Жизнь и работа в Праге, интервью с Натиком Агаевым
В гостях у нас Натик Агаев, талантливый художник, Арт-Лид чешской студии Keen Software House, семь лет назад он с семьей переехал в Прагу из Баку, в интервью мы узнаем о его работе и о многом другом.
RENDER.RU: Здравствуйте, Натик, рады возможности снова пообщаться, мы уже брали интервью у вас в 2009 году и знаем, что за это время у вас произошло много нового, в частности переезд в Европу. Расскажите, где вы сейчас и какие задачи выполняете?
Натик: Приветствую! Действительно, поменялось с тех пор довольно многое. Я достаточно резко поменял, или наверное правильнее будет сказать, откорректировал свое основное направление деятельности с производства различных заставок для тв, музыкальных клипов, рекламных роликов и анимационных фильмов на давно любимую мной - игровую индустрию. Сейчас я живу и работаю в Праге, я переехал в Чехию из Баку в 2015-м году, получив предложение о сотрудничестве от чешской студии - разработчика компьютерных игр KeenSoftwareHouse, которой я предоставляю свои услуги в качестве главы арт департамента (ArtLead). Мы разрабатываем известную sandbox игру SpaceEngineers, официальный релиз которой состоялся в Феврале 2019 года на платформе Steam. Я, как Арт Лид, занимаюсь определением основного визуального направления и стиля игры, координирую поставленные задачи внутри разных департаментов, веду команду талантливейших 3D и 2Д артистов, а так же, в силу своих возможностей практически постоянно стараюсь исследовать и тестировать новые технологии, софт и рабочие процессы в сфере игрового CG, способные вывести продукт, который мы производим на качественно новый уровень.
RENDER.RU: Вы уже 6 лет живете и работаете в Праге, как вам Прага с точки зрения специалиста CG индустрии?
Натик: Прага, на мой взгляд, очень насыщенный в этом смысле мировой хаб, здесь много специалистов со всего мира и довольно много студий занимающихся производством рекламных роликов и кино, пост - продакшеном и VFX, здесь делают графику для очень многих топовых голливудских фильмов и сериалов, и конечно же много студий разрабатывающих игры. Я какое то время работал мэттпейнтером в одной крупной пражской пост - продакшн компании занимающейся кино. Это был очень интересный и, пожалуй, незаменимый опыт позволивший почувствовать настоящую жесткую атмосферу крупной компании ориентированной на результат, где “нет времени объяснять, но должно быть готово к обеду”, где всему учишься на лету.
Но так уж получилось, что игровая индустрия меня всегда притягивала больше и я при первой же возможности полностью в неё погрузился получив предложение о сотрудничестве от Keen Software House.
RENDER.RU: Вы в принципе планировали переезд в Европу или это дело случая?
Натик: По началу наверное дело случая, так как всё началось с обычной туристической поездки в Прагу, куда мы отправились с моей семьей, просто отдохнуть, погулять по пражским улочкам, посетить замки, пройтись по Карлову Мосту. А потом, когда я уже сориентировался, что Прага может предложить мне в профессиональном смысле - это стало целью или скорее мечтой. Ну и после нескольких поездок я уже точно знал, что это именно то место где я хочу жить и работать реализуя себя в полной мере.
RENDER.RU: Насколько сложным был переезд? Можете предупредить коллег об основных сложностях при переезде?
Натик: Были конечно определенные сложности, но скорее эмоционального характера. Я абсолютно ясно понимал, что начинаю новую жизнь на новом месте, в другой стране, что всё будет с чистого листа. Что общаться придется на неродном языке, причём по работе - по английски, а вне работы - по чешски. Причем начинать всё с чистого листа нужно было не только мне, но и моей семье - моей жене и детям. Вот это наверное и есть самое сложное - решиться на этот шаг, начать всё с нуля. Конечно, прежде чем принимать решение о переезде в другую страну, тем более с семьей - необходимо тщательно взвесить все за и против. Я, например, был морально абсолютно к этому готов - поменять всё в своей жизни - страну, окружение, профессиональную деятельность.
RENDER.RU: Какие можете дать рекомендации относительно договоров и условий, на что обращать внимание подписывая договор с крупной зарубежной студией, какие есть подводные камни? Подключали ли вы юристов со своей стороны?
Натик: У меня никаких особых проблем с договорами и условиями не было.
Мы обговорили с Keen Software House абсолютно все условия контракта заранее, всё было чётко и ясно с самого начала - у нас было полное взаимопонимание. Единственный, правда вполне очевидный совет, который могу дать - это только то, что все детали нужно обговаривать заранее - до переезда. В этом случае всё должно быть предельно гладко. Юристов не подключал, всё было достаточно ясно и не требовало какой то дополнительной помощи со стороны.
RENDER.RU: Есть мнение, что в Европе зарплаты сильно ниже США, так ли это? Насколько комфортно могут себя чувствовать младшие специалисты? Интересует именно нижний уровень зарплат, а не потолок.
Натик: Честно говоря, про зарплаты в США не сильно осведомлен, вполне может быть, но сравнивать чисто цифры наверное будет не совсем корректно, так как в разных странах и цена проживания (cost of living) разная. Прага известна (пока что по крайней мере) в том числе и благодаря своей относительно небольшой для европейской столицы ценой проживания. Здесь своя валюта - чешские кроны, это на сколько я понимаю, положительно влияет на экономику, и позволяет удерживать цены в разумных пределах, чего не могу сказать о других близлежащих странах еврозоны где всё на порядок дороже.
В среднем, зарплата младшего (junior) 3D артиста тут начинается от 35-40 000 CZK (~1800$) в месяц. Если вы молодой и к тому же холостой специалист то, на первых порах, этой суммы должно быть достаточно, чтобы снять небольшую двушку недалеко от центра и достойно жить не отказывая себе в каких то мелочах.
Остальное уже зависит от проф. уровня, степени ответственности и разумеется договоренности с компанией-работодателем.
RENDER.RU: Как пересеклись ваши пути со студией Keen SWH? Студию не устроил вариант с удаленной работой?
Натик: Да, одним из условий было именно физическое присутствие в чешском офисе. Многие вопросы, особенно координационного характера иногда очень сложно решать удаленно с необходимой эффективностью. Но так как я как раз и планировал переехать в Прагу - меня этот вариант также очень устраивал. Касательно того как мы пересеклись, мне всегда была интересна тематика космоса, космических технологий и вообще sci-fi тематика в целом. Так что в течении нескольких моих визитов в Прагу мы несколько раз встречались с представителями Keen и как следствие - договорились о взаимовыгодном сотрудничестве.
RENDER.RU: Расскажите о проекте над которым работаете?
Натик: На данный момент наша команда работает над игрой Space Engineers созданной на базе движка vRage Engine - собственной inhouse разработки Keen SWH. Space Engineers - это игра основанная на креативности и исследованиях в условиях космоса, где возможно строить, разбирать, перестраивать и взаимодействовать практически со всем, чем угодно начиная от космического корабля и станций до наземного транспорта, целых планет и экосистем. На данный момент мы выпускаем бесплатные обновления а также DLC (дополнительный платный контент) для Space Engineers, которые в основном состоят из новых строительных блоков, скинов и функциональных обновлений улучшающих геймплей и/либо визуальную составляющую, что позволяет игрокам улучшать свои творения в космосе и на планетах. Space Engineers - это по сути виртуальные кубики или блоки лего, но только в Космосе, реального размера и у каждого блока свое назначение и функционал. Например, для полётов в атмосфере, вам понадобится оснастить ваш корабль блоками атмосферных двигателей, для космических полётов - ракетными ионными двигателями. Причём внешний вид, мощность, маневренность, дизайн, цвет и покрытие самих космических кораблей, челноков, шаттлов или космических станций зависит только от вашего воображения! Всё можно разобрать и собрать заново! Причём всё это будет летать, ездить, стрелять, взрываться, ломаться и ремонтироваться в зависимости от того что и как вы построили. Мне кажется это классно, к тому же у нас очень много планов впереди, мы постоянно стараемся сделать Space Engineers лучше и интереснее, так как в нем частица каждого из нас всех, кого объединяет желание создавать.
RENDER.RU: Сколько людей задействовано в работе над проектом?
Натик: На данный момент над проектом Space Engineers в целом работает порядка 45 человек, это как локальные чешские специалисты так и специалисты со всего мира: программисты, графический отдел, саунд дизайнеры, геймдизайнеры и разумеется QA (quality assurance) и еще целый ряд людей, ответственных за не менее важные стороны разработки.
RENDER.RU: Как живется в Праге? Планируются ли переезды в дальнейшем или это прекрасное место чтобы осесть на долгий период?
Натик: Чехия - это действительно прекрасное место для жизни, работы и конечно же отдыха. Тут прекрасный мягкий климат, очень много невероятно красивых, гигантских парков, потрясающая природа причем в черте города, очень развит внутренний туризм и спортивная жизнь. Так что нет, больше переездов не планирую :)
RENDER.RU: Стандартный вопрос касающийся языка, какой уровень требуется при переезде, многих волнует вопрос письменного английского? Проводят ли экзамен при получении рабочей визы?
Натик: Так как специалисты сюда в приезжают со всего мира - вполне естественно, что и основной язык общения в интернациональных компаниях тут - английский. Английским, как устным так и письменным тут нужно владеть свободно, так как вся документация, гайды, мейл переписки, тикеты в Jira, митинги (собрания), презентации и летучки проходят в основном по английски. Если только все участники не чехи, разумеется. Очень часто бывает нужно что то подробно объяснить, понять, отстоять свою точку зрения, ну или иногда просто пошутить, ну или понять что шутят, что тоже немаловажно.
При получении рабочей визы языковые экзамены по чешскому и/или английскому языку не проводят. Большинство переезжающих в Чехию совершенно не владеют чешским языком, но после получения разрешения на пребывание каждый иностранец обязан пройти интеграционный курс, который в числе прочего, включает в себя и начальный курс чешского языка. Как правило, эти курсы бесплатные.
RENDER.RU: Дайте, пожалуйста, несколько советов для семейных людей, которые планируют переезд в другую страну? Когда один, то все просто, а вот когда дети, школа, обучение языку, мед. страховки и т.д. это уже сильно сложнее.
Натик: В первую очередь нужно будет оформить медицинские страховки для всей семьи. Если вы едете по рабочей визе то вопрос с вашей мед страховкой будет решать ваш работодатель. Для остальных членов семьи нужно будет оформлять коммерческие медицинские страховки (Если ваша семья уже получила разрешение на проживание по воссоединению). Так же конечно заранее необходимо позаботиться о жилье. В Чехии очень хорошие условия по ипотеке даже для иностранцев без ПМЖ, но скорее всего первое время придется снимать квартиру. Подобрать подходящий вариант можно на риэлторских сайтах. Там же можно сориентироваться по цене.
Что касается школы для детей если говорить о системе образования коротко, то в Чехии начальное образование 9 классов. Как только дети получают разрешение на проживание, можно обратиться в любую начальную школу (лучше по месту жительства) и ребенка обязательно примут. Параллельно нужно будет изучать чешский язык на курсах или в самой школе. Многие школы предоставляют эту возможность. Например, когда мы переехали, первые три месяца у моих детей был чешский 5 раз в неделю: один раз в школе, два раза на одних курсах и еще два раза в неделю на вторых курсах. Все это было бесплатно. Трех месяцев хватило чтобы дети заговорили и начали нормально общаться со сверстниками. Если нужно отдать ребенка в садик,
то тут будет может быть сложнее, так как мест может не быть. Нужно просто писать в несколько детсадов и где то место обязательно будет. Детский сад стоит примерно 1000 крон в месяц + около 600 крон обеды. Но в конце года при подаче налоговой декларации указываешь, что заплатил за детский сад за год 12000 крон например и налоговая возвращает тебе эту сумму. Так что получается, что детские сады в Чехии бесплатные, оплачиваешь только обеды ребенка и только за те дни, в которые он посещал садик. Это я постарался очень коротко описать ситуацию. Дам еще такую полезную информацию. Чешское правительство очень старается чтобы иностранец
как можно быстрее интегрировался в их общество. Поэтому тут существуют организации, которые спонсируются или правительством, или Евросоюзом и
которые предоставляют иностранцам возможность бесплатно учить чешский язык, посещать бесплатные консультации юриста или социального работника,
которые помогают сориентировать во многих вопросах. В том числе по поводу образования, медицины и некоторых других.
RENDER.RU: Ваши пять правил, как быть эффективным и не выгорать?
Натик:
1. Завести привычку планировать задачи хотя бы на неделю вперед и придерживаться этого графика. Так же из планов исключите фактор Надежды. Надежда - это не план.
2. Ложится спать вовремя, вставать рано. Не устраивать ночные посиделки. Сонная муха - дурная и неэффективная муха.
3. Полагаться не на Вдохновение, а на сухой План Действий. Вдохновение сегодня может быть, а завтра нет. А сухой и четкий План Действий будет всегда. Не полагайтесь на Вдохновение.
4. Выкинуть из мобильника весь мусор которые ест ваше время. Я удалил все приложения соц сетей, в тех редких случаях когда бывает нужно что- то запостить или посмотреть - захожу через браузер.
5. Постоянно учится чему то новому. Единственный навык который никогда не устареет - это ваша способность адаптироваться к новым условиям предлагаемые миром и планомерно учится новому, неизведанному. Чему то что еще вчера казалось невозможным.
RENDER.RU: Мы благодарим за уделенное время, было очень интересно пообщаться и узнать больше о жизни и работе в Чехии, от имени всей редакции желаем успехов, творческого роста и интересных проектов!