Blender 4.5 LTS вышел: Vulkan, ускорение рендера и импорт FBX в 15 раз быстрее
Blender 4.5 - очередное обновление популярного бесплатного 3D-редактора для визуальных эффектов, анимации, разработки игр и визуализации.
Как релиз с долгосрочной поддержкой (LTS), эта версия будет получать важные исправления в течение двух лет, что делает её более надежным выбором для студий, работающих над крупными проектами.
Обновление затронуло множество инструментов, включая Geometry Nodes, рендеры Cycles и Eevee, встроенный композитор и инструменты Grease Pencil.
Ниже - пять самых интересных новшеств, от глобальных изменений вроде поддержки Vulkan до менее заметных, но полезных улучшений в освещении и импорте FBX.
1. Vulkan во вьюпорте: стабильность и производительность
Главное техническое обновление - Vulkan-бэкенд, который теперь полностью готов для профессиональной работы.
Не смотря на то, что OpenGL пока остаётся вариантом по умолчанию, Vulkan уже можно активировать в настройках. В Blender 4.5 он получил поддержку субдивижна, OpenXR и работы с USD, сравнявшись по функционалу с OpenGL.
Что это даёт:
- Более плавный интерфейс
- Ускорение работы со сложными сценами
- Быстрая загрузка шейдеров и перемотка анимации
Совместимость:
- NVIDIA GeForce GTX 900 (2014)
- AMD Radeon 400 (2016)
Ограничения:
- Не поддерживает модели с >100 млн полигонов
- Требует размещения всех текстур в памяти GPU
2. Булевы операции: новый уровень точности
Обновлённый Manifold - солвер (решатель) для Boolean-операций использует ту же библиотеку, что и Nomad Sculpt. Преимущества перед старым Float-солвером (решателем):
- Более стабильная работа со сложной геометрией
- Результаты, сопоставимые с Cinema 4D
- Интеграция в Boolean Modifier и Mesh Boolean Node
Важно отметить, что работает только с manifold-геометрией (где каждое ребро принадлежит двум граням).
3. Cycles: прорыв в адаптивном субдивижене
Технология Adaptive Subdivision, автоматически регулирующая детализацию объектов в зависимости от расстояния до камеры, стала значительно быстрее.
Новые возможности:
- Поддержка motion blur
- Корректная работа с UV-развёртками
- Ускорение рендера в 10-14 раз
Это особенно полезно для сцен с дисплейсментом, где важно сохранять детализацию без чрезмерного роста времени рендера.
4. Умное освещение: новые параметры контроля
Художники по свету оценят новые инструменты для тонкой настройки освещения:
- Шкала Кельвина - точная настройка цветовой температуры
- Tint - добавление стилизованных оттенков
- Normalize - фиксация интенсивности при масштабировании
- Exposure - глобальная регулировка яркости всех источников
Все параметры совместимы с USD через Hydra.
5. FBX-импорт: революция в скорости
Новый C++-импортёр на базе ufbx (как в Godot) предлагает:
- Ускорение загрузки в 3-15 раз
- Меньшее потребление памяти
- Поддержка «проблемных» файлов
- Автоматическое создание Actions для анимаций
Важно: для использования нового импортёра нужно выбирать его вручную в меню.
Blender 4.5 LTS доступен бесплатно для Windows 8.1, macOS 11.2, Linux и более новых версий операционных систем. Исходники распространяются под лицензией GPLv3.