Интервью с Артемом Карсаковым, автором анимационного фильма «Курьер»

Здравствуйте, Артем! Три года назад, мы с вами встречались на интервью по вашему проекту «Курьер», на тот момент планировался полный метр и, насколько помню, работа над проектом только начиналась. Сейчас вы выпустили первый 30 минутный эпизод, мы все с огромным удовольствием его посмотрели и очень захотели снова пообщаться с вами.

Первый эпизод фильма "Курьер"

RENDER.RU: Расскажите в двух словах, для тех, кто первый раз слышит о проекте, о чем он и конечно же немного об удивительном мире «Курьера»?

Артем Карсаков: Всем салют, а редакции большое спасибо, что позвали снова. В общем, «Курьер» - это такая нуарно-комедийная сказка и страшная, и смешная, и бредовая, и вроде даже зачатки чего-то рационального имеются.

По месту действия – это мир, похожий на Россию начала XX-го века. Но мир этот со своими особенностями – кое-где живут различные плохо изученные разумные существа. К одному из таких существ на службу попадает главный герой в качестве курьера.

По смыслу. На основном плане будет становление человека – от невнимательного разгильдяя до закалённого парняги. На втором плане будет некоторое описание нашего современного общества в аллегоричной форме: недавнее прошлое с его «человек человеку – друг, товарищ и брат», текущее настоящее с его «человек человеку - волк», а также поиски туманного будущего, справедливости.


RENDER.RU:
Сколько человек трудилось над первым эпизодом? Насколько я помню, начинали вы один?

Артем Карсаков: Инициатива сделать мультик – моя. Но в нашей команде на постоянной основе два человека: я, как художник плюс другие задачи, и Лёха Венецианов, как композитор плюс другие задачи. Он сразу сказал: «Гори всё синим пламенем, я в деле». За дословность цитаты не ручаюсь. Изначально мы в одной группе музыку делали.

По ходу работы над эпизодом удалось подтянуть к проекту нескольких знакомых. А некоторые люди сами со мной связывались, с кем-то удалось сработаться. Все помогали по мере сил и возможностей. В общем, на разных этапах производства помогали 7 человек. А, ну и отдельно – команда по озвучке. Все указаны в титрах. Если кто из них читает эту статью, то большой привет!

Scene 01-040 1920x1080.jpg


RENDER.RU
: Были ли перерывы или работа шла все 3 года?

Артем Карсаков: Долгих перерывов не было. Часто и по выходным дням работал. Иногда болел, иногда отвлекался на подработку, иногда разбивала апатия от усталости. Но это всё ненадолго – отоспишься, как следует, переключишься на другое занятие, а потом всё, назад к работе. Двухнедельного стандартного отпуска у меня уже несколько лет не было.


RENDER.RU
: Как решали вопрос с финансированием? Или приходилось совмещать с основной работой?

Артем Карсаков: По сути «Курьер» - это и есть моя основная работа, иначе эпизод затянулся бы ещё дольше. К сожалению, вопрос с финансированием до конца не решён. Выживать помогают поддержка аудитории и подработки. Сейчас с этим полегче, т.к. первый эпизод продолжает собирать просмотры, аудитория растёт, а соответственно и поддержка.

Scene 01-085 1920x1080.jpg

RENDER.RU: Сколько всего частей собираетесь выпустить и где планируете брать ресурсы на завершение проекта? Если читатели захотят помочь проекту, как это можно сделать?

Артем Карсаков: Всего будет 4 или 5 эпизодов. Думаю, этого хватит, чтобы рассказать всю историю. Как бы банально не звучало – ресурсы буду искать при помощи интернета, продвигать проект, чтобы аудитория увеличивалась. Помочь проекту лучше всего здесь. Там ежемесячная подписка. Для нас это будет некое подобие стабильной зарплаты, а для вас… расходы. Но мы постараемся какими-то мелкими бонусами это дело загладить.

Scene 02-005 1920x1080.jpg

RENDER.RU: Вашей целеустремленности можно позавидовать, скажите, как удавалось сохранять настрой, не терять интерес и продолжать видеть перед собой цель? Все таки проект занял больше трех лет, а все мы нередко сталкиваемся со своим личным долгостроем и часто уже через несколько недель чувствуем потерю интереса к своему проекту.

Артем Карсаков: Ну-у-у… На самом деле всякое было – от усталости до ненависти с матерной руганью. Просто это чёткий звоночек, что пора бы отдохнуть как следует, переключиться. Когда отоспишься – уже вроде полегче. Я к тому, что ничего особо не делал для сохранения интереса, он как-то сам собой жил.
Может быть помогло то, что периодически я наблюдал результаты своего труда, и не было отчуждения. Каждый новый фон, каждая новая анимация – ты видишь и понимаешь, что это неплохо, это не стыдно показать. Пусть не идеально, пусть с шероховатостями, но это интересно. И с каждым новым таким шажком всё сильнее убеждаешься, что и результат в целом может получиться интересным.

Scene 04-125 1920x1080.jpg

RENDER.RU: Какой софт и для чего был использован в проекте, применялось ли 3D?

Артем Карсаков: 3D не применялось, хотя был соблазн иногда его использовать. Несколько специалистов предлагали помощь. Но мне не хватило мозгов, чтобы придумать, как 3D сцена должна выглядеть, чтобы она соответствовала общему стилю. Поэтому отказался от этой идеи.
В остальном картина такая:
• Photoshop – рисование фонов и персонажей;
• Spine – анимация персонажей (за исключением нескольких сцен с контрактом);
• After Effects – работа с камерой и эффектами;
• Samplitude – создание музыки, запись и обработка шумов.

Scene 05-035 1920x1080.jpg

RENDER.RU: Просили задать вопрос касающийся очаровательной стилистики фильма, расскажите, как пришли к ней, были ли какие-то интересные особенности ее разработки? Возможно изначально проект должен был выглядеть по другому и у вас есть первые наброски?

Артем Карсаков: Визуальная стилистика тянется ещё с нашего клипа «Чернозём». Там я ориентировался прежде всего на игру «Limbo» и мангу «Blame!». Мне показалось, что получилось интересно, но для сказки это не подходит, поэтому решил стилистику модифицировать.
Во-первых, сделать всё чуть менее мрачным. Во-вторых, персонажей оформить стилизовано, простенько, чтобы было быстрее рисовать и анимировать, и чтобы они все смотрелись интересно и с характером. Например, Рыба. Вроде и выглядит, как крокодил, а вроде и симпатию вызывает, конечно, когда попривыкнешь чутка. А вот как он выглядел изначально и каким стал в мультфильме.

Fish.jpg


Остальных персонажей я набрасывал с подобной целью. Как только образ удавался, получался какой-то характер, то наилучший вариант я начинал перерисовывать на чистовик.

Наброски

RENDER.RU: В вашем фильме много динамических сцен, говорят, отобразить в анимации впечатляющую динамику (не реалистичную, а именно впечатляющую) очень непростая задача, требующая опыта и времени. Расскажите, легко ли вам давались динамичные сцены?

Артем Карсаков: В сценах, где у персонажа много движений, по началу было тяжело. Где у персонажа были ещё и развороты, например, из профиля в фас, ещё тяжелее, т.к. это не 3D, и такую анимацию в Спайне приходилось делать с помощью плавного перетекания одной картинки в другую. Но когда приноровишься, то уже попроще дело идёт. Времени всё равно много уходит, но уже знаешь, что делать, по крайней мере.

Ещё, можно использовать различные хитрости. Например, монтажную склейку: в конце сцены герой начинает поворачиваться, а в начале другой уже заканчивает поворот. Это экономит время и не ухудшает восприятие картинки. Также по операторской работе. Например, когда Рыба убегает от охотников, есть парочка сцен, где используется как бы «вид из глаз». Самого персонажа анимировать не нужно, но за счёт работы камеры и манипуляций с окружением сцена смотрится динамично и интересно. Ещё иногда приходилось переписывать сценарий. Когда изначальная задумка по движениям была слишком сложная, приходилось выдумывать что-то, что будет проще реализовать, но при этом эффект не ухудшится.

Scene 09-035 1920x1080.jpg

RENDER.RU: Какие технические моменты вы могли бы назвать самыми сложными для себя?

Артем Карсаков: Самое сложное, это ответить на вопрос: «Алё… чё делать-то?». Это касается и сценария, и рисования, и анимации, и всего остального. В плане сценария – это составить общий непротиворечивую схему сюжета. Когда она есть, уже понятно, куда нужно примерно двигаться. В плане рисования – выработать нужный стиль. В плане анимации, в моём случае, т.к. ею толком раньше не занимался, это изучить софт, понять принципы, набить руку. А дальше работа сама идёт. Со скрежетом, но идёт.


RENDER.RU
: Что вы категорически не рекомендуете делать в работе над серьезным и долгим проектом, есть ли какие-то подводные камни?

Артем Карсаков: Ох, не знаю. У каждого большого проекта, будь то это игра, мультфильм, книга или ещё что, своя специфика. Мне самому опыта адски не хватает. Возможно, стоит обратить внимание на психологическую усталость от долгого проекта, она обязательно догонит вас. Особенно, если проект ещё денег не приносит. Поэтому, я бы не рекомендовал относиться к этому моменту с пренебрежением, и как-то к нему подготовиться. Например, за счёт хорошей материальной базы до начала проекта.

Scene 10-110 1920x1080.jpg

RENDER.RU: Где искать финансирование? Реально ли работать на поддержку лояльной к проекту аудитории?

Артем Карсаков: Лично я буду и дальше ориентироваться на поддержку аудитории. С одной стороны, это даёт свободу действий, с другой – держит в тонусе, т.к. если начнёшь халтурить, то люди накажут рублём.
Работать на поддержку аудитории – вполне реально. На том же Патреоне есть проекты, которые имеют очень серьёзное финансирование. Не знаю, довольны ли те авторы своими зарплатами, но у меня иногда челюсть отвисает, когда вижу их цифры.


RENDER.RU: Что планируете делать, когда проект будет завершен? Есть ли в планах заняться тем же самым, но уже в рамках крупной студии, возможно были предложения?

Артем Карсаков: Скорее всего, займусь другими нашими анимационными проектами. Есть идея для парочки клипов в духе нуарного киберпанковского боевика, есть сценарий для короткометражной бредово-комедийной сказки «Девочка-краб», и есть задумка для полнометражного мультфильма в постапокалиптичном сеттинге, но в последнем по сценарию ещё конь не валялся. В общем, идеи есть, дурная голова найдёт, чем руки занять.
На счёт крупной студии – не уверен. Пока не предлагали, но скорее всего откажусь. Интересная работа у меня уже есть, да и к свободному графику пристрастился.

Scene 11-125 1920x1080.jpg

RENDER.RU: Если вам предложат работу за рубежом, готовы поехать или нужно будет долго думать?

Артем Карсаков: Скорее всего, не поеду. У меня здесь друзья, родня. Ну и интересная работа уже есть.


RENDER.RU:
Дайте пожалуйста 3 совета для людей решивших встать на ваш путь и сделать свой собственный большой проект?

Артем Карсаков: Я не чувствую за собой особого морального права раздавать советы, поэтому постарайтесь их слишком серьёзно не воспринимать.
  • 1. Подумайте, как следует – оно вам надо? Постоянная работа – это не так уж плохо. Если есть дружный коллектив, нормальная оплата, интересные задачи, то стоит ли ваша идея того, чтобы от этого отказываться?
  • 2. Подготовьте материальную базу для отступления. Это не кино, поэтому у главного героя вашей истории может и не получиться. Лично мне повезло, всегда было место, куда упасть и отдышаться.
  • 3. Высыпайтесь ;)
Ещё раз большое спасибо за интерес к проекту, за приглашение. Всем удачи!


RENDER.RU:
Благодарим за уделенное время Артем, было приятно пообщаться, рады, что ваш проект развивается, удачи вам и до новых встреч!

733 0 850 5
7
2020-03-24
Блин, да нЕкогда. Всё это читать ребята!
Есть же ведь у вас канал на ютубе. Почему бы не размещать на нём видосы с интервью с интересными людьми. И выпуски с новостями CG.
А мы бы слушали и посматривали бы эти видосы во время работы на втором мониторе.
2020-03-24
Смотрел, понравился
2020-03-26
Есть действительно хорошие кадры, в некоторых моментах очень приличная рисовка. Но анимация...эти нелепые движения...Я всегда за то, что бы сделать меньше, но действительно качественного продукта. Сейчас фильму, как мне кажется, не хватает именно качества.
2020-03-26
И выбор Спайна для анимации тоже очень спорно. У Спайна просто нет функционала для анимационного кино. Все же он был разработан для других целей.
2020-03-27
Не являюсь почитателем представленных мрачных жанров и атмосфер (скорее наоборот), но сделано все профессионально и не к чему придраться. Все на хорошем уровне и смотрится цельно, атмосферно и даже увлекательно. В анимации никаких изъянов не замечаю. О чем тут критики пишут не знаю.

Насчет "некогда читать" - это кому что, мне вот читать наоборот быстрее и более контролируемо, чем выуживать что-то в видео, и не только мне так. Предпочтение видеоинтервью спорно и на любителя.
2020-04-01
Проект интересный. С удовольствием буду ждать продолжения.
2020-05-13
Картина получилась очень атмосферная, чувствуется безысходность главного героя, такая, что он даже готов пойти не пойми куда. Хорошие планы ближе - дальше, в некоторых частях фильма не хватает яркости (очень темно и непонятно что происходит). Хорошая озвучка, сюжет интригующий. Музыка вписалась замечательно, ждем продолжения!
RENDER.RU