​Кто и как создает телевизионные заставки, интервью с Алексеем Борисовым

В этой статье ведущий дизайнер телеканала «Культура» Алексей Борисов поделился с нами секретами производства телевизионных заставок, тонкостями работы на ТВ и мнением о будущем профессии.

RENDER.RU: Здравствуйте, Алексей, расскажите нам немного о себе, где учились, как пришли в индустрию?

Алексей Борисов: Здравствуйте. До прихода в телевизионную индустрию и профессию моушн дизайнера, у меня уже были художественные навыки, которые получил во время обучения в Художественном Лицее, такие как основы композиции, рисования скетчей от руки.

P1622210.jpg

В конце 90х годов компьютеры были только у единиц, компьютерные курсы моушн дизайна еще не настолько были развиты как сегодня, но были развиты компьютерные клубы где можно было найти все необходимое, некое подобие коворкинга.

На любительском уровне сделал первое портфолио в основном печатной продукции, дизайны лефлетов рекламы. С распечатанным портфолио, пришел на собеседование по объявлению в печатный салон, где, как оказалось, набирали дизайнеров в новую студию DVD авторинга “Видеограм”. На тот момент это была одна из первых студий с полным процессом производства DVD. Всего в Москве было 4 студий авторинга. В то время DVD диск был достаточно новый носитель в России, и спрос был большой, наша студия закупала на кинофестивалях официальные права на фильмы голливудских студий. Для меня как любителя фильмов первая работа была выше всех моих ожиданий. В студии переводили фильмы, делали русский дубляж, накладывали титры, анимированное DVD меню, обложки, буклеты, полный цикл.

Я работал над графическим оформлением таких фильмов как: Игра, Побег из Шоушенка, Авария, Простой план, Отзвуки Эха, Хэллоуин, Между ангелом и бесом, и тд. Мое первое рабочее место было на непривычной для меня системе MacOS которую видел впервые, основная моя роль состояла в графическом оформлении и анимации DVD меню, процесс был интересным, просто мечта, я отсматривал фильмы, делал пометки по тайм-коду выбирал интересные узнаваемые эпизоды и кадры, для использования в оформлении меню и обложки. Основными программами использованными в этом процессе были Photoshop для обложек и постеров, After Effect, 3Ds Max для анимации. Это был необычный опыт, из работы в типографике мне за месяц надо было перейти на полностью анимированную графику, сначала это были скромные успехи по анимации от видео подложки и немного вращающихся 3D шрифтов, в основном все обучение проходило в процессе работы. В производстве DVD диска и постера, использовались поставляемые с пакетом к фильму слайды постеры, это было в лучшем случае, иногда приходилось рисовать постер с нуля. Самым сложным вызовом была работа над DVD меню к фильму “Игра” заказчик просил повторить эффект 3D прилета пазлов и сложение из кусочков в общую картинку изображения на них, как в аналоге на оригинальном диске, сейчас скрипты и плагины любые пазлы создают одним кликом, тогда процесс был более трудоемкий - генерировать пазлы вручную в Illustrator.

После работы в студии появилось желание больше углубиться и в сам процесс съемок фильмов. И появилась возможность поработать в Лондонской студии телеканала Русский Час из Лондона, это был телевизионный журнал энтузиастов, любителей журналистики и телевидения, выходил он один-два раза в неделю на спутниковом канале Sky.

У меня появилась возможность научиться самому снимать телевизионный материал, который реально транслировался на Европу и Великобританию, участвовал в процессе создания телевизионного продукта, режиссировал сюжеты, снимал репортажи, интервью, и документальные исторические фильмы. Первая работа, после которой меня и приняли в команду был сюжет с юбилея королевы Елизаветы II, для получения более общего освещения этого события, выбрал несколько точек съемок по которым перемещался в течении нескольких дней, брал интервью на улице, снимал многочисленные парады и шествия, так же и саму официальную церемонию.

ABORISOV.jpeg

За время работы на тележурнале приобрел навыки логистики организации съемки, режиссуры и постановки камеры, открыл на профессиональном уровне операторское искусство, для меня снимать с учетом будущего монтажа, таким образом чередовать ракурсы и углы съемок, интервью, и разные по крупности планы для экономии времени при монтаже, продуманная заранее работа оператора это уже готовый монтаж.

Так же в процессе пригодились и знания полученные в годы работы на студии, активно внедрял свои наработки и знания в производстве телевизионных заставок и внутренней инфо графике.

К завершению моей работы на спутниковом канале у меня уже был пакет примеров телевизионных заставок для полноценного портфолио, и опыт работы на телевидении.

После прихода на крупный федеральный канал уже была внутренняя уверенность и знания устройства всего процесса, мне легче было понимать, что хочет заказчик. К примеру, при съемках промо роликов была ясность, где будет использована графика, вплоть с какой линзой лучше снять определенный кадр, для максимальной оптимизации и экономии съемочных часов.

На канале Культура началась настоящая профессиональная деятельность, новый уровень задач, новые вызовы. Работы над начальными телевизионными заставками, которые между собой называем “шапка”, на канале Культура имела свою специфику, начиная от получения технического задания “заявки” до момента многоуровневого принятия и сдачи в эфир. Одной из самых интересных работ было оформление проекта, интеллектуального шоу “Ночь в музее”, съемки которого проходили в Государственном историческом музее в Москве.

Примерно с 2010 года параллельно с проектами интро графики, для меня появилось новое направление это и ведение межпрограммного оформления канала для нового сезона, который обычно начинается в сентябре, работа над сезоном начинается в начале мая и вплоть до сентября, создание идентификатора канала это высокое ответственное направление, которое задает ритм и общий стиль, цветовую гамму, шрифты, выбирается направление всей графики на канале на ближайший год, по сути это одежда канала. Для анонсной системы создаются анимированные шаблоны, перебивки, имиджевые отбивки, начальные и конечные заставки эфира.

Параллельно к новым сезонам мне предстояло вести графическое оформление к новым и знаковым проектам канала Культура. Это серии крупных ключевых проектов такие ежегодные конкурсы и шоу как “Большой Балет”, конкурс молодых и талантливых артистов балета и “Большая Опера”, “Большой Оркестр”, “Большой Мюзикл”, эти проекты стали одной из визитных карточек канала и получили значительную популярность и успех, в том числе некоторые были отмечены наградами в Национальном телевизионном конкурсе “Тэфи”. Одной из самых крупных и знаковых была работа над пакетом оформления Международного телевизионного конкурса П. И. Чайковского, ежегодного Международного конкурса юных исполнителей “Щелкунчик”.

Наиболее частая работа была над визитной карточкой одного из узнаваемых и ожидаемых проектов канала, который уже имеет свою аудиторию, это прогноз погоды на телеканале Культура.

Этот трудоемкий проект состоит из 4 сезонов, новый сезон начинается с сентября, аккумулирует в себе практически все навыки: это и знание композиции, управление сплошным пролетом камеры, и креативные переходы между сюжетами, ключом ко всему является анимация шедевров великих мастеров мировой живописи. Некоторые мои проекты были отмечены международными наградами. Работа на Культуре - дала безграничные возможности прикоснуться к великому искусству и стать его частью.


RENDER.RU: Расскажите о своей работе, какие есть особенности у телевизионных заставок, каков идеальный хронометраж, как строится процесс их создания на ТВ?

Алексей Борисов: Моя работа – разные формы дизайна на канале: печатная продукция, press-wall, заставки и постобработка фильмов, межпрограммного оформления канала. Но основная часть – производство интро. Часто в работе может находиться сразу несколько проектов и продвигаются они по мере сроков сдачи в эфир.

ТВ заставка имеет важное значение и неотделима от содержания самого фильма или программы. Это сжатое изложение или визитная карточка всего проекта, своего рода идентификатор, по которому с первых секунд можно понять, что предстоит увидеть. Анонсирование не обходится без коротких видео, представляющих проект, а также заставки используют в PR телевизионной продукции. Причем маркетинговые заставки могут немного отличаться от анонсирующих и начинаются с титров или лого. Также в рекламе используются пэкшоты финальных кадров.

Работа над заставкой стартует с официальной заявки, в которой прописываются название и сроки, прилагаются видео и фотоматериалы. Заявки распределяются между ведущими дизайнерами, а те в свою очередь берут работу под контроль и набирают команду, если это необходимо. Если сроки и загруженность позволяют, то ведущий дизайнер может работать и самостоятельно.

Процесс создания заставки начинается с момента работы со сценарным планом самого телевизионного продукта (документальный фильм, шоу, конкурс) и заканчивается на процессе финального монтажа проекта. По времени это может занимать от 1-2 недель до нескольких месяцев. На выходе получаем заставку с хронометражем, зависящим от длительности самого проекта. Обычный хронометраж интро для программ и фильмов от одного часа занимает 30-50 секунд, и 10-15 секунд для программ длительностью от 26 до 30 минут.

Идеально начинать с разбора общей темы проекта. Это происходит во время брифинга, на котором присутствуют продюсер, режиссер, арт директор и ведущий дизайнер. Детально изучается сценарный план, подробно оговариваются ключевые слова, тема и посыл программы, а также процесс съемки, при котором может потребоваться внутренняя графика или титры. Здесь же выясняется тема, от которой мы будем отталкиваться: историческая, научная, об искусстве, музыкальная, театр, балет, жизнь замечательных людей, шоу или конкурс. Обычно темы делятся на три направления: то, что происходило давно – для программ об истории, биографиях или религии; то, что происходит сегодня – для интервью, событийных передач, новостей; то, что будет происходить в будущем – наука, изобретения, теории. Моя личная хитрость – я всегда делаю наброски и примерную раскадровку уже во время встречи, чтобы не упустить нить. В процессе, возможно, понадобятся еще несколько встреч, которые помогут конкретизировать работу, внести правки или коррективы.

Моя задача, как ведущего дизайнера в такие моменты – внимательно слушать всех участников брифинга, задавать наводящие вопросы, выписывать ключевые слова. Мне очень помогает в работе находить синонимы основных слов, которыми можно описать проект. Это дает больший кругозор и помогает разобраться в неизвестной теме. Иногда достаточно одного имиджа, чтобы вокруг него построить интересный сюжет рассказать мини историю в отведенное для заставки время. При этом, чем больше создается ассоциаций, чем глубже погружение в материал, тем эксклюзивней и интересней будет видение и воплощение. Если, например программа посвящена неизвестным фактам из жизни знаменитой личности, то мы берем факты из описания фильма и добираем дополнительные данные. Это могут быть архивные документы, рукописные документы, фото или видео архивы. В своем роде ведущий дизайнер на проекте несет такую же ответственность, как и режиссер, но в графическом оформлении. От работы моушн дизайнера зависит восприятие всего проекта в целом (фильма, программы).

В моей практике был один случай. Заказчик выбрал определенный референс для заставки - литография Эшера «Относительность». При этом использовать можно было только концепцию построения лестниц. Только на одних лестницах полноценный сюжет не создашь. Тогда было предложено в лого вместо буквы «О» использовать сферу. Это решение расширило границы проекта. Сфера позволила оживить пространство, построить историю путешествия по сюрреалистическому миру, нарушающему физические законы сферической формы, и связать все с финальным кадром.

Esher 1.jpg

Esher 1

Асмолов. Психология перемен 5.jpg

Асмолов. Психология перемен 5


RENDER.RU: Алексей, чем важны телевизионные заставка, есть ли какие-то критерии, чтобы понять, что заставка получилась классная?

Алексей Борисов: Заставка – это самая узнаваемая часть любого телевизионного продукта. Она привлекает зрителя, вызывает в нем интерес к проекту. Обычно, если программа имеет абстрактный характер, то единственная возможность удержать зрителя это именно вступительная заставка. Среднестатистическому зрителю достаточно 2–3 секунд, чтобы понять цепляет увиденное на экране или стоит переключиться. Поэтому телевизионная заставка не должна быть слишком монотонной и затянутой. Любая заставка состоит из вступления, имеющего медленный темп. Затем темп все нарастает к развязке и замедляется к финальному пэкшоту с названием. А оригинальные переходы связывают все воедино.

Можно выделить такие признаки хорошей заставки:
- Красота и общая эстетика. Проект должен качественно выделяться среди других продуктов канала, быть узнаваемым по общему стилю, цветовой гамме и шрифтам.
- Дизайн должен иметь интеллектуальную составляющую. Должны быть заложены мысль и подсмыслы, которые переворачивают возможно давно известную историю и показывают ее с необычного ракурса. Нужны история повествования, кратко описывающие ключевые моменты и детали проекта (фильма, программы).
- Заставка должна передавать атмосферу фильма или программы, качественно отличаться от своих аналогов, и ни в коем случае не повторять других. Даже если предлагаемый вам референс на 100% подходит, нужно его переосмыслить, увидеть недостатки и дополнить.
- Хорошо подобранные, а еще лучше разработанные под проект с нуля шрифт и лого, подчеркивающие графические объекты. Эти элементы скорее всего станут визитной карточкой проекта и будут использоваться для PR на сайте и в рекламе.
- Переходы между кадрами телевизионной заставки должны быть хорошо продуманными и неожиданными для зрителя.


RENDER.RU: Какие бывают трудности во время работы, с чем они больше связаны: нехватка времени, вдохновения, расхождения во мнениях с командой канала?

Алексей Борисов: Мне кажется, самое сложное донести свое видение. Все люди имеют личное представление и привычные образы. Когда проект еще находится в стадии сценария, нет отснятого материала и конкретного видения проекта у авторов, режиссера, продюсера и оператора. Тогда есть несколько вариантов работы. Один из них найти точку опоры: по ключевым наборам слов производится поиск референсов, аналогов, отталкиваясь от которых формируется визуальная составляющая, все варианты предоставляют на выбор режиссера. Бывает достаточно одной фотографии или картины для начального эскиза и раскадровки.

Бывают личностные особенности. Например, в моей практике был случай работы с клиентом, который не воспринимал фиолетовый цвет по личным причинам. И пришлось обходиться без фиолетового, хотя тема была подобающая и другие цвета не вписывались, или делали проект не настолько пафосным.
Для максимально стабильной работы нужна презентация новой айдентики с подробным описанием, вариантами цветов, выбором шрифта и раскадровка логики происходящего на экране. После чего в план работы вносятся коррективы: удачные моменты остаются и уходят в работу, спорные – обсуждаются. При полном утверждении создается статический и возможно динамический аниматик, чтобы показать схематичные движения в кадре. На данном этапе можно регулировать места нахождения объекта в кадре, на его примере обговариваются переходы, распределяется хронометраж действия сюжета по его важности и силе воздействия на зрителя.

Из последних проектов «со звездочкой» – фильмы «Невский Ковчег» производства ГТРК Санкт-Петербург. Была поставлена творческая задача совместить портреты исторических личностей и старинный парусный корабль, плывущий сквозь космическое пространство, в этот же день были представлены коллажи. Предложенные варианты попали в точку и утверждение было моментальным.


RENDER.RU: Какой софт используют дизайнеры на ТВ? Какие навыки Вы рассматриваете при приеме в команду?

Алексей Борисов: Конечно, дизайнер должен обладать необходимыми художественными навыками. Понимать, как выстраивать композицию, уверенно пользоваться графическими программами. Основная – After Effect. Это можно сказать стандарт на нашем канале, да и многие продакшн студии требуют знания этого пакета. Даже полностью сделанную и просчитанную секвенцию кадров в 3D пакете удобнее доводить в финале и быстрее вносить корректировки и правки с сохранением внутренних камер и источников света. Легко добавлять световые эффекты Optical Flares, системы частиц такие как Trapcode Particular, работать с импортированными 3D моделями с помощью Element 3D и тд. Также в кинопроизводстве и пайплайне используется Nuke. Ну и, разумеется, Photoshop и Illustrator. Из обязательных 3D программ – Cinema 4D, она есть практически в каждой телевизионной продакшн студии. Из желательных – Houdini, имеющая сильные инструменты процедурного моделирования, текстурирования, симуляции и физики. А еще бесплатный пакет – Blender, объединяющий практически все процессы, в том числе работу с видео материалами.


RENDER.RU: Любой дизайнер знает, что его работа – это в большинстве своем правки. Как Вам удается избежать постоянных доработок и переделок?

Алексей Борисов: Доработки и переделки оговариваются заранее и регламентируются в договоре. Обычно на практике в среднем это от 2 до 3 правок.
Самые очевидные и частые – это редакторские правки в начальные и финальные титры такие как название, добавление новых частей, если это барабан или финальные титры, исправление ошибок в основном в фамилиях. На моей практике были подобные случаи, от этого застраховаться нельзя. Нужно иметь это ввиду и проектировать титр под быстрое процедурное редактирование шрифта, букв и слов. Делать так, чтобы можно было исправить или внести правки редактора простым набором на клавиатуре заранее выбранным шрифтом с наложенными поверх плагинами и эффектами. В таком случае обычно изменения незначительные и не занимают много времени.

Название всегда обговаривают в начале работы над логотипом, поскольку в этом есть свои нюансы. Визуально основное название больше четырех слов выглядит перегруженным и громоздким, при таких вариантах используем основное название в 2, максимум 3 слова и подназвание, которое пишется меньшим кеглем под главным названием.

Также были примеры, когда из актёрского состава в спектакле выбывал ведущий актер и приходилось вносить правки и менять всю графику рекламного ролика под новый состав актеров.


RENDER.RU: А как решается проблема непрофессионализма заказчика, когда он хочет заведомо плохое решение. Как его переубеждать?

Алексей Борисов: Перед тем, как начать переубеждать, нужно выяснить есть ли в предложенном рациональное зерно. Понять, что можно использовать или помочь переосмыслить, отвергнуть вариант, не предоставив и не сопоставив его с вариантом заказчика обычно не получится. Такие случаи у нас не редко встречались на практике, тогда «плохое» решение заказчика использовалось в необычном ракурсе. Все оставались довольны.

Практически любое решение заказчика можно задействовать в том или ином виде. Обычно идеи и визуальное воплощение можно показать с более выигрышного ракурса. Например, если показать песочницу сверху, это будет квадрат бежевого цвета, что тоже может быть графическим образом. А можно, например, ту же песочницу показать с нижнего ракурса, как горы золота. Всё зависит от того, как визуализируешь концепт.

В любом случае, будь то необузданная фантазия заказчика или экстравагантная подача идеи, необходимо трезво проанализировать и выбрать моменты, за которые можно зацепиться или переиграть. Не стоит напрямую все откидывать. Полная картина финального телевизионного продукта в любом случае только у заказчика, нужно попробовать донести свое видение, которое не будет идти в разрез, даже дополнять.

Бывают и неприятные моменты, когда режиссеры приносят референс заставки и просят сделать один к одному, либо что-то похожее. В эти моменты дух творчества уходит и остается только техника. С одной стороны, это хорошо, когда клиент точно знает что хочет. С другой стороны, ты стоишь перед моральной дилеммой использовать ли чужую работу и сделать ли плагиат.

Из работы с 3D проектом самое трудное – это соблюдение оптимального баланса качества, сложности и времени рендера при ограниченных сроках. Наиболее сложные реализации связаны с созданием различных симуляций таких как дым, имитация тканей, воды. Там, где сложные настройки, процессы рандомны и непросто контролировать. Из материалов это также стеклянные поверхности с элементами отражения и преломления, каустики, где нужно добиться реалистичного эффекта и не потерять многих часов на рендер. В таких случаях делается более облегченный «preview render» для проверки движения и выявления ошибок в анимации или симуляциях. Также берется несколько ключевых кадров в высоком качестве для проверки времени просчета одного кадра, после чего можно делать финальный рендер с полным разрешением. При нехватке технических ресурсов и мощностей на подобные проекты приходится закладывать больше времени на рендер и симуляции.

Проект Невский ковчег, финальные кадры.jpeg

Проект Невский ковчег, финальные кадры


RENDER.RU: Кто обычно состоит в рабочей команде, какие вещи надо учитывать, каких ошибок стараться не допускать в работе? Бывает ли аврал?

Алексей Борисов: На начальном этапе работы над презентацией проекта достаточно одного ведущего дизайнера. После появления фронта работ подбирается команда в зависимости от требуемых навыков, утвержденных кадров и хронометража. Это может быть полностью 3D проект, либо с элементами анимации и фонов в 2D. Для решения современных задач в команде не обойтись без таких специалистов, как 3D generalist, в чьи компетенции входит работа с моделями и текстурами; 2D/3D художник аниматор, основная работа которого – подготовка графического материала, обработка фото, подготовка рига для анимации, зачистка от фона, то есть в основном техническая часть, и ведущий дизайнер, который должен обладать навыками всех предыдущих специалистов и применять их от идеи и технической подготовки имиджа до финального продукта.

Одна из основных ошибок – начинать работу над проектом без 100% утверждения того или иного кадра и выставленных сроков сдачи.

Также нужно соотносить специфику работы и тайм-менеджмент. К примеру, начинать на этапе утверждения детально моделировать в 3D и создавать текстуры, финальной визуализации логотипа, объектах для визуализации. Детализировать на этой стадии не рационально, результат тут может быть нулевым и по факту получится пустая трата драгоценного времени. На стадии согласования достаточно общих форм, очертаний и плоскостей, крупных мазков кисти. Тем более, что нередки и такие случаи, когда проект откладывали в долгий ящик или вообще снимали с производства, переключаясь на другой, более срочный.

Вторая ошибка – делать недостаточно вариантов для выбора. Нужно предусмотреть все вопросы заказчика и быть готовым на них ответить. Если будет недостаточно вариантов, заказчик может решить, что это творческий тупик и будет искать других исполнителей или предлагать свои пути решения, непосредственно внедряясь в вашу работу.

Третья, наиболее распространенная ошибка – при разработке шрифта или, например, используя эффекты гравюры, не учитывать телевизионные стандарты вещания. Также слишком тонкие, яркие или контрастные линии при показе на экране будут давать эффект дрожания, «стробить». А еще цвет шрифта может сливаться с цветом фона.

Отсюда вытекает четвертая ошибка. Отделять нечитаемый текст от фона простым плагином drop shadow. Это выглядело в 90-х как «фантастический эффект», в наши дни это выглядит вульгарно и дешево. Оттеняющие элементы должны быть незаметны и не выделятся.

Мы часто работаем в оперативном графике, ведь эфир идет без остановки. Иногда и задерживаешься на работе дольше положенного. В конце рабочего дня обычно все заставки и срочные анонсы сдают на проверку редакторам, которые иногда находят ошибки в тексте или время показа поменялось, или просто не выложили на проверку. В этом случае нужно кому-то менять. Бывали моменты, при которых это делалось за экстремально короткие сроки. Однажды я был вынужден сделать дизайн и анимацию для анонса за 10 минут. Тогда просто выбираешь инструменты, отсеиваешь все лишнее, используя только expression и инструменты After Effect, часто это меня спасало и было выходом из положения.


RENDER.RU: Алексей, хотелось бы узнать Ваше мнение о ближайшем будущем российских специалистов работающих в области кино, сериалов. Какие проблемы ожидают индустрию?

Алексей Борисов: Боюсь, на сегодняшний день заменить продукцию западных компаний российскими аналогами не представляется возможным. Если говорить о производстве компьютеров и комплектующих, в будущем их придется завозить каким-либо альтернативным импортом, и использовать без дальнейшей технической поддержки. Что касается программ для дизайна, монтажа графики и спецэффектов, остаются варианты такие как программы и разработки с открытым исходным кодом, например Blender. Эта программа за последнее время укрепила свои позиции по всем направлениям необходимым для продакшн: процедурное моделирование, скульптинг, физические симуляции и работа с текстурами. Также частично можно использовать и для Vfx недорогих проектов. Что касается замены After Effect, поддержка этих программ скорей всего может прекратиться и придется использовать предыдущие версии, однако даже этого с лихвой хватает для решения 80-90% задач проектов для телевидения.


RENDER.RU: Дайте, пожалуйста, ТОП 5 советов начинающим специалистам, которые решили связать свою работу с ТВ и в принципе с производством интро.

Алексей Борисов:
1) В творческом плане развитие зависит только от вас, найдите источники вдохновения, те или иные работы известных художников, задайте себе вопрос как вы это видите, опишите, какие элементы присутствуют на картине для развития внимания, что получилось удачно, что можно было бы улучшить для развития критического мышления, попробуйте представить, что можно в картине анимировать, придумайте сюжет, развивайте свое оригинальное видение и образное мышление.
2) Одна из проблем новичков это понимания композиции, камеры, что такое общий план и для чего он, что такое крупный, как их чередовать на монтаже.
Так же прокачивайте свои скилы по движению и анимации камеры, иногда можно построить всю анимацию на пролетах камеры, смотрите классические фильмы, работы по постановке и движению камеры, например работы Вадима Юсова
3) Работа на телевидение — это работа в постоянном напряжении, к примеру в любой момент могут прийти редактор или режиссер с правками за 5 минут до эфира и просить сделать в кратчайшие сроки. И часто приходится перескакивать с проекта на проект, для того чтобы в спешке не потерять все, что сделали, установите авто сохранение своих проектов, это часто спасало и сберегало нервы и время.
4) Если просят внести изменения, поставить за правило делать изменения в дублированной секвенции или проекте, не факт, что новый вариант утвердят и не попросят вернуться к первому варианту.
5) Телевидение — это работа на ультраскоростях. Принимать решение в считанные минуты. Для увеличения скорости работы старайтесь делать все процессы работы процедурно, разрабатывайте и собирайте свои шаблоны и темплейты, оттачивайте свои инструменты, к примеру библиотеку expression и скриптов для After Effects, наборы материалов текстур и shaders для 3D программ, это значительно экономит время.


RENDER.RU: Алексей, благодарим за уделенное время и интересную беседу, редакция журнала желает вам успехов в вашей работе и интересных проектов!

536 0 850 4
2
2022-09-21
Спасибо за интервью
2022-09-21
Замечательно, подтверждения правила: "Нужно быть в нужном месте в нужное время".
RENDER.RU