Интервью с аниматором Ильей Шекиладзе. Часть 1

Хочу выразить огромную признательность товарищу 0nepeach с форума sakugabooru.com, без его помощи этой серии интервью не было бы. Большое Вам спасибо!

Дорогие читатели! Изначально, я планировал объединить интервью с Алексеем и Ильёй в одно большое, мне очень нравятся большие материалы, но в процессе подготовки вопросов понял, что хотя наши герои и работали над некоторыми проектами вместе, но Алексей принимал участие не во всех проектах, а не спросить про них Илью, я просто не мог. В результате этого, а также того, что Алексей и 0nepeach утверждали, что по некоторым вопросам Илья ответит более полно, я и принял решение разбить интервью на 2 части. Именно поэтому, в интервью с Ильей вопросы повторяются, но тем не менее у каждого из наших героев свой взгляд на вещи и благодаря этому я считаю, что оба интервью получились очень интересными!

Титул.jpg
Render.ru: Здравствуйте, Илья! Расскажите немного о себе. Вы самоучка или где-то учились?

Илья: Я учился в Анимационном лицее №333, сейчас это Театральный художественно-технический колледж №60, после него я поступил в Колледж кино, телевидения и мультимедиа ВГИК, там я не особо учился, больше уже работал по специальности, просто не хотелось идти сразу в армию после лицея и упустить время. Последней и самой значимой для меня школой было обучение у Александра Дорогова. Пусть этот длинный список не внушает идею, что обязательно надо через все это пройти. Бовкун окончил только лицей, и его анимация потрясна.

02.jpg

Render.ru: Как вы попали в анимационную индустрию?

Илья: Учась в лицее, у студентов появилась возможность поучаствовать в работе над мультфильмом "Каштанка" Натальи Орловой 2004 года на студии "Анимос". Мы были заливщиками, заливали еще акрилом по целлулоиду. Так мы познакомились с разными людьми из индустрии. Позже на "Анимосе" я работал на лайнтесте, снимал сцены аниматоров. Работал фазовщиком на разных небольших фильмах. После лицея впервые устроился аниматором на дипломной работе студентки ВГИКа Ани Шепиловой "Другая". Почти сразу на студии "Солнечный дом", которая сделала "Князя Владимира" начали набор молодых аниматоров, которых в процессе производства будут прокачивать. Это был полнометражный фильм "Ролли и Эльф" - финский заказ, реж. Андрей Игнатенко. Нашими лид аниматорами были Андрей Парыгин и Женя Иванов, это было супер удачей, отличнейшие аниматоры и золотые люди! Позже Андрею нужно было уйти на другой проект, и нами занимался только Женя, так что можно сказать он мой первый учитель анимации на производстве. На проекте мне предложили оклад - с этого момента стало ясно, что я вошел в индустрию.

Команда мультфильма Кин-дза-дзаКоманда мультфильма Кин-дза-дза

Render.ru: Вы с детства хотели стать аниматором? Ведь это весьма непростое ремесло, в России и странах СНГ, по моему мнению, вообще непопулярно создание классических рисованных мультфильмов. Мне, конечно могут возразить, что в России имеется успешная серия «Богатыри», но честно говоря, я не считаю их удачным примером по целому ряду причин: нет «игры» аниматоров (когда они удивляют красивыми ракурсами, тщательно проработанной анимацией или необычными эффектами), все фильмы этой серии выглядят бюджетно и как результат

цепляют лишь сюжетом и сценарием (хотя скорее национальным колоритом в виде различных шуток понятных только русскоговорящему населению выросшему в России).

Илья: Нет, в детстве я был глупый и не мог додуматься, что можно быть аниматором. Просто откуда-то брались мультфильмы) Учась в последних классах, я установил программу пеинт, тогда у нее было дополнение для создания анимации. Там мышкой я рисовал небольшие мультфильмы, их можно увидеть на моем канале.

И даже тогда мне не приходило в голову, что можно этим заниматься профессионально. Я учился в художественной школе и точно знал, что буду поступать в художественное учебное заведение, но не знал, в какое. Тогда я остановился на Строгановке, собирался поступать на факультет работы по металлу, просто чтобы было высшее, а там понял бы, чем заниматься дальше. Ребята, с которыми я поступал, рассказали про анимационный лицей, на случай, если мы не поступим, то там можно перекантоваться и в следующем году попробовать еще. Мы пошли туда на день открытых дверей. В коридорах и классах были развешаны раскадровки, калька с анимацией, целлулоид. Тут до меня и дошло, что анимацию кто-то рисует) Я точно понял, что хочу поступить в лицей и был рад, когда не сдал экзамены в Строгановку. С того дня у меня больше не возникало сомнений, чем мне заниматься. Я совершенно не знал, что в 2003 году было с индустрией анимации, не думал о том, на чем я буду работать, какие деньги буду за это получать, был очень непрактичным. Тогда не возникало мыслей, что это уходящее 2д, и на смену идет 3д, не думали о том, как выглядят мультфильмы в контексте мировой индустрии, просто радовались анимировать. Уже сильно позже начался анализ того, что происходит и того, что хочется делать.

04.jpg

Render.ru: Как Вы познакомились с Алексеем Бовкуном? Его фамилия очень часто идет вместе c Вашей. И Вы даже делали совместный проект j01. Вы вместе с ним образовали творческий тандем или просто так каждый раз совпадает?

Илья: С Лешей я познакомился в лицее, мы оказались одногрупниками и крепко подружились. Там же подружился с Ильдаром Рахимовым, Полиной Бовкун (Александрова), Сережей Холчевым и другими ребятами, которые так же остались в анимации, и с которыми мы вместе работали на различных проектах. С Лешей, Полиной и др. мы пошли как раз работать на
"Каштанку", на ней-то мы совсем и сдружились. После лицея мы вместе поступили в колледж, но он ушел на втором курсе, вместе начали работать на "Солнечном Доме". Первый раз мы объединились для курсовой лицея, которая так и не увидела свет. Когда Леша начал производство своего "Пропавшего оркестра" (2011), было само собой разумеющимся, что я там поанимирую. Я так чувствую - сначала мы друзья, а потом уже коллеги) J01 был сделан под впечатлением от джема ребят со студии "sun creatures". Нам тоже захотелось сделать что-то подобное. Идея в том, что первую сцену рисую я, вторую он и т.д., и мы не знаем, что будет, просто движемся куда-то.

05.jpg

Друзья вместе

Render.ru: Во всех профессиях, так или иначе, есть различные трудности, о которых не догадываешься, пока не начнешь работать. С какими неожиданными трудностями профессии столкнулись Вы? Моему брату доводилось поработать аниматором над одной компьютерной игрой, там использовалась техника ротоскопирования. До этого я считал, что ротоскопирование это просто, всего-то надо обвести видеомодель, которую сняли для аниматора, правда потом оказалось, что всё далеко не так просто как мне казалось.

Илья: В начале было просто трудно: не хватало техники рисунка, техники анимирования. Ты представляешь себе все классно, но на бумагу это не получалось перенести, как хотелось. Но так, чтобы были неожиданные трудности, я не помню, возможно, нас все же неплохо подготовили в лицее к производству)

06.gif

Render.ru: Как Вы считаете ротоскопированные произведения это больше фильм или все-таки «мультик»? Такой вопрос у меня возник, потому что я вспоминаю великолепные советские произведения, такие как Аленький цветочек, Сказка о рыбаке и рыбке, Каштанка, Царевна Лягушка, Золотая антилопа, Снежная королева и т.д и мне они кажутся больше фильмами, нежели «мультиками» из-за характерной для фильмов плавности движений, трудноразличимой преувеличенности в движениях (например отсутствуют, характерные для «мультиков» резко увеличивающиеся части тела у персонажей).

Илья: Я никогда не думал об этом достаточно серьёзно. Но возможно, ротоскоп находится в каком-то среднем состоянии, и в зависимости от силы стилизации он может приближаться к фильму, а может к мультфильму. Такой «ребенок-полукровка» от анимации и кино.

07.gif

Render.ru: Кто ваш кумир в области анимации? На кого равняетесь?

Илья: Миядзаки, Масааки Юаса, Шиня Охира и другие ребята, по большей части из Японии. Не то что я на них равняюсь, скорее, они вдохновляют меня. Аниме 80-х сейчас сильно меня
формирует. Конечно, это и Диснеевские аниматоры: Милт Кхал, Глен Кин, но я уже давненько не пересматривал их работ.

08.gif

Render.ru: Вы знакомы с серией уроков Ричарда Вильямса «Набор для выживания аниматора» (Animator`s survival kit)? Насколько он полезен для начинающих аниматоров? Или это больше поможет людям с определенным уровнем опыта?

Илья: Да знаком. Возможно, это была первая книга по анимации, которую я увидел. На мой взгляд, любая книга по анимации полезна для начинающих, даже если ты не совсем понимаешь, что там к чему, все это откладывается и в последствии становится частью твоей "библиотеки приёмов". Пожалуй, важнее не воспринимать материал книг как единственный верный подход — это просто временные подсказки, они могут отличаться в разных книгах, и это хорошо - тем богаче ваш технический арсенал.

10.gif

Render.ru: «Скажите мне как художник художнику» должен ли аниматор круто рисовать? Или ему важнее показать позу, легко читаемый силуэт? Вопрос о «круто рисовать» или «уметь рисовать» также очень часто задают те, кто встает на стезю 3Д художников, а именно когда они начинают пробовать свои силы в таких программах для цифрового скульптурирования как Zbrush, Mudbox, Blender. Начинающим 3Дешникам кажется, что без умения рисовать невозможно, слепить фигуру человека или животного.

Илья: Для 2д аниматора очень желательно. Просто от его навыка в рисовании будет зависеть его диапазон возможностей работы на 2д проектах. Если это очень "объемный" мультфильм, плохо рисующему аниматору придется туго. Насчет 3д я ничего толкового сказать не смогу: у меня слишком поверхностные знания, чтобы давать советы.

11.gif

Render.ru: Есть ли среди аниматоров деление на тех, кто занимается анимацией персонажей, спецэффектами, прорисовкой ключевых кадров и/или промежуточных, черновой анимацией? Чем в основном занимаетесь Вы?

Илья: Это всегда индивидуально, зависит от студии. На Диснее аниматоры делятся на тех, кто ведет персонажи и тех, кто занимается эффектами. В Японии часто аниматор работает над
всем, что происходит в сцене. У нас на тех студиях, где я работал, также практиковалось, что все в сцене делает один аниматор. Когда мы делали клип Жу-Жу, все взрывы в нем сделал Леша Бовкун, он очень мастерски это делает, и к тому же все вышло в едином стиле. В отдельных сценах он дорисовывал только выстрелы и вспышки. Бывает, что есть аниматор только ключевых кадров, а потом их заканчивает другой аниматор, это один из способов держать стиль анимации по всему фильму. Я тоже обычно анимирую все, но если сроки поджимают и
есть возможность попросить Лешу сделать эффект, а не самому его мучить, я делегирую)

12.gif

Render.ru: Вам выражена особая благодарность в мультфильме X-STORY. Чем вы занимались на этом проекте? Может консультировали?

Илья: О, я сделал совсем немного: начал сценку с убийством зверька и не смог продолжить работать дальше - ее закончила Лена Волк. А Виталий такой милый, что все равно вписал меня в титры.

Render.ru: Вам больше нравится западная (Ankama, Disney и т.д) или восточная анимация (японские студии, китайские)?

Илья: Учась в лицее и позже, меня тянуло и к про-диснеевской и про-японской анимации, но в последнее время меня сильно понесло на восток. На самом деле, мне нравится вся анимация, просто мой стиль сейчас больше черпает от японцев, и стиль студии Ankama, кажется, тоже).

13.gif

Render.ru: Глядя на все те произведения, к которым Вы приложили руку, особенно мои любимые Into the Virt и Serpent Princess, я не могу понять, неужели в России никто не хочет снимать мультфильмы? Ведь глядя на их качество я понимаю, что «крутаны» у нас есть. А Into the Virt мне кажется очень хорошим стартом для того чтобы на его основе снять небольшой сериал или даже полнометражный мультфильм (многие в мире будут ностальгировать по временам тех игр которые в нем показаны). Не хотели бы Вы попробовать выйти на кикстартер и доказать всем, что не только японцы могут делать мультфильмы международного формата? Например, знаменитая серия Wakfu собирала деньги на кикстартере.

Илья: Мы спрашивали на студиях о возможности что-то сделать, и нам не очень доверяли, ведь заставка идет всего 20 сек., а кино от 10 до 90 минут. И их можно понять, наверное, рисковать не очень хочется, суммы большие, а что сделает команда, как она справится с режиссурой большого фильма, как организует производство, успеет ли в сроки? Мы сделали сейчас клип, я работаю над короткометражкой, мы проверяем себя в форматах покрупнее и, кажется, пока удачно. Про кикстартер думали, но дальше этого не заходило.

14.gif

Render.ru: Если бы Вы вдруг завтра проснулись министром культуры России, что бы Вы сделали, для развития качественной отечественной анимации в России? Может, отправили бы наших аниматоров на стажировку в Японию или Францию?

Илья: У меня давно была идея сделать анимационную тюрьму: не по дугам - 15 суток, не отработала грудь - 2 года условно. Но сейчас я стал старее и понял, что все куда сложнее. Для развития нужна большая индустрия, которая заинтересована в качественном продукте, значит, нужен спрос и конкуренция, но в наших реалиях пока это не очень осуществимо.
Деньги, как правило, из бюджета, а это не очень хорошо для роста качества, потому что нет рисков. Общество в большинстве своем считает, что анимация для детей, а если кому-то
нравятся мультфильмы, когда он взрослый, он, как правило, стыдится этого. Не думаю, что во власти одного министра культуры со всем этим разобраться. Но качество все равно растет, и есть множество путей для самореализации. Желание молодых ставить перед собой сложные задачи все вытягивает.

15.gif

Render.ru: Что посоветуете тем, кто насмотревшись крутых роликов, над которыми Вы работали, скажет: «Всё, я хочу быть как Илья!» и сядет за это ремесло?

Илья: Посоветую делать анимацию, только если вам нравится ее делать, а вы не просто хотите делать крутую анимацию. Иначе разочарование в процессе обучения от того, что сцена не
так хороша, как хотелось, может зажать, и все превратиться в сплошную пытку. Я адепт принципа количество в качество, но не в том смысле, что надо просто гнать. Можно иногда сидеть месяцами над сценой, но в моем случае, эффективнее взять на заметку, что не удалось, и решать это в следующей сцене. Не бойтесь ошибаться. Нет такого, что ты сделал что-то неправильно, просто ты применил не тот прием не в том месте, но ты можешь запомнить, что вышло, и использовать это там, где будет уместно.

16.gif

Render.ru: Расскажите, на каком этапе производства выбирается стиль мультфильма?

Илья: Зависит от разных вещей.Точного правила нет, разве что стиль может быть найден еще до сценария, но должен быть утвержден перед тем, как запустили анимацию.

17.gif

Render.ru: Какие ошибки совершают новички-аниматоры?

Илья: Их множество. На то они и новички, чтобы ошибаться и учиться на ошибках. Единственное, на что я обратил бы сейчас внимание, не стоит сразу набрасываться на сцену, стоит хоть немного подумать перед тем как приступать за нее, хотя бы час-полчаса. Мне это помогает эффективнее распределить энергию, отпущенную на сцену.

18.gif

Render.ru: Какой самый лучший совет Вы получали?

Илья: Один из лучших советов был от Саши Дорогова. Он был для всей группы. Не беритесь за неподъемный вес. Он привел сравнение с качками, которые начинают с небольшого веса и
потом, чувствуя, что могут большее, добавляют блинов. Такой простой и отличный совет! Конечно, я его не послушал и влип на год со своим заданием. Позже я последовал ему, и это очень-очень сильно помогло откалибровать свои возможности с реальным миром. Вы можете сделать что-то совсем небольшое, что вам казалось ерундой, но поймете, сколько сил это требует, вы будете довольны тем, что довели работу до конца. Это ценный скил, и он вдохновляет на новые задачи, добавляет уверенности. Я часто встречаю людей, которые не доделали задуманное, именно потому что недооценили поставленную задачу и сдулись. Потом их это преследует и тяготит.

19.gif

Render.ru: Не хотите ли попробовать через патреон собрать необходимые средства для авторских короткометражек? Есть такой товарищ Otaking77077, который стал известен благодаря короткометражке по Star Wars (справедливости ради и делал он её 4 года), так он имеет определенный доход от почитателей своего таланта , что позволяет ему уделять больше времени работе над любимым делом.

Илья: Я думал о патреоне, но пока что у меня все хорошо.

Render.ru: В мультфильмах, я часто видел такой прием как impact frames (это когда вставляют несколько чёрно-белых кадров, посреди цветной сцены), это настолько короткий спецэффект, что его не всегда можно осознанно заметить. Расскажите, зачем он нужен и кто решает, нужен ли такой приём или нет?

Илья: Он используется для усиления эффекта от взрыва или большого потока энергии. На самом деле, если смотреть на съемку взрыва по кадрам, то там есть момент пересвета, когда весь кадр заливается белым светом, после темный кадр или с контрастными объектами, как будто в глазах потемнело на время, или диафрагма еще не настроилась. Дальше аниматоры стилизуют это явление и всячески комбинируют его, ища другие решения с ним, чтобы добиться нужного настроения. Сейчас он достаточно модный. Нужен он или нет, решает стилистика фильма.

Render.ru: Не знаю в курсе ли Вы существования такого сайта как sakugabooru.com, на нём люди выкладывают самые интересные моменты из мультфильмов и некоторые товарищи умудряются узнать аниматора, который работал над тем или иным мультфильмом всего лишь по короткому отрывку. Подскажите, как можно узнать аниматора, на что следует обратить внимание? Ведь стили мультфильмов бывают разные. Как я смогу узнать Вашу руку? У Вас уже есть определенный стиль?

Илья: Да, если быть очень насмотренным и знать на что смотреть, то можно научиться читать аниматора. То, как аниматор вводит и выводит из статики, ускорения-замедления, какие жесты он любит - все очень индивидуально, как почерк, тем более в 2д можно определить по рисунку. Как пример очень узнаваемого стиля, можно посмотреть на сцены Shinya Ohira. Помню, что я еще до учебы в лицее посмотрел "Унесеных призраками", и мне запомнился ряд сцен, где Тихиро впервые спускается к деду Камази. Там Тихиро была нетипично «плавающей» для мультфильмов Миядзаки. Это были сценки Шиня Охиры. И у меня есть приёмы, которые я использую, и по совокупности которых можно понять, что это мои сцены. Но так, текстом, сложно указать на них, это манера рисования спидлайнов, ритм, ну и куча мелочей, которые станут видны, только если я буду показывать их у себя, и то, как это решает другой аниматор. Но сам я не супер классно отличаю аниматоров... только если поработаю с этим человеком. Ну или если это такие яркие аниматоры, как Охира)

18-3.jpgУнесённые призраками. Тихиро спускается к деду Камази.jpg"Унесённые призраками" Тихиро спускается к деду Камази (нажмите для воспроизведения)

Унесённые призраками. Тихиро входит в комнату деда Казами.jpg"Унесённые призраками" Тихиро входит в комнату деда Камази (нажмите для воспроизведения)

Render.ru: Если вспомнить цикл короткометражек Аниматрица, а именно «История парня (Kid’s story)» и сцену с побегом парня из класса, то заметно, очень сильное искажение в движениях персонажа, в некоторых моментах он почти превращается в скопление черточек. Меня всегда интересовало как это «придумывается и выбирается»?

Илья: Этот кусок делался в основном, несколько раз выше упомянутым Shinja Ohira. Он же приложил руку к анимационному куску в "Убить Билла". В этом случае аниматор был уже
со своим стилем и, собственно, надо было просто дать ему угореть. Режиссер почувствовал, что для этой истории такая форма будет в самый раз - текучесть, разрывы. От сцен Охиры настроение иллюзии или сна, собственно, то, что нужно, чтобы передать смятение парня, который запутался, это настоящий мир или сон? А аниматор не сможет с ходу освоить такую манеру, это не то, что он делал как все, а потом по желанию режиссера перестроился. Он набирает приемы долгие годы, выбирая только те, которые усиливают его путь. И таких аниматоров, как Охира, немного, потому что немногие могут увидеть и позволить себе такую дичь и так сильно ее прокачать.

24.jpg"Аниматрица" История парня (нажмите для воспроизведения)

Render.ru: Я, наверное, задам глупый вопрос, на который сам знаю ответ, но читатели могут и не знать. Почему аниматоры не рисуют как иллюстраторы? Например, у вашего товарища Алексея Бовкуна, в Tumblr очень много стилизованных работ, получается, что для аниматора важно рисовать не правдоподобно (реалистично показать текстуры материалов, реалистично
показать складки одежды или блики и т.д.), а в как можно более разных стилях, причем комиксовых или упрощенных? Хотя даже в этом случае есть довольно известное исключение - аниматор Макото Синкай, который удивляет как раз очень красивой картинкой, нежели необычной стилизацией или динамикой в движении.

Илья: Бывает очень по-разному, но, наверное, это просто ощущение от того, что, как правило, аниматор - это один из ремесленников индустрии и у него есть определенные задачи. А так-то есть аниматоры, которые занимаются иллюстрацией, и иллюстраторы, которые делают анимацию. Но в целом, да, решаются разные задачи.

25-26.jpg

Render.ru: Каковы пропорции коммерческих заказов у аниматоров, если рассматривать геймдев-реклама-мультфильмы?

Илья: Я не могу точно ответить на этот вопрос. Я почти всегда работаю на мультфильмах и ни разу не работал на геймдев. Поэтому у меня складывается впечатление, что заказов на игры и нет) Но я понимаю, что это не так просто - на что ты больше работаешь, с теми ребятами у тебя и появляется больше связей. Могу сказать, что в целом заказов становиться больше, чем когда я только начинал делать анимацию.

27-28.jpg

Render.ru: Что самое скучное в работе аниматора?

Илья: Это зависит от характера. Мне было скучновато заполнять экспозиционные листы. Но я помню, как Виолетта Колесникова, один из лучших аниматоров Cоюзмультфильма, рассказывала, как важна работа с листами, и ей явно казалось это не скучным, а очень важным моментом в планировании сцены.

29.jpg

Render.ru: Как много среди аниматоров самоучек? Что даёт профильное образование аниматора?

Илья: Я думаю, что их больше чем профессионалов, ведь если ты взялся делать анимацию, ты уже аниматор. Но если говорить про работу в индустрии, то я только сейчас начал встречать
аниматоров, которые не обучались в заведениях или на курсах. Их пока не очень много, но среди них есть потрясающие таланты. Школа помогает не изобретать велосипедов. В школах присутствует соревновательный дух, вы учитесь работать в коллективе, вам дадут диплом и ваши родители не будут переживать. Почти все, с кем я работал, окончили то или иное учебное заведение, и среди них есть потрясающие таланты!

30.jpg

Render.ru: Среди художников есть такой миф или правило, что если потратить 10 000 часов на рисование, то станешь профессионалом, есть ли что-то подобное у аниматоров?

Илья: Я почти забыл про это, но вы напомнили, действительно, что-то подобное было. Говорили, что нужно поработать в индустрии 5 лет, и ты начнешь чувствовать себя уверенно, еще 5 и
ты станешь профессионалом. По своему опыту скажу, что почти работает).

31-32.jpg

Во второй части этого интервью мы узнаем интересные подробности о проектах, в которых принимал участие Илья.

Tumblr

ВКонтакте

722 0 850 6
2
2018-10-30
Спасибо большое! Было очень интересно, жду вторую часть :))
2018-10-30
Да, 2d анимация и аниматоры это отдельный, и совершенно удивительный мир, с большим удовольствием погружаюсь в него, в каждом интервью из этой серии.
RENDER.RU