Тени в живописи

Замечали ли вы когда-нибудь, что самый тёмный участок в тенях находится перед отражённым светом? Его ещё называют терминатором или формообразующей тенью. Почему же так происходит и есть ли они во всех тенях?

image001.jpg

image002.jpg

Помню, что меня всегда сбивали с толку формообразующие тени – я даже часто не мог их просто заметить. Я рисовал их, но они выглядели неправильными, и я не понимал почему. Они полезны, чтобы показывать форму предмета, но возникают при очень специфичных условиях. Так где же искать формообразующие тени?

image003.jpg

Секрет в том, что чем больше размер источника света (ИС), тем тени мягче. Когда ИС маленький и свет исходит с ограниченной области, то линия между светом и тенью становится очень чёткой. У вас получается чёткая падающая тень и чёткая формообразующая тень.

image004.jpg

image005.jpg

Когда ИС большой, то лучи света идут с большей области и могут достигать мест, находящихся за объектом. Когда это происходит, то вы получаете мягкую падающую тень и формообразующая тень, будет менее выраженной и местами, будет полностью исчезать.

image006.jpg

image007.jpg

image008.jpg

Вот анимация, которая показывает, что будет происходить при увеличении размера ИС. Обратите внимание, что падающая тень и формообразующая тени также меняются.
Самый большой ИС это небо! В облачный день, свет рассеивается, так что предметы в сцене становятся одинаково освещёнными со всех сторон. Вместо формообразующих теней, у вас появляется мягкая тень в областях, куда свет не попадает и уже вторичные ИС начинают влиять на температуру\оттенок с мягким влиянием на тон.

image009.jpg

image010.jpg

Посмотрите насколько слабые здесь формообразующие тени, но обратите внимание, на многообразие переходов между оттенками цвета на земле.

image011.jpg

Солнце огромно, так почему же оно создаёт чёткие падающие и формообразующие тени? Солнце находится так далеко от Земли, что его можно рассматривать как маленький ИС, который находится очень далеко. Это означает, что тени будут падать в том же направлении, как если бы ИС была бы обычная лампочка.

image012.jpg

image013.jpg

Чтобы понимать солнечный свет, разбейте его на части: маленький источник направленного света - Солнце и большой вторичный свет - голубое небо. Область тени будет подвергаться влиянию вторичного ИС, так что она будет холоднее, чем солнечная часть.

image014.jpg

Если нет отражённого света, то нет и формообразующих теней. Обратите внимание, как цвет и материал поверхности, влияют на отражённый свет и на формообразующую тень.

image015.jpg

Эти элементы (формообразующие тени, окклюзия ака «ambient occlusion» и т.д) это всё разные результаты одного и того же принципа, так что вместо того, чтобы запоминать все эти правила, старайтесь больше думать о базовых свойствах света и тогда вам будет понятна работа света при любых условиях.

image016.jpg

image017.jpg

image018.jpg

image019.jpg

Мягкие тени от окклюзии возникают в теневых областях от солнечного света, но они зависят от выдержки камеры и иногда вы их просто не сможете увидеть.

Если вам понравилась моя статья, то обязательно взгляните на книгу, что я недавно выпустил! В ней есть все мои прошлые уроки, но с расширенным материалом и кучей бонусов таких как глоссарий, рекомендованная литература и избранные работы крутых художников в качестве примеров!

В статье использовались работы: Anders Zorn, Edgar Maxence, John Singer Sargent, Emile Friant, Jules Bastien-Lepage

image020.jpg

image021.jpg

image022.jpg

image023.jpg

721 0 850 1
0
RENDER.RU