Всем привет!
Выкладываю статью своего читателя (Дмитрия), знакомство с которым завязалось с ответа на его письмо.
Подумать только, в этом письме, которое я получил ровно полгода назад, Дима спрашивал о том, может ли 3D фриланс действительно приносить живые или электронные деньги и только зарегистрировался на одной из бирж, где собирался найти свои первые заказы. И вот сегодня он уже ушел с бирж, со всеми ихними драками за дешевую работу, и содержит семью, удалённо зарабатывая своим любимым делом - моделированием.
Итак, читайте его рассказ.
Всем привет! Меня зовут Дмитрий Коваль (Madio), мне 22 года, живу в городе Донецк, Украина.
Сразу хочу поблагодарить Юру за замечательный ресурс и возможность стать его частью
А расскажу я об удаленной работе тридешником, поиске проектов, заказчиков. В обще о том, как на своем опыте я прошел путь от обучения до полноценной работы в этой замечательной сфере – CG.
Начну пожалуй с того, как же я пришел к мысли об удаленной работе и вообще к работе с графикой.
Первое знакомство с 3D.
Произошло довольно неожиданно, предложили работу в дизайнерской конторе, хотя с графикой знаком был только по наслышке. Учился я в то время на 2 курсе университета по специальности экономическая кибернетика, игрался в компьютерные игры, в общем жил беззаботной жизнью.
Как вы могли догадаться, работу я не получил, но интерес проснулся. Вот так и был установлен 3ds Max 9. Знакомство прошло быстро, благо уроков в сети предостаточно и с английским проблем нет.
Впечатления, конечно, были невероятные, масса пройденных туториалов, модельки, полигоны, первые рендеры на V-ray.
О моем новом увлечении узнала знакомая [это очень важно, чтобы о вашем увлечении узнал кто-то, очень желательно женского пола; женщины в среднем разносят инфу о вас 23 знакомым, а мужчины - только троим, приметка редактора], которая работает дизайнером в веб студии и предложила один проект. Нужно было сделать рендер готовой модели высотного здания. Это было серьезным испытанием моей психики, т.к. модель была ужасна, как сейчас понимаю, криво экспортирована из CAD пакета, и тех знаний и ресурсов компьютера что у меня были на тот момент не хватало чтобы полноценно со всем разобраться.
В итоге кое-какой сносный результат был. Получил гонорар (хотя по сравнению с затраченными силами и нервами это были скорее чаевые) и настало осмысление произошедшего. Мягко говоря доволен я не был. Max не хотелось включать совсем. Так настал довольно продолжительный перерыв (2 года по примерным подсчетам), появились другие увлечения и про 3D я совсем забыл…
Но, конечно, всё так закончиться не могло, иначе мой рассказ бы ни представлял никакого интереса
Однажды мне написали из всё той же веб студии, и сказали что в скором времени ожидается заказ на 3D и спросили, готов ли я его выполнить. Так как свободного времени у меня было предостаточно, я согласился и начал освежать память, но на этот раз к делу я подошел гораздо серьезней.
Подъем в 6 утра, чашка кофе и курсы CG Academy с перерывом (или без) на еду. Тяга к знаниям перечеркивала всё, и я решил для себя, что буду прикладывать все силы чтобы стать достойным (и даже в какой то мере лучшим ) специалистом и этим зарабатывать на жизнь.
Всё свободное время я проводил за просмотром обучающих курсов, читая книги, либо оттачивая знания на практике. Продолжал время от времени выполнять небольшие проекты для всё той же студии, но этого было мало.
В нашем городе катастрофично мало компаний, требующих CG специалистов и устроится туда не просто, да и условия не сказочные. Поэтому мой выбор пал на онлайн биржу труда (не буду делать рекламу конкретной), о процессе работы на которой, и пойдет речь в дальнейшем.
Начало работы с биржей и первый проект.
С чего начать и как получить первый заказ? Пожалуй, самый распространенный вопрос у новичков и я постараюсь дать на него ответ, основываясь на своем опыте.
К регистрации и заполнению профиля я сразу отнесся ответственно, прочитал статьи и рекомендации в сообществах биржи. В итоге вынес для себя некоторые
ключевые моменты заполнения профиля:
Заполняя информацию о себе, желательно указывать свое настоящее имя и адекватный ник, который не будет в дальнейшем раздражать заказчиков и коллег. Также стоит обратить внимание на аватар, я придерживаюсь мнения, что лучше всего использовать собственное фото, это вызывает доверие. Но опять же, это не должен быть запечатленный момент с последней гулянки .
Если же вы не хотите публично показывать свое лицо, то выберите что-то притягивающее внимание и запоминающееся, и постарайтесь часто его (аватар) не менять, или не менять совсем. Это поможет визуально вас запомнить.
В зависимости от выбранного ресурса, вам будет предложено заполнить различные формы о профессиональных навыках, которыми вы владеете. Не стесняясь указывайте ваши сильные стороны, и знания программных пакетов, но не стоит отмечать всё подряд. Нужно только то, в чем вы действительно разбираетесь.
Заказчики любят правду, и лишний повод для сомнения, я думаю, никому не нужен. Что касается контактных данных, здесь - наоборот, используйте как можно больше способов общения, неизвестно каким будет пользоваться клиент. Тоже самое можно сказать и про способы расчета, чем больше – тем лучше, но об этом позже.
Итак, мы подошли к наиболее ответственному этапу –
заполнению портфолио.
Сразу хочу сказать, ваши работы – показатель вашего профессионализма и опыта, как бы банально это ни звучало. От этого в корне зависит успешность вашей удаленной работы, особенно на раннем этапе, когда у вас нет отзывов и рекомендаций.
Изначально мое портфолио состояло из 12-15 работ, из которых около половины были сделаны по урокам. Естественно никакого общего стиля и направления не было, парочка авто, интерьеров, различных объектов в студии.
По сравнению с другими обитателями биржи, выглядела моя галерея скудновато, но парочка симпатичных работ у меня была .
В дальнейшем я оставлял только лучшие работы по каждому направлению, чтобы показывать их заказчику.
Для себя я выделил несколько способов представлять свои работы, показывающих вас в определенном свете, выберите для себя наиболее понравившийся и подходящий вашему стилю.
- Первый тип, это портфолио, состоящее из большого количества работ всех направлений. Суть в том, чтобы произвести впечатление опытного специалиста, у которого за плечами много проектов и способного выполнить самую разнообразную работу. И это действует, но не каждый имеет достаточное количество работ, чтобы создать подобную галерею. Но также есть и субъективные минусы, портфолио выглядит загромождённым, сложно проследить стиль, нет желания просматривать все работы.
- Второй тип – только лучшее. Покажите по 2-3 работы по каждому направлению, которыми вы гордитесь, которые характеризуют вас как специалиста в данной области. На мой взгляд это наиболее рациональный подход, т.к. можно быстро определить ваш уровень и сосредоточить внимание на каждом проекте.
- Третий тип – узкая специализация. Если вы решили развиваться в одном направлении, например анимация или спец эффекты, то сделайте на этом акцент в своем портфолио. В данном случае нужно иметь достаточное количество работ в одной сфере, иначе должного эффекта не будет. Минусы заключаются в том, что вы сможете претендовать только на специфичные проекты, пропуская остальные направления. Встречается в основном у опытных людей, знающих на что они способны.
Если же у вас нет достаточного количества работ для полноценного портфолио – сделайте их на основе готовых моделей. Например, если вы хотите получать заказы на интерьерную визуализацию (очень распространенное направление), то моделировать вам придется не так много, в основном всё будет браться из библиотек для экономии времени и средств, поэтому смело собирайте сцену и делайте рендер. Конечно в подписи к работе стоит отметить какую именно часть выполнили вы, чтобы не было неприятностей в дальнейшем.
Также советую оформить все работы в одном стиле: сделать рамку, затемнить углы, поставить ваш логотип и т.п.
Мой первый заказ 
После регистрации я отсортировал все проекты по 3D направлению и начал изучать ситуацию.
Сложно было разобраться что происходит. Много проектов и непонятно какой из них еще актуален, какой закрыт. Пролистав несколько страниц, понял, что интересные предложения разбирают в течении дня, а некоторые - и часа.
Цены все предлагают разные, но зависимость от качества портфолио, отзывов и времени на сайте прослеживается. Предложения некоторых удивляли, 400$ за классическую софу без рендера, неплохо. Но большинство отписывались без открытого указания цены, фразочкой типа «готов сотрудничать, обращайтесь».
Количество ответов на проекты в день было ограничено (из-за отсутствия оплаченного аккаунта), поэтому приходилось тщательно отбирать, отвечать как можно быстрее, отказываться от проектов с большим количеством предложений от более опытных специалистов.
Самым важным критерием я бы назвал наличие положительных отзывов по уже выполненным проектам, но тут образовывается замкнутый круг. Сложно получить первый заказ без отзывов, а чтобы получить отзыв – нужно выполнить заказ.
Так я около месяца отвечал на различные проекты, цены брал с головы (о них поговорим позже) но результата не было. Иногда заказчик записывал в кандидаты, но исполнителем я так и не становился.
Но знаменательный момент всё же настал. В очередной раз обновляя страницу проектов, наткнулся на интересный пост.
Предлагалось выполнить модель электрокара для курсовой работы за 2 недели, судя по описанию, сложного ничего не было. Я предложил 200$, хотя понятия не имел с чем столкнусь в итоге.
Ответ последовал быстро но с небольшим уточнением: «Добрый вечер! Планы немного изменились. Нужно к завтрашнему дню срочно показать хоть что-то!».
Отступать я не стал, но сказал что цена за такую срочность будет отдельная, но и не факт что успею, также попросил предоплату в 50%. В итоге договорились что до утра я буду работать за отдельную сумму в 1500 рублей, а далее в нормальном темпе по договоренности.
У заказчика уже были отзывы на сайте, поэтому я не мог настаивать на предоплате, и приступил к работе.
Поначалу растерялся от волнения, не знал с чего начать. К утру был готов корпус с некоторыми деталями (рендер более поздний):
Отправил результат, предварительно поставив водяные знаки, и лег спать. Оплату обещали к обеду.
Проснувшись, на моем WMR кошельке лежали обещанные 1500 рублей, чему я был безмерно рад. Никогда за одну ночь я столько не зарабатывал. Но самое интересное было еще впереди.
Написав заказчику, выяснил, что мой макет совершенно не подошел, и нужен новый, с нуля.
Тут я немного пришел в себя, начал узнавать подробности (которые по своей глупости не уточнил сразу). Оказывается требования довольно размытые, но специфичные (я думаю, вы знаете таких преподавателей:-)).
Не буду описывать всё, но для общего понимания скажу что нужен был гольф кар с колесами вынесенными как у багги только в футуристичной форме и более похожий на городское авто, вот .
Хотя после первых набросков формы я отправлял пример и подобных корректировок не было. Далее я пытался объяснить, что я проделал немало работы над уже готовым макетом, и оплаты за ночь недостаточно за эту модель, чтобы начинать новую. В итоге я согласился делать еще одну модель, при условии, что будут предоставлены подробные разъяснения и предоплата после утверждения общей формы. Но т.к. заказчик должен был нарисовать эскиз и сначала согласовать его, я не мог сразу приступить к модели.
Так прошло около недели, параллельно я отвечал на мелкие проекты но безрезультатно. Время сдачи проекта было через 8 дней, а я еще не приступал. В скором времени получил некоторые указания, еще не согласованные, но, по словам заказчика достоверные, и снова занялся каром. Вот что вышло на этот раз (рендер более поздний):
Но как вы уже могли догадаться, опять не подошло. Здесь я уже начал прилично психовать. Предоплаты я конечно никакой не получил, и выходило, что я сделал 2 авто, практически придуманные мной, за 1500 рублей, при условии, что это была оплата за срочность и ночь без сна.
Я начал требовать оплаты за проделанную работу но все мои доводы были бесполезны, т.к. платить отказывались.
Жаловаться в администрацию для меня было не выходом, т.к. переписка шла через ICQ (не лучший вариант), а получить ответный отрицательный отзыв с первого проекта не хотелось. В итоге на этом наше общение прекратилось и я стал переваривать всё произошедшее.
Озвучу некоторые выводы с первого заказа на бирже тридешников, которые я сделал:
- Общение с заказчиком следует вести только через личные сообщения на сайте, иначе вы ничего не сможете доказать администрации при каком-либо инциденте.
- При общении не переходить на «Ты», т.к. это расслабляет и вас и заказчика, что в итоге может обернуться неоплатой или просьбой сделать больше за те же деньги и т.п.
- Всегда требовать детального объяснения всех аспектов работы, что должно быть в итоге и какова часть вашего креатива в проекте.
- Стараться договорится о хоть какой-то промежуточной оплате по итогам работы.
Также могу отметить, что работу я перевыполнял, т.е. нужно было сделать только набросок корпуса, а я сделал фары, колеса и т.п. что в итоге обернулось зря потраченным временем. Но с другой стороны, работы остались в портфолио.
Вот такой был мой первый заказ на фрилансе, показательный я бы сказал
Сразу после этого заказа, я купил себе платный аккаунт и не жалею. Сейчас там условия ужесточились, поэтому, как по мне, без платного аккаунта там делать нечего.
Дальше дела пошли лучше, получил пару мелких заказов и отзывов, но рассказывать о них не так интересно, т.к. прошло всё гладко.
Чтобы получить заказ на бирже фрилансеров, я всегда придерживаюсь некоторых правил при ответе на проект:
- Пишу кратко, излагая именно по теме данного проекта, чтобы заказчику не было лень читать. Не использую сложные обороты речи и не ставлю смайлики
- Пытаюсь не использовать специализированную терминологию и профессиональный жаргон, дабы не заставить заказчика неловко себя чувствовать (не все знают что заказывают
)
- Не использую шаблоны, к каждому ответу подхожу индивидуально, т.к. бывает много нюансов по заданию, которые стоит уточнить сразу. Задаю пару наиболее важных вопросов по теме, прошу уточнить сроки (срочно или нет).
- Привожу примеры уже выполненных проектов, схожих с данным заказом, показываю, что разбираюсь именно в этой области. По возможности даю краткий совет по специфике работы, чтобы убедить в своей заинтересованности качественного выполнения работы.
- Цену и срок указываю сразу только в том случае, если все детали освещены (или есть готовое ТЗ). Обычно расценки на работу моделера рассчитываю из предполагаемого времени на работу и своей целевой з/п в месяц. Например, проект должен занять неделю времени (5 дней), а рассчитываю на 1000$ в месяц, соответственно потребую 250$, но точным быть получается не всегда, поэтому указываю срок с запасом 1-2 дня (если конечно сам проект не на 3 часа). Если работа срочная или на выходных, увеличиваю в 1.5-2 раза. Но удерживать цену на одном уровне не всегда получается, иногда лучше запросить меньше, чем сидеть без работы, а иногда и сами больше предложат
Вот моё портфолио полугодичной давности.
После 2-3 месяцев работы над отдельными проектами, я начал аутсорс - сотрудничество с компанией по производству игр и видеороликов, в которой сейчас и продолжаю работать моделером. Вот одна из моих последних работ.
Попал туда так: увидел проект на бирже, выполнил тестовое задание и был принят.
Кстати, условием было знание Maya/Modo. Поэтому я слез с 3ds Max сначала на Modo, а потом и на Maya. Для моделирования использую плагин NEX и Bonus Tools. В Максе только архитектуру и интерьеры делаю.
Распространяться о зарплате не буду, но скажу, что хватает на содержание 2-х человек и съемную квартиру.
На достигнутом останавливаться не собираюсь, поэтому каждый день для меня - это шанс узнать что-то новое и стать немного лучше в своем любимом деле!
Любите вашу работу! Стремитесь к большему, мечтайте и воплощайте идеи, бла-бла-бла, всем спасибо за внимание, удачи!