры. Например, демонстрационная игра от команды Godot показала снижение времени загрузки в 20 раз на платформе Windows с использованием DirectX 12 и macOS с API Metal.
Помимо перечисленных функций, обновление включает множество мелких исправлений и улучшений интерфейса, повышающих удобство работы с движком, таких как улучшение физики 2D и 3D, интеграция инструмента сглаживания SMAA и расширение возможностей платформы вплоть до начальной поддержки операционной системы visionOS для разработки приложений дополненной реальности.
Версия Godot 4.5 совместима с системами Windows, Linux и macOS, доступны браузерные и мобильные сборки редактора. Исходники распространяются под лицензией MIT.