Интервью с VFX художником Алексеем Кёниг

В этом интервью мы пообщаемся с VFX художником Алексеем Кёниг, он расскажет нам о начале своего творческого пути, проектах и планах на будущее и поделится 5 правилами успешного VFX специалиста.

RENDER.RU: Здравствуйте, Алексей! Расскажите немного о себе, где учились и как пришли в CG?


Алексей Кёниг: Здравствуйте. Мне 31 год, я родился и живу в Челябинске. Примерно с 12 лет начал активно интересоваться видео, а именно хотел создавать так называемые «мувики по Counter-Strike». Мы как дети 2000ых попали в зарождение эры LAN компьютерных игр и, конечно, все мои друзья были увлечены Counter-Strike. Кто-то мне показал пару одних из первых на тот момент мувиков по этой игре, которые начали набирать популярность в Европе, и я невероятно загорелся, мне хотелось сделать так же и чтобы это было про меня и моих друзей, как мы играем. Интернета толком не было, информация добывалась буквально из слухов. Я узнал, что есть такие программы как AfterEffects и Premiere, бегал по магазинам с дисками и искал их. В течении нескольких лет я «методом тыка» разбирался в них и штамповал без остановки всевозможные мувики. Таким образом, благодаря увлеченности, я развивал в себе вкус, ритм монтажа под музыку, изучал различные эффекты, пытаясь повторить зарубежные мувики. Таким же образом в моем детстве появился 3dsmax. Его я изучал также методом тыка и парочкой максимально не понятных для меня уроков в MSWORD. Вот отрывок из ролика, который я сделал в 15 лет в 2005 году.
К 10 и 11 классу я начал участвовать в городских конкурсах по графике среди школьников и конечно же побеждал там с разгромом, потому что за моей спиной было огромное количество часов проб и ошибок. Один из таких конкурсов проводил Челябинский Гуманитарный Институт (сейчас МИДИС), я выиграл большую скидку на обучение, меня там заметили и я поступил на факультет графического дизайна. В 17 я уже понимал, что можно этим зарабатывать и начал искать вакансии, связанные с монтажом, графикой или анимацией. Ходил на местный ТВ канал и еще в пару мест и показывал им свои видео по counterstrike (ха-ха). В одной из студий на меня обратили внимание и сказали, что свяжутся со мной если будет подобная работа. Эта студия только начинала пробовать себя в направлении видео рекламы. Через 2 месяца, будучи на первом курсе я уже получил сразу крупный заказ, 3dвидео презентацию бизнес-центра. Работа была удаленная. На проекте нас было двое, но в середине пути мой коллега перестал отвечать на звонки и исчез, ничего не показав, в итоге делал все я один. Конечно, многое не знал и не умел, учился на ходу и в итоге вполне успешно сдал этот проект. Так я устроился в маленькую студию Медиа74 в Челябинске, где проработал 9 лет.

RENDER.RU: Сразу определились с направлением VFX или к нему привели творческие изыскания?

Алексей Кёниг: В своем пути я делал буквально всё, что было связано с видео. Мне нравилось делать разные эксперименты с хромакеем еще в школе, я хотел создавать крутой VFX, но знаний и даже понимания, где их брать не было. Мы получали на студии заказ и я очень срочно обучался под него выискивая уроки, готовые модели и т.д. Изначально я не шел в каком-то одном направлении, делал все, что попадалось, визуализация, моушн-графика, съемки рекламы, монтаж, цветокоррекция, трекинг, композинг, я даже свадьбы снимал. Меня все увлекало и было очень интересно узнавать что-то новое.

RENDER.RU: Скажите, дало ли ваше образование на факультете графического дизайна какую-то базу, которая помогла вам в дальнейшем развитии? Сейчас очень много вопросов возникает куда идти учится начинающему специалисту, институт или несколько курсов по интересующей специальности? Что порекомендуете вы с высоты своего опыта?

Алексей Кёниг:
Образование мне дало базовое понимание колористики и композиции, мы изучали рисунок и живопись. Большая часть этих знаний раскрылась уже после института. Когда начались пары с компьютерной графикой, я уже третий год работал в студии, я показывал преподавателю свои работы, а он меня спрашивал – «И чему я буду тебя учить?» Так, что 2\3 своего обучения в институте я приходил только на определенные пары общего развития. Меня даже на 4 курсе поставили преподавать заочному отделению AfterEffects, это было интересно. Пройдя весь этот путь, у меня сложился в голове пайплайн как вырастить CG артиста. Мне удалось погрузить в эту сферу трех своих друзей, один из них сейчас работает со мной.
Образование очень важно, сейчас огромное количество курсов по всем направлениям CG. Но как хорошо вы бы не знали Houdini или C4D, да все, что угодно, без базовых знаний о композиции и колористики, вам будет очень сложно добиться больших успехов. Конечно, есть люди кто, не зная теории, чувствует и цвет, и композицию, я знаком с такими. Если вы не хотите идти в университет связанной профессии с CG, хотите учиться по курсам, изучать самостоятельно софт, ДА, это безусловно сейчас отличный путь. Но не забывайте про свои руки, CG это не только софт, это искусство, наймите репетитора или идите в художественную школу. Научите свои руки писать, так вы сможете очень эффективно научить себя ощущать и понимать цвет и композицию.

RENDER.RU: Ваше первое место работы по специальности это студия «Медиа74»,чем занимались там?

Алексей Кёниг: Делал все, что было связано с видео, единственное, что я не делал, это не писал сценарии и не сводил аудио. Снимал на камеру, ставил свет на площадке, потом это монтировал, колорил, делал необходимые эффекты, 2D и 3D графику. Большая часть Челябинской рекламы проходила через нас. Следом мы начали получать более крупные проекты для заводов. Например, презентация Челябинского Цинкового завода, которую я сделал от и до в 12 году. В 2012 одни из первых начали создавать 3D-стерео рекламу для показа в кинотеатрах перед фильмами, но тренд не пошел. Собрали 3DstereoRig для съемки стерео видео и сняли на него клип для «Российской студенческой весны», которая проходила в Челябинске. Наш шоурил 2011-2012, в котором я делал буквально все. У меня огромный бэграунд в этой студии, я там научился всему, что знаю и там не было никого, кто бы меня этому учил. Я был единственным человеком в студии, который делал весь объем съемок, монтажа и CG. Мой финальный рил в студии Медиа74.

RENDER.RU: Как вы относитесь к фрилансу? Многие выбирают работу дома, другие строго офис, так как дома им сложно настроиться на работу, не происходит общения и обучения в окружении коллег, также бытует мнение, что дело только в деньгах, если хорошо платят, можно и дома поработать, как считаете вы?

Алексей Кёниг: Я считаю, что в идеале работать нужно там, где тебе комфортно. С самого начала я начал работать удаленно, лишь иногда приезжал в студию, примерно 85% всего времени в промежуток с 2007 по 2016, я работал из дома. Работал на удаленке, до того, как это стало «популярным». С 2014 года на студии пошел сильный спад проектов из-за кризиса и в 2016 я начал искать заказы на зарубежном фрилансе. Сделал несколько довольно успешных проектов на продажу на стоке videohive, зарегистрировался на UPWORK, и за 2 месяца, пока набивал рейтинг, заработал $2000, при этом работал пару дней в неделю. Разместил свое резюме везде, где можно было и так попал в студию, где работаю сейчас. В данный момент у меня трехлетняя дочь и то, что я постоянно нахожусь дома только в плюс. Я всегда рядом и на подхвате. Так как нет определенных часов работы, есть только дедлайн, я могу, как угодно, планировать свое время. Могу в любой день недели и время дня поехать провести время с семьей, погулять, на озеро и т.д., помочь супруге, сделать домашние дела, перечислять можно бесконечно. Главное хорошо планировать свое время и не расслабляться. Но и это тоже превращается в своего рода рутину. Лично для меня, идеально когда ты можешь работать и из дома и приезжать на студию, очно решать вопросы с командой, я очень хочу присутствовать на сетах проектов, которые мы делаем, быть супервайзером на сете, но на данный момент это конечно не возможно.

IMG_0180.jpg

RENDER.RU: В какой студии вы работаете сейчас? Какие основные задачи выполняете?

Алексей Кёниг: Сейчас я работаю в студии MOD. Работаю там уже несколько лет. Начинал с очень простых FX, композинга и зачастую делал просто ротоскоп. Студия развивалась и я вместе с ней, проекты становились сложней, я изучал все больше и больше теории и инструментов. Конечно, мой предыдущий опыт пригодился, умение делать все, сыграло свою роль. Сейчас выступаю как креативный продюсер, супервайзер и лид артист. Принимаю решение как будет сделан тот или иной FX, сколько человек и с какими навыками нужно (трэкинг, ротоскоп, кеинг, моделинг и т.д.), формирую и распределяю задачи, контролирую и параллельно сам выполняю основные сложные элементы такие как симуляции огня, воды, твердых тел, например и конечно финальный композитинг на мне. Я как последний рубеж в контроле качества продукта.

RENDER.RU: Если пригласят работать за рубежом, вы готовы? Где было бы интересно пожить и поработать?

Алексей Кёниг: На самом деле приглашение на работу уже есть. Желание попасть на сеты грядущих проектов. В данный момент я решаю административные и визовые вопросы.

RENDER.RU: Над какими фильмами вы работали в последние годы, какие эффекты делали лично вы?

Алексей Кёниг:
Различных фильмов и комёршлов было довольно много, без дела мы совсем не сидели. За это время накопилось 28 проектов на imdb, а тех, что туда не попадает куда больше. Одним из ключевых в начале карьеры в MOD был короткий метр Tree House Time Machine, режиссера Алана Ритчсона. Эта работа очень мне понравилась по стилю и сама идея интересная. Я делал главный FX, момент запуска машины времени и телепортации. Этот короткий метр даже взял награду на Best Shorts Competition в LA. Я был в восторге. Мы в дальнейшем еще работали с Аланом Ритчсоном на проекте Cicada 3301, где нами был сделал основной объем FX в фильме и самые сложные FX в этом фильме легли на мои плечи. Китайский фильм Last Sunrise был очень интересным, про недалекое будущее и гибель солнца. Я в нем создавал outro для трейлера, все UI интерфейсы, голограммы и конечно много композинга. Также было 2 фильма с Брюсом Уиллисом, Apex и Deadlock. В Apex я был супервайзером на большинстве шотов и делал весь сет-экстеншен, различные FX взрывы, силовые поля, UI и другие задачи, требующие креативного подхода.

RENDER.RU: Есть самые любимы проекты или те которым особенно гордитесь?

Алексей Кёниг: Я думаю, что Cicada 3301 может претендовать на первое место, но это не точно. Для меня это был огромный проект, на моих плечах был весь основной FX. Взрыв в начале фильма, на который у меня ушло больше месяца, т.к. я на ходу изучал все нюансы подобной симуляции. Весь дизайн и анимация UI, была сделана полностью мной до начала продакшена, эти ассеты использовались на сете. Я буквально вслепую делал анимацию действий хакера на экране. Я мало понимал специфику действий, мне нужно было разобраться в реально существующем квесте Cicada 3301 и, конечно, нет никакого эдита (монтажа). Ты не знаешь сколько должно длиться то или иное действие, ты следуешь интуиции и визуальным ощущениям.
Так же мы делали клип для обладателя латинского Грэмми J.Balvin – Rosa. Это был самый большой объем работы по сет-экстеншену, который мы делали. Я был как супервайзер и на мне был весь композитинг. Опыт получен невероятный, я не спал по 30-40 часов подряд, чтобы успевать в график и не пропустить дедлайн. Проект для американского блогера Rhino Stew, где мы делали культовых Ксеноморфов. Очень сложный проект для Китайского кино с симуляцией жидкости, в котором я первый раз создавал водопад. Рекламные видео игрушек MONSTER JAM с симуляцией дыма и твердых тел. Для меня каждый проект значимый и мне сложно выделить какие-то конкретные, хочется рассказать о всех. В каждом проекте очень интересно работать.

RENDER.RU: Что для вас самое сложное для вас в вашей работе?

Алексей Кёниг: Самое сложное, наверное, это 12 часовая разница во времени. Я почти всегда работаю ночью, чтобы быть на связи с главным продюсером Артемом Мирошиным. С годами в таком режиме работать становится все сложней, особенно когда в семье появился ребенок, которому пока не понять что ты лег спать в 6 утра. Ну и конечно, это всегда стресс, когда ты берешь новые сложные проекты с задачами, выполнение которых тебе знакомо только в теории и ты не имеешь опыта. А так происходит довольно часто, именно за счет этого мы растем и учимся.

RENDER.RU: Сталкивались ли вы с выгоранием на работе? Как вообще боритесь с неизбежным стрессом и большими нагрузками?

Алексей Кёниг: С выгоранием как таковым не сталкивался. Я бы назвал это больше эмоциональным и физическим истощением. Мне обычно хватает 1-2 дня полного дистанцирования от работы, провести время с семьей или с друзьями, и сделать это так же максимально качественно, как делаешь свою работу. Так же приходит момент, когда ты оглядываешься на предыдущие свои работы и падаешь в некое уныние, потому что видишь множество ошибок и недочетов, и думаешь, что надо было сделать по-другому. Такие моменты надо переживать и проводить анализ, в дальнейшем конвертировать это в стимул — в следующий раз сделать лучше.

RENDER.RU: Со временем, наша сидячая и порой просто бесконечная работа сказывается на здоровье, в первые лет 10 это возможно не особо заметно, но потом дает о себе знать, уделяете ли вы достаточно времени здоровью? Как-то мы проводили небольшой закрытый опрос и по нему абсолютное большинство опрашиваемых художников выражала большую обеспокоенность проблемами со своим здоровьем, отдавала отчет важности активного образа жизни и т.д., но признались, что ничего не делают, так как не хватает времени, а когда оно есть, уже нет сил и желания. Какое у вас отношение к этому вопросу?

Алексей Кёниг:
Я никогда не был увлечен спортом, но всегда понимал, что нужна физическая нагрузка. У меня не получается регулярно ходить на тренировки, в целом поход на тренировку занимает слишком много времени. В итоге я пришел к тому, что дома делаю комплекс различных простых упражнений (отжимания, подтягивания, гантели, присяд и т.д.), по 20-30 минут, примерно каждые 3-5 дней. Максимально физически активно провожу время с дочкой - бегаем, прыгаем, ползаем, это отличное кардио. Могу сказать, что сейчас для меня это идеальная комбинация быть немного в тонусе.

IMG_3319.jpg

RENDER.RU: Какой уровень английского нужен для комфортной работы специалиста вашего уровня? Многие признаются, что имеют хороший технический английский, но с разговорным проблемы, из-за недостатка опыта, насколько важен разговорный на ваш взгляд и где нарабатывать опыт?

Алексей Кёниг:
Мой уровень английского Intermediate. Я не общаюсь напрямую с клиентами и этого уровня мне хватает чтобы понимать задания и комментарии от клиентов. Я хожу на дополнительные курсы по английскому языку и весь контент нашей сферы VFX я смотрю на английском. Чтобы был разговорный английский, нужно чтобы было с кем разговаривать. Мы с семьей жили несколько месяцев в Тайланде и на Кипре, и могу сказать, что буквально за неделю, речь активируется и тебе все легче и легче на нем разговаривать. Когда ты возвращаешься, навык начинает угасать.

RENDER.RU: Можете сформулировать ТОП5 правил хорошего VFX художника, которые лично вам помогают в работе?

Алексей Кёниг: 1. Никогда не нарушать дедлайн, а если это неизбежно, то ты должен это предвидеть и максимально заранее сообщить об этом клиенту.
2. Стараться делать одни и те же задачи в разных проектах разными путями, развивать в себе гибкость.
3. Смотреть контент, связанный с вашим направлением VFX. Собирать для себя референсы.
4. Не переставать учиться, как софту, так и классическому искусству.
5. Стараться планировать все шаги.

RENDER.RU:
Мы знаем, что вам приходится решать не только задачи VF художника, но и Супервайзера, в чем они состоят, насколько это сложный для вас процесс?

Алексей Кёниг: Основной моей задачей как супервайзера является поиск оптимального пути создания FX, создание команды из имеющихся артистов, распределение задач и контроль качества. Также я помогаю нашим артистам в решении проблем с выполнением, выстраиваю пайплайн, нахожу подходящий урок или референс, и даже сам сажусь за его проект и нахожу решение. Этот процесс больше ответственный нежели сложный. Когда ты знаешь весь пайплайн, тебе остается только его грамотно распределить, но вся ответственность лежит на тебе. Бывает даже, что артист уходит посреди проекта по какой либо причине и я подхватываю его задачи, и выполняю сам, потому, что нет времени искать другого человека и погружать его в процесс.

RENDER.RU: Какие планы на ближайшее будущее? Есть творческая мечта, возможно свой проект или поработать над крупным голливудским фильмом?

Алексей Кёниг:
Я планирую перейти в Houdini и работать с масштабными симуляциями. Мне это нравится и хочу в этом направлении развиваться и хочу чтобы MOD имели возможность брать такие проекты. Попутешествовать по миру пока дочка не пошла в школу. Мечта конечно же есть, попасть на площадку крупного голливудского фильма, быть супервайзером на сете и руководить командой талантливых артистов.

RENDER.RU: В каком софте вы предпочитаете работать и почему именно в нем?

Алексей Кёниг: Я с самого начала начал работать в After Effects и 3ds max, работаю в этом софте по сей день. За много лет я отточил навыки владения данным софтом и могу выполнять рядовые задачи по композингу или анимации с очень большой скоростью. Его вполне достаточно для покрытия моих задач, но на самом деле софт не так важен. Как я ранее говорил, я начал изучать Houdini и планирую его добавить в свой пайплайн. Конечно, когда подтяну Houdini, начну добавлять Nuke. У меня уже есть небольшой опыт и знания этого софта, но пока я ими не пользуюсь на проектах, потому, что скорость работы еще низкая.

RENDER.RU: Что могли бы порекомендовать художникам желающим попробовать себя в VFX? С чего начинать, как вообще влиться в VFX и нарабатывать портфолио для того, чтобы устроиться в студию?

Алексей Кёниг: Самое главное, что я могу порекомендовать, это постоянно надо что-то делать, что-то создавать. Как в рисунке и живописи, ты должен тренировать мышечную память и зрительную, также и в софте. Сейчас бесконечное количество курсов и туториалов на все вкусы и направления. Если вы уже имеете базовые навыки, пробуйте повторять уже популярные FX. Пока вы добьетесь схожего результата, узнаете очень много тонкостей и нюансов. Это и пойдет к вам в портфолио. Ну и конечно почти все курсы предлагают материалы для домашнего задания, где вы можете проявить весь своей креатив. Пробуйте, ошибайтесь, делайте другое, возвращайтесь обратно, смотрите свежим взглядом - любой полученный результат, это ваш опыт.

RENDER.RU: Алексей, мы благодарим вас за уделенное время, редакция желает вам много интересных проектов и массу творческой энергии на их реализацию!

635 0 850 5
0
RENDER.RU