Blender 4.5 LTS вышел: Vulkan, ускорение рендера и импорт FBX в 15 раз быстрее

Blender 4.5 - очередное обновление популярного бесплатного 3D-редактора для визуальных эффектов, анимации, разработки игр и визуализации.
Как релиз с долгосрочной поддержкой (LTS), эта версия будет получать важные исправления в течение двух лет, что делает её более надежным выбором для студий, работающих над крупными проектами.

Обновление затронуло множество инструментов, включая Geometry Nodes, рендеры Cycles и Eevee, встроенный композитор и инструменты Grease Pencil.
Ниже - пять самых интересных новшеств, от глобальных изменений вроде поддержки Vulkan до менее заметных, но полезных улучшений в освещении и импорте FBX.

1. Vulkan во вьюпорте: стабильность и производительность
Главное техническое обновление - Vulkan-бэкенд, который теперь полностью готов для профессиональной работы.
Не смотря на то, что OpenGL пока остаётся вариантом по умолчанию, Vulkan уже можно активировать в настройках. В Blender 4.5 он получил поддержку субдивижна, OpenXR и работы с USD, сравнявшись по функционалу с OpenGL.
Что это даёт:
- Более плавный интерфейс
- Ускорение работы со сложными сценами
- Быстрая загрузка шейдеров и перемотка анимации
Совместимость:
- NVIDIA GeForce GTX 900 (2014)
- AMD Radeon 400 (2016)
Ограничения:
- Не поддерживает модели с >100 млн полигонов
- Требует размещения всех текстур в памяти GPU

2. Булевы операции: новый уровень точности
Обновлённый Manifold - солвер (решатель) для Boolean-операций использует ту же библиотеку, что и Nomad Sculpt. Преимущества перед старым Float-солвером (решателем):
- Более стабильная работа со сложной геометрией
- Результаты, сопоставимые с Cinema 4D
- Интеграция в Boolean Modifier и Mesh Boolean Node
Важно отметить, что работает только с manifold-геометрией (где каждое ребро принадлежит двум граням).

Blender45_5KeyFeatures_Manifold.gif

3. Cycles: прорыв в адаптивном субдивижене
Технология Adaptive Subdivision, автоматически регулирующая детализацию объектов в зависимости от расстояния до камеры, стала значительно быстрее.
Новые возможности:
- Поддержка motion blur
- Корректная работа с UV-развёртками
- Ускорение рендера в 10-14 раз
Это особенно полезно для сцен с дисплейсментом, где важно сохранять детализацию без чрезмерного роста времени рендера.

2.jpg

4. Умное освещение: новые параметры контроля
Художники по свету оценят новые инструменты для тонкой настройки освещения:
- Шкала Кельвина - точная настройка цветовой температуры
- Tint - добавление стилизованных оттенков
- Normalize - фиксация интенсивности при масштабировании
- Exposure - глобальная регулировка яркости всех источников
Все параметры совместимы с USD через Hydra.

5. FBX-импорт: революция в скорости
Новый C++-импортёр на базе ufbx (как в Godot) предлагает:
- Ускорение загрузки в 3-15 раз
- Меньшее потребление памяти
- Поддержка «проблемных» файлов
- Автоматическое создание Actions для анимаций
Важно: для использования нового импортёра нужно выбирать его вручную в меню.

3.jpg

Blender 4.5 LTS доступен бесплатно для Windows 8.1, macOS 11.2, Linux и более новых версий операционных систем. Исходники распространяются под лицензией GPLv3.

816 0 850 16
16
2025-07-16
Один из самых лучших релизов за последнее время, на мой взгляд. Не считая множества стандартных улучшений, обновлений и исправлений, самое главное здесь, это полноценный переход на Vulkan, теперь вьюпорт действительно стал очень шустрым при работе со сценами по нескольку десятков миллионов полигонов, и ещё добавлен новый импортёр FBX, так он теперь тоже стал очень быстро импортировать любые 3D-модели, а то раньше с этим огромная проблема была, то, что многих отталкивало и останавливало, когда нужно было работать с тяжёлыми сценами. Разработчики молодцы, спасибо им!
2025-07-16
Исправьте, пожалуйста: "1. Vulkan во вьюпорте" должно быть.
2025-07-16
Энтони МИсправьте, пожалуйста: "1. Vulkan во вьюпорте" должно быть.

Спасибо, исправили.
2025-07-16
Отличная новость и отличная программа! Работать в ней одно удовольствие. Разработчикам нужно памятник, при жизни, поставить за их труд)))
2025-07-17
Заглянул в комменты, тишь да гладь. Где же срачь? Непорядок, даже настроение испортилось
2025-07-17
Кстати хороший релиз. Еще пару лет и можно глядишь переезжать.
2025-07-20
Не было проблем с работой до 5кк полигон) в опенГЛ. Хз о чем разговор. А вулкан у меня фигво отображает... будто через фиговый апскейлер... на сетке (вьюпорта) какие то артифакты пастеризации и аляйсинга. Дросиля на видяхе жужат а интрфейс будто лагает.... стоит размер окна настроек менять.
В опенГЛ как работало все плавно и идеально так и работает, замечательно (тока нада г-синк отрубать, потому он занижает плавность).

Обновлю драйвера и отпишусь станет ли лучше... но пока что в коментариях хвалы этому вулкану больше чем нужно. А учитывая что в 4.4 он вообще не работа (интрфейс становился белым) и без отката ничего не работало. Это вообще смешно, и грустно одновременно. Вы же не пончики в бледер делать заходите ?)
2025-07-20
VovaНе было проблем с работой до 5кк полигон) в опенГЛ
При реальном сравнении в работе сцен с 60-100 млн. полигонов между OpenGL и Vulkan разница очевидна.

VovaДросиля на видяхе жужат а интрфейс будто лагает....
Проблема точно в системе/железе. Ничего подобного вообще не замечал, а вот ускорение буквально всего во вьюпорте невооружённым взглядом заметил при переходе на Vulkan. Да и при работе во вьюпорте видеокарта вообще почти не грузится, если конечно не моделите прям в режиме интерактивного рендера :)

VovaА учитывая что в 4.4 он вообще не работа (интрфейс становился белым)
Отлично работал, разве что ещё без поддержки всех функций, которые в 4.5 уже стали поддерживаться. Здесь также проблема на вашей стороне. Железо достаточно современное у вас? И какая ОС?
2025-07-20
5950x|b550|64gb ddr4 3200hz|rtx3090|4k HDR 160гц монитор.
2025-07-21
Максим Черных (Maxpanki)Заглянул в комменты, тишь да гладь. Где же срачь? Непорядок, даже настроение испортилось
А какой сейчас смысл в сраче. Там все прочитали новости про ИИ, так что очень скоро он будет все делать вместо вас, неважно в Максе ты, Синеме или Блендере.
2025-07-21
Александр Р А какой сейчас смысл в сраче. Там все прочитали новости про ИИ, так что очень скоро он будет все делать вместо вас, неважно в Максе ты, Синеме или Блендере.

Мне кажется большие конторы по типу Adobe и Autodesk не допустят что бы их продукт тупо не кто не брал "потому что AI", будет какое то противодействие, AI тупо не допустят до хайэнд проектов (по крайней мере ближайшие 5-10 лет точно)
2025-07-21
Максим Черных (Maxpanki)
Мне кажется большие конторы по типу Adobe и Autodesk не допустят что бы их продукт тупо не кто не брал "потому что AI", будет какое то противодействие, AI тупо не допустят до хайэнд проектов (по крайней мере ближайшие 5-10 лет точно)

Каким образом? Уже 4й год никаких внятных регулирований ИИ нет и быть не может, для этого нужно единое правовое поле, а кто-то у себя лично ограничивать себе же в ущерб не будет, пока все остальные будут развиваться.
2025-07-22
Максим Черных (Maxpanki)Мне кажется большие конторы по типу Adobe и Autodesk не допустят что бы их продукт тупо не кто не брал "потому что AI", будет какое то противодействие, AI тупо не допустят до хайэнд проектов (по крайней мере ближайшие 5-10 лет точно)

Я уверен, что они как всегда поступят по принципу Не можешь победить - возглавь.
2025-07-23
В общем даже с 577 студио драйвером, в блендер 4.5 в вулкане делать нечего... разве что тока моделить 100кк поликов. Для всего остального опенГЛ приятней и плавней. Хотя чтобы в конец мракобесом не быть я со старта трогаю/тестирую вулкан... практичности в нем вообще нет, а надежность как то и в голову не приходило проверять. Нада все и сразу.

Да и скорость подгрузки в OpenGL для в eevee и суслике тоже подняли достойно.
2025-07-25
Максеры что там в максе нового? Сохранение уже сделали с 10 минут до 9.99?
2025-07-29
О в 4.5.1LTS исправили отображение для Vulkan. Закатываемся ребят xD
1м махом все исправили, и масштаб окон и скорость интрфейса и отображение со сглаживанием. Аж приятно.
RENDER.RU