2004-02-05
"...С XIX века встал вопрос и о киче; сегодня это уже вопрос о кич–культуре и способах ее преодоления
...
Самое распространенное определение кича – безвкусица. Это определение является свернутым рассуждением о том, что, во-первых, в социуме есть люди, знающие и обладающие чем-то, что является вкусом, и люди, этим не обладающие. Во-вторых, эта социальная дифференциация напрямую связана с искусством и наличие или отсутствие этого самого вкуса предполагает соответственно какие-то признаки художественной формы, которые и позволяют выделять кич
...
Наглядно такую структуру можно представить образом пирамиды.
Ее основание – тот пласт культуры, который можно назвать архетипическим. Принципы витальности, стабильности, самой биологической сути существования предполагают особую эстетику: использование определенных образов в особом художественном преломлении.
Это – архетипический пласт кича, а этот кич в свою очередь – архетипический пласт культуры вообще.
Он имеет свои национальные особенности, но все-таки интернационален, неизменен как в пространстве, так и во времени, так как связан с архетипами мироупорядочения, «гармонии в последней инстанции». Каждый человек проходит эту стадию кича, усваивая «проформы» миропорядка, кто-то только в детстве, а кто-то и в течение всей жизни. Основные образы этой универсальной ипостаси кича:
Младенец или (и) детеныш (реже птенец) как символ максимума потенций развития, начало роста и необратимость формообразования. Играющий ребенок – еще более глубокий смысл; в восточной традиции смеющийся мальчик – символ Дао.
Роза. Лабиринт как гармония целого, воспринимаемого изнутри как хаос, то есть порядок через хаос. Раскручивающаяся из центра спираль – очень часто встречающийся в психоаналитической литературе лично переживаемый, например, во сне, образ Бога. Эти глубокие символы визуализируются образом розы.
С представлениями о вечном законе гармонии связан и образ света из неясного (незаметного) источника и вообще блеска как такового, что наиболее полно представлено золотом.
Эрос и Танатос - также обязательные ценности витальности; для кича важными константами является эротика («красивость» здоровых производителей) и мистика (особое мифологизированное знание плюс обязательное для кича стремление удивить небывалым: эффект «бородатой женщины»).
В пластической организации этих образов характерна бионическая красота, вообще максима пластической прихотливости.
...
Кич – это «порог массовости» ... требуется не просто использовать архетипы культурного бессознательного или наиболее модные тенденции, требуется сделать это максимально навязчиво и пафосно..."
«HABITUS КИЧ», Светлана Оболкина.