Making Of "mongarto"
Здравствуйте, уважаемые читатели render.ru. Меня зовут Анатолий. Хочу Вам рассказать о том, как создавался короткометражный фильм «mongarto». В создании этой короткометражки участвовали: Я, Марина (супруга), художник по костюмам (наша мама:)) и самое главное : группа поддержки в лицах наших родственников и друзей.
В течение довольно долгого времени я работал на разных студиях и частных проектах, узнавал многие тонкости работы в сложной, но замечательной индустрии производства CG и все это время хотел создать свой фильм! НО не было возможности на его реализацию... Однажды гуляя с Мариной по аллеям парка (скорее похожего на сказочный лес) я представил чтобы было, будь мы сейчас в восемнадцатом веке)) когда людское воображение захватывали Волки-оборотни, летающие грациозные Гарпии и другие невероятные существа пленившие ум писателей 17-18 века. Так родилась идея короткометражки «mongarto». Я сейчас же поделился ей с Мариной и увидел интерес в её глазах. Решено. Мы берёмся за создание проекта. Идея стала казаться безумной после осознания объёма работы и отсутствия команды. Количество времени требуемое на реализацию этой идеи говорило о том, что мы должны довести до финального завершения текущие рабочие проекты и остаться без средств, на время создания «mongarto» ) Учитывая то, что проект будет некоммерческим, без финансовой выгоды. И вот, последний проект на работе успешно сдан, мы приступили к созданию фильма.
Сценарий.
Был разработан сценарий, который выглядел во так (отрывок).
Далее раскадровка. Раскадровку рисовал на компьютере, а потом все было распечатано и нарезано, так как я люблю работать на начальной стадии с раскадровкой которая нарисована на листках бумаги, быстрее и удобнее менять местами сцены и планы. На этом этапе не хотелось терять времени и концентрироваться на красоте прорисовки, я не художник, чтоб уметь быстро и красиво рисовать. По этому все выглядело так. Я добавил готовые варианты кадров, чтоб можно было сравнить :)
Когда была закончена раскадровка, я четко понимал очередность сцен и их специфику. Нам оставалось только добавить время каждой сцене и звук. Неделю я потратил на сборку аниматика и основа для фильма была готова. Параллельно занимался озвучкой. Моя знакомая подруга подсказала, что есть музыкальные стоки. На них можно было приобрести необходимую нам музыку. Около 2х дней искал и нашел две мелодии которые я прочувствовал и понял — это то, что мне надо!
Тем временем, жена, читала статьи, выдержки собирала референсы и всю информацию о мифах оборотнях, гарпиях и других интересных существах 18го века. Выясняла подробности верхней одежды: особенности, детали и предметы гардероба которыми пользовались дамы и джентльмены того времени. К моменту завершения аниматика у нас уже была огромная база информации о всем необходимом. Оставались мелочи ))) Достать не достающее)) — найти актеров, костюмы, реквизит, съемочную технику и выбрать локации для съемок.
Роль Героини сыграет Марина. Где найти второго актёра? Обзвонил друзей, кто смог бы сыграть труса. Но вот в чем проблема, все хотели быть супер героями и никто - трусом. Время поджимало. осень на носу. Решил, что буду играть труса и снимать фильм одновременно. Вот так незадача, но другого выхода я не видел.
Затем костюмы:) Был утверждён нужный мне эскиз костюмов и необходимые атрибуты. Нужно было начать шить. Обращаемся к мастеру-швее верхней женской одежды - и это, - наша мама)) с просьбой создать костюмы 18 века. Она была мягко говоря удивлена)) но как профессионал своего дела, сшила костюмы в кротчайшие сроки, смастерила все атрибуты 18го века. Трость была сделана из куска удочки и теннисного шарика, а зонт собран вручную и обшит кружевом.
Съемочная техника.
В проекте я использовал фотоаппарат Canon 550D с объективом 18-55mm (KIT), а также объектив helios-44-2 с моего пленочного Зенита.
На обратной стороне объектива видно, как я использовал «одуванчик» - конвертор с M42 на Canon. Благодаря этому переходнику объектив замечательно подходил к фотоаппарату. На фото отдельно «одуванчик».
Подтверждение фокуса на нем хоть и работает но не всегда получается нужный эффект резкости. Кроме этого был замечен нежелательный эффект блика, helios уж очень легко ловил эти блики. Для устранения этой проблемы я использовал огромную бленду «вантус» она резиновая и может приобретать несколько положений.
Для большего удобства съемки из разных положений и более качественного наведения на фокус использовалась такая насадка. Она не подходит на 550D, а создана для 5D MARK 2. Ну здесь проблем нет:напильник, небольшие замеры, 10 мин работы и все как родная крепится.
На левой фотографии я подсветил красным саму рамку которая крепится к фотоаппарату. Видоискатель прищелкивается к этой рамке. На правом фото я кружками обвел места где пришлось применить напильник ). Ниже фото показано уже с одетым видоискателем.
С видоискателем есть еще один очень удобный девайс. Это зеркало которое может менять положение и давать возможность снимать из нижнего и верхнего положения, кроме того есть положение при котором можно использовать данную насадку как бленду для экрана. Особенно при солнечном свете начинаешь ценить её. Ниже приведено фото этой самой насадки уже на фотоаппарате(желтый).
Так же виден батарейный блок (синий) прикрепленный под фотоаппаратом, для большей емкости питания. Между объективом и блендой видны переходные кольца(зеленый), чтоб можно было одеть бленду(красный) на объектив. Это все, что касается основных деталей самого фотоаппарата.
Далее я столкнулся с самой прошивкой фотоаппарата. Он пишет в *.mov используя кодек H.264, FullHD 24fps. Можно конечно менять размер кадра и количество fps. Но я пользовался только этим режимом. На фотоаппарат я установил прошивку Magic Lantern pre0.2.2 она была абсолютно бесплатна и доступна. Расписывать я её не буду но выделю основные достоинства которые мне понравились:
1) Видео пожато кодеком. Мы постоянно сражались с артефактами сжатия на посте. Так вот в Magic Lantern я нашел интересную функцию Bit Rate благодаря ей я мог хоть как то влиять на силу сжатия.
2) Функция Movie Logging после каждого записанного дубля оставляла лог файл в котором находились все параметры сьемки, мне она тоже очень помогла когда началась обработка видео на посте.
3) Появились возможности контроля баланса по белому в кельвинах.
4) Ну и по мелочи рамки, всякого рода дополнительная информация в окне.
Когда я начал первые тесты с этим фотоаппаратом основные проблемы были роллинг шатер «эффект желе» особенность всех CMOS сенсоров (в более новых моделях, он не на столько заметен) и шейк, то есть то ли руки у меня не заточены под это дело, то ли камера слишком легкая, вобщем все тряслось и плыло не по детски. А вместе эти две проблемки фактически ставили крест над дальнейшей работой с видео. Для устранения их, я применял штатив, который можно было привести, вот в такое положение.
Он достаточно тяжелый, что в сумме с такой конфигурацией на плече добавлял в разы устойчивости картинке. И еще был использован FlyCam ниже на фото.
Я постарался воткнуть и сбалансировать все пластины грузов, что были. Дополнительный вес тоже придал ему устойчивости.
Далее хотелось бы показать вот этот девайс, для hdr.
Сама сфера была приобретена на китайском базаре в отделе для всяких сувениров. За один день мой знакомый, токарь по профессии, сделал в этом шаре резьбу и выточил стальной шпиль. Который с одной стороны можно было вкрутить в сферу а дурная идеально подходила для штатива. Благодаря этому нехитрому приспособлению я делал хдрайки. Вот такие они получаются.
А также были использованы рефлектор и «хлопушка».
Съёмки.
Я составил съемочный план. После съемок, он сильно потрепался ).
В силу того, что мне пришлось играть роль и при этом быть оператором, мы разбили все сцены на три части
1. Пустые и там где в дальнейшем должен был находится Монстр без героев.
2. Только сцены с Героиней и Монстром
3. Сцены, где я был в кадре.
В этой сцене шагает жена, я снимаю ))).
Снимали шоты по утрам. Это был один из самых веселых этапов создания фильма. Ну за исключением пары падений Героини за кадром при беге и красными носами от холода ) В итоге отсняли около 250 дублей. Общим весом около 40Gb.
Далее уже в имеющемся аниматике мы собрали черновую версию фильма, пока без full cg сцен. По окончанию сборки уже было понятно какие именно дубли мы будем использовать в работе.
После того как сортировка и выборка закончилась мы конвертнули mov файлы в секвенции tiff и jpg. Tiff был форматом с которым мы работали, а jpg использовали как прокси.
И так, у нас были готовые: исходники видео материала, полный набор необходимых референцов, футажей и hdr , модель «монстра» , модель гарпии , модель фонаря и наброски шейдеров для Renderman. Все это было сделано в процессе предыдущих этапов.
Я написал авториг для ускорения сетапа персонажей (1765 строк кода Python(Maya)).
Мы использовали два PC CPU Intel Core Quad 2.4Ghz, RAM 4Gb, а рендерили на Renderman. Для которого я написал шейдеры. В итоге кадр рендерился не более 5-6 минут. Основной шейдер (700 строк RSL).
Также я написал шейдеры, для шерсти, частиц и дисплейсмента. Для контроля проекта, всегда делю таблицу.
В ней я отмечаю состояние сцен проекта. (зеленый-готово, желтый-в работе, красный-на очереди)
Далее рабочие моменты.
Монтаж.
Рендер персонажей и енвайромента был без применение рейтрейсинга, за исключением оклюжена. Но с монстром я решил использовать только оклюжн на земле отбрасываемый телом. Шерсть и тело были проигнорированы. Два миллиона волосков на теле считались бы чрезвычайно долго, что для нас не подходило.
Окружение.
В сценах full CG, мы рендерили землю и персонажей, а на стадии композинга с использованием 3d камеры добавили лес.
Вид сцены со стороны, в программе композинга. На плашки наброшены текстуры окружения.
Ноды, разделил на несколько групп и упорядочил по принципу вид с верху. Движение камеры с низу в верх и группы нод (деревья, кусты и т.д.) встречающиеся на пути.
Детализация земли была решена диспейсментом.
Несколько слов о проекте хочу сказать я ) - Князева Марина, она-же рыжеволосая героиня или человек с которым в паре Анатолий создавал этот фильм))
Я являюсь сторонницей смелых режиссёрских идей, захватывающих воображение сценариев, красивых проектов. Мне нравятся идеи Анатолия. В этом проекте основная нагрузка по его реализации легла большей частью на плечи Анатолия. Я получала опыт и знания. Так, что ему приходилось отвлекаться на моё обучение)) Ещё на мой взгляд сказалась нехватка художника. Но самое главное это конечно множество плюсов по завершению)) я получила огромный опыт касающийся как технической стороны, так и организации проектов, ведения и структуры. Этот проект дал мне более высокий уровень в работе. Новое видение на мою любимую профессию)) Для меня конечно это победа)
Всем спасибо, за уделенное время нашей статье.