К вопросу о рисовании фигуры: часть 1
Я пишу эту статью, находясь на 9-ом ежегодном собрании Illuxcon в городе Аллентаун, штат Пенсильвания. Это потрясающее шоу в великом музее с прекрасной постоянной экспозицией; всё это разнообразие великолепных предметов искусства ошеломляет, но в то же время заряжает энергией как начинающих художников, так и опытных.
Я был удивлён, обнаружив, что довольно солидная часть этого собрания состоит из студентов, которые показывают свои портфолио всем профессиональным художникам в надежде установить с ними связи, получить фидбэк или даже работу. Эта статья является ответом на наиболее часто задаваемый вопрос, который я слышал десятки раз от студентов, показывающих свои работы профессиональным художникам. Вопрос звучит так: «Как вы изображаете разные оттенки кожи?». Этот вопрос не является эксклюзивным только для этого мероприятия, до него я также повсюду слышал его от студентов или от желающих стать художниками.
Перед тем, как начну, я бы хотел сакцентировать на том, что для художника очень важно начинать обучение с традиционных материалов. Возможно, это звучит как ворчание старого художника, но это не так. Смешивание цветов традиционным способом помогает решить многие проблемы, связанные с цветом, с тем, как контролировать цветовые оттенки и их изменения. Просто купите тюбики с краской и попробуйте попрактиковаться в смешивании их друг с другом, вам не надо ничего рисовать. Вы проведете время с пользой, и знания, которые вы получите в результате смешивания настоящих красок друг с другом, окажутся для вас бесценны.
Я составил список и добавил в него несколько картинок в качестве примеров, чтобы лучше объяснить некоторые моменты. При рисовании кожи необходимо принимать во внимание следующие вещи:
- Кожа является полупрозрачной, свет проходит сквозь неё и подсвечивает её изнутри, сила этой подсветки зависит от мощности источника света. Например, участки кожи, которые мы видим, когда смотрим на натурщика под прожектором, представляют собой поверхностное свечение, но также есть и другие участки, которые слегка подсвечены изнутри, и сила этой внутренней подсветки зависит от силы источника света.
- Есть локальный цвет, это цвет самого объекта; в данном случае мы будем говорить о цвете кожи. Кожа обладает диапазоном оттенков от жёлтого до очень тёмного, едва ли не сине-фиолетового цвета. У кожи нет чистого, ясного оттенка, такого как красный, оранжевый, зелёный и т. д. Есть лишь грязноватые версии основных оттенков.
- Существует цвет основного источника света, который добавляет дополнительный оттенок к цветам поверхности, искажая их в плане температуры, приближая к температуре источника света. Тёплый свет даёт нам тёплые наборы цветов, холодный свет даст холодные наборы.
- В большинстве случаев также присутствует отражённое освещение или окружающий свет, который заполняет собой пространство, на которое прожектор не оказывает влияния. Если солнце - это главный источник света, то тогда небо - это источник отражённого света. В большинстве университетов и ателье прожектор - это главный источник света, тогда как свет, идущий из окон от неба - это источник отражённого освещения. Для контраста студии с освещением с северной стороны главным образом освещаются от неба (холодная температура), тогда как непрямой источник света делается тёплым.
- Не все участки поверхности объекта освещаются прямым светом. В дополнение к теневой стороне существуют плоскости между прямым источником света и тенями. Плоскости не перпендикулярные свету называются наклонными. Прямой свет попадает на них непосредственно в том месте, где они отворачиваются от основного источника света и начинают получать свет от непрямых источников света.
- Какой бы температуры не был бы прямой источник света, температура непрямого источника света будет противоположной.
Существует несколько способов рисования кожи. Есть несколько формул, которые берут своё начало в работах старых мастеров, и я приведу две из них - это классическое и романтическое освещение. Классическое освещение было типичным до середины 1800-х годов. Оно основано на одном мощном источнике света. Работы Караваджо - это идеальный пример такой схемы освещения. Этот тип живописи требует многих слоёв лессировок[1], чтобы достичь выдающегося света и реалистичного качества проработки. Палитра цветов, доступная в то время, не была такой живой, какая есть сейчас у нас, поэтому чтобы оттенки оставались красочными, их необходимо было применять в чистом виде (лессировка), без смешивания с другими оттенками. Большая часть оттенков кожи была скорее не красочной, а тонально верной к тому, как выглядит настоящая кожа. Цвет был скорее хроматическим[2], с отражённым светом в тенях, драпировке и т. д.
[1] Лессировка (от нем. Lasierung — глазурь), глизаль или глейз (от англ. Glaze — глазурь, глянец) — техника получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета.
[2] То есть одноцветным, без вариаций по оттенкам.
Примеры классического и романтического освещения.
С середины 1800-х годов были изобретены новые цвета и яркие оттенки, и с этого момента живопись перешла от высококонтрастного освещения к более нежному, называемому романтическим, освещению. Эта схема освещения позволила добавить больше различных оттенков телесного цвета. В дополнение к этому плоскости света и тени в картинах были приглушены и понижены в контрасте. Делакруа утверждал, что первым начал использовать этот сдвиг в цвете / освещении, но лично мне кажется, что Бугро пришёл к этому первым.
Делакруа
Бугро
Мы можем видеть большой сдвиг в используемых цветовых схемах с середины 1900-х годов. Я ссылаюсь на этот период цвета как на эру цветовых рецептов. В то время иллюстраторы соперничали друг с другом за место на обложках журналов, бульварные новеллы были огромными, и единственным способом выделить свою обложку среди других было использование какой-либо хитрой, необычной цветовой схемы. В это время и был изобретён цветовой круг как инструмент для придумывания этих самых цветовых рецептов (цветовая сфера Манселла и цветовой круг). Монохроматичная, аналоговая, комплиментарная, разделённо-комплиментарная, триадическая, квадратическая и татрадическая схемы были изобретены, и с тех самых пор цвет уже никогда не был прежним.
Роберт МакГинис - один из наиболее плодовитых колористов в иллюстрации
Я поместил рисунок Эндрю Хема в этот блок - он использует очень необычные цветовые сочетания для передачи цвета кожи.
Один из бесчисленных цветовых рецептов и метод, по которому он строился.
Итак, возвращаясь к начальному вопросу «как подобрать цвет кожи», первое, что вам нужно определить в вашей картине, это то, как вы будете использовать свет, чтобы передать историю изображаемого вами сюжета. Вы будете использовать обычное освещение или более сценическое, или же вы собираетесь использовать цветовой круг и хотите найти цвета, которые затем будете использовать в своей картине? Всё это определит то, насколько реалистично вы сможете изобразить кожу в своей работе. Чем более реалистичную картину вы хотите сделать, тем больше вам придётся работать над каждым участком картины, пока он не станет выглядеть правдоподобно.
Следующее, о чём мы поговорим, это палитра цветов, которую вы будете использовать в своей работе. Если вы работаете в цифре, то это становится особенно важным, так как отсутствует базовая палитра, с которой вы можете начать. Какую бы программу вы бы ни использовали, она будет обладать любым вообразимым цветом, и если вы не понимаете теории цвета, то у вас не будет начальной точки, начиная с которой вы могли бы отобрать необходимые цвета для вашей работы. Сначала вам необходимо научиться изображать кожу, используя только базовую палитру; она состоит из красного, жёлтого, синего вместе с белым и чёрным для осветления и затемнения. Чтобы добавить больше возможных вариантов оттенков кожи на свету и в тени, используйте палитру с тёплыми и холодными версиями каждого цвета, с которым вы работаете. Наличие цветовых оттенков с разной температурой позволит вам как можно более достовернее передать свет и тень.
И наконец, существует один аспект о смешивании цвета, который я объясню в следующей своей статье. Я покажу вам, как выбрать палитру и способ, которым я смешиваю цвета в процессе рисования, ему я научился от моего наставника Себастьяна Капеллы и позже после нескольких лет изучения методов рисования Рейли.
Как только у вас появится возможность, то посетите свой местный музей или любой другой музей во время путешествия. Очень важно знать и изучать то, что было до нас; все ответы вы найдёте на картинах художников, например, как накладывалась краска и зачем накладывалась именно эта краска. Эта исследовательская работа поможет вам понять, как создавать свои собственные холсты. А теперь я оставляю вас наедине с примерами потрясающих картин, с невероятными оттенками кожи, взятых из постоянной экспозиции Художественного Музея Пенсильвании. Я многому научился, разглядывая их, и это помогло мне лучше понять, как старые мастера использовали слои цвета, чтобы достичь той необыкновенной выразительности своих работ. Но это уже тема для другой статьи.
Эта картина нарисована после Рембрандта или относится к его школе
Эта прекрасная работа кисти Карачи является хорошим примером использования лессировок. Вы можете прочитать десятки слоёв на его холсте. Моя любимая работа в музее.
Франц Хальс
Джон Сингер Саржент
Генри Мослер просто восхитителен, он показывает нам, насколько фотография и искусство могут быть обманчивы.
Посмотрите на эти две работы ниже. Правда, потрясающе?