Тод Локвуд: криволинейная перспектива. Часть 1
Криволинейный мозгокрут - Тод Локвуд.
Недавно я познакомился с таким понятием как Криволинейная Перспектива и это меня сильно поразило. Обстоятельства сложились таким образом, что я смог увидеть ответ на визуальную загадку, над которой я задумывался раньше. В общем, я узнал ответ, но это был первый раз, когда у меня появилась возможность изучить этот вопрос глубже и по настоящему понять его. В то утро я вёз свою жену Риту в аэропорт, мы выехали очень рано, было где-то 3:30 ночи. Небо было ясным, и луна на ¾ виднелась с южной стороны неба. Выглядело это почти так:
Что удивило меня больше всего, так это то, что луна выглядела так, словно солнце освещало её сверху – основываясь на моём знании того как свет и тень ведут себя на круглых предметах. Это не ось луны, это ось терминатора[1] света, следуя траектории света, линия тени будет проходить так:
НО…Солнце ещё не взошло.
Растянув это изображение слева направо, пока оно не охватит все 180°, вы сможете увидеть всю картину целиком. Вам понадобится повернуть свою голову, чтобы перевести взгляд от готовящегося к восходу Солнца до висящей в небе луны:
Солнце начинает всходить на северо-востоке и луна на юго-западном склоне неба (почти на 180° назад от солнца) выглядит слегка повёрнутой к верху. Интересная загадка для ума.
Так что на самом деле происходит?
Объяснение лежит в области восприятия и переносе перспективы из 3Д в 2Д измерение и от того, как наши допущения изменяют наши ожидания. Представьте себе на мгновение, что вы стоите посередине дороги с четырёх полосным движением. Вы смотрите налево и все параллельные линии от центра начинают сходиться к точке схода. Вы смотрите направо и происходит ровно тоже самое. Вы знаете, что все линии разметки на дороге параллельны, они прямые, не кривые. Если вы нарисуете схему того как это будет выглядеть, то линии справа и слева от вас будут сходиться в точки схода на противоположных концах горизонта.
Это и есть Криволинейная Перспектива. Проблемы начинаются тогда, когда вы пытаетесь перенести, что-то трёхмерное в плоский вид; 2Д арт не отражает реальную перспективу.
Так какая линия прямая, а какая кривая? Прямая та, на которую вы смотрите в данный момент!
А может быть они все прямые, или среди них вообще нет прямых…
То как мы наблюдаем окружающий нас мир, больше всего похоже на фотографию сделанную объективом с линзой «рыбий глаз». Наша поле зрения это сфера, а не плоский экран. Но мы не можем этого заметить, частично из-за того, что мы не можем видеть всё и сразу и частично из-за особенностей нашего восприятия – наши органы зрения и мозг воспринимают всё видимое, так как если бы оно исходило из центра. Но мы можем научиться формальному способу представления окружающего мира с прямыми линиями.
Мы склонны рисовать то, что попадает в центр нашей сетчатки глаза; наше периферийное зрение всего лишь дополняет это. Мы редко рассматриваем то, что происходит за пределами нашего фокусного центра, только если оно не хочет съесть нас[2].
Если же вы сосредоточитесь на периферии своего зрения, не поворачивая голову, то сможете увидеть, что комната, в которой вы находитесь, слегка искривлена (например, будут искривляться линии, где стена соединяется с полом и потолком), будут искривлены все параллельные объекты в ней. Или встаньте в узкой комнате, например в коридоре, чтобы до стены было где-то полметра, посмотрите вниз и обратите внимание, что линии стен слева и справа от вас начинают сходиться к точке ниже уровня пола. А теперь посмотрите вверх и увидите то же самое, только линии будут сходиться к точке выше уровня потолка. Эти линии однозначно искривлены, потому, что они стремятся к одной из двух точек схода по сторонам от вас.
Вы находитесь на пересечении каждой пары противоположных точек схода. В рисунке внизу, А и В это две возможные точки схода для параллельных горизонтальных линий. С и D - точки схода для параллельных вертикальных линий. Синие линии - параллельные линии, исходящие из точек схода (можете представить их себе как линии, где стена встречается с полом или потолком). Красная линия представляет собой вертикальную линию, исходящую из одной точки схода в другую. На пересечении отрезков AB и CD находитесь вы, это место с которого вы наблюдаете окружающий вас мир, центр вашего поля зрения – в нём все линии будут казаться прямыми.
Как только мы захотим перенести часть нашего трёхмерного мира на двумерный холст – то нам придётся пойти на определённые упрощения. В рисовании, мы либо принимаем одну линию из параллельных как прямую и искривляем остальные, либо ради удобства делаем все линии прямыми с перспективной сеткой[3]. Вы наверное видели фотографии интерьеров в Better Homes и Gardens or Architectural Digest, когда для съёмки использовалась линза искажающая все вертикальные линии в фотографии; также благодаря этой линзе квадратный стол в углу комнаты принимал очень неестественные пропорции. То же самое будет происходить, если вы нарисуете стол в углу комнаты, используя одноточечную перспективу и пытаясь при это сохранить вертикальные элементы «вертикальными» в рисунке.
Искажения будут даже в том случае, если вы используете трёхточечную перспективу. Они будут тем сильнее, чем дальше от центра находится объект.
Так какие линии искривляются? Те, на которые вы не смотрите!
В случае луны и утреннего солнца, есть две критически важных прямых линии: первая и самая очевидная – линия горизонта (на самом деле, плоскость с которой я вижу край горизонта в любом направлении) и вторая линия – невидимая, но на самом деле прямая линия, которая показывает путь солнечного света к луне. Большинство художников (и я в том числе) представили себе эту сцену так, как вы видели на изображении в начале. Но изобразив горизонт как «прямую» линию, я сделал допущение:
Пунктирная линия представляет собой прямую линию. Мы знаем это потому, что свет распространяется по прямой. Тогда, наверное, мне надо представить эту картину следующим образом:
Теперь я перенёс все искажения прямо на горизонт. Такое представление будет идти вразрез с тем, что вы можете увидеть из окна машины в 4 утра. Посмотрите, как линия горизонта искажается в вашем периферическом зрении, когда вы смотрите на луну.
А вот более-менее выравненное положение солнца, луны, земли и меня в пространстве:
Солнце находится вне поля прямой видимости под горизонтом. Луна же была низко в небе потому, что находилась в той точке своей орбиты, которая в проекции на небесную сферу, располагалась ниже небесного экватора, поскольку орбита Луны имеет наклон к нему.
Если нарисовать эту картину внутри сферы, то это будет выглядеть как-то так:
Солнце вне поля видимости, за горизонтом, сразу за моим левым плечом. Мои глаза находятся на уровне горизонта в центре картины, в центре моего поля зрения все пунктирные линии прямые.
Единственный способ отобразить эту сцену без искажений, это нарисовать её внутри идеальной сферы, с моими глазами, находящимися в центре. Посмотрите на картинку вверху. Мне пришлось повернуть свою голову, чтобы увидеть всю картину. Но как художнику мне приходится редактировать реальность, так чтобы она лучше всего выглядела на картине.
В конце концов, так ли важно понимать, что происходит за границами нашего периферического зрения? Я думаю, да. Когда вы понимаете это, то столы в углах вашего рисунка не будут искажаться перспективной сеткой. Они буду выглядеть «правильно». Эллипсы на вершинах нарисованных вами башен будут выглядеть правильно. Вы будет лучше понимать, как можно изменять реальность с тем, чтобы сделать более убедительную картину.
Примеры я приведу завтра в своей второй части Криволинейной Перспективы.