Интервью с Николаем Гавриловым. Быть продюсером
Уважаемые читатели, я рад представить вашему вниманию интервью с исполнительным продюсером студии Жи-Ши Продакшн (ZHEESHEE production), Николаем Гавриловым. Николай рассказал об опыте работы над несколькими проектами, о работе продюсером, о увлечении компьютерными играми, и планах компании на дальнейшее развитие.
Дмитрий Чехлов: Николай, приятно с тобой познакомиться, и добро пожаловать в мою серию интервью со специалистами из индустрии. Начнем немного издалека. Расскажи о себе, где ты родился, учился и вырос, какое направление в образовании изначально выбрал?
Николай Гаврилов: Я родился в городе Кисловодске – это на Кавказе в Ставропольском крае. Учился в школе с углубленным изучением английского языка, нас готовили еще со школы к будущему. Окончив школу поступил в Ессентуки в юридический институт. Аспирантуру проходил в Москве. В 2009 году защитился, но ко времени, когда защитился, я уже работал в видеопродакшене и понимал, что мне юриспруденция уже и не нужна. Начинал я с Лешей Новиковым, «Форвард Медиа». Мы с ним одно время в продакшене вообще вдвоем были. Потом потихонечку-потихонечку набирался штат. В 2012 году к нам пришел Артем Щербаков. Мы сделали новую компанию, называется «Жи-Ши». И уже десять лет в рамках «Жи-Ши» мы функционируем. Имеем сейчас филиал в Грузии, в Америке. И штат довольно большой из постоянных сотрудников и фрилансеров.
Дмитрий Чехлов: Ты отучился на юриста и еще в процессе обучения стал заниматься творческой деятельностью. Но ты проходил практику по специальности? Проработал юристом, в юриспруденции.
Николай Гаврилов: Да, пока я учился в институте, еще я даже не знал, что существует такая область, как видеопроизводство. Уже когда я переехал в Москву через нашего общего друга Антона Шкурина я познакомился с Лешей. Я ему регистрировал компанию как юрист, и в итоге мы с ним начали общаться. И я потом пришел к нему работать просто в продакшн. Он с 2002 года работает, а я присоединился к нему в 2007 году, он меня просто захантил.
Дмитрий Чехлов: Юридическое образование тебе помогает в создании контрактов? Есть много юридических нюансов в подготовке и производстве контента, оно помогает?
Николай Гаврилов: Поначалу, когда был «Форвард Медиа», мы делали все, человек-оркестр, я в том числе делал договоры с подрядчиками, решал все юридические вопросы. Уже в рамках «Жи-Ши» лет, может быть, пять назад я этим перестал заниматься, потому что стало уже очень много задач. И у нас появился человек в компании, кто это эти договоры на себя взял. Для меня это было просто облегчение, что наконец все эти задачи с меня сняли. Мне это не нужно ничего делать. И я кайфую, потому что я этого всего не касаюсь, для меня это прямо очень напряжно. Все-таки душа для творческих занятий, а не букв и этих документов.
Дмитрий Чехлов: Расскажи подробнее о «Форвард Медиа», о её деятельности. Какие обязанности у тебя были, над какими проектами работал, может быть, первые твои шаги и опыт в индустрии развлечений.
Николай Гаврилов: У компании «Форвард Медиа» был сайт, так и назывался – «Форвард Медиа». Сейчас этого ничего нет, никаких следов в интернете не осталось, даже тот YouTube-канал, который я вел в качестве портфолио, он сейчас уже носит другое имя, никаких следов не осталось. Может быть, где-то на каких-то видеороликах еще это и указано, но это как-то не афишируется. Но у нас были довольно крупные проекты. Мы делали ролики для «Махеева» – это майонез, кетчуп. Были ролики о пылесосах «Томпсон». Рекламный ролик глазных капель «Тауфон» мы снимали с Джигарханяном. Мы снимали на кинопленку, еще были времена, когда не было цифровых кинокамер. Была сеть ювелирных магазинов «Алтын», мы снимали там одно время все ролики. Довольно крупные проекты.
Все, что в моей фильмографии есть до 2012 года, все это мы делали в рамках «Форвард Медиа». Были корпоративные фильмы, было много рекламы. Единственное, что мы не делали - графику, потому что, во-первых, в те годы еще было не до графики. Леша как-то в одного сделал графический ролик для «Томпсона». И на таком высоком уровне…
Дмитрий Чехлов: А это какие годы?
Николай Гаврилов: С 2005 по 2011 годы. Это период пленочных камер. Сейчас, с точки зрения организации процесса съемок, организации продакшена, ничего не поменялось. Разве что раскадровка была раньше от руки нарисована, сейчас это все скетчи на планшете. Если раньше была видеопленка, то сейчас это просто цифра, флешка. Сейчас стало проще, потому что раньше была ответственность, не дай бог что-то не так проявил, не так проэкспонировал, и все, материала нет.
Дмитрий Чехлов: Цифровые камеры, насколько я помню, появились где-то ближе к 2010 году. Я помню на ивенте 2009 года (CG EVENT 2009 прим. автора.) как раз выставили первую RED ONE. Она была еще большая. Но все: «О-о-о!» – молились (улыбаюсь).
Николай Гаврилов: Первая цифровая камера – на которую мы снимали, это была камера Sony CineAlta. Но все-таки, это больше телевизионная камера. А потом все пошли снимать в DSLR-камеры. Canon 5D Mark II, а потом Mark III. Затем появились «соньки» и так далее, и так далее. Мы прошли весь этот этап кинопленок, потом цифровых пленочных камер, потом фотоаппаратов, и уже потом RED, а дальше Alexa. Мы проводили супербыструю съемку на Phantom. Мы снимали даже на стереокамеры, которые с двумя объективами. Мы пытались коллаборироваться с каким-то американским режиссером, у нас был проект какой-то. В итоге было очень интересно и увлекательно.
Но как показала практика, все эти ролики, которые тогда мы делали, сейчас совершенно не котируются, потому что сейчас котируются просмотры на YouTube. Если нет просмотров на YouTube, то работа не очень успешная коммерческая. Тогда было все на телек, а сейчас все идет в интернет, а не на телек, то тогда все то, весь тот бэкграунд, который мы снимали, он, к сожалению, уже не такой качественный, не такой востребованный сейчас в портфолио. Потому что все те ролики, которые мы снимали на пленку, оцифрованы. Там может быть в лучшем случае как-нибудь 720p, сжатое-пересжатое, залитое-перезалитое. В итоге этими роликами сложно уже как-то гордиться. Хотя ролик «Базилюр» у меня указан и в разделе «Значимые проекты», есть классный бэкстейдж к нему.
Это один из старых роликов, но он очень значимый, потому что там была уже и графика, и мы там композили за окном, которое было заклеено синим хромакеем, а мы композили улицу, идет дождь. Конечно, сейчас когда смотришь, глаза слезятся, но тогда это было вау-круто. Тоже снимали на пленку, снимали в павильоне с декорациями.
Дмитрий Чехлов: Я тоже пересматриваю свои первые работы: плакать хочется, но интересно, как было в свое время. Еще во время работы в «Форвард Медиа», ты уже познакомился с Артемом, и вы начали создавать «Жи-Ши Продакшн»?
Николай Гаврилов: Да. Моим первым совместным проектом с ним был рекламный ролик для лимонадов “Шиппи”.
Дмитрий Чехлов: И в «Жи-Ши», когда вы ее создали, с чего началась ваша деятельность в студии? И сама студия как позиционировала себя изначально?
Николай Гаврилов: Нельзя сказать, что деятельность началась – она продолжилась. Ничего не поменялась, команда людей не менялась. Все те же сотрудники, просто юридически мы сменили вывеску. Если раньше это было «Форвард Медиа», теперь стало «Жи-Ши», и у нас появилась графическое CG-подразделение. Потому что если мы с Лешей закрывали полностью съемку, то когда пришел Артем, он пришел просто как сотрудник сначала. И Леша как co-owner компании Артему сделал предложение, от которого он не смог отказаться. Они вдвоем сделали компанию «Жи-Ши» напополам. Смысл был в том, что Леша делает съемочную часть, продюсирует, Артем ведет графику.
В «Форварде» я был юрист, директор видеопроизводства, продюсер на некоторых проектах. То в «Жи-Ши» это дело у меня осталось. Юридическая тема стала все меньше, продюсирование стало все больше, и в итоге уже на последних проектах у меня уже появились полностью графический проект, который я вел от начала до конца. Можно сказать, что я тоже совершенствуюсь, как все наши сотрудники, осваиваю новые специальности. Артем, например, стал режиссером, я стал продюсером. А Леша был режиссером, стал тоже продюсером. Все работают как могут.
Дмитрий Чехлов: Одним из самых заметных и достаточно популярных направлений является световой маппинг. Студия «Жи-Ши» давно известна своими работами в нем? Почему вы решили заняться именно этим направлением? И какой был ваш первый проект, в чем была его особенность? И какие сложности вас поджидали в процессе работы, когда первый раз пошли в этом направлении.
Николай Гаврилов: Я думаю, что особое внимание уделяется маппингу, потому что студия «Жи-Ши» стала известна именно благодаря ему. Если раньше мы ничем не выделялись, мы были обычным продакшеном, которых множество в Москве, более среднего уровня, о котором знали единицы, кто с нами работал. То когда мы начали заниматься маппингом, то мы стали уже известны в Москве, нас знали, а то, может быть, даже и в России. Первый наш проект был посвящен фестивалю света, который был на ВДНХ в 2014 году. Мы делали бумбокс-инсталляцию на квадратном павильоне. Очень классная идея была с бумбоксом, потому что это здание было похоже на него. Там было три квадрата рядом, и мы: «Да это ж бумбокс!...». И в итоге мы подсняли нашего сотрудника Отара Берова, он на велосипеде крутит педали, и все это дело работает. мы просто по фану сделали такой ролик, и бабах – занимаем 2 место на фестивале. Нам даже денег еще дали. «Ничего себе, за это еще платят?» И как-то пошло-поехало. Второй фестиваль сделали уже более серьезный.
Дмитрий Чехлов: Это, который проходил в 2016 году.
Николай Гаврилов: Да, на Большом театре сделали «Мертвые души».
Дмитрий Чехлов: Очень классный ролик получился, мне очень понравился.
Николай Гаврилов: Да, он суперклассный, он сильный, он с идеей, но он не зашел жюри, потому что жюри были иностранцы. Они просто не поняли, что такое Гоголь, что такое «Мертвые души». И это был наш последний фестиваль, где мы участвовали в России. Потом мы еще поучаствовали в Берлине, заняли второе место гран-при и первое место жюри зрительских симпатий. И все, нам хватило, потому что с этого момента у нас очень много стало заказов. Пиар случился. И, наверное, «Жи-Ши» у многих ассоциируется именно с маппингом. Хотя мы маппинг потом перестали делать, но оформили один или два концерта для Кристины Орбакайте. Делали тоже оформление ивентов типа «Эпицентра».
И получается, что мы из маппинга с помощью «Эпицентра» переходим в синематики. Нам доверяют создание контента для «Эпицентра». Мы делаем все: интро-заставки, синематик, открывающий тизер, презентацию команд и маппинг-шоу именно на сцене. И в итоге мы уходим из маппинга, и переходим к синематикам. Нам это очень-очень нравится. Мы делаем три синематика для «Эпицентра».
Дмитрий Чехлов: А это игровые турниры?
Николай Гаврилов: Да, мы сделали два для Dota, один для Counter-Strike. Потом сделали синематик для игры Population Zero. Тоже очень классный синематик. В процессе работы мы общаемся с новыми фрилансерами, с новыми специалистами, они вписываются в наши проекты. И в итоге пошло-поехало, сегодня мы делаем графику очень высокого уровня. Сейчас мы одна из сильнейших компаний в России по CG. Мне очень нравится, что мы делаем. Сейчас у нас в работе проекты для “Tiger.Trade”, “Rush Royal” и “Frozen Frames”. Сейчас к нам пришло много игр. Именно на них мы позиционируемся…
Дмитрий Чехлов: В студии есть отдельное подразделение для игровой индустрии?
Николай Гаврилов: Не подразделение, а поддомен на сайте. Это говорит о том, что мы заявляем, что мы имеем отношение к играм. B самый свежий проект в релизе – это TopWar мы сделали ролик с Буруновым, там совмещение съемки и графики, получился очень хороший результат. Потом мы делали для Германии ролик Hero Wars. Эта игра есть в России, но реклама была для Германии. Озвучка на немецком языке. И там тоже была съемка, графика, много всего. Кроме этого к нам обращалась компания Goose Gaming. Мы снимали ролик для коллаборации ФК «Спартак» и PUBG. Гейминдустрия к нам тянется благодаря синематикам.
Дмитрий Чехлов: Насколько я понимаю, ты также играешь в игры? Чтобы быть в курсе, для кого и какого продукта выполнять выполнять.
Николай Гаврилов: Конечно, мы всем офисом играли, когда к нам приходила Dota. Мы играли в перерывах в Dota 2, это было нормально, и для тимбилдинга, и для развлечения, и отдыха. Сейчас, конечно, мы не играем. Я сам не играю, потому что у меня уже дети. И мне стало не до игр. А раньше, когда мы делали синематики для Dota, то с удовольствием рубились и в Dota, и в Counter-Strike.
Дмитрий Чехлов: А если говорить об игровом отечественном бизнесе, как ты смотришь и видел ли трейлер игры Atomic Heart, которая буквально зимой должна выйти. Ее создатели делают несколько лет и наконец анонсировали. И активно сейчас занимаются продвижением. И NVIDIA свою трассировку лучей в ней рекламирует. Это постапокалипсис советского периода и антураж Советского Союза. Альтернативная история.
Николай Гаврилов: У нас есть чат «Жи-Ши», где все ребята у нас следят за новинками и выкладывают, как правило, все интересные проекты, что выходят, планируется, что уже вышло. Туда все постится. И, конечно, мы все в курсе, все осматриваем, делимся впечатлением.
Дмитрий Чехлов: Подобные игры хорошо сказываются на нашей игровой индустрии, чтобы ее развивать? Позволяет ли наша индустрия создавать уникальные вещи, которые будут востребованы во всем мире?
Николай Гаврилов: Да. Какая сейчас проблема? Сейчас проблема заключается в том, что бюджеты в России у нас не такие большие, как бюджеты в мире.
Дмитрий Чехлов: Но у нас энтузиазм.
Николай Гаврилов: Наши российские компании… Когда мы делаем ролики для российских компаний, мы делаем практически на уровне себестоимости. Нас это немного сковывает, заставляет выходить на мировой рынок. Те же самые систематики для «Эпицентра» мы делали больше на энтузиазме и больше в портфолио, а не для того, чтобы денег заработать. Потому что мы практически все бюджеты, которые нам выделяли, потратили в ноль просто. Мы делали для них, потому что нам это было интересно, плюс портфолио.
А сейчас, когда мы делаем проекты на мировой рынок, они конечно, более интересные в плане профита и маржинальности. Сейчас мы открыли филиалы в Грузии и Америке.
Дмитрий Чехлов: Я вспомню, есть же у нас еще малоизвестный, но в то же время интересный проект «ILL», над которым также работает Олег Вдовенко aka Chuvabak. Он прямо эксперт по разным разрушениям и созданию классных монстров. На Render.ru у него много работ и постит всякую кровищу (смеюсь).
Николай Гаврилов: Пусть к нам приходит, мы ему сделаем синематик.
Дмитрий Чехлов: Ты посвятил себя нескольким турнирам CS:GO. Но в то же время, насколько на твой взгляд актуальный вопрос развития киберспорта? И как он помогает молодым ребятам развиваться, особенно в CG. Я имею в виду создание модов. Ведь даже если взять талантливого молодого человека, кто хочет как-то улучшить игру, даже те же примеры модов для Hel-Life, та же Black Mesa, которую делали изначально энтузиасты. Они же очень хорошо выстрелили и получили много всяких плюшек. Насколько игровая индустрия может помочь юным CG-художникам найти свой путь и развиваться в этом направлении, создавать интересные игры в будущем?
Николай Гаврилов: Сегодня, я очень завидую молодому поколению, потому что когда рос я, а это конец 90-х, мы все любили играть, мы ходили в компьютерные клубы, мы прогуливали школу. И мы даже тогда не понимали, что можно играть и зарабатывать на этом деньги. Это все пришло через десять лет, через большой промежуток времени. Если тогда это все было можно монетизировать, то, возможно, моя судьба сложилась бы по-другому, потому что я хорошо играл. Я был на втором месте в нашем клубе по Red Alert. Я не играл в шутеры, я больше играл в стратегии. Но меня там знали, потому что я прямо хорошо очень играл.
И если я увижу, что мои дети как-то начинают пропадать за компьютерными играми. Вроде как это вредно, принято считать, но я скажу так: «Ребятки, вы хотите играть, – у меня два сына растут, – Вот вам, пожалуйста, клуб. Приходите туда, тренируетесь, выступайте на турнирах, зарабатывайте деньги, потому что просто играть – это просто тратить время. Если вам нравится, если у вас получается, играйте и зарабатываете деньги, потому что сейчас для этого есть все возможности».
Аналогично с компьютерной графикой. У молодежи сейчас в любом месте планеты есть уникальная возможность. Есть интернет, есть компьютеры, все стоит дешево. Пожалуйста – выучись, закончи курсы, либо сам туторы посмотри, развивайся творчески, развивайся как предприниматель, как бизнесмен, как личность. Зарабатывай те же деньги, на которые можешь выучиться еще больше. Мне кажется, сейчас для молодежи открыты просто все возможности и как монетизация своих увлечений, так и… Сейчас можно даже не учиться в институте. Это настолько лишнее. Я понимаю, что я девять лет отучился, и мне это ничего не дает.
Дмитрий Чехлов: Девять лет?
Николай Гаврилов: В институте пять лет и четыре года в аспирантуре.
Дмитрий Чехлов: Ты также работал над созданием социальной рекламы. Расскажи о вашем опыте создания подобных роликов. Какие были сложности? И что у вас из этого всего получилось?
Николай Гаврилов: У нас был запрос на социальные ролики под названием «Сократи дистанцию», со всей этой ковидной историей. Мы снимали разных селебрити в разных условиях, которые каким-то образом… Чтобы носили маски.
Агентство Emotions Dealer с нашими роликами вышло на фестиваль и они получили приз за эти социальные ролики. Так что есть чем гордиться. Вроде простые истории, но снятые классно.
Чем отличается социалка? Там небольшие бюджеты, под которые ты должен что-то сделать интересное, чтобы не сказали тебе фу, ерунда, пропаганда и так далее. Поэтому мы постарались это решить максимально красиво, креативно. И кажется, у нас прямо это все получилось неплохо.
Дмитрий Чехлов: Вернемся в 2019-2021 год, вы активно работали со «Связным» и создали множество потрясающих и запоминающихся роликов. Я помню некоторые из них, прямо по “ящику” крутили. Они яркие были. Расскажи об этом сотрудничестве подробнее, какие задачи ты выполнял на этих проектах и какие особенности продакшена, для крупных компаний? Может быть, есть нюансы, вы разрабатываете пайплайн под это все, и просто штампуете ролики? Может, был очень интересный ролик, который особенно тебе любим, например тот же про “Розовый фламинго”. Мне он очень понравился, классный. Коротенький, но очень яркий, очень запоминающийся.
Николай Гаврилов: Что запомнилось?... Во-первых, у нас было классное решение, как сделать розовым ролик. Мы просто взяли белую циклораму и посветили на нее розовым цветом. И этот простой приём, который, вроде, недорогой, но сделал ролик довольно стильным, розовым. Но зато мы очень долго провозились с автомобилем, который BMW. Я тоже это запомнил, потому что осветители семь часов собирали раму для освещения, что привело к серьезным переработкам.
На всех роликах «Связного» я организовывал всю продакшн-часть, съемку, начиная от составления бюджета, заканчивая исполнением бюджета. Я не касался постпродакшена, только частично касался. Я могу рассказать забавный случай. Для ролика с Марсом, всю декорацию мы построили в павильоне на «Мосфильме», а в ролике была графика. Там один камень… Это очень было забавно. Мы так намучились с песком, этот песок мы потом из всех щелей выгребали, он еще мелкодисперсный оказался, красный. Сейчас начинаю вспоминать: классный был ролик с танцами в музей, где у нас танцевали ребята. Но так, конечно, вспоминаются совсем другие ролики.
Когда начинаешь думать, а что же было у меня в том году? Например, был очень крутой ролик для «Додо Пицца». Его мы делали для агентства «ТутковБудков».
В этом ролике было очень много графики, в нем у нас было сложное операторское решение. Там были и сложные продюсерские решения, именно на препродакшне, когда нужно было в небольшой бюджет вместить бюджет “большого” ролика. И нам ребята из агентства много раз говорили: «Качество не должно пострадать». «А качество не пострадает при этом?» Мы сделаем дешевле, но качество не должно пострадать. Такие забавные ситуации.
Именно такие ролики, как для «Додо Пицца» запоминаются намного больше, чем «Связной», потому что «Связной» – это был конвейер простого производства: сейчас этот ролик, сейчас этот ролик, сейчас этот ролик. Там все просто. Мы снимали и на «Мосфильме», и на Amedia, и в фотостудиях. Мы просто снимали.
А такие вызовы как ролики для команды «Додо Пицца», когда мы делаем брифинг с командой художников и говорим: «У нас такой бюджет». Они нам смеются в лицо и говорят: «Этого бюджета хватит только, чтобы нам гонорар заплатить». А у нас декорации в павильоне, у нас стройка. Там совсем другой порядок цен. И это было очень сложно реализовать, чтобы особенно «не пострадало качество».
Дмитрий Чехлов: Бывает, в бюджет как-то надо вложиться, ты думаешь, как это все реализовать. Каждую копейку начинаешь считать.
Николай Гаврилов: Нам очень хорошо, что у нас в «Жи-Ши» есть команда, и мы можем инхаус делать очень серьезные, крутые ролики. Есть те продакшены, которые не имеют команды, они, конечно, такие проекты, как для «Додо» в бюджет не смогут вместить, потому что им придется нанимать фрилансеров, либо нанимать субподряд. А это дешево никто не сделает, поэтому мы выезжаем именно в графике, в маппинге, в синематике за счет своей команды. И наши сотрудники, которые у нас поработали, уже многие работают за границей. Артем Отводенков, например, сейчас работает в Google. У нас очень сильная школа. Некоторые уходят во фриланс как Ленар. Он сейчас один из топ-100 лучших CG-артистов и генералистов в мире считается, с хорошими рейтами.
Те, кто у нас поработали, они либо набираются опыта и переходят в другие студии за границу, либо переходят на фриланс. Те, кто остаются, начинают развиваться внутри компании. Например, Наиль Гайнуллов начинал у нас как моделер, потом генералист. Он учился на оператора, и теперь уже приезжает к нам как оператор. Я тоже из юриста, директора и потом исполнительного продюсера вырос. И все-все, кто у нас работает, при желании очень прокачиваются и растут, либо идут дальше.
Дмитрий Чехлов: Вы также работали над проектами для компаний Haier и Nexters. Какой контент вы создавали для них? Что более интересно с точки зрения объемов работы или эффектов, или производственного процесса? Для Haier рекламные ролики бытовой техники создавали или презентации?
Николай Гаврилов: Во-первых, начнем с того, что Haier – это прямой клиент, не через агентство. Прямой клиент, для которого мы сделали уже четыре ролика. В основном это ролики на сайты. Мы сделали сначала один ролик. Мы его сделали по маркетинговому прайсу, но он получился настолько классный и уже ничем не отличающийся от ТВ-ролика. Мы сделали круто благодаря Васе Широкому, нашему оператору-постановщику, с которым мы познакомились как раз на Dota. Он придумывает интересные решения, движения камеры, сложные истории.
Это все выкатывается в копеечку, и нам приходится переплачивать за операторское оборудование, которое мы не закладывали в бюджете. Но зато мы получаем классные ролики в портфолио. Благодаря этому первому ролику про стиральную машинку Haier, нам дали потом еще снимать ролик про холодильник. Мы сделали еще более крутой ролик про холодильник. Потом нам дали сделать заглушку на сайт, просто красивая съемка техники. Потом нам дали full CG-ролик про ноутбуки Thunderobot. Я эти ролики вел полностью как продюсер, от начала до конца.
Сейчас мы участвуем с Haier в креативном тендере уже на “большой, серьезный” ролик для ТВ уже с “хорошим” бюджетом. Если нам будет благоволить судьба, может быть, мы, будем делать еще один классный ролик.
Дмитрий Чехлов: Я хочу пожелать вам больших успехов в этом проекте.
Николай Гаврилов: А Nexters – это ролик Hero Wars. Там у нас был очень серьезный ресерч именно по всяким скилам, по персонажам. Всё снимали несколько дней, просто куча локаций. И добавляли потом всех CG-персонажей в съемочную среду. В плане совмещения, комбинации съемки и графики этот ролик очень-очень показателен. Это как раз плоды тех синематиков, которые мы делали раньше, и к нам уже начинают приходить серьезные заказы, от таких клиентов, как Nexters.
Дмитрий Чехлов: Николай, студия Жи-Ши приняла участие в создании последнего клипа Земфиры на песню Остин. Ваша студия работала совместно с партнерами, и это был большой коллаборативный проект. Можешь немного рассказать про этот проект и его значимость для вашей студии?
Николай Гаврилов: Николай Гаврилов: В отношении этого проекта, ставшего уже легендарным, могу сказать, что в истории студии Жи-Ши было три основных момента, которые сильно пробустили продакшен в плане качества и известности на рынке: первый момент - это маппинг, который мы делали в 14х-17х годах, и за счёт чего стали известны на рынке в целом; во-вторых - это синематики, такие как для Dota 2, CS, Population Zero, которые также хорошо нас прорекламировали, и мы стали известны в игровой индустрии, получив в дальнейшем много заказов. И третий момент - это, как раз, клип Остин, который благодаря известности самой певицы, а также потрясающему результату нашей работы, еще больше пропиарил наш продакшн и о нас узнали те, кто до этого мог и не слышать о нашей компании.
Дмитрий Чехлов: Ты как профессиональный продюсер, расскажи пожалуйста о работе продюсера. Когда ролик создается, приходит клиент, вы все собираетесь и начинается… В чем заключается работа продюсеров в производстве рекламного ролика для заказчика? Какие у тебя обязанности, и какие вопросы решаешь?
Николай Гаврилов: Продюсеры есть разные, я больше в основном работаю как исполнительный продюсер. Исполнительный продюсер, составляет и исполняет бюджет, оптимизирует расходы, набирает команду и управляет ей. Но всё начинается с того, что приходит на просчет и реализацию некая идея или, сценарий.
Дмитрий Чехлов: Получается, сценарий пишется сценаристами, он в какой-то мере утверждается, приходит к вам, и вы уже начинаете его анализировать, обрабатывать и создавать смету.
Николай Гаврилов: Стандартный вариант: к нам уже приходят с готовым сценарием. Либо это креативное агентство, либо это клиент, которому написало агентство этот сценарий, либо это рекламное агентство ищет просто подрядчика и объявляет тендер среди продакшенов. Мы в большинстве случаев работаем с готовыми сценариями. 90% всех смет, которые у нас делаются, делаю я. Уже на основе многолетнего опыта, как мы работаем, быстро составить смету. Отправляю клиенту на согласование, делаю правки.
И потом когда проект уже подтверждается, я начинаю исполнять бюджет, подбирать команду. Если нет утвержденного заранее режиссера, то подбираю режиссера, оператора. За режиссером идет его команда, за оператором идет его команда. И если я понимаю, что мы выходим за рамки бюджета, мы начинаем искать пути оптимизации. Если на проекте есть генеральный продюсер, обычно у нас это Леша Новиков, то я как исполнительный продюсер сразу ему говорю, что у нас здесь будет перерасход по такой-то части, и что будем делать? Я принимаю операционные решения, но если решения требуют уже привлечение генерального продюсера или владельцев продакшена, то я им говорю, что ребята тут и тут у нас могут быть проблемы и вместе ищем решение. Так на проекте для «Додо» мы поменяли команду, потому что мы не вписывались просто с этой командой в бюджет. Это продюсерские решения, которые приходится принимать.
Когда я подобрал команду, начинается уже подготовка к съемке. Я даю ТЗ всем департаментам (художникам, локейшн-менеджеру, кастинг-директору). Я говорю режиссеру: «Нам нужно то, нужно это, нам нужно уже запускаться. Давай». Начинаю всех “пинать”, следить за тем, чтобы они все делали вовремя, присылали презентации, эскизы, творческие решения и.т.п.
Потом со всеми нужно договориться по условиям. С кем-то такие условия, с кем-то другие условия. Потом когда приходит время съемки, либо я всем руковожу, либо беру какого-то стороннего директора, (если я в отъезде, в командировке или отпуске). И после съемки со всеми нужно будет рассчитаться. Проверить от всех отчеты, составить общий финансовый отчет по проекту.
Если я веду какую-то часть постпродакшна, то продолжаю дальше: цветокоррекция, монтаж. Например, сейчас, когда был ролик для Haier, я полностью вел проект, не было никаких продюсеров кроме меня. Еще один проект для компании “Винлаб” сейчас полностью веду я, выступаю также как и постпродакшн продюсер. Но, как правило, на проектах, постпродакшн-продюсер отдельный. Я ему просто передаю проект после съемки, а сам заканчиваю все отчеты по финансам. И веду дальше, только финансовую часть, когда продюсер постпродакшн ведет все остальное. Так что продюсеров много, но, как правило, у меня работа, - на стыке менеджмента и финансов.
Дмитрий Чехлов: Николай, расскажи о том, как ты полюбил компьютерную графику и ролики, где ее много. Что ты можешь порекомендовать начинающим продюсерам и художникам компьютерной графики? Стоит ли изучать продюсерское дело для последующего более точного планирование производства и бюджетов? По предыдущему твоему рассказу, это достаточно полезный навык уметь планировать бюджет и уметь им распоряжаться, уметь управлять командой, подбирать все необходимые элементы, чтобы они работали как надо, как оркестр.
Николай Гаврилов: Если человек молод, он не знает куда поступить, у него еще вся жизнь впереди, и он готов тратить свое время на учебу, то я, конечно, конечно, рекомендую обязательно учиться. Учёба вам даст не только знания, но еще и связи, потому что те связи, которые завязываются во время учебы, потом могут работать уже на протяжении жизни и помогать в своем деле. Обязательно идите работать, пока вы еще учитесь, не ждите, пока вы закончите и получите диплом: «А-ха-ха, я пойду теперь дипломированный на работу». Нет, всем нужны опытные люди, никому не нужны зеленые выпускники, поэтому пока вы учитесь, обязательно работайте. В любой компании, например, рекламное агентство, где большая текучка, по-любому есть вакансия. Не бойтесь того, что кто-то будет лучше вас разбираться. В агентствах работают те же самые люди. Не бойтесь, что вы будете необразованный. Идите работайте и проходите практику.
Это совмещение учебы и практики вам даст необходимый опыт. Когда вы получите опыт, вы сможете уже сами выбирать, где работать. Работать либо на фрилансе, как просто самозанятый, либо идти в большую компанию. Если есть возможность, обязательно попытайтесь устроиться в большой продакшн полного цикла, либо в большую компанию типа BBDO. У вас будет шанс развиваться в России, и уехать за границу в их главный офис.
Что касается «Жи-Ши», нам нужны сотрудники, но уже опытные. Нам не нужны зеленые, мы не готовы обучать с нуля, потому что у нас серьезные проекты, и мы уже не работаем на энтузиазме. Мы работаем над проектами с большими бюджетами, нам нужны только скилловые люди. За последний месяц у нас добавилось два сотрудника, мы активно расширяемся. У нас филиалы не только в России, но и за границей, так что мы будем набирать людей и там.
Дмитрий Чехлов: У вас есть представительства и в Соединенных Штатах, и в Грузии. Опытные ребята, кто эмигрирует из России, также могут прислать вам свое резюме и устроиться на работу?
Николай Гаврилов: Да, конечно. С Грузией проблем никаких нет. На первое время мы предоставляем жилье. Все те, кто относился к первой волне релокации в Грузию, они все были обеспечены и жильем, и всеми условиями. У нас переезжали не только из Москвы, наши сотрудники также переезжали из регионов России, которые работают на удаленке. Они получили возможностью поработать вместе со своими коллегами в грузинском офисе. Так что, всегда “welcome”, мы рады всем. Что касается Америки, с Америкой сложнее, потому что туда нужно получать визу, но мы все равно работаем в этом направлении, и мы рано или поздно запустим полноценный филиал в Америке.
Дмитрий Чехлов: А так клиенты, даже из Соединенных Штатов тоже приходят к вам и интересуются вашей работы, и поступают предложения?
Николай Гаврилов: Да, конечно. Но тут для клиентов из Америки важно, чтобы компания, их контрагент, также была в Америке. С Россией сейчас никто не работает, поэтому мы используем грузинский филиал для наших иностранных клиентов. И для американцев, наверное, все-таки будет удобно, когда у нас уже полноценно заработает филиал в Соединенных Штатах. Так что, думаю, все получится.
Дмитрий Чехлов: А офис и студия в России, продолжает работу на российский рынок и в ближнее зарубежье? И работаете коллаборативно, даже находясь в разных странах?
Николай Гаврилов: Сейчас все проекты, которые поступают, они, конечно, идут от российского офиса. Офис в Грузии работает больше как просто локация и как юрисдикция. Чтобы, во-первых, те, кто хотел уехать за границу, они переехали в рамках нашей компании просто в другой офис. И для тех клиентов, которые хотят работать с нероссийским юрлицом, для них есть все условия. То есть как привлечение клиентов этот офис не работает, потому что все-таки на местном рынке Грузии мы приезжие, это во-первых. Во-вторых, очень многие тоже так, как и мы переехавшие. И местный рынок все-таки не так развит как рынок в России. И местные скорее к своим обратятся. Есть заказы минимальные, и офис, который грузинский, он сам себя обеспечивает. Но в основном, грузинский офис работает на заказы, которые приходят в московский офис.
Дмитрий Чехлов: Николай, благодарю тебя за уделенное время, и желаю тебе и вашей команде больших успехов в творчестве, новых интересных проектов, и всемирной известности!