Making Of "Луноход-1"

Всем привет. Меня зовут Рябов Алексей. Родился в 1993 году в Республике Беларусь, городе Могилёве. С 2010 года живу в Москве. Графикой начал увлекаться в 2013 году, профессионально занимаюсь с 2016.

im0.png

В этой статье расскажу о процессе создания работы "Луноход-1"

im1.png

Idea


Я никогда не планировал её делать.
Но в преддверии Дня космонавтики, проходил ежемесячный конкурс моделей, организованный нашими коллегами из 3ddd. Соответственно, темой был "Космос" ("Наконец-то что-то интересное!" - подумал я, и продолжил листать страницы дальше)
Спустя 12 часов, я начал осознавать, что что-то внутри мне не дает покоя. Раньше я уже участвовал в таких конкурсах, но не занимал призовых мест. И я решил доказать (опять) всему миру, и прежде всего, самому себе, что я чего-то стою. А т.к. я люблю технику (что же мне еще приходит в голову при слове "космос"?) и всякие детальки, и мне давно хотелось сделать что-то космическое, то я решил снова принять участие.
Естественно, первой задачей нужно было выбрать что моделить. Перебирая варианты, на ум пришли такие:

im2.png

Буран

Поискав в интернете референсы, нашел довольно качественную, можно сказать "официальную" модель, уже с текстурами, (на картинке выше - она) находящуюся в открытом доступе. Т.к. по архивным фотографиям я так не сделаю, а обводить чужую модель мне не хотелось, я решил его не делать.

im3.png

Обсерватория

Если бы взялся ее делать, то делал бы и интерьер и экстерьер. Получилась бы комплексная сцена. Могут не пропустить по правилам.

im4.png

James Webb

Когда-то видел этот телескоп. Понравилось зеркало. При пристальном разглядывании, он показался мне не таким привлекательным и эпичным, как казался раньше.
Еще были мысли сделать что-нибудь из фильмов или игр.

im5.png

Talos 1 (PREY 2017)

im6.png

Normandy SR2 (MASS EFFECT 2)

im7.png

Всякие кораблики из Звездных войн

Но не интересно же делать 3d модели из 3d моделей. Была даже ракета Маска.

im8.png

SpaceX Starship

Опять же - исходник 3d модель.
Хотелось что-то с натуры сделать. И тут мне вспомнилось, что в году 2014 я был в Музее космонавтики, и там стоял замечательный макет (как мне тогда показалось) аппарата "Луноход". Недолго думая, я собрался, взял младшую сестру, и поехал туда снова. После испытания всех интерактивных экспонатов, которые нам попадались на пути, мы всё-таки добрались до того, за чем пришли.

im9.png

Modeling

Я заранее уже знал, что и для чего мне нужно сфотографировать . Я сделал около восьмидесяти фото.

im10.png

Из них 16 отобрал для Imagemodeler. Подробнее про эту программу можете посмотреть тут и тут . (Так же я пробовал прогнать фото через PhotoScan, но из-за контрастного освещения пришлось поставить динамическую экспозицию камеры, поэтому скан не удался).
Суть программы Imagemodeler состоит в том, что она определяет расположение точек в пространстве (в программе называются локаторами), путем нахождения пересечения проекций этих точек. Соответственно, для получения одного пересечения, необходимо как минимум две разных проекции (т.е. фото). Но, чем больше, тем, естественно, точнее будет результат.
Например:
Для нахождения расположения этой точки (Locator_4 в программе) были использованы все фото, на которых она видна, а именно 11.

im11.png

Всего же было создано 66 локаторов.
Так же автоматически создаются камеры, из которых, по предположению программы, велась съемка. Т.к. было 16 фото, создалось 16 камер.
После экспорта как .fbx этого облака точек в 3ds Max получаем такое зрелище:

im12.png

Я сгруппировал это безобразие, и т.к. я знаю габариты Лунохода, и у меня есть картинка с его проекциями, я повернул группу как нужно, и подогнал масштаб.

im13.png

im14.png

Как видите, не все локаторы совпали с проекциями, но я списал это на время, гравитацию и создателей макета (он просел под собственным весом, а антенны могли повернуть как угодно) поэтому я ориентировался на корпус и на расстояние между колесами.
Дальше я использовал скрипт Camera Swapner от парня Anri_Ford
Если коротко, скрипт переключает ваши камеры, одновременно меняя background во вьюпорте (вкладка Alt+B).

im15.png

im16.png

Это намного удобнее, нежели ставить plane с фотографией для каждой камеры, чтобы моделировать. Например, если вы перейдете в режим Wireframe, то фото на плейне, естественно, пропадет. Или же, при создании сплайнового каркаса для автомобилей, я часто использую сочетание клавиш Shift+G (скрыть геометрию), а т.к. plane - геометрия, она тоже скроется.
Собственно, вот так, по фотографиям, деталька за деталькой, я и делал Луноход. Но, не всё так просто.
Т.к. это лишь макет, на нем были упразднены некоторые элементы. Поэтому я ориентировался на это фото:

im17.png

Если сравнить, то на моем макете отсутствовали, или были весьма условны эти:

im18.png

Мне нужно было больше данных. Я нашел то, что искал, но не в одном месте. Все, что я находил, были отдельные экспонаты музеев, или тоже макеты, на которых отсутствовали те или иные детали. Я брал с каждого по кусочку, и пристраивал их на свою модель.

im19.png

Поэтому, могу заявить, что моя модель Лунохода - самая детальная и точная в мире.
Говорить про создание всех 5000 деталей считаю нецелесообразным, т.к. на это уйдет несколько оборотов Луны. Расскажу про самые интересные.
Например, экран изотопного источника:

im20.png

im21.png

Теперь по порядку.
1. Обвожу фото линиями.
2. Обрезаю лишнее с помощью команды Trim:

im22.png

3. Замыкаю все линии (свариваю близлежащие точки). Прежде чем конвертировать в poly, для правильного распределения вершин после преобразования, добавляю еще по 2 точки на эти дуги:

im23.png

И еще момент. Всегда используйте нечетное число в параметре Steps. Иначе, не получится использовать симметрию и не получится правильно разбить на четырехугольники. Вот пример поверхностей, полученных из сплайнов, с разным числом Steps:

im24.png

Конвертирую в poly, обязательно делаю Inset, для одинаковой и равномерной фаски всех ребер в будущем.
Теперь расскажу про углы. Топология у них будет отличаться, в зависимости от того, плавный или резкий переход вы хотите сделать. Но переделать один в другой, и обратно, не составляет труда:

im25.png

После обработки углов и граней, ручками нарезаю на четырехугольники основную часть. Стараюсь сделать более-менее равномерную сетку

im26.png

Т.к. вся эта красота имеет вогнутость, а вручную (или даже с помощью FFD или Soft Selection) так аккуратно не вогнешь, я с помощью сплайна и модификатора Lathe, создаю поверхность, на которую буду всё это проецировать.

im27.png

4. Совмещаю эти 2 поверхности, выделяю свою красоту, захожу в панель Ribbon (Если её у вас нет, тыкаем правой кнопкой мыши в пустое место на главной панели)

im28.png

Далее вкладка Freeform > PolyDraw
Выбираю Draw on:Surface, жму Pick, и выбираю свою поверхность, на которую нужно проецировать:

im29.png

Включаю фронтальный вид, т.к. направление проецирования я выбрал View:

im30.png

Прохожу кистью по всей поверхности. Получаю почти идеальную поверхность:

im31.png

Далее кистью Relax делаю сетку более равномерной. Получаю идеальную поверхность:

im32.png

После добавляю швы и толщину:

im33.png

Хочу отметить, что это наилучший способ добиться ровной поверхности, при добавлении деталей, вырезов, швов. Я его применяю на кузовах автомобилей и других сложных поверхностях, например, блоках цилиндров двигателей:

im34.png

im35.png

im36.png

Таким же способом я сделал крышку с солнечными батареями:

im37.png

А так же радиатор охлаждения:

im38.png

(Для нарезания на квадратики использовал плагин FloorGenerator)

Materials

Материалы тут все простые, но про некоторые напишу.

im39.png

Колеса

Для начала смоделил hi-poly фрагмент колесной сетки:

im40.png

Карты для материала сделал из этого hi-poly фрагмента, с помощью скрипта RenderMask
Очень удобно делать нормали, маски, ambient occlusion, альфы и многое другое:

im41.png

После того, как отрендерил и обрезал, получил, собственно, их:

im42.png

И раскидал их в нужные слоты:

im43.png

Корпус
Материал корпуса - это жестянка вперемешку с грязью, через маску:

im44.png

Помятости на жестянке - это смесь noise, sci-fi панели и подушки:

im45.png

Поликристаллический кремний (Polycrystalline silicon, Poly-Si)
Очень красивый материал, из которого делают солнечные панели.

im46.png

У меня материал панелей состоит из:
синих квадратиков
хрома (наложил поверх для большего блеска)
и белых полос.
Настройки этих материалов:

im47.png

Для создания эффекта таких хлопьев, я использовал текстуру, которая обычно используется для материала автомобильной краски:

im48.png

Её я кинул в normal bump
Чтобы разнообразить каждый квадратик по цвету, я использовал процедурную карту Tiles (предварительно подогнав масштаб карты под модель)

Environment

Для задних планов, я использовал поверхности, созданные при помощи плагина DebrisMaker тип - Meteor

im49.png

Основная поверхность (на которой стоит Луноход) - это плоскость, с примененным модификатором VrayDisplacementMod. В качестве карты displace выступает карта грунта:

im50.png

Так же, при помощи плагина Multiscatterя разбросал на ней камни:

im51.png

Сами камни создал с помощью скрипта RockGenerator

im52.png

Вся сцена выглядит так:

im53.png

Star trail

im54.png

Мне всегда нравился этот эффект, но я ни разу не видел, как кто-то его делает в 3d редакторе. Поэтому, мне еще больше захотелось его сделать. Пришлось придумывать на ходу как. А вставлять чужую фотографию при постобработке меня не вдохновляло.

im55.png

Для разнообразия цвета линий, я назначил на полученный звездоворот модификатор MaterialByElement с id Count = 50, а материал VrayLightMtl с картой MultiTexture . Использовал красный цвет (его необязательно, главное - яркий и насыщенный), с максимально рандомным значением Hue =360

im56.png

im57.png

Эти звезды я отрендерил отдельно, для постобработки.

Post-production

Все картинки я посчитал в 4k и сохранил в .exr . Я настоятельно рекомендую сохранять свои рендеры в 32 битном формате, для избежания потери данных в темных и светлых участках изображения.
Из дополнительных пассов еще мне понадобились:
ambient occlusion (для добавления пыли)
diffuse filter (на случай, если освещение съест фактуру объекта)
wire color (цветная маска, для быстрого выделения нужных объектов)
reflection (для усиления отражений)

Постобработка производилась в Photoshop.

Для этого рендера я:

im58.png

im59.png

Немного высветлил темные участки
Повысил резкость
Сделал небо и звезды
Добавил пыль на детали Лунохода
Добавил хроматические аберрации
Добавил эффект зернистости пленки
Добавил блики
Добавил летающие частицы

Здесь:

im60.png

im61.png

Высветлил темные участки
Повысил резкость
Добавил хроматические аберрации
Добавил эффект зернистости пленки
Добавил блики
Немного добавил эффект motion blur

Тут

im63.png

im64.png

Высветлил темные участки
Повысил резкость
На грунт добавил пасс DiffuseFilter (20%)
На Луноход добавил пасс Reflection (20%)
На звезды наложил их цветную версию, полученную с помощью VrayLightMtl и карты MultiTexture.
Проредил звезды, добавил им свечения, наложил голубой оттенок. Сверху прошелся мягкой кистью, с оттенками желтого, зеленого и фиолетового.
Градиентом сделал зарево.
Далее я создал корректирующий слой Exposure (+3,5), и по его маске прошелся полупрозрачной белой кистью по краям и ребрам объектов. Просто по всем, что на глаза попадались. Серьезно, даже не задумывался.

im62.png

Поэтому, если вас не устраивает результат, а вы уже не знаете что делать, то делайте так. Результат поразительный.
Далее добавил хроматические аберрации
Добавил эффект зернистости пленки
Добавил блики
Чтобы успеть в срок, мне приходилось работать все 20 дней подряд, отведенных на конкурс. Ежедневно, после работы, до трех ночи, без выходных.
Модель загрузил в последний день, за несколько часов до окончания приема работ. В результате нервного переутомления и постоянного напряжения, неделю провалялся дома с температурой и недомоганием.

Работа заняла четвертое место.

733 0 850 11
6
2019-09-12
ну тебя на 3ДДД итак обцеловали уже ))) Показалось мало?
2019-09-12
Вячеслав Ковалёвну тебя на 3ДДД итак обцеловали уже ))) Показалось мало?

Это администрация добавила на сайт, я изначально писал для журнала rendera, теперь добавили сюда.
Конечно мало.
2019-09-12
Классная работа!
2019-09-13
До и после
2019-09-15
Отличная работа и урок!
2019-09-15
всем спасибо
RENDER.RU