Как я переехал в Германию — часть 1

Так вышло, что в начале 2019 года я переехал в Германию.

Нет, не через немецкие корни — а как специалист по рабочей визе.

Счел, что этот опыт может быть интересен и полезен ребятам, кто занимается 3д или смежной профессией, поэтому опишу его тут. В этой части будет про то, как я собственно переехал: с чего всё началось, и что я делал.

Подготовка началась задолго до переезда, но если честно — больше моральная. К самому переезду морально я был готов, но вот от убеждений "там мы никому не нужны" было сложно отказаться. Последней каплей стал переезд моей коллеги в Мюнхен...

IMG_2117.JPG


Обо мне

Меня зовут Дима Ярков. Я родился в Екатеринбурге, в 20 лет переехал в Москву, в 30 лет — во Франкфурт, а точнее — в близлежащий городок Дармштадт.

В Москве я работал в основном в двух компаниях: три года в Transparent House и шесть лет в N3 Design, а также параллельно занимался фрилансом. Я работаю сг-генералистом, то есть умею делать большинство вещей из производственного цикла самостоятельно. То есть, мне можно дать сценарий и вскоре получить готовый ролик, я сделаю все этапы: придумаю идею, мудборд, раскадровку, концепты, моделинг-текстуринг, анимацию, рендер, монтаж и подбор музыки. Договорюсь с рендер-фермой, при необходимости привлеку моделлеров — в общем, сам себе супервайзер.

Переехать куда-нибудь я мечтал еще до того, как переехал в Москву. Просто потому, что люблю путешествовать.

У меня нет диплома о высшем образовании, что я считал ключевым препятствием к получению визы, но оказалось, что это не главное. Зато я умею разговаривать на английском. Я тренировался последний год перед переездом с носителем — кстати, Ash Ritchie очень классный парень, рекомендую его школу английского.

От принятия решения до собственно переезда прошло полгода. За это время я собрал портфолио, изучил список студий, написал им письма, прошел собеседования, подал документы в посольство — и переехал.

Images_bright.jpg

Составление портфолио

Моё портфолио в основном состоит из анимационных работ. Следовательно, был нужен деморил.

Для деморила я отобрал лучшие работы, которые я сделал в качестве моушн-дизайнера в N3 Design. На 80-90% деморил состоит из этих работ. В этом одновременно и загвоздка, и выгода работы на не очень крупную компанию — всегда можно договориться с владельцем насчет использования. Если ты в хороших отношениях с руководством, да и вообще с ребятами в студии — не должно возникнуть проблем, когда остался без портфолио. Однако допускаю, что такое может быть (каждый проект под NDA), и здесь выход был бы один — пилить персональные проекты. У меня несколько таких тоже имелось, и все они включены в деморил.На тот момент я еще не состоялся, как гений монтажа :-D поэтому опыт был трудный, но с результатом.


В том же 2018 году я проходил курс по концепт-арту от Марка Колобаева, в первой главе которого мы создавали персональный сайт, который тоже является важной частью портфолио.

Разумеется, у меня также давно есть страничка на behance — основная платформа моушн-дизайнера.


Какую страну выбрать? Почему Германия?

Серьезных кандидатов было два: США и Германия.

США — просто потому, что за годы работы я уже морально привык, что вся индустрия там. Туда уехала куча знакомых, там даже есть "своя" компания (головной офис Транспарента).

Германия — появилась на стадии, когда туда уже переехала пара моих коллег. Один по немецким корням, вторая по рабочей визе. Я никогда не мечтал об этой стране, но здесь запахло реальным шансом — ведь местная программа иммиграции не содержит в себе столько бюрократии, сколько требуется в США на визу B1. Здесь нет лотереи на рабочие места, связанной с квотами правительства (либо мне о ней ничего неизвестно). В общем, при наличии договора с работодателем, я мог подать документы и получить ответ уже через две недели — не надо ждать полгода.

Во многом я положился на интуицию, решив так: это уникальный шанс в моей жизни. Пусть мне ответит вселенная, куда мне переехать. Моя задача — делать всё, что в моих силах.


IMG_8760 (00000).jpg


Для поиска студий я воспользовался двумя вещами:

  • этой замечательной таблицей. В ней размещаются вакансии для работников в анимационной индустрии по всему миру. Естественно, первое место по вакансиям занимает США, но и в других странах вакансий полно. Германия в этом смысле не блещет, но и там кое-что нашлось.
  • Линкедином, где тоже размещают много вакансий. В итоге работу я нашел именно через него.

--------------------------------

Вообще, понятие "анимационная индустрия" включает в себя, как я понял из таблицы, большой спектр различных профессий. В основном я бы поделил их на четыре больших кластера: кино, игры, броадкаст и реклама. Какие выводы я сделал для себя, просматривая десятки вакансий?

  • Кино. Основные вакансии в США. Предлагаются крупными студиями, чаще всего ищут людей узкоспециализированных: моделлер, визуализатор, композер, и выкладывают такие вакансии целыми пачками и с указанием, над каким проектом будете работать. На момент поиска, например, искали людей на Аватар-2 и Малифисенту-2.
  • Игры: очень много вакансий по всему миру, в том числе в Германии. Необходимо знать, как правило, Unreal либо Unity, иметь навыки программирования на C++, ну и вдогонку 3д-программы.
  • Броадкаст (motion-design, как его понимают телеканалы): основная масса вакансий из США, и все они выглядят странно: работать предлагают открытым текстом чуть ли не 24/7 в условиях постоянного дедлайна. Я такого уже наелся и перестал их рассматривать.
  • Реклама: эти ребята зашли мне больше всего. Как правило, небольшие или среднего размера студии, которые ищут в основном CG-генералистов. Вот на них я и нацелился, хотя в итоге пришел не совсем в такую фирму, но что-то очень близкое.

--------------------------------

Я написал студиям письма: несколько в США, несколько в Германию. Немецкого языка я не знал, поэтому поступил так: если фирма размещала вакансию на английском языке, и в целом чувствовалось, что компания интернациональная — писал им на английском. Письма составлял индивидуально для каждой компании, с учетом того, насколько мне понравились ее работы. В целом это выглядело так: привет, я Дима из Москвы, мой опыт работы 15 лет, у вас классные проекты, давно хочу попробовать себя в международном коллективе, вот моё портфолио. Нужно было заинтересовать работодателя, дать почувствовать свою уверенность. Если вы не уверены, дадут ли вам визу — работодателю об этом знать незачем! Ведь это же не отменяет вашу ценность как классного специалиста, правда?

Где-то через неделю мне написали две разные компании из Мюнхена и Франкфурта. Я назначил даты собеседований по скайпу и начал готовиться. Для собеседований я написал два листа английского текста: кто я такой? Чем занимаюсь, какие навыки? Почему я решил переехать из Москвы в Германию?

Всего мне потребовалось два собеседования. Первая компания просила меня активно рассказывать о себе, чем я занимаюсь и почему хочу переехать в Германию. Вторая компания была настолько впечатлена портфолио, что задала только один вопрос: это вы сами всё сделали? И спросила, сколько я хочу получать.

Пару слов о деньгах. При устройстве на работу цену назначаешь ты сам — и если тебя берут, то платят именно эту сумму (логично, да). Прибедняться и занижать сумму не стоит ни при каких условиях: поднять ее потом будет очень сложно, а отношение к себе как к высокооплачиваемому специалисту закладывается заранее.

Таким образом я заключил договор с Faber Courtial. Это небольшой бизнес в Дармштадте, пригороде Франкфурта. Компания занимается графикой для фильмов с прокатом на немецком телевидении, а также делает собственные VR-проекты, два из которых уже получили многочисленные награды на международных VR-фестивалях.

Подача документов

Подачу документов делал в немецком посольстве в Москве. В очереди были в основном моего возраста (30 лет) парни, а также пара девушек лет двадцати, явно попавших сюда по случайности в надежде на легкую студенческую визу... сразу скажу, что никаких легких студенческих виз им не дали, там нужна пачка документов о зачислении в вуз и т.д. У парней долго и придирчиво проверяли соответствие профессии в дипломе с предложением о работе. У меня диплома не было, так что этот пункт я пропускаю.

Документы на рабочую визу, кроме паспортов, в общем случае нужны следующие:

  • Заявление-анкета
  • Трудовой договор
  • Диплом (у меня не было)
  • Биография

Всё — с нотариально заверенным переводом на немецкий.

При подаче мне сказали строго: документы мы у вас, может, и не примем — у вас диплома нет. Но потом увидели мою трудовую, где непрерывный стаж по профессии 3d Artist начинается с 2010, и поменяли решение. Сказали — ждите.

Вообще, девушка из посольства оказалось очень внимательной, ко всем документам отнеслась с большой серьезностью и даже взяла мой сертификат о прохождении курсов Autodesk в 2011 году, который в целом никак с образованием не связан. Даже взяла мое рекомендательное письмо от Эша, моего учителя по английскому. А когда пришло время решать, принимать документы или нет, она посоветовалась с начальником, и в итоге они решили, что документы примут. Еще раз подчеркну, что это шло вразрез с обозначенными официально правилами (диплом обязателен), и совершенно неожиданно, что моя трудовая книжка, которой я никогда не придавал особого значения, вдруг сыграла решающую роль. Так что всё очень индивидуально. У меня сложилось впечатление, что в зачет идет даже ваше настроение, с которым вы идете на подачу.

--------------------------------

Кстати, в ожидании визы я на всякий случай прошел еще одно собеседование — на этот раз с гигантом Scanline VFX из Лос-Анджелеса. Собеседование было диаметрально другим: расслабленный парень смотрел мой деморил и задавал вопросы, как это сделано. Особенно его интересовал процедурный подход. На тот момент в демориле у меня не было ни одной работы в Гудини, так что о процедурности там не могло быть и речи. Под конец меня спросили, рассматриваю ли я офис только в ЛА, или теоретически подходит также Ванкувер :-D Мне было на тот момент всё равно, хотя в Канаду с ее балльной системой без диплома попасть, думаю, еще сложнее.

--------------------------------

По прошествии пары недель мой будущий работодатель из Германии уведомил меня, что им пришел запрос из службы занятости с просьбой разъяснить, зачем я им нужен. Мы совместными усилиями предположили, что необходимо проявить заинтересованность, и работодатель составил им ответное письмо, где в красках описал, как сложно найти хорошего специалиста, и как они годами мечтали именно обо мне.

Это сработало, и через два дня я узнал, что визу дали. А дальше — подготовка к переезду, переезд, первые шаги в немецкой системе, первый рабочий день и т.д.


2019-12-25 14-05-01.JPG

Про переезд — в следующей части!

795 0 850 14
26
2020-05-05
Благодарю, очень полезная информация, жду продолжения!
2020-05-05
Вот это было полезно! Спасибо! Жаль на рендере больше не выкладываете свои работы.
2020-05-05
Мятный ЛакейВот это было полезно! Спасибо! Жаль на рендере больше не выкладываете свои работы.

Спасибо! Стараюсь выкладывать тут арты, а не моушн-дизайн. Поэтому так редко
MrLexxoRБлагодарю, очень полезная информация, жду продолжения!

Благодарю!
2020-05-07
Так группа о графике или колбасных мигрантах?)
2020-05-07
Anatoli, что значит колбасный мигрант, просвети ;)
2020-05-07
Димыч, да так ;)
2020-05-07
Anatoli, ну ты пришел и заявил, а теперь сливаешься?)
2020-05-07
Димыч, да)
2020-05-07
Народ, сорри, что вступил в полемику из-за "колбасной эмиграции". У человека, видимо, какая-то личная боль насчет этого. Обещаю, что это не скажется на качестве будущих статей
2020-05-08
Anatoly, видимо, вы сами с психологией колбасного эмигранта. Потому что в ином случае вы бы понимали, что очень многие теряют в уровне жизни после переезда, ведь зарабатывать нормально можно и из России, а вот цены у нас на порядок ниже. Переезжают люди как раз таки для профессионального роста.
2020-05-08
Интересно, ждем новых статей! И просьба, больше про быт рассказать, цены, средние зарплаты в отрасли, сколько стоит жилье и т.д.
2020-05-08
Здравствуйте, скажите пожалуйста, нужно ли уметь моушн-дизайнеру программировать и знать какой-то язык программирования по-мимо программ? Мы просто тут с товарищами спорим))), я так поняла, что не нужно.
2020-05-09
Лера СергееваЗдравствуйте, скажите пожалуйста, нужно ли уметь моушн-дизайнеру программировать и знать какой-то язык программирования по-мимо программ? Мы просто тут с товарищами спорим))), я так поняла, что не нужно.
Добрый день, Лера. Для классического моушн-дизайнера это не нужно. Под классическим я понимаю Cinema 4D, 3dsmax и After Effects.
В последние годы стал популярен моушн-дизайн в Гудини. Там вам скорее всего потребуются навыки программирования. Но не обязательно знать какой-то язык заранее, можно изучить его использование в Гудини, там свой встроенный, очень удобный.

Роман ЦапикИнтересно, ждем новых статей! И просьба, больше про быт рассказать, цены, средние зарплаты в отрасли, сколько стоит жилье и т.д.
Спасибо! И по поводу жилья и цен — ок, спасибо за подсказку, буду писать)
2020-05-10
Эх ребята... У меня трудовая пустая, я работал на ЧП все время. Мне 29, короче не светит. А диплом у меня вобще стройбанский
2020-05-10
Отличный материал, написано хорошим простым языком, все по делу, просто и без тени самолюбования, как иногда бывает в такой теме. Мне очень понравилось, жду продолжения. )
2020-05-11
Привет! Спасибо за статью!
Скажи пожалуйста, в каких программах делал шоу рил? Пользуешься ли Гудини? Если да, то для каких целей в основном?
Удачи и жду больше материала из Германии)
2020-05-11
Давид Петросян (dangdav)Привет! Спасибо за статью!
Скажи пожалуйста, в каких программах делал шоу рил? Пользуешься ли Гудини? Если да, то для каких целей в основном?
Удачи и жду больше материала из Германии)
Привет, сейчас я работаю 80% времени в Гудини и 20% в 3д максе, но на момент создания деморила это был 100% макс. Сейчас в Гудини я делаю фотореалистичные ассеты для VR-фильмов, а также анимационные ролики с VFX. Спасибо, материал будет!

Сергей Хозяинов (Gazer)Отличный материал, написано хорошим простым языком, все по делу, просто и без тени самолюбования, как иногда бывает в такой теме. Мне очень понравилось, жду продолжения. )
Благодарю!!
2020-05-11
Очень интересно! Большая благодарность!
2020-05-12
Dmitriy Yarkov Добрый день, Лера. Для классического моушн-дизайнера это не нужно. Под классическим я понимаю Cinema 4D, 3dsmax и After Effects.
В последние годы стал популярен моушн-дизайн в Гудини. Там вам скорее всего потребуются навыки программирования. Но не обязательно знать какой-то язык заранее, можно изучить его использование в Гудини, там свой встроенный, очень удобный.

Спасибо! И по поводу жилья и цен — ок, спасибо за подсказку, буду писать)
Я так поняла, что нам ещё важен Adobe Animate,(ну просто везде о нём пишут).
Спасибо за ваш подробный ответ, вы очень правильно сделали что написали про программы, это я и хотела у вас так же спросить), потому как я уже столько всего прочитала, что запуталась.
2020-05-12
Если нет диплома и трудовой, то никто никуда никого не выпустит, я правильно понимаю? Также интересно как формировал предпочтение по зарплате,ведь в другой стране и цены другие, а значит на что-то нужно было ориентироваться?
2020-05-12
Tony_KrankovЕсли нет диплома и трудовой, то никто никуда никого не выпустит, я правильно понимаю? Также интересно как формировал предпочтение по зарплате,ведь в другой стране и цены другие, а значит на что-то нужно было ориентироваться?

Я тоже думал, что если нет диплома, то нет оснований принять у меня документы, но оказалось, что есть. Индивидуальный фактор. Никогда не знаешь, где повезёт :) Могу только посоветовать не бояться попробовать, это почти бесплатно. Максимум потратите несколько тысяч на переводы документов.
По зарплате делаете так: берете пороговый уровень зарплаты на Blau Karte и ориентируетесь на него. Это довольно высокая зарплата для Германии, в месяц составляет 4600 евро (для 2020 года)
Я ориентировался на это как на верхнюю планку :)
Средняя зарплата для Германии, насколько я знаю, 2000 евро.
Опишу эти детали в следующем посте.
2020-05-13
Дмитрий вы либо ещё очень плохо ориентируетесь в Германии либо лукавите)) если уж берётесь консультировать по зарплатам то стоит упомянуть что именно вы имеете ввиду брутто или нетто. Дело в том, что зарплата зависит он налогового класса, их всего пять. Класс можно выбирать самому, но если есть для этого основания. Насколько я знаю иностранцам если они приезжают без семьи присваивается первый- самый не выгодный. От ваших 4600 останется где-то 2700€. А вообще-то я бы начинал свой рассказ с другог - для проживания самое необходимое это не документы и дипломы, а знание языка и культуры. Так как это основа для интеграции в обществе. Германия это не америка поэтому посоветовал бы тем кто интересуется начать не с выяснения уровня зарплат и процедуры подачи документов, а именно изучения языка.
2020-05-18
Михаил Вагнересли уж берётесь консультировать по зарплатам то стоит упомянуть что именно вы имеете ввиду брутто или нетто. Дело в том, что зарплата зависит он налогового класса, их всего пять.
Михаил, я отвечал на вопрос Тони, сколько запрашивать зарплату у работодателя. А зарплату ВСЕГДА запрашивают в брутто. Поэтому 4600 — это именно та цифра, от которой стоит отталкиваться. Сколько останется — это другой вопрос, который пока никто не задавал, и который я еще не описывал.
Михаил Вагнер А вообще-то я бы начинал свой рассказ с другого
Ваш рассказ вы можете начать с чего угодно, это прекрасная возможность.
2020-05-18
Все же Дмитрий что то не сходится)) вы называете 4600€ зарплату брутто, как это обычно водиться)), а что же тогда 2000€, которую вы называете средней зп? Для брутто как то маловато... ваши данные как то сбивают с толку 🤔 хотя уверен что Тоня прекрасно поняла о чем речь и тут же побежала считать потенциальную прибыль в Steurrechner
2020-05-18
Дмитрий у меня тоже есть вопрос к вам, в своём рассказе вы упоминаете, что в письмах вы писали о опыте работы 15 лет. В вашем профиле указано что вам 30. То есть вы на рынке труда с 15 лет? Немецкий работодатель не спрашивал об этом? Для Германии начало профессиональной деятельности в 15 как то уж очень экстремально 🙄
2020-05-19
Михаил ВагнерВсе же Дмитрий что то не сходится)) вы называете 4600€ зарплату брутто, как это обычно водиться)), а что же тогда 2000€, которую вы называете средней зп? Для брутто как то маловато... ваши данные как то сбивают с толку 🤔 хотя уверен что Тоня прекрасно поняла о чем речь и тут же побежала считать потенциальную прибыль в Steurrechner
Я погуглил, средняя брутто по всей Германии — 2860, а нетто — 1890.
Михаил ВагнерДмитрий у меня тоже есть вопрос к вам, в своём рассказе вы упоминаете, что в письмах вы писали о опыте работы 15 лет. В вашем профиле указано что вам 30. То есть вы на рынке труда с 15 лет? Немецкий работодатель не спрашивал об этом? Для Германии начало профессиональной деятельности в 15 как то уж очень экстремально 🙄
Официально дизайнером по трудовой я работаю с 2007 года, т.е. с 17 лет, неофициально чуть раньше, первые заказы делал уже в 15-16. Немцы ни о чем не спрашивали, смотрели только на портфолио. Тем более что первая, еще Екатеринбургская трудовая у меня не сохранилась, и в Москве пришлось заводить новую. В посольство я нес только информацию, которую можно подтвердить документами.
RENDER.RU