Гармоничный цвет
Пару лет назад, я написал статью про гармоничный цвет и Dan запостил ссылку на него в MuddyColors. Вскоре Dan предложил мне постоянное сотрудничество. Мне пришло в голову, что это неплохо иметь запись вытравленную на таком гранитном блоке как Muddy Color. Так что через тысячи лет, когда роботы Гугла захватят Землю и превратят всех нас в батарейки и поглотят все знания, то они смогут выбрать приличную палитру цветов для этого неизбежного будущего.
Также, гляжу я на свои фиды в социальных сетях, и почти что все из вас на IMC и будут работать в предрассветные часы ночью, отлично проведя время. Я завидую вдохновению и весёлому настроению всех IMC’еров, но это также навевает мне приятные воспоминания!
Гармоничный Цвет
«Ещё щаг, Мр.Хэндс», сказал я «и я вышибу ваши мозги!» от N.C. Wyeth
На раннем этапе моей карьеры я изо всех сил боролся с применением цвета. И это не удивительно, потому что цвет может быть жёстким и я боролся изо всех сил! По факту, когда я вышел из старшей школы, то в своей гордости я сказал учителю, что «цвет был переоценён» и что «чёрного и белого вполне достаточно для меня». Сейчас эти слова вызывают у меня улыбку, но поверьте, тогда я был серьёзен!
А вся правда заключается в том, что я понятия не имел как объединить палитру в живописи. Я знал, что комплиментарная схема[1] достаточна хороша. Возможно красный и зелёный или оранжевый и синий … но какой оранжевый и какой синий? Вам нужно потратить всего пару минут в художественном магазине (или в Photoshop!) чтобы понять, что существует огромная разница в оттенках синего или оранжевого, а также любого другого базового цвета спектра. По началу, это может подавлять своей необъятностью.
Я чувствую, что прошёл долгий путь в своём понимании цвета, но я также знаю, что это то, что обеспечит мне глубокий и удовлетворяющий вызов до конца моей жизни. Сказав это, я поделюсь своим подходом, я думаю, что когда люди спрашивают меня, как я выбираю цвета для своих картин, то они на самом деле имеют в виду «Как ты создаёшь такие гармоничные палитры?»
[1] Цветовая схема основанная на использовании противолежащих на цветовом круге цветов (красный-зелёный, синий-оранжевый, жёлтый-фиолетовый и т.д.)
Создавая Гармонию
Давайте начнём с цветового круга. Это может быть любой цвет на цветовом круге, до тех пор пока он содержит спектр цветов в их полной насыщенности. Для этого урока, я создал довольно большой цветовой круг, который содержит не только деления по цветам в их максимальной насыщенности, но также показывает разные уровни насыщенности цветов. В центре круга – белый круг. Это представляет цвет или температуру цвета света который существует в цветовом круге. – см. рис.1
Цвет источника света в вашей картине, ограничивает доступный вам для рисования цветовой спектр. Только под белым светом весь цветовой спектр будет доступен. Если в вашей картине присутствует красный свет, то вам не будет доступен весь спектр цветов и это поможет сделать вашу картину более естественной. Давайте посмотри, что происходит с цветом если мы меняем температуру источника света. – см. рис.2
Изображение сверху показывает, как выглядели бы цвета, если бы вы смотрели через 50% красный фильтр или если бы освещение в вашей картине было бы цвета из середины цветового круга.
Смотрите, как красный свет ограничивает цвета. Зелёные теряют свою силу, жёлтые сдвигаются ближе к оранжевому, а синие становятся более серыми и фиолетовыми. Вы больше не можете рисовать ярким синим ультрамарином в своей картине, если хотите сохранить её естественной. Такой цвет будет выбиваться из общей гаммы и казаться чужеродным в картине. Другими словами, гармония будет нарушена.
Ниже более экстремальный вариант, где уже 90% красного света – рис.2а
Теперь мы по-настоящему потеряли цвета. Представьте себе, что вы рисуете работу в жанре sci-fi, высадившись на планете освещённой красным солнцем. Ваш синий скафандр станет серо-фиолетовым, а белый в ваших глазах приобретёт сильный розовый оттенок. Посмотрите, как изменились зелёные и жёлтые. Общая палитра все ещё представляет полный спектр, но под сильным красным светом. Любой цвет внутри этой палитры будет работать с остальными, и это убедит зрителя в том, что картина имеет согласующуюся цветовую температуру в свете. Это и есть гармония.
Теперь для более близкого сравнения, возьмём цветовой круг с белым светом, а рядом с ним цветовой круг с красным светом 90% -рис.3
Изменения в цветах очень заметны, но это также даёт нам хорошо ограниченный выбор цветов. Само собой если бы это была ваша палитра, вы возможно захотели бы использовать разные тона и разную насыщенность. Я бы ещё упростил палитру для самых важных цветов, которые по моему мнению должны доминировать в картине. Какого цвета будет ваша кожа под таким светом? А что на счёт воды или дерева? Старайтесь представить цвета которые вы используете в своей работе.
Экспериментируя с температурой
Теперь давайте взглянем на картину и посмотрим, как она изменится, если изменить температуру источника света.
Картина сверху «Объятие Пьеро» кисти Guillaume Seignac – рис.4 – освещение в ней представлено белым светом. А теперь посмотрим на эту же картину, но под 25% красным светом рис.4а
Некоторые вещи сразу бросаются в глаза. Белые цвета стали розовыми, а также вся палитра несколько сместилась. Кожа всё ещё выглядит как кожа, и мы ещё можем видеть жёлтое платье. Но что произойдет, если мы применим другие цвета? – смотрим рис. 4-4е
Смотрите как картина меняется под разными цветами. Зелёная кожа на рис. 4с, по прежнему читается, так же как и фиолетовая кожа на рис. 4е. Белая ткань, окрашенная в рис. 4а-4е всё ещё выглядит белой. Не технически, но на глаз. Наш мозг может сказать нам, что свет в картине изменился и подгоняет наше восприятие, чтобы принять окрашенную ткань за белую. Если вы посмотрите на платье на рис. 4с и сравните его с оригиналом, то вы заметите, что оно перестаёт быть белым (на рис. 4с) и становится бледно-зелёным.
Всё то же самое происходит и в настоящем мире. Если мы оденем белое платье и попадём в Аризону с её прекрасным закатом, то мы не должны будем удивляться что оно станет персиковым. Мы знаем, что температура света изменилась, и весь спектр несколько сдвинулся. Если же бы мы нашли рубашку, которая каким либо образом смогла бы сохранять свой чистый белый цвет под освещением разного цвета, то она бы выглядела очень неестественно. То же самое и с нашей кожей. На всём продолжении обычного дня на улице, цвет нашей кожи значительно меняется, так ка меняется цвет света, от рассвета, полудня и до сумерек. О чём это говорит нам? Воспринимаемые цвета очень относительны..
У меня был учитель, который однажды сказал мне, что цвет не имеет значения. Это было очень впечатляющее заявление, но суть его была в том, что нет какого-то особенного цвета для кожи или для весенней травы, который мы могли бы однажды смешать и использовать его повсеместно. Сверх того, вы можете нарисовать траву любым цветом каким захотите, до тех пор, пока он будет следовать свету и окружению в вашей картине, трава будет правдоподобной. Все цвета будут меняться в зависимости от температуры света под которым они находятся. Это так захватывающе, когда понимаешь, что хотя палитра сужается, но это позволяет нам стать свободнее в использовании температуры света как некой могущественной кисти. Давайте ещё поэкспериментируем над картиной Guillaume Seignac и посмотрим, что из этого выйдет.
Разница в восприятии этих картин очевидна. Кроме того что изменилось время суток, ещё и вся палитра сместилась, хотя кожа выглядит правдоподобно и текстуры с поверхностями всё так же отчётливо читаются. Возвратимся к нашему высказыванию «цвет не имеет значения». Кончено он имеет значение, но вы не должны впадать в ступор думаю о том, как смешать оттенки цветов, чтобы получить цвет кожи или любого другого материала.
Посмотрите на выбранные образцы кожи на картине – рис 6а. Цвет кожи изменился с лёгкого загара на сильный лавандовый цвет. Тюбик «телесного» цвета не поможет в этот раз.
Крылатая Фигура кисти Abbott Handerson Thayer
Выбирая палитру
Итак, как всё это может помочь вам выбрать палитру? Самое первое решение, которое я принимаю, когда определяю цвет в картине, это определяю температуру света в сцене. Тёплый или холодный? Будет ли сильный цвет на свете? Теперь вам нужно сместить всю палитру, взяв за основу свет в вашей картине. Это упростит вашу палитру. Я нахожу это довольно полезным. Картина не должна быть нарисована одним цветом. Часть искусства и созидания в картине, это выбор цветов которые вы будете использовать и применять в ней чтобы создать своё собственной видение. Выбрав палитру в самом начале, вы упрощаете доступный диапазон цветов, иногда значительно. Это хорошо!
Знание того какое настроение вы хотите передать в своей картине, возможно как и природные факторы такие как пасмурное небо или закат, поможет вам определить температуру света в вашей картине. Сначала было бы неплохо, взять цветовой круг в Photoshop и сдвинуть его основываясь на температуре света который вы выбрали. Image -Adjustments - Photo Filter лёгкий способ начать экспериментировать.
Позвольте я немного отвлекусь. Pixar провёл грандиозную работу в рисовании цветом. Одни из моих самых любимых вещей в их артбуках это то, что они включают в себя изображения из самого мультфильма, так называемые «цветовые решения». Они похожи на раскадровки, но их назначение в определении цвета для всего мультфильма
Присмотритесь на эту великолепную работу цветом в изображениях выше – см. рис.7. Смотрите, как меняется настроение. Заметьте, как меняется цвет самого Немо при изменении освещения в разных сценах вместе со всей палитрой. Также обратите внимание на то, что когда используется 2 источника света с разной температурой как в изображениях в средней правой части панелей, то окраска Немо отражает две палитры. Всё это в известной степени связано со здравым смыслом, но всё равно стоит это повторить, особенно если не привыкли думать о температуре света в ваших картинах, перед тем как выбрать свою палитру.
Возможно, это окажется полезным, посмотреть на диапазон цветов применительно к выбранному цветовому спектру. Я переключился от цветового круга к сетке, так чтобы мы могли легко увидеть, как цвета меняются под разным светом – рис.8
Вершина сетки представляет собой цвет источника света, а под ним находятся образцы цветов. Посмотрите на оранжевый цвет и как сильно он меняется в зависимости от цвета источника света. Я выбрал этот цвет, потому что он близок к основному цвету для обычной кожи. Некоторые цвета заметно темнеют под источником света с отличной от их собственной температурой.
Это имеет отношение к физике света и тому, как атомы поглощают или отражают свет в зависимости от длины его волны. Электроны поглощают входящую энергию, что заставляет их вибрировать и разогреваться (именно поэтому чёрный остаётся чёрным и на свету нагревается сильнее) или они поглощают энергию временно, перепрыгнут на другую орбиту с новой энергией - квантовый скачок, а затем возвращаются обратно на свою старую орбиту. Когда это происходит, остаток энергии поглощается и отражается как свет или цвет с новой длиной волны. Чисто красный объект под белым светом поглотит большую часть спектра и превратит его в тепло, в то же время, отразив назад остаток энергии с длиной волны соответствующей красному цвету. Всё хватит об этом!
Возвращаясь к цветовой сетке, я также обнаружил, что бывает полезно взглянуть на менее насыщенные варианты цветов.
Это полезно, потому что обычно вы не рисуете картину всеми доступными цветами в их максимальной насыщенности, так что эта схема показывает цвета в наиболее применимом диапазоне.
Теперь давайте посмотрим на другую картину, в этот раз Le Dejeuner Du Matin кисти William Bougereau – рис.9
Это изображение показывает, что происходит если правила нарушаются. Изображение слева – оригинал. Изображение справа было сдвинуто на 50% в синий свет. Хотя я предпочитаю оригинал, изображение справа всё ещё выглядит достаточно убедительным в своих цветовых отношениях и кожа остаётся красивой и полной нежности. А вот в изображении по середине, голова взята с оригинала и всё остальное с правого изображения. Мы получили то, что можно назвать «Снуки эффект». Он такой ясный (прим. пер.: имеется ввиду «Снуки эффект»), не потому что голова не соответствует ногам и рукам, но потому что цвет кожи слишком тёплый, и содержит цвета которые неправдоподобны или не возможны в настоящем мире с таким при таком сильном синим освещении.
Как и с большей частью правил в искусстве, вы можете нарушить и это правило и получить хороший результат. В фильмах это происходит постоянно, чтобы выделить персонажа или привлечь внимание зрителя к определённой части экрана. Цветовой контраст, особенно температурный цветовой контраст это мощное средство. Холодный синий свет, испускаемый магическим предметом в комнате с тёплым освещением от свечей, или фигура человека светящаяся тёплым светом в холодной зимней сцене тотчас же говорит зрителю, что объект возможно из другого мира или не принадлежит данному месту.
В «Молодой Мученице» кисти Paul Delaroche – рис. 10 – температурный контраст используется, чтобы создать великолепный эффект. Внеземной свет нимба выглядит так необыкновенно, потому что окружен палитрой холодных цветов. Тоже относится и к заходящему солнцу на фоне. Те места, где девушка освещена холодным синим светом, на них не будет возникать этот красивый эффект.
Итог
И вправду всё вышесказанное вышло несколько многословным, для объяснения столь простой вещи как температура источника света; так что позвольте я подведу итог
- Определяйте температуру источника света, перед тем как выбрать палитру
- Выбирайте свою палитру, основываясь на новом ограниченном цветовом круге
- Не выходите за пределы цветов ожидаемых для нужного вам эффекта
Надеюсь, что для вас эта статья внесла ясность в создание цвета. Счастливого рисования!
Спасибо за то, что читали,
Howard Lyon
howardlyon.com
Instagram
Twitter