Говорим о взрослом 3D сериале "Artificial Detective" в интервью со студией VIVIX
Интервью с анимационной студией VIVIX, члены команды которой работали в 2019 году над эпизодами сериала «Любовь. Смерть. Роботы». В этом материале мы поговорим об их флагманском проекте - фантастическом 3D сериале "Artificial Detective", права на показ которого выкупил сервис «Кинопоиск». На вопросы нам ответят основатели студи — Илья Кузюк и Илья Мозжухин.
RENDER.RU: Здравствуйте, расскажите, пожалуйста, о вашей студии, где, когда и с чего начинался Vivix?
Илья Мозжухин: В 2019-м году вышел первый сезон Love, Death and Robots. Стало понятно, что круче проекта я уже не найду и было большое желание сделать что-то свое. Параллельно с этим мне начали писать работодатели и просто сумасшедшие. Первые предлагали работу над большими полнометражными фильмами, вторые рассказывали о своих идеях. Одним из сумасшедших был Илья Кузюк, он написал мне осенью 2019-го года с предложением сделать LDR по-русски. Я рассказал, что идея безумная и наш рынок к такому может быть не готов. Но мы всё равно набросали план и стали делать первые шаги.
Илья Кузюк: Выход такого проекта как LDR встряхнул рынок, доказал, что взрослая 3D анимация может выйти за рамки нишевого продукта. Мы с Ильёй Мозжухиным решили протестировать гипотезу и практически сразу получили положительный фидбек от стриминговых сервисов, один из которых, ivi, решился на создание совместного теста. Так появился VIVIX.
RENDER.RU: Расскажите об опыте работы над сериалом «Любовь. Смерть. Роботы», как удалось попасть в проект, какие эпизоды делали ваши специалисты?
Илья Мозжухин: Я в составе русскоязычной команды самураев под руководством Виталика Шушко и Лены Волк работал над эпизодом Blindspot. Сделал много анимации на серии, лейаутов и композитинга. Артём Гансиор, артдиректор Vivix, в это время в составе студии Blur работал над персонажами эпизода Shape-shifters.
Илья Кузюк: На наших первых проектах (анимационный тест для ivi и игровые трейлеры) также участвовали аниматоры и художники с других эпизодов, того же Blindspot и, например, Helping Hand.
RENDER.RU: В какой момент было принято решение начать создавать свой CG-сериал и повлиял ли на это решение успешный опыт работы над проектом Netflix?
Илья Мозжухин: Успех LDR был ключевым фактором. Индустрию разрывало, все хотели делать взрослую анимацию, но никто не понимал, как ее продавать.
Илья Кузюк: Мой предыдущий опыт не был связан с миром анимации напрямую. Я работал в ведущих инвестбанках, таких как J.P. Morgan и Ренессанс Капитал, а также был сооснователем игровой VR студии PlatformaVR. Я уже имел опыт продажи крупных проектов и привлечения инвестиций. Эту экспертизу мы и использовали, когда прорабатывали проект взрослого анимационного сериала. Мы сделали глубокий анализ рынка, получили много инсайтов от продюсеров и стриминговых платформ и смогли подобрать “ключик” к продажам.
RENDER.RU: О чем будет сериал? Как выбиралась тематика?
Илья Мозжухин: Это сериал про робота-детектива Эда (Artificial Detective - AD), который просыпается в дистопичном мире без людей. Отрывки его воспоминаний - это прошлая жизнь в перенаселенном мегаполисе, полная погонь за преступниками вместе с его напарниками - людьми. В попытках понять, что же случилось с этим миром и с ним самим, Эд открывает первое самостоятельное дело в своей жизни - Дело о Пропаже Человечества. Разрабатывая идею и сюжет сериала, мы исследовали тему человечности и задавали вопросы: что делает человека человеком? Может ли искусственный интеллект быть более человечным, чем люди?
Илья Кузюк: Мы с вами уже живём в мире, окруженном технологиями. ИИ может рисовать картины и писать тексты. Когда мы хотим что-либо сделать или куда-то пойти, мы обращаемся за подсказкой к твиттеру, инстаграму и ютьюбу. Мы можем отправить сообщение на другой конец света и его через секунду прочитает наш собеседник.
Все эти технологии полезны для общества и должны вроде сплочать людей по всему миру. Но само человечество, по нашему мнению, разобщенно как никогда. Мы постоянно разделяемся, спорим и не понимаем друг друга.
Через путешествие-взросление Эда, через призму его взгляда на мир мы рассказываем историю, как робот, яркий представитель технологий, осознаёт, что происходит с человечеством. Сможет ли он взять на себя ответственность и обрести ту самую человечность в мире, в котором человечество её давно утратило?
RENDER.RU: Опирается ли выбор темы на какие-то статистические исследования, тренды? Есть ли опасность, что за несколько лет пока будет действовать проект, актуальность и интерес к теме снизится?
Илья Кузюк: Все истории, которые можно было рассказать, уже давно рассказаны за тысячелетия существования цивилизации. Что действительно важно - это привнести в историю частичку своего личного опыта. Это то, что мы поощряем на каждом этапе создания сериала. От сценария до дизайна персонажей и анимации.
Каждый художник в нашей команде вкладывает личное в проект - именно это и делает его актуальным.
RENDER.RU: Мы знаем, что сериал рассчитан на взрослую аудиторию и особое внимание будет уделено сильному сюжету. Расскажите, в какой
момент, по вашему мнению, анимационные проекты такого уровня шагнули на территорию взрослой западной и европейской аудитории?
Илья Кузюк: Действительно, в отличие от детской и семейной анимации, у взрослого зрителя гораздо выше уровень требования как к самой истории, так и к техническому исполнению проекта. Подобные проекты появлялись и ранее - в 2000-х и 2010-х годах.
Мы считаем, что действительно сильный взрослый проект - это комбинация глубокой проработки на этапе сценария и крутой believable картинки и анимации на этапе продакшена.
Так как сейчас появился рынок подобных проектов (с выходом LDR), то и количество талантливых сценаристов и художников, которые смогли наконец поучаствовать на подобных проектах сильно возросло.
RENDER.RU: Насколько сложнее создавать подобные проекты для взрослых людей, чем отличается процесс создания, кроме проработки сюжета? Есть ли какие-то неочевидные сложности?
Илья Мозжухин: Если речь о сравнение с детской анимацией, то разработка визуала отличается большей детализацией персонажей и окружения. Также мы можем использовать более взрослый подход к артдирекшену. В случае с Artificial Detective это не просто киберпанк, но и отсылки к ретрофутуризму и ар-деко. Вряд ли этот стиль будет понятен детям, но у взрослой аудитории, благодаря ностальгии он найдет отклик.
RENDER.RU: Сколько сейчас задействовано людей на проекте? Какие именно специалисты?
Илья Мозжухин: У нас в команде около 60-ти человек. Это в основном художники и аниматоры. У нас также сформирован отдельный Story департамент, состоящий из российских и американских сценаристов, режиссеров и креативных продюсеров.
RENDER.RU: Вы ищете художников для расширения штата работающих над проектом "Artificial Detective"? Какие специалисты нужны, это будет только удаленная работа или возможен офис?
Илья Мозжухин: Мы продолжаем расширяться и ищем талантливых художников. В первую очередь нам нужны 3d-художники по персонажам и аниматоры с опытом работы над реалистичной анимацией.
Илья Кузюк: Основную ставку мы делаем на удаленный формат работы. Все процессы настроены, чтобы обеспечить эффективную работу студии без привязки к конкретной географии.
При этом мы верим в гибридный подход к работе, когда студия может открывать небольшие офисы в локациях, где концентрируется достаточное количество художников. Так, например, у нас действует небольшой офис в Москве.
Вакансии студии вы можете посмотреть здесь.
RENDER.RU: На что в первую очередь будут смотреть HR-ы студии, отбирая специалистов, важно ли иметь проф. образование? Какой уровень английского нужен и нужен ли он вообще?
Илья Мозжухин: Мы смотрим на портфолио и на софт скиллы. Нам важно чтобы это был не только сильный специалист, но и подходил нам по духу. Мы все еще молодая студия и стараемся брать тех, кто полон амбиций и готов расти вместе с нами.
RENDER.RU: Расскажите немного о сделке с Яндексом, мы знаем, что ее детали не разглашались, также Илья сообщил, что — «вероятно это была одна из самых крупных сделок в отечественной истории 3D-анимации.», это как минимум говорит о том, что проект будет знаковым, насколько сложно было заинтересовать такую серьезную компанию?
Илья Кузюк: То, что нам удалось продать действительно сложный и дорогой проект - целиком заслуга нашей команды крутых профессионалов: сценаристов и авторов идеи, каждого художника и аниматора, нашей команды супервайзеров и бизнес-эдвайзеров, и конечно, членов бекофиса. Без сильного желания создать что-то действительно выдающееся и яркое, без экстра усилия на каждом этапе, заинтересовать таких крупных игроков как Яндекс и убедить их в инвестировании в проект практически невозможно.
Важно отметить, что нам с Ильёй Мозжухиным удалось подойти максимально сфокусировано и эффективно по двум самым важным составляющим проекта: бизнес и креатив. Мы сформировали крайне привлекательное предложение, нашли нужные точки соприкосновения и самое важное - показали прогресс, выдавая каждые несколько месяцев максимальный апдейт по концепт-артам, анимационным тестам и литературным материалам.
RENDER.RU: В данный момент времени, на какой стадии находится сериал? Когда увидим первый трейлер и первые серии?
Илья Мозжухин: Весь 2021-й год мы были сфокусированы на препродакшене. Проработали мир как с точки зрения литературной основы, так и с художественной. Сейчас мы переходим к производству пилота первого сезона, а дебютный тизер-трейлер будем готовы показать ближе к середине следующего года.
RENDER.RU: Можете рассказать о своём пайплайне? С чего начинается работа над такой махиной? Какой этап считаете самым важным?
Илья Мозжухин: В нашем случае работа началась с расширения команды и создания комфортных для всех условий. За год мы выросли с 10-ти до 60-ти человек, параллельно с этим отработали процессы по сценарной и режиссерской разработке сериала, производству лейаутов и подготовке ассетов.
RENDER.RU: Можете рассказать какое ПО используете, особенно интересует анимация и визуализация? Также представители сообщества Blender просили узнать, будет ли данное ПО использоваться в проекте и если да, то для каких задач?
Илья Мозжухин: Выбор софта у нас стандартный для подобных крупномасштабных проектов. Для анимации используем Maya, как для кейфрейма, так и для работы с мокапом. Рендерим Arnold’ом в той же Maya и Houdini. Blender активно используется для концепт-арта, здесь он себя хорошо зарекомендовал.
RENDER.RU: Что ждать по стилистике, на что будет похоже и почему выбран именно такой вариант?
Илья Мозжухин: Выше я говорил, что у нас достаточно комплексный подход к артдирекшену. Действие сериала происходит в будущем, но отсылками к началу 20-го века мы в том числе ссылаемся на экономическую и социальную депрессию 20-х - 30-х годов и ответ на эту депрессию в виде стилей Art Deco и Streamline Moderne. Отсылки не случайны, в мире нашего сериала произошли похожие события.
Илья Кузюк: Если говорить о существующих проектах, то по картинке и тону, это будет ближе всего к сериями Three Robots и Pop Squad из LDR. Но опять же, наш проект имеет свой уникальный визуальный язык, поэтому будет и много отличий.
RENDER.RU: Представим, что есть команда единомышленников, которые хотят сделать свой собственный CG-фильм, что бы вы им посоветовали?
Илья Кузюк: Начать с продаж. Если ваш проект заинтересует стриминговую платформу или продюсеров, то значит, вы на верном пути.
А чтобы начать с продаж, надо сформировать заявку из минимального набора документов: презентации, сценария, синопсиса, логлайна. Работа над этими документами помогает структурировать идеи сериала или фильма и даже ответить самому себе на вопрос “Зачем я это делаю?”.
А дальше - питч, питч, питч. Выходите на продюсеров, участвуйте в питч фестивалях и учитесь четко и убедительно рассказывать свою историю.
RENDER.RU: Посоветуйте, где искать инвесторов для своих анимационных проектов? Есть какой-то порядок действий?
Илья Кузюк: Тут нет универсального совета. Начните с FFF (Friends, Family, and Founders). Кто если не вы сами, а также ваши близкие и друзья поддержат вас на старте и дадут возможность сделать первые шаги.
Второй источник инвестиций - продажи. Если вы сможете продать проект, то убьёте двух зайцев сразу: найдете средства для производства и получите дистрибьюцию.
RENDER.RU: Отразилась ли пандемия COVID-19 на вашей работе?
Илья Мозжухин: Наша студия зародилась и получила первые заказы в разгар пандемии, а индустрия в целом сместилась в сторону виртуального продакшена и full-cg проектов, так что для нас это скорее плюс. Мы изначально выстраивали работу удаленно, тогда это был единственный выход, а сейчас понятно, что работать удаленно можно с не меньшей эффективностью.
RENDER.RU: Редакция благодарит вас за уделенное время и интересную беседу, мы от всего сердца желаем большого успеха вашему проекту!