Главная проблема CG в России и первый шаг на пути её решения
UPD от 09.07.2017: кадр из фильма "Притяжение" как пример, на мой взгляд, одного из лучших проявлений работы российских CG-художников пришлось убрать, в связи с обращением правообладателя. Право, не знал, что кадр из фильма - тоже авторская собственность. Буду знать.
Предисловие: я написал эту статью уже достаточно давно, недавно опубликовал её у себя на сайте-блоге, а пару дней назад я рискнул опубликовать её на Хабре в разделе "CGI" (из песочницы она вышла). Сразу хочу отметить, что никакой цели распиариться тут не преследуется (был бы ещё хоть кем-то значимым). Для меня важно другое: узнать мнение людей, связанных и несвязанных с CG в нашей стране, касательно серьёзности проблемы и такого первого шага к её решению.
Всё, что я вижу вокруг, всегда с той или иной скоростью меняется. Что-то очень быстро, что-то медленно, что-то вообще не сдвигается с места. И здесь речь идет именно о менталитете людей, об их отношении к вещам, с ними никак не связанными; об их понимании того, что в мире есть множество интересных и сложных профессий/наук, о глубине которых они никогда не задумывались. Я говорю о людях, живущих в России. В нашей стране еще с советских времен в головах людей прочно оседают устоявшиеся нормы, пресечь которые или изменить они практически не в состоянии. То, какие мысли витают в головах большинства наших людей касательно политики, финансовой грамотности и изучения чего-то совершенно нового для себя, пугает. И если с политикой всё и так понятно, с финансовой грамотностью — так же, хотя, пожалуй, здесь проблемы не только у россиян, то с уважением к чужой работе, или хотя бы с осознанием того, что твоя работа не самая тяжелая во всей вселенной, у нас очень большие проблемы.
И именно здесь я хочу сделать акцент на условиях жизни CG в нашей стране.
Начну с того, что компьютерная графика в нашей стране — это одна из наиболее недооцененных и, возможно, наряду с IT-сферами, самая неочевидная отрасль деятельности. «Неочевидная» здесь — малопонятная, неоднозначная или попросту «вещь для специфичных, увлеченных людей». Никогда не пробовали сравнивать себя с теми же айтишниками (например, программистами)? Сейчас, когда в тренде VR и AR технологии, CG и IT всё теснее начинают сотрудничать друг с другом. Однако в отличие от IT, где работают «исключительно ботаники», которые трудятся изо дня в день и получают заслуженно высокие гонорары, в CG работают ребята, которые могут ткнуть куда надо, они знают про кнопочку «сделать красиво», ну а ещё они рисуют крутых роботов или человекоподных существ в 3D, ну могут ещё рисовать игры, «какие-то там движки регулировать, чтоб игралось нормально», а ещё они сидят и добавляют эффекты, которые те же «айтишники» им действительно разработали… Короче, мозгов-то особо не нужно, каждый при желании может этим заниматься, а когда уже и так всё готово, то и времени на это много не нужно…
Наверняка заметили, как я тихо скатился к наиболее обобщенному мнению о CG? Ну как? Как вам то, что думает большая часть людей про компьютерную графику и её важность в современной России? Как вам тот факт, что в связи с вышесказанным, достойных выплат предлагать вам не будут, а инвестиции в CG… даже звучит странно, согласитесь? А как же тот факт, что именно всё это общество ставит вам дедлайны или просто условия выполнения? В случае с CG идеальным заказчиком всегда будет такая же CG-компания/люди, потому что только они знают истинную ценность вашего труда и сложность работы. Но, справедливости ради, все мы знаем, что в хороших, сформировавшихся студиях по разработке игр/производству 2D/3D-анимации, моушн-дизайна, визуализации интерьеров/экстерьеров зарплаты существенно выше среднего по стране. Однако такие деньги выплачиваться будут только тем людям, которые успели себя зарекомендовать, успели обучиться своему мастерству и готовы (кстати говоря) обучить остальных новичков. Но это как раз тот самый случай: CG работает с CG.
Про ситуацию на фриланс-биржах можно вообще написать множество томов, посвящённых неадекватным заказчикам с их сроками и правками, проблеме демпингования, отсутствия чёткого понимания заказчиком масштабов работы, низкого денежного вознаграждения, проблеме большого количества новичков и людей с катастрофически малым опытом работы, которые готовы работать за гроши, тем самым мешая находить своих клиентов опытным художникам. Постоянно слышу об этом на форумах, вижу это в различных блогах, а в последнее время слежу за этим настроением в чатах мессенджеров, таких как Telegram.
Меня поразила до глубины души разница в зарплатах между российскими и иностранными студиями. Но если здесь ещё можно найти оправдание в экономике стран и валютных тенденциях, то категорически никакого оправдания нельзя найти в разнице между выплатами в России и за рубежом фрилансерам. Даже если сопоставить курсы валют, всё равно выходит, что на западе отношение к труду CG-художников кардинально отличается от нашего, и это видно уже начиная с тех денег, которые предлагаются в качестве оплаты.
Короче говоря, труд CG-художников не ценится или оценивается не по достоинству. Это факт. Многие с этим мирятся, правительству нашей страны, кажется, вообще неизвестно об этой проблеме, ровно как и о том, что в других странах есть специальные инвестиционные компании, которые вкладывают капиталы в области медиа, CG, IT и т.п. (тот же Providence Equity Partners). Хотя, например, мне известно о WargamingLabs, проекте студии Wargaming, созданном с целью помочь инди-разработчикам игр продвинуть свой продукт. Но опять же, это только gamedev (Game Development, разработка игр) и каковы масштабы этого предприятия — неизвестно.
С другой стороны, я совершенно не воспринимаю нытьё (именно нытье, а не констатацию факта), что требования к соискателям в крупных студиях слишком недостижимые. Не видел ещё ни одной вакансии, где было бы сказано, что от вас требуется знание всех программ для моделирования, умения работать во всём, что существует, а ещё рисовать как Микеланджело. Другое дело, что даже те, кто подходит по требованиям, просто не желают покидать родное место у компьютера и пересаживаться в офис, где вокруг снуют чужие люди. Но ситуация во фрилансе плачевная, аутсорс доступен уже для состоявшихся студий/опытных фрилансеров, а теперь представьте, что после всего этого испытывает новичок, который просто хотел создавать взрывы и разрушения/моделировать/композить/рисовать и на этом зарабатывать по достоинству, но при этом ему предстоит ещё всему этому обучиться, а мамы с папой, способных помочь, давно уже рядом нет?
В CG сейчас идут люди, по-настоящему желающие обучиться этому и в дальнейшем работать, поднимая уровень графики в России на новый уровень. Безусловно, есть и те люди, которым графика нравится, и они, после многих лет учёбы и работы на нелюбимой должности, решаются изменить кардинально всё и окунуться в это (как ваш покорный слуга).
И после такого краткого обзора ситуации с CG в России, сразу возникает резонный вопрос: а как же всё изменить? Как сделать так, чтобы отношение к компьютерной графике из нейтрального перешло в позитивное, в то отношение, которое уже давно существует в США, Канаде и Великобритании?
На мой взгляд, начать нужно с чего-то, что доступно абсолютно каждому человеку, в независимости от рода его деятельности, уровня зарплаты и количества свободного времени. Что-то, что сможет продемонстрировать весь объём работ, необходимый для создания таких привычных для простого человека вещей, как игры, реклама, кино со спецэффектами, красивые картинки в архитектурных журналах и т.п. Это что-то должно показать весь процесс создания; то, сколько времени на это ушло, ровно как и сколько физических сил было на это потрачено.
Уже в течении нескольких месяцев меня не покидает идея о создании этого «чего-то». Однако относительно недавно я наткнулся в очередной раз на сайт знаменитой на весь мир школы компьютерной графики Gnomon, и в разделе Community я нашёл подтверждение своей теории — выставка. Знаменитая (как выяснилось) выставка Gnomon Gallery позиционируется как выставка лучших работ студентов школы в «сеттинге» традиционных выставок.
Мне показалось, что вот оно: первый шаг на пути приобщения людей к компьютерной графике, к их пониманию того, что на самом деле это такое, и как на самом деле это создается. Речь даже не о просто картинах, висящих на стене, а о визуальной демонстрации работы, самого процесса создания. Из этого вполне можно было бы создать не просто выставку, призванную привлечь внимание аудитории к масштабам CG, а целую платформу, на которой крупные и малые студии могли бы кооперировать друг с другом, искать новичков, рассказывать иной аудитории о своей работе и так далее, и так далее. В конце концов, уже совсем теоретически, но такое мероприятие вполне могло бы создать свой фонд поддержки CG-профессионалов в нашей стране.
Но главное здесь — развить скудные познания людей о работе artist’ов, показать им, что не всё так просто, что всё настолько сложно, что даже опытные профессионалы не всегда могут успевать за новыми тенденциями в своей работе. Показать, что художников, на самом деле, очень много, но многие из них неизвестны публике, при этом качество работы у них сродни работе целой студии; что есть ребята, создающие в самые кратчайшие сроки сумасшедшие рекламные ролики, которые люди переключают, завидев их начало; что есть огромное понятие research & development даже в CG, когда, например, требуется добиться максимального реализма самими изощрёнными способами. Но что самое главное, что всё это — великий труд, равно как и труд программиста, учёного-генетика, топ-менеджера, шахтёра или врача. Важно лишь приоткрыть наконец завесу.
Безусловно, я не претендую на роль супер-создателя-решения-от-всех-проблем, но попробовать нам никто не запрещает. В конце концов, мы хотя бы попытались, пускай, даже эта идея — бред с абсолютно нулевым финалом. Важно попытаться. В этом смысле меня очень вдохновляет Сергей Цыпцын, написавший «Понимая Maya», основатель Real School, а впоследствии и Scream School, главный организатор CG Event’а. Сергей сделал очень много для популяризации CG в России, однако если CG Event создан прежде всего для людей, в CG живущих, то почему бы не создать нечто столь же колоссальное, только для людей, про CG не знавших?
Спасибо.
676085014
46
2017-07-07
Андрей, спасибо вам за поддержку. Как раз-таки на предстоящем ивенте, который будет в субботу, я буду в числе тех, кто будет помогать с организацией. Поэтому, надеюсь, представится возможность рассказать Сергею и команде о своей идее и получить полезный фидбек. Проблема лишь в том, что я один и, конечно, без команды будет непросто. Поэтому вначале хочу получить максимум отзывов об идее от всех. На хабре, кстати, вышли интересные дискуссии.
[quote=Андрей Кривуля]
Все правильно пишешь и в правильном русле мыслишь. Главное не сдаваться и идти по этой дорожке не слушая никого - тогда все получиться. Можно даже с этим вопросом и полными рассуждениями выступить на том же CGEvent - поднять вопрос. Достаточно написать Сергею и объяснить суть выступления =) Это глобальная тема и я думаю тебя многие поддержат. Успехов в общем!
[/quote]
2017-07-07
Хорошо написано. В целом согласен. Но некоторые моменты я бы стал выделять. Например ставить в пример положение CG за рубежом. Вы пишите: "разница в зарплатах между российскими и иностранными студиями". Я согласен что за рубежом CG ценится больше, но это касается ведь не только CG, а вообще любого квалифицированного труда. У нас же интеллектуализм не ценится, и это тоже не только CG касается.
""поразила до глубины души разница"" - вот не уверен. Математика простая. Студия Blur, ср. з\п специалиста - 70 000 в год. Вычитаем налоги (порой до 40% доходящие), и делим остаток на 2 (реальная покупательная способность денег, ибо цены у нас минимум в 2 раза ниже на большую часть товаров). По итогу получается чуть больше хорошей зарплаты хорошего специалиста в крепкой московской студии. Несогласные - аргументируйте)
Периодически смотрю всевозможные интерью и вебинары с нашими ребятами, которым удалось поработать на студиях с мировой известностью. Сам факт , что многие возвращаются о чем то говорит. Недавно смотрел интервью с замечательным 3дшиком, который поработал полгода в Weta digital и вернулся обратно в Москву. Некоторые аниматоры, поработавшие в очень солидных зарубежных студиях возратились. Я не утверждаю и не делаю 100% выводов, но дыма без огня не бывает). Да и если честно, кто нибудь знает 3дшников- богачей?). Я вот не могу припомнить ни одного "миллионерствующего" 3дшника)
А идея популяризации CG в России для широких масс - это отличная идея!
Успехов!
2017-07-07
Главная проблема CG в России заключается в том, что его в общем-то практически и нет.. А то небольшое, что есть сосредоточено в 2-3х городах ( в основном то в Москве). А во всех остальных местах это нафиг никому не надо. В тех же Америках полно специализированных учебных заведений, где учат именно cg-специалистов, различных студий, которым есть чем заняться, т.к. полно снимают разных сериалов, фильмов даже В-класса, где нужна графика и т.д.
А у нас недавно только хотя бы цветокоррекцию научились делать в фильмах не вырвиглазную.
Короче отстаем мы от запада лет на 15 в этих делах. Да и не важно это на самом деле будет скоро - так как у нас каждый год граждане убивают абортами несколько миллионов собственных детей, то уже лет через 30 мы собственно исчезнем, ну или нас заменят - скорее всего жители мусульманских республик ( они то своих детей не убивают). Но им до CG дела уже совсем не будет...
2017-07-07
[quote=vympel]
Главная проблема CG в России заключается в том, что его в общем-то практически и нет..
[/quote] Это вы как то уж очень категорично). Если бы не было, не висело бы столько вакансий в Stay и на прочих площадках. Проблем много, но я бы не стал так пессимистично смотреть на это.
2017-07-07
Сегодня поддержим вас в соц.сетях, 37 000 подписчиков.
2017-07-07
Наши сиджи было погублено архивизом ну и может казуальними игрушка. Тысячи талантливых новичков ломанулись в интерьерчики чтобы надолбить денежку, да там и остались. Из-за недостатка людей интересующихся настоящим сиджи не формируется среда. Нет тусовки из которой могли бы вырасти сообщества, из которых могли бы вырасти союзы компьютерных художников.
2017-07-07
У них та же проблема, они же тоже жалуются что сиджи специалисты плохо живут, их обижают и могут уволить в любую минуту.
[quote=simon310]
""поразила до глубины души разница"" - вот не уверен. Математика простая. Студия Blur, ср. з\п специалиста - 70 000 в год. Вычитаем налоги (порой до 40% доходящие), и делим остаток на 2 (реальная покупательная способность денег, ибо цены у нас минимум в 2 раза ниже на большую часть товаров). По итогу получается чуть больше хорошей зарплаты хорошего специалиста в крепкой московской студии. Несогласные - аргументируйте)
[/quote]
2017-07-07
[quote=Mr.Absent]
Наши сиджи было погублено архивизом ну и может казуальними игрушка. Тысячи талантливых новичков ломанулись в интерьерчики чтобы надолбить денежку, да там и остались. Из-за недостатка людей интересующихся настоящим сиджи не формируется среда. Нет тусовки из которой могли бы вырасти сообщества, из которых могли бы вырасти союзы компьютерных художников.
[/quote]Пожалуй что то лучшая формулировка! Ёмко и точно определено положение вещей. Можно, конечно, выделить и еще некоторые причины, но это основное.
2017-07-07
Не знаю, я лично со многим не согласен.
Во-первых, разницу в зарплатах объяснить легко - наши студии просто не зарабатывают столько, сколько зарубежные. Каковы бюджеты наших фильмов/мультфильмов/игр? Каковы их сборы? Так откуда же, в таком случае, ждать сопоставимых гонораров? Тут не в CG проблема, а в продюссерах, инвесторах и режиссерах. Спрос рождает предложение, и будь у нас тут парочка каких-нибудь успешных контор, вроде какой-нибудь ILM, платили бы там соответствующе. Да и про объемы выпускаемой продукции забывать не стоит.
Кроме того, как уже писали выше, разница в доходах специалистов зачастую не такая уж драматичная. Просто надо учитывать, что в России может быть слишком большой разброс в зарплатах: начиная от студентов, работающих за колбасу, и заканчивая серьезнымии дядями, зарабатывающими более-меннее неплохие деньги. Почему-то люди, проводя сравнения, как в статье, чаще всего смотрят на нижний сегмент у нас и на топовый - у них. Если же выбирать что-то средненькое, то за вычетом налогов и в пересчете на местные цены их зарплаты конечно будут побольше, но не на порядок. Вот я бы кстати посоветовал в следующей статье провести детальное сравнение с цифрами и примерами нескольких соответствующих "срезов" CG-профессий в России/СНГ и на Западе (от новичков до профи) - это все же было бы полезней и интересней для множества людей, чем абстрактные рассуждения, не в обиду автору. =)
Другое дело, что за бугром работа интересней и возможностей для роста больше, но это уже особенности индустрии, а не зарплат.
Ну а касаемо фрилансеров, то они вообще могут зарабатывать столько, сколько хотят, если хватает квалификации и наглости. )
Вот меня лично другое волнует. По моему мнению, доход во всей CG-индустрии в ближашее время может начать падать, причем значительно. Графика становится проще и доступней, софт гибче, компьютеры мощнее. Общий уровень художников увеличивается, появляются армии новых талантливых специалистов, растет конкуренция... Есть интернет с кучами видеоуроков и Ютубом. На обучение тому, что раньше занимало десяток лет, сейчас уходит несколько месяцев максимум, главное нужные видюшки найти и посмотреть. ) В наше время, некоторые люди на домашних компах способны создавать ролики качества blur и Weta Digital без каких-либо проблем - такого никогда еще не было. Все это может привести к серьезному обесцениванию нас как специалистов. ) Надежда только на общее увеличение производства разнообразного контента и рост общего числа студий.
2017-07-07
[quote=simon310]Из-за недостатка людей интересующихся настоящим сиджи не формируется среда. Нет тусовки из которой могли бы вырасти сообщества, из которых могли бы вырасти союзы компьютерных художников.
[/quote]Среда не из-за этого не формируется, а из-за того, что почти каждый кто хоть чего-то достиг, с омерзением плюет в гнездо в котором вырос и летит на запад, оно и понятно, там все лучше, включая з/п, но вот невероятное неуважение и презрение к гнезду никуда не деваются (второй вопрос, заслужило ли это гнездо такого отношения или нет), люди уходят с ресурсов и тусовок на запад потому, что "у нас" это не круто, круто там, забивают на все отечественное, от этого оно хереет и не развивается. У нас принято убегать туда где лучше и смотреть с презрением на своих бывших, менее удачливых или талантливых соотечественников, а не строить здесь, что-то свое, возможно и построить то у нас ничего нельзя, но никто и пытаться не будет с таким отношением к вопросу
2017-07-07
[quote=Swordlord]
Графика становится проще и доступней, софт гибче, компьютеры мощнее.
[/quote]Тут все же, думается, нужна оговорочка. Для рендера, для VFX, просчета всевозможной динамики и симуляций - да, мощность и скорость возросла. Но для "ручного" труда не так много чего изменилось (за наблюдаемые 8 лет). Как раньше персонажный аниматор выдавал качественного контента 2 (максимум 3) секунды в день, так и сейчас выдает столько же. Мощь компов тут малозначима. С моделированием схожая ситуация. Да, что-то гибче, что то удобнее стало. Но главный определяющий фактор все равно человек ( как специалист) и его навык\опыт.[quote=Swordlord]
что раньше занимало десяток лет, сейчас уходит несколько месяцев максимум
[/quote] Довольно странно слышать). Быть может я неверно понял. Но это касаемо чего? Если просто неплохо ориентироваться в программе и рендерить чужие модели (мебель чаще)) - то безусловно, согласен. Но если рассматривать какую то профессию в 3д - то очень вряд ли. По крайней мере я не встречал еще ни одного крепкого аниматора с опытом год (равно как и моделера или VFX-ра). Все действительно крепкие и профессиональные работы что видел это 5+ лет в CG.
2017-07-07
Также слышал от бывшего коллеги, который композером проработал три или чуть более месяцев в MPC следующее: что там тупо конвейер. Просто узко прописанные задачи, которые ты повторяешь изо дня в день. Одно и то же. Стабильно. Как на конвейере, ни влево, ни вправо. Вобщем, и по зп у него что-то не густо вышло, ибо цены, как он говорил, нормальные. Работал в Канаде над Пиратами последними. Приехал обратно. Точнее, на Украину.
2017-07-07
> Но главное здесь — развить скудные познания людей о работе artist’ов, показать им, что не всё так просто, что всё настолько сложно, что даже опытные профессионалы не всегда могут успевать за новыми тенденциями в своей работе.
А кому все это показывать, кому это интересно? Гопникам в спортивных костюмах? Золотой молодежи? Тупарям которых пол страны учится на юристов? Кому? И кто это будет организовывать? Тот же ивент организуется только потому, что это выгодно, они продают билеты и это бизнес, где там деньги? Если нет денег в перспективе, никто за это не возьмется, это утопия.
2017-07-07
[quote=Михаил Фоменко]
Также слышал от бывшего коллеги, который композером проработал три
или чуть более месяцев в MPC следующее: что там тупо конвейер. Просто
узко прописанные задачи, которые ты повторяешь изо дня в день. Одно и то
же. Стабильно. Как на конвейере, ни влево, ни вправо. Вобщем, и по зп у
него что-то не густо вышло, ибо цены, как он говорил, нормальные.
Работал в Канаде над Пиратами последними. Приехал обратно. Точнее, на
Украину.
[/quote]К сожалению да, люди смотрят на з/п и не понимают, что от
этого придется отдать налогами 30-40%, дорогое жилье и еда, остается не
так много к сожалению. Да и люди думают, что там как-то все по особенному, но нет, тоже люди, во многом те же проблемы, если ты живешь там и родился там, это проще, чем приехать и адаптироваться под те условия. У самого много знакомых кто столкнулись с тем, что не все так хорошо как кажется из далека, просто потому, что ты не знаешь о тех сложностях и проблемах, которые возникают по факту.
2017-07-07
[quote=simon310]
Для рендера, для VFX, просчета всевозможной динамики и симуляций - да, мощность и скорость возросла. Но для "ручного" труда не так много чего изменилось
[/quote]
Скорость просчетов - это дело десятое. Я это упомянул просто до кучи. Я говорю про то, насколько проще стало влиться в профессию в целом. Суперкомп уже не нужен. Дорогой софт тоже, а если надо, то достать его проще. Знание английского идет лесом - уже и на русском почти что угодно можно найти. У дорогих курсов по $1-2К есть куча бесплатных аналогов на Ютубе. Я вообще в свое время начинал с дурацких книг типа "3дс макс для чайников" в те времена, когда о видеоуроках даже и не слышал никто. Чтобы найти какую-то инфу или получить дельный совет приходилось чуть ли не годами шерстить интернет, обрастая знакомыми и полезными связями. В то время 90% тридешников были чисто самоучками, а за лучшими из них охотились хэдхантеры из крутых студий. Сейчас ситуация абсолютно другая. Специалистов полно, уроков масса, курсов море, конкуренция выше. Выделиться стало сложнее в сто раз. Раньше всякие Мареки Денко или Алессандро Балдассерони считались чуть ли не за полубогов, а сейчас достаточно зайти на Артстейшен или Брашцентрал, и на первой странице можно увидеть десятки работ не хуже по качеству, но сделанные вообще никому не известными авторами. И постоянно появляются новые. В таких условиях странно ожидать огромных зарплат, поэтому лично я боюсь за рынок 3д в целом. Надежда лишь на то, что увеличение числа специалистов слегка компенсируется ростом спроса.
[quote=simon310] Если просто неплохо ориентироваться в программе и рендерить чужие модели (мебель чаще)) - то безусловно, согласен. Но если рассматривать какую то профессию в 3д - то очень вряд ли. По крайней мере я не встречал еще ни одного крепкого аниматора с опытом год (равно как и моделера или VFX-ра). Все действительно крепкие и профессиональные работы что видел это 5+ лет в CG. [/quote]
Аниматоры и риггеры - это особая каста. Их всегда было мало. Архвиза я тоже не касаюсь - он как-то более-менее стабильно вертится. Я говорю про всех остальных: от VFX до персонажки. Про персонажку и ей сопутствующее я уже сказал выше, а насчет VFX и всякой подобной графики - можно открыть страничку любого известного видеоблогера на Ютубе и увидеть, что его заставки и съемки, сделанные какими-нибудь школьниками за рекламу, зачастую ничем не уступают разным дорогим телеканалам. Утрирую, но в целом, примерно так и есть.
2017-07-07
[quote=Михаил Фоменко]
Также слышал от бывшего коллеги, который композером проработал три или чуть более месяцев в MPC следующее: что там тупо конвейер. Просто узко прописанные задачи, которые ты повторяешь изо дня в день. Одно и то же. Стабильно. Как на конвейере, ни влево, ни вправо. Вобщем, и по зп у него что-то не густо вышло, ибо цены, как он говорил, нормальные. Работал в Канаде над Пиратами последними. Приехал обратно. Точнее, на Украину.
[/quote]
Да, с МРС вообще беда. Не знаю, как сейчас, но пару лет назад это была одна из худших компаний по отношению к сотрудникам. У меня там знакомый работал, такого понарассказывал... Сейчас в более крутую контору перешел. Говорит, что устроился только потому что жил неподалеку, а вот переезжать бы ради них ни за что не стал, и другим не советовал. Людей зачастую увольняли, разрывая контракты без всякого предупреждения. А некоторым платили так мало, что они, приезжая из другого города, были вынуждены скидываться и снимать одну квартиру на несколько сослуживцев. Держались там, в основном, из-за возможности поработать над интересными проектами и собрать портфолио. МРС даже в специальные туры отправлялись по менее благополучным странам, чтобы нанимать еще более дешевых сотрудников. На Ивент приезжали вот как-то... )) Про них можно, к примеру, на сайте Glassdoor много интересного почитать.
2017-07-07
Simon310, здравствуйте! Да, согласен со всем, что пишете. Хочу, наверно, здесь отметить, что сейчас понимаю, что статья ушла не совсем в то русло, в котором мыслил я. Здесь акцент должен быть не столько на сравнении с западом в плане материальных благ, сколько на создании внутри страны иного мнения на тему работы в этой отросли. И лишь после изменения этого "климата" возможно изменить и отношения материальные. На хабре мне писали, что это даже рядом не стоит с тем капитализмом, что у нас сейчас, однако, возможно, стоит обратить на себя внимание, чтобы потом проще было объяснять иным людям чем мы занимаемся, и за что хотим получать "хорошие" суммы денег.
2017-07-07
Как раз то, что меня и гнетёт. Если никто не собирается строить нечто сопоставимое с западом, то нужно взять самому и изменить. Хотя бы начать с отношения людей не из CG к этой профессии. У вас не возникало чувства усталости, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь, а на ваш ответ следует фраза: "картинки, значит, рисуете" (тут, кстати, заметил, что ответ про картинки касается вообще всех отраслей в CG)? Такова моя идея, что начать перемену нужно с выставки, демонстрирующей весь труд художников, расставляющая везде точки над "i", являющая собой погружение в сложный мир этой профессии. Почему нет?
[quote=Мятный лакей]
Среда не из-за этого не формируется, а из-за того, что почти каждый кто хоть чего-то достиг, с омерзением плюет в гнездо в котором вырос и летит на запад, оно и понятно, там все лучше, включая з/п, но вот невероятное неуважение и презрение к гнезду никуда не деваются (второй вопрос, заслужило ли это гнездо такого отношения или нет), люди уходят с ресурсов и тусовок на запад потому, что "у нас" это не круто, круто там, забивают на все отечественное, от этого оно хереет и не развивается. У нас принято убегать туда где лучше и смотреть с презрением на своих бывших, менее удачливых или талантливых соотечественников, а не строить здесь, что-то свое, возможно и построить то у нас ничего нельзя, но никто и пытаться не будет с таким отношением к вопросу
[/quote]
2017-07-07
Как раз на Ивент, который завтра, приедет выступать Влад Ахтырский, Head композитинга у них. Интересно будет его послушать. Может, задать вопрос про конвейер?)
[quote=Михаил Фоменко]
Также слышал от бывшего коллеги, который композером проработал три или чуть более месяцев в MPC следующее: что там тупо конвейер. Просто узко прописанные задачи, которые ты повторяешь изо дня в день. Одно и то же. Стабильно. Как на конвейере, ни влево, ни вправо. Вобщем, и по зп у него что-то не густо вышло, ибо цены, как он говорил, нормальные. Работал в Канаде над Пиратами последними. Приехал обратно. Точнее, на Украину.
[/quote]
2017-07-07
Ну, я верю, что остались ещё в России не только гопники и юристы. Хотя, чем вам не угодили юристы? Организовать это хочет ваш покорный слуга. Просто этот слуга также понимает, какие затраты и сложности за этим стоят, а посему вначале хочет узнать вообще мнение аудитории об этом. И да, конечно, сделать из этого бизнес - это также цель. Просто бизнес здесь должен иметь чёткую цель, которая впоследствии может сыграть на руку как профессионалам в областях CG, так и, конечно, организатору.
[quote=Мятный лакей]
> Но главное здесь — развить скудные познания людей о работе artist’ов, показать им, что не всё так просто, что всё настолько сложно, что даже опытные профессионалы не всегда могут успевать за новыми тенденциями в своей работе.
А кому все это показывать, кому это интересно? Гопникам в спортивных костюмах? Золотой молодежи? Тупарям которых пол страны учится на юристов? Кому? И кто это будет организовывать? Тот же ивент организуется только потому, что это выгодно, они продают билеты и это бизнес, где там деньги? Если нет денег в перспективе, никто за это не возьмется, это утопия.
[/quote]
2017-07-08
Во всех этих сообщениях, заметен определенный страх перед будущим. Я думаю, главное, чтобы голова не костенела, с остальным можно справиться:)
2017-07-08
Страх есть, конечно. Как, наверно, у любого другого человека, задумавшего сделать нечто серьезное. Но спасибо Вам за комментарий!
[quote=Mr.Absent]
Во всех этих сообщениях, заметен определенный страх перед будущим. Я думаю, главное, чтобы голова не костенела, с остальным можно справиться:)
[/quote]
2017-07-08
Самая главная проблема - экономика конкретно нашей страны (РФ) катится под откос, сейчас, если не сильно обращать внимания на новости из регионов, то вроде бы как и не заметно, но на самом деле при такой динамике лет через 5 мы снова окунёмся в "проклятые девяностые" - капитал из страны вывозится, успешных предпринимателей обворовывают, банкротят и закрывают, капитал из страны вывозится вагонами, ценные кадры со знанием языков и своего дела уезжают за рубеж, никто не хочет инвестировать в бизнес в такой непонятной ситуации - собственно, о каком развитии CG в стране мы рассуждаем, если через несколько лет все останутся с носом?
Когда в нулевых страна купалась в нефтедолларах, и ситуация была более-менее стабильной, ещё можно было говорить о подобном, но сейчас в этом просто нет смысла. Это всё равно, что отправляться в кругосветное путешествие на ржавом "запорожце" - далеко не уедешь, сколько бы оптимизма у водителя не было.
2017-07-09
Дизайнеры/художники сами же и создали такую ситуацию. А именно - армию демперов неумеек. Ну плюс мода на быть дизайнером/художником (армии юристов и фотографов укомплектованы уже и страдают сами от себя). Для человека со стороны сформировано мнение - художник это разЗвидяй с талантом от бога который должен быть голодным, но говорят нынче там неплохо плотют! Про плоскую жопу отсиженную за практикой и литературой никто не знает да и не особо хочет знать. Про обилие специалистов категорически не соглашусь, уметелей тыкать иногда в нужную кнопку хватает, а вот специалистов единицы. Ну на моей практике в среднем 5 из 4 претендентов не справляются с минимальным тестовым заданием. Может я конечно сужу по своей специфике архитектурной, но я думаю в общем на рынке труда у нас такая ситуация везде. По оплате ситуация у нас хуже... и так серьезно хуже. Опять же уровень профессионализма чаще решает уровень оплаты ну плюс личные навыки коммуникативные(не путать с целованием поп начальству :) ). Для меня было удивлением когда я ездил по работе в Китай и узнал, что китайский дизигнер в среднем больше зарабатывает чем отечественный (в конторе) раза этак в 2,5, с учетом трат ниже наших тоже этак раза в 2 - нормально выходит. Кстати отношение к интеллектуальному персоналу не в сравнение с нашим работодателем, изначально нас вообще не хотели пускать к дизигнерам тамошним, кое как договорились. Когда спросили у директора компании, а что вы нас не хотели сводить к дизигнерам? Он ответил что их дизигнеры очень занятые люди их нельзя отвлекать, ведь они создают ИДЕИ, которые приносят доход.
Ну и почему-то я уверен, что норм сиджи сообщества(читай профсоюз) у нас не выйдет, т.к. бизнесу не интересно, а от административного аппарата добра не жди. Да и вообще у нас как-то сложилось за последние лет 60-70, что экономия бюджетов идет в первую очередь за счет красивостей, ну для примера просто посмотрите на архитектуру и благоустройство, а на воспитание эстетики и чувства гармонии клали болт.
Так что, батеньки, проблемы всё те же - ментальность менять надо и снизу и сверху + перестать паниковать, что всё очень плохо. Какое-то такое моё мнение.
2017-07-09
Спасибо за статью, Евгений. Такие вещи нужно обсуждать. Проблема видится мне многоуровневой. Во-первых CG плотно связано с медиа и творчеством а в этой сфере вообще в России и СНГ большие проблемы. В нашей культуре ценится милитаризм и стоицизм в большей степени чем творчество и креативность. Поэтому у нас "Дети против Волшебников" а у них "Пиксар". Все творчество у нас безумно вторично, это же касается и CGI. И тут работает принцип 'when you are ahead get more ahead' интерес к ЦГ рождает высокие зарплаты, высокие зарплаты рождают высокое качество и конкуренцию, развитую среду. То есть в Европе, США, развитых странах Азии это уже снежный ком скилла/знаний/коммьюнити против жалких комочков у нас.
Во-вторых CG стало доступнее, уровень вхождения практически нулевой. Требования рынка - низкая цена в первую очередь. Да нужна ничтожная доля очень крутых специалистов, которым будут платить неплохо, но не более того. БОльшая часть рынка - мусорная и нехитрая работа, за которую и нет смысла платить много. Нет конкуренции в сфере качества, утерян эффект новизны. Если раньше графон это было прям ВАУ, то сейчас зритель избалован качественной графикой, и даже какая-то интересная работа не вызывает ту бурю эмоций что раньше. Следовательно нет смысла в это вкладывать.
Заработать через фриланс на валюту этим можно. Ну а вообще это довольно интересное занятие само по себе, сферы применения графики практически бесконечны: от всех видов развлечений, до прикладных направлений и популяризации науки. Это уже давно не элитная загадочная специальность, подобная магии. Обычному специалисту будут платить обычные деньги. А кто хочет большего должен обладать действительно уникальными знаниями.
2017-07-09
Экономика, безусловно, важный фактор. Но CG (в серьезном виде) - продукт в определенной степени элитный. И потребители 3д продукции люди (организации) не бедные. То, что для большинства "большие деньги" (а CG вещь недешевая)- для них не более чем обыденные расходы, не влияющие на общее финансовое положение. Пример - человек, заказывающий уникальный 3д - маппинг просто для своей вечеринки, над контентом к которому целая студия пашет 3 месяца. Естественно, экономические коллизии на него влияют, но такой заказ для него - семечки. Ну и для крупных контор ситуация такая же.
Многие высказавшиеся причисляют дизайнеров арх. направленности к CG, что отчасти неверно (все же это отдельная профессия). Да, такие дизайнеры используют CG для определенных этапов своей работы, но исключительно в прикладных целях. Они не производят самостоятельный CG-продукт, их 3д это приложение к их идее, к их видению. Исключение - серьезные презентации и рекламные ролики, ибо реклама это самостоятельный продукт (но их чаще и производят не дизайнеры). А рендер чужой спальни рассчитан только на хозяина этой спальни, и то на пару раз глянуть. Это все лишь приложение к дизайн-проекту (которое может быть и "от руки").
Так же некоторые затронули проблему демпинга и "армий неумех". Подозреваю, что тут ноги растут из того же архивиза. Ибо в остальном нехватка специалистов. Владимир Забелин (один из опытнейших риггеров страны) свое выступление на CG EVENT 2016 так и назвал "Riggeroff.net". Подчеркнув тем самым острую нехватку специалистов. Далее....VFX специалистов владеющих Гудини - их же единицы, профи по шерсти\волосам - редкость, аниматоров узких направленостей (например реалистичная анимация, анимация животных) - их тоже мало, цифровых скульпторов - тоже немного. И т.д. О программерах в среде CG -вообще молчу. И тут говорить о демпинге и "неумехах" просто не приходится.
2017-07-09
Это как с кукольниками там. Они сделали скелета джека, и свободны. Занимайтесь чем хотите до следующего мультика который будет лет через 5-10. Сейчас их лайка приютила. Но у нас то их приютить некому. Спецов высокого класса. Говорю же у нас нет среды. У нас талантливые актеры в окна вываливаются из-за того что после хорошей роли могут найти себе только работу в троллейбусном парке. А ширпотреб для казуальщины это то еще болото. Попадаешь туда, получаешь хорошую работу, хорошая кампания с тобой работает, и ты всем доволен. Все отлично. Какое сиджи. Это все не может держаться чисто на фанатиках. Тем более фанатики со временем дичают и начинают всякими извращениями заниматься, типа самопальными мультами, или фрактальными картинами, и как ты их в свой пайплайн встроишь чтобы они со всеми в ногу топали.
2017-07-09
[quote=simon310] Так же некоторые затронули проблему демпинга и "армий неумех". Подозреваю, что тут ноги растут из того же архивиза. Ибо в остальном нехватка специалистов. Владимир Забелин (один из опытнейших риггеров страны) свое выступление на CG EVENT 2016 так и назвал "Riggeroff.net". Подчеркнув тем самым острую нехватку специалистов. Далее....VFX специалистов владеющих Гудини - их же единицы, профи по шерсти\волосам - редкость, аниматоров узких направленостей (например реалистичная анимация, анимация животных) - их тоже мало, цифровых скульпторов - тоже немного. И т.д. О программерах в среде CG -вообще молчу. И тут говорить о демпинге и "неумехах" просто не приходится.
[/quote]согласен! а с анимацией конечно же сложнее в спецах, еще когда не особо есть куда податься со своим энтузиазмом. Я в 2005 с умениями в риггинге и анимации бипедной не понимал куда можно податься и променял всё на архитектурную сферу, тогда же еще мокап стал в свободном доступе появляться и казалось, что всё - тема аниматоров сдохла.
2017-07-09
[quote=simon310]
Владимир Забелин (один из опытнейших риггеров страны) свое выступление на CG EVENT 2016 так и назвал "Riggeroff.net". Подчеркнув тем самым острую нехватку специалистов. Далее....VFX специалистов владеющих Гудини - их же единицы, профи по шерсти\волосам - редкость, аниматоров узких направленостей (например реалистичная анимация, анимация животных) - их тоже мало, цифровых скульпторов - тоже немного. И т.д. О программерах в среде CG -вообще молчу.
[/quote]
Чисто технические специалисты в cg это немного другой вид деятельности. И именно у кодеров надо спрашивать почему они не хотят идти в цг. И ответ простой - мало денег и ненадежно. Программист пойдет в веб и будет получать в 2-2,5 раза больше. Моделить/текстурить/рендерить можно для собственного удовольствия, можно продавать модельки/рендеры на стоках, можно применять это в других областях как бонус. А будучи риггером ты накрепко привязан к индустрии, это сложно и не очень выгодно. Да спрос на них есть, но по соотношению затраты/выгода большинство людей это не прельщает.
2017-07-09
[quote=Роман Щербаков]
Чисто технические специалисты в cg это немного другой вид деятельности
[/quote]Почему же другой? Если подумать, то кроме скульпторов и аниматоров - всё CG это техническая специальность (у данных товарищей тех.аспекты минимизированы). И потом, тот же риггер не какая то отвлеченная тех. специальность. В идеале это дженералист специализирующийся на сетапе. Он не в вакууме.[quote=Роман Щербаков]
кодеров надо спрашивать почему они не хотят идти в цг.
[/quote]Тут еще вопрос, что логичнее: крепкому 3дшнику освоить Python, или же кодеру учить графику с ноля. Как правило работает первый вариант. [quote=Роман Щербаков]
это сложно и не очень выгодно
[/quote]По хорошему любое направление в CG сложно и не очень выгодно.Не встречал простого и выгодного 3д зароботка
2017-07-09
[quote=simon310]
Почему же другой?
[/quote]
Практически полностью техническое занятие. Его непосредственную работу видит лишь аниматор, можно за уши притянуть, что качественный риг, делает движения корректными и в этом есть свое искусство но это такое себе.
[quote=simon310]
кроме скульпторов и аниматоров - всё CG это техническая специальность
[/quote]
Визуализация мне кажется тоже достаточно творческим занятием. На хорошем уровне разумеется, я имею ввиду то что делает Grant Warwick и подобные люди. [quote=simon310]
В идеале это дженералист специализирующийся на сетапе.
[/quote]
Хм, я бы не назвал такого человека риггером. Вопрос к тому что он должен уметь. Знать стандартные средства пакета, FK/IK переключатели, скиннинг, использовать пару скачанных скриптов - это дженералист. А если требуется знание Python'a, Mel, быстрый сложный и качественный риг - такому человеку лучше не отвлекаться на другую работу, ибо дженералистов и так хватает.
[quote=simon310]
По хорошему любое направление в CG сложно и не очень выгодно.Не встречал простого и выгодного 3д зароботка
[/quote]
Стоки были золотой жилой с середины до конца двухтысячных. Когда геймдев только начинал развиваться платили 7к$ в месяц тому кто мог в normal mapping и качественную персонажку. Думаю отдельные архивизеры зарабатывают очень хорошо. Суть в том что работа должна быть или оплачиваемой или интересной. А так риггеров нет и не будет.
2017-07-10
[quote=EugeneBerlin]
Simon310, здравствуйте! Да, согласен со всем, что пишете. Хочу, наверно, здесь отметить, что сейчас понимаю, что статья ушла не совсем в то русло, в котором мыслил я. Здесь акцент должен быть не столько на сравнении с западом в плане материальных благ, сколько на создании внутри страны иного мнения на тему работы в этой отросли. И лишь после изменения этого "климата" возможно изменить и отношения материальные. На хабре мне писали, что это даже рядом не стоит с тем капитализмом, что у нас сейчас, однако, возможно, стоит обратить на себя внимание, чтобы потом проще было объяснять иным людям чем мы занимаемся, и за что хотим получать "хорошие" суммы денег.
[/quote]А кому это объяснять? На такие мероприятия те кто платят з/п художникам не пойдут, они и так все прекрасно знают, а информация для простых людей бесполезна, у них страна разваливается, своих проблем на работе хватает, дети, ипотека и т.д., более того, они никак на это повлиять не могут. Все подобные мероприятия никак не касаются тех сфер, где решается сколько и за что будут платить в CG. В этой индустрии на западе кризис, там все не так хорошо как вам кажется и з/п там тоже откровенно хреновые, особенно после вычета налогов в 30-40%, Китай и Индия давят, компании целые офисы в китай переносят, многие художники без хорошей работы и сша/европе сидят, а к ним все прибывает и прибывает пополнение из новых художников. На рынке CG переизбыток специалистов, даже если мы с вами "выключим" влияние Китая и Индии, а его никак не выключить, оно как каток, медленно но верно раскатывает мировое CG своими дешевыми ценами, быстрыми сроками и неплохим качеством, там люди за еду работают, никто не в состоянии с этим бороться. Вот тут вопрос, как популяризация cg в разных слоях населения РФ сможет что-то улучшить.
2017-07-10
Вы слишком радикально пишете, никто не говорит о том, что подобные мероприятия должны тут же менять общую ситуацию с выплатами в CG. Речь о популяризации этой отрасли, а популяризация, как известно, так или иначе влияет на отношение людей. В статье предлагается как раз такой первый шаг. Писать о том, что все и так плохо и ничем это не изменить, я считаю, проще простого. Я уже писал о том, что прежде всего надо поднимать культуру CG в стране, а уже после решать вопросы с деньгами, если найдутся хоть какие-нибудь рычаги воздействия на это.
Ну а по поводу того, что "те, кто платят зп не пойдут": вы знаете, если бы подобные мероприятия проходили в нашей стране, то я бы каждое посетил хотя бы потому, что эта выставка/музей, посвящена моей деятельности; ощущение, что ты "часть" той экспозиции как профессионал, думаю, многих бы сподвигла сходить и увидеть это воочию. Вопрос как раз-таки в том, как привлечь больше аудитории, не связанной с CG. Но тут многие мне сказали, что как раз именно к CG привлечь проше всего, ибо это визуальная сфера деятельности.
[quote=Мятный лакей]
А кому это объяснять? На такие мероприятия те кто платят з/п художникам не пойдут, они и так все прекрасно знают, а информация для простых людей бесполезна, у них страна разваливается, своих проблем на работе хватает, дети, ипотека и т.д., более того, они никак на это повлиять не могут. Все подобные мероприятия никак не касаются тех сфер, где решается сколько и за что будут платить в CG. В этой индустрии на западе кризис, там все не так хорошо как вам кажется и з/п там тоже откровенно хреновые, особенно после вычета налогов в 30-40%, Китай и Индия давят, компании целые офисы в китай переносят, многие художники без хорошей работы и сша/европе сидят, а к ним все прибывает и прибывает пополнение из новых художников. На рынке CG переизбыток специалистов, даже если мы с вами "выключим" влияние Китая и Индии, а его никак не выключить, оно как каток, медленно но верно раскатывает мировое CG своими дешевыми ценами, быстрыми сроками и неплохим качеством, там люди за еду работают, никто не в состоянии с этим бороться. Вот тут вопрос, как популяризация cg в разных слоях населения РФ сможет что-то улучшить.
[/quote]
2017-07-10
[quote=EugeneBerlin]
Ну а по поводу того, что "те, кто платят зп не пойдут": вы знаете, если бы подобные мероприятия проходили в нашей стране, то я бы каждое посетил хотя бы потому, что эта выставка/музей, посвящена моей деятельности; ощущение, что ты "часть" той экспозиции как профессионал, думаю, многих бы сподвигла сходить и увидеть это воочию. Вопрос как раз-таки в том, как привлечь больше аудитории, не связанной с CG. Но тут многие мне сказали, что как раз именно к CG привлечь проше всего, ибо это визуальная сфера деятельности.
[/quote]А зачем привлекать аудиторию не связанную с CG, что это даст нам, работающим художникам? Это даст нам больше новичков, замечу, не имеющих возможности получить образование, так как в нашей стране нет CG образования, есть курсы/школы, но это все не то, значит это даст нам массу необразованных новичков, которые будут пытаться заработать, будет демпинговать и еще больше ухудшать ситуацию с з/п и фрилансом. У нас достаточно художников, у нас недостаточно рабочих мест, где хорошо платят, в нашей стране CG сосредоточено в нескольких городах, скажу честно, в Питере с ним хуже чем в Москве (особенно по з/п), а это 2 крупнейших города. Вот я совершенно не понимаю, зачем нам все это, нам ненужно еще больше художников, нам нужны хорошие з/п, рабочие места, рассредоточение CG по всей стране, а не только в 2-3 городах, нужно образование на государственном уровне. Но все эти выставки никак не решают эту проблему, да о ней можно говорить, но что дальше.
2017-07-10
Мятный лакей, вы говорите об идее как о решении всех проблем разом, а я говорю об этом как о первом шаге к тому, о чем вы пишете в конце. Именно за счет привлечения внимания к этому, за счет формулирования четких презентационных материалов для тех, "кто выше", дабы попробовать привлечь инвестиции на организацию всего, что так или иначе будет продвигать культуру CG в стране, именно за счет опрелеленного вложенного патриотизма в эту идею, реально что-то менять. Про ситуацию с новичками я мысль совершенно не поддерживаю, ибо новички будут всегда, но чем больше людей станет обращать свое внимание на CG как на свой основной заработок, тем быстрее будет развиваться компьютерная графика в нашей стране. Это, безусловно, все теория, но тем не менее я не услышал еще ни от кого более конкретных идей, как сделать "лучше". Тем более, основа проблемы, как я уже писал, в недооцененности этой отрасли в стране. И хочется исправлять. Нам нужно не художников больше, нам нужно сделать так, чтобы этот труд расценивался как потенциально выгодный для тех, кто готов в это вложить. И тогда будут школы не только в Мск и Питере, тогда будет раб. мест больше. Так считаю я.
[quote=Мятный лакей]
А зачем привлекать аудиторию не связанную с CG, что это даст нам, работающим художникам? Это даст нам больше новичков, замечу, не имеющих возможности получить образование, так как в нашей стране нет CG образования, есть курсы/школы, но это все не то, значит это даст нам массу необразованных новичков, которые будут пытаться заработать, будет демпинговать и еще больше ухудшать ситуацию с з/п и фрилансом. У нас достаточно художников, у нас недостаточно рабочих мест, где хорошо платят, в нашей стране CG сосредоточено в нескольких городах, скажу честно, в Питере с ним хуже чем в Москве (особенно по з/п), а это 2 крупнейших города. Вот я совершенно не понимаю, зачем нам все это, нам ненужно еще больше художников, нам нужны хорошие з/п, рабочие места, рассредоточение CG по всей стране, а не только в 2-3 городах, нужно образование на государственном уровне. Но все эти выставки никак не решают эту проблему, да о ней можно говорить, но что дальше.
[/quote]
2017-07-10
Вне профессиноального круга, я считаю, наиболее эффективно было бы говорить о планках качества в работе и во что это выливается в конечном продукте: глюки, артефакты, моргания, неряшливое совмещение заднего фона(это если про фильмы). Ведь с такой откровенной лажей фильмы выпускают в прокат по всему миру. В других сферах CG ситуация такая же.
Если есть желание влиять на “заказчиков”, то можно вот таким упрёком по поводу финального качества, будь то визуализации, фильмы или игры. Это может заставить “заказчиков” задуматься о своём имидже или просто о желании “быть круче других” и вложиться в работу художников.
Тут же говорить и наглядно показывать то, чем отличаются фееричные работы новичка от работы профессионала и “куда смотреть”. Да так, чтоб “развидеть” разницу уже потом не получилось.
Но тут надо быть готовым к тому, что и свой уровень работ надо будет держать на высоком уровне.
2017-07-10
А внутри профессиональной сферы можно популяризировать следующие темы:
Проработанное ТЗ, которое в конечном счете должно соблюдать и интересы художника тоже(в отличии от “будешь делать пока я не скажу, что мне нравится”). И в общем процесс ведения диалога с заказчиком.
Знания о том, что случается с вашей работой после того, как вы её сдали. Чем занимаются люди в околохудожественных специальностях. Как стоит подготовить для них сдаваемую работу? Если работу нужно будет потом допиливать под собственные нужды или придётся объяснять другим, как с этим работать, то ценность такой работы сразу сильно опускается.
Говорить открыто о ценах, которые берут успешные профессионалы, в противовес демпингу. Если демпер будет знать, что кто-то другой берет за такую же работу в 5-10 раз больше, то жаба-то душить будет, что и он может взять больше.
Еще больше о уровнях качества, и о том, что минимально необходимо знать и уметь, прежде чем работать в определенной роли на “хорошей работе”.
Ценить обширное портфолио больше, чем 1-2 работы высокого качества. Т.к. отличие профессионала от новичка в том, что он может делать работу на стабильном уровне, а у новичка качество это только: “как получится на этот раз”.
Если посмотреть на этот мой список, то получится не популяризация CG, а наоборот - более формальные рамки. И да, я считаю, чтоб развивать индустрию сейчас нужны именно это.
2017-07-11
В статье годная мысль. Про популяризацию. Что мы имеем сейчас - СиДжи Эвент. Ну и собственно все, из того что я знаю. Но СиДжи Эвент проходит только в Москве и Питере, и ехать в другой город ради нескольких лекций, которые потом все равно будут опубликованы нет большого смысла. Мотивация посетить это мероприятие есть у тех, кто собирается учиться в scream school, или надеется получить работу в крупных студиях, тем кто хочет повидаться со своими знакомыми, которые там будут. Мне кажется у нас должны быть мероприятия, которые станут мощной точкой притяжения и будут интересны как цг специалистам, так и интересующимся и даже зевакам с улицы. Как это можно сделать?Проводить конкурсы (желательно несколько, пусть и с меньшими призовыми) и награждать финалистов на этих мероприятиях. Классический полноформатный конкурс на графическую работу, на игрового персонажа по мотивам Dominance War, спидскульпты, конкурсы на идею. Можно много чего придумать. Приглашать каких-нибудь ярких интересных людей, косплееров, культуристов и рисовать/делать их скульпты прям там (можно и соревновательный элемент добавить превратив это в конкурс). Приглашать людей из смежных областей(программистов, классических художников), чтобы они больше узнавали о нашей работе, а мы о их деятельности. Образовывать потенциальных заказчиков — люди заблуждаются, думая что любая графика стоит бешенных денег, и боятся обращаться. Поэтому надо открыто говорить о деньгах, о ценах. Это поможет сориентироваться всем. Разъяснять как и из чего складывается стоимость. А то некоторые люди учатся по 5-10 лет, чтобы потом козырнуть как он легко "за полчасика" может сделать что-то сложное пользуясь знаниями, basemesh'ами и наработками накопленными за это время. Такое бахвальство тоже часто ведет к демпингу.
Нужны такие мероприятия куда хотелось бы попасть. Скажите сами, вы переживаете за графику в российском кино? В лучшем случае это заинтересованность ленивого кота - будет совсем ужасно, или на уровне голливуда 5летней давности более-менее норм. Нужны точки притяжения, это верно.
2017-07-11
[quote=Мятный лакей]
так как в нашей стране нет CG образования
[/quote]
Согласен со всем, что Вы пишите, за исключением этой фразы. CG образование официально есть, и я даже в прошлом был аспирантом на такой кафедре. Специальность "Информационные технологии в графике и дизайне", выпускает аниматоров и 2д/3д специалистов. Ну это по задумке так, а в идеале я за две недели человека с нуля смогу натаскать лучше, чем там учат за 6 лет. )) Другой вопрос, нужно ли оно вообще? У нас и так специалистов полно.
2017-07-11
Я один не понимаю, на кой черт нужна популяризация профессии? ))) Ни разу не слышал, чтобы где-то в США или Новой Зеландии кто-то популяризировал 3Д. Думаете, там таких специалистов за какую-то элиту считают? Да там точно так же, как и у нас, простые люди понятия не имеют, что это за графика такая. Ну рисует там кто-то чего-то, ну платят ему за это сколько-то, и чего дальше? )
Да и вообще, какая вам разница, что думают про профессию люди со стороны? Я вообще всем говорю, что "динозавриков рисую". )) Главное, чтобы те, кто вам платит, знали, что и сколько стоит. Ну а если не знают, то и работать с ними, наверное, не стоит. Ну разве что на самых ранних этапах своей карьеры - все через это проходят.
------------------
Я уже говорил, вы куда-то не туда смотрите. Проблема в том, что рынок 3д и его продукты на Западе и у нас просто несравнимы. Неужели вы хотите, чтобы за каких-нибудь очередных "Трех богатырей" вам заплатили столько же, сколько за работу над "Зверополисом"? Бюджеты и доходы наших и забугорных студий, съемочных и продюссерских компаний просто не сравнимы. Платить больше физически не из чего. Народ на Западе инвестирует в проекты большие деньги, чтобы потом получать огромные доходы со сборов по всему миру, а у нас?
Именно отсутствие дорогой, популярной и качественной продукции и есть "Главная проблема CG в России", а не какая-то там популяризация. Что вы собираетесь популяризировать? "Притяжение" или "Защитников"? )) Да от этих фильмов плевались все, и пофиг народу было, какая там графика. А вот будь это "Аватаром" или "Интерстелларом", то скажите Вы, что приложили к ним руку, так вам в ножки кланяться будут. Вот и вся популяризация в двух словах. ) Не от нас она зависит, не от простых художников, а вот качества финального продукта.Будет спрос на крутую графику, будут и мощные студии, и охота за спеиалистами, и более высокие зарплаты. Вот только не наступит ли тогда кризис специальности, о котором я ниже говорил? И не начнут ли тупо заказывать все в Китае, потому что дешевле, о чем тоже уже упоминали? У нас-то ЗП не такие уж и маленькие, если смотреть на средний уровень (хотя выросший курс доллара здесь играет нам на руку). Все намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. И не стоит смотреть на одну отдельно взятую специальность без огладки на общий экономический уровень страны.
2017-07-11
[quote=Swordlord]
Я один не понимаю, на кой черт нужна популяризация профессии? ))
[/quote]
Чтобы поднимать престиж своего дела, чтобы развиваться, чтобы те же нормальные режиссеры и сценаристы лишний раз могли посмотреть на крутые работы и заинтересоваться реализацией сюжетов требующих графики. Чтобы лоббировать свои интересы как делают представители множества других профессий. Просто потому что это круто.
[quote=Swordlord]
Ни разу не слышал, чтобы где-то в США или Новой Зеландии кто-то популяризировал 3Д.
[/quote]
Там это делают. Смотрел на ютубе несколько роликов, где чуваки из топовых студий дают комментарии о рабочем процессе, и была куча комментов типа "вау, как интересно, реально прошаренные люди, вот это магия, делайте интервью с ними а не с ничего не шарящими актерами".
[quote=Swordlord]
Я вообще всем говорю, что "динозавриков рисую". ))
[/quote]
А другого выхода у тебя особо и нет. Можно умничать и напускать важность - это будет выглядеть глупо. Ты выбираешь лучшее из плохой ситуации. Речь о том чтобы поменять ситуацию. Нет не нужно чтобы об этом знала каждая домохозяйка и таксист, но если умные люди будут знать об этом больше это +. Да, важно чтобы тебе хорошо платили, но респект и интерес в обществе тоже очень вдохновляет.
[quote=Swordlord]
Неужели вы хотите, чтобы за каких-нибудь очередных "Трех богатырей" вам заплатили столько же, сколько за работу над "Зверополисом"?
[/quote]
В мире действуют эволюционные законы. "Зверополис" не вырос в вакууме. Было огромное кол-во других проектов до этого. Речь о том чтобы появилось что-то переходное между "богатырями" и "зверополисом". Или же движение в каком-то другом направлении, но движение, а не застой. При этом я согласен что корень зла не в графике как таковой а в кривых режиссерах, сценаристах и арт директорах.
[quote=Swordlord]
Вот только не наступит ли тогда кризис специальности, о котором я ниже говорил?
[/quote]А когда наступит, тогда и будем его решать. А пока надо менять нынешний кризис. [quote=Swordlord]
И не начнут ли тупо заказывать все в Китае, потому что дешевле, о чем тоже уже упоминали?
[/quote]Китаем пугали еще в лохматом 2005 году. Могли бы - уже бы давно все заказывали. Но есть языковой барьер, другие проблемы. Начнут заказывать в Китае - будем учиться организовывать работу китайцев. Пока такой проблемы не стоит.
2017-07-11
[quote=Роман Щербаков]
Там это делают. Смотрел на ютубе несколько роликов, где чуваки из топовых студий дают комментарии о рабочем процессе
[/quote]
Я же говорил, главное контент. Это чуваки из топовых студий, которые работали над топовыми проектами. Кого интересует устройство и работа студии, делавшей спецэффекты для "Защитников"?
[quote=Роман Щербаков]А другого выхода у тебя особо и нет. Можно умничать и напускать важность - это будет выглядеть глупо. Ты выбираешь лучшее из плохой ситуации.[/quote]
))) Я бы не сказал, что у меня плохая ситуация. У меня ситуация получше, чем у 90% наших тридешников. ) Я говорю, что "рисую динозавриков", просто потому что мне неважно, что подумают про меня люди, с которыми я не работаю, т.к. платят мне не они. А те, кто платит, сами все прекрасно знают.
[quote=Роман Щербаков]Китаем пугали еще в лохматом 2005 году. Могли бы - уже бы давно все заказывали. [/quote]
Вообще-то это в свое время уже приводило к кризису. С демонстрациями и забастовками. И кризис этот вполне может усилиться в виду того, о чем я говорил ранее. Простой пример МРС. Сотрудников никто там особо не ценит, т.к. знают, что еще таких наберут. А проекты, между прочим, мирового уровня.
2017-07-11
[quote=Swordlord]
Кого интересует устройство и работа студии, делавшей спецэффекты для "Защитников"?
[/quote]Про mainroad|post, работавших над "Притяжением" я бы посмотрел. Зайди на их сайт, посмотри трейлер с параметрическими хрущевками и панельками в Houdini. Это круто.
[quote=Swordlord]
Я бы не сказал, что у меня плохая ситуация. У меня ситуация получше, чем у 90% наших тридешников.
[/quote]Я не про то что ты нашел иностранных заказчиков и имеешь нормальные деньги, а про отношение и интерес в обществе к нашей специальности. Когда ты трехмерщик реакция всех непрошаренных людей обычно - WTF O_o.
[quote=Swordlord]
Вообще-то это в свое время уже приводило к кризису. С демонстрациями и забастовками.
[/quote]А при чем тут Китай. Китай это и производитель и потребитель. В игры то все играют и кино все смотрят. Да и мы тут больше не про макроэкономику а про свою проф. специфику.
2017-07-11
[quote=Роман Щербаков]
Про mainroad|post, работавших над "Притяжением" я бы посмотрел. Зайди на их сайт, посмотри трейлер с параметрическими хрущевками и панельками в Houdini. Это круто.
[/quote]
Это к популяризации не имеет никакого отношения. Заходить и смотреть это будет только тот, кто уже в теме. Вопрос не в качестве графики (это у нас делать более-менее научились), а в качестве результата. Вряд ли, художники, работавшие над "Защитниками", будут об этом с гордостью кому-нибудь рассказывать. И вряд ли кто-то впечатлится "Притяжением" настолько, что побежит в интернете искать, как это кино снималось. Вот было бы снято несколько хороших фильмов, получивших серьезную популярность, тогда и народ бы побежал всякие доп. материалы в интернете искать. Хотя я до сих пор не понимаю, какой в этом смысл, и как от этого зависит размер зарплат...
[quote=Роман Щербаков]
А при чем тут Китай. Китай это и производитель и потребитель.
[/quote]Как это причем? Там производство дешевле.
2017-07-11
[quote=Swordlord]
Это к популяризации не имеет никакого отношения.
[/quote]
Бинго! В этом и проблема. Показать есть что, заинтересовать есть чем, а негде.
[quote=Swordlord]
Вопрос не в качестве графики (это у нас делать более-менее научились), а в качестве результата.
[/quote]
В этом фильме (Притяжение) глупый сценарий и его обосрал Бедкомедиан (в куче забугорных блокбастеров катастроф тоже тупой сценарий). Но все это к нашей области вообще не имеет отношения. Поэтому я и говорю нужна популяризация, чтобы больше режиссеров и сценаристов интересовалось цг артом. Сейчас существует нездоровая ассоциация между графикой и плохим кино. Отсюда снобизм и презрение к бездуховной комплюктерной графике в значительной части арт тусовки. [quote=Swordlord]
Хотя я до сих пор не понимаю, какой в этом смысл, и как от этого зависит размер зарплат...
[/quote]
Приведу простой пример. Киберспорт. Когда в тот же старкрафт играли гики-задроты в Корее это делалось для своего удовольствия. Теперь там миллионы. Потому что это сложно и круто выглядит. Но этот скачок от гиков в подвалах комп. клубов до сцен и сотен тысяч долларов не линейный. То есть были люди кто продвигали первые местячковые турниры и.т.д.Ну и я говорю не только и не столько о росте зарплат, сколько о развитии индустрии вообще. По сравнению с теми же программистами у нас в СНГ все очень слабо.
2017-07-11
[quote=Мятный лакей]
Китай и Индия давят, компании целые офисы в китай переносят, многие художники без хорошей работы и сша/европе сидят, а к ним все прибывает и прибывает пополнение из новых художников. На рынке CG переизбыток специалистов, даже если мы с вами "выключим" влияние Китая и Индии, а его никак не выключить, оно как каток, медленно но верно раскатывает мировое CG своими дешевыми ценами, быстрыми сроками и неплохим качеством, там люди за еду работают, никто не в состоянии с этим бороться.
[/quote] Азия это как ни крути - половина человечества), конечно не выключить. Насчет Китая - там уже давно не "за еду", там очень крупные анимационные студии со штатами в тысячи спецов (вроде даже и на рендер.ру была какая то статья). Государство выделяет огромные средства и создает положительную фин. атмосферу для студий. И рядовые аниматоры, которые работают над сериалами для внутреннего рынка получают от 2000 долларов. Это конечно меньше чем в Канаде и США, но учитывая цены и прочее - приемлемо...по крайней мере "за еду" это уже не назвать. Можно у Евгения Кревного поинтересоваться (на сайте он по "Azarkant" известен, как аниматор) - он ездил, работал в Китае.