Интервью с Максимом Шаговиковым

У нас в гостях аниматор Максим Шаговиков, в этом интервью мы поговорим о 2D анимации, творческом пути Максима, особенностях работы и, конечно же, о проектах в которых он принимает участие.

Максим, расскажите немного о себе, где вы учились: это было образование цифрового художника или самостоятельное изучение, посещение лекций, курсов? С чего начался Ваш путь в индустрии? Вы сразу пришли к пониманию, что хотите стать именно 2D-художником?

Максим: Все в курсе, что в конце двухтысячных не было такого выбора для студента, как сейчас. Не было курсов по дизайну персонажей и всему на свете. Была доступна только та информация, которую ты мог найти в интернете.
Я лично учился на дизайнера интерьеров, а мой профессиональный путь начался очень просто. Как говорится “нужно сделать лишь первый шаг”. После окончания университета, буквально на следующий день, я позвонил своему товарищу, который на тот момент уже работал активно на постпродакшн студии, с вопросом “Вам художники требуются?” Ответ был такой: “Приходи - пообщаемся, неси все, что есть”. По сути, когда дело касается новичков на собеседовании, руководители и продюсеры смотрят лишь на твой огонь в глазах и безумное желание. Работа нашлась сразу, я брался за все, что выдадут, любое задание, даже, если не знал софта (по сути, софт это инструмент и главное, чтобы было понимание своих действий). Я обучался в процессе и спрашивал у коллег. Остальное приходит с опытом.
Тогда я еще не понимал кем именно хочу стать, просто делал то, что лучше всего получалось на текущий момент. Когда ты уже многое попробовал, только тогда и понимаешь на чем хочется сфокусироваться.

У вас художественное образование или вы полностью самоучка?

Максим: В 2010 году я окончил институт ИЭиК по специальности “Дизайнер интерьеров”. Где-то на 2 курсе понял, что хочу заниматься рисованием, начал копаться в интернете в поисках наставника. Я копировал стили разных художников, пытался рисовать свое в разных стилистиках. Делал все, чтобы развиваться и приобретать новые навыки.

Что Вы думаете о современном состоянии образования для цифровых художников в России? Чего не хватает?

Максим: В 2017 году я несколько месяцев преподавал студентам “дизайн персонажей” в НИУ ВШЭ, где также преподают разные дисциплины мои знакомые. Могу сказать, что образование в хороших руках, преподаватели действительно любят свое ремесло и стараются чему-то научить студентов. Последние тоже, в большинстве своем, отзывчивые и благодарные, если видят, что преподаватель искренне старается их обучить.

С какими трудностями Вы столкнулись в начале работы?

Максим: Тогда для меня не было слова “трудности”. Я думаю, что пока ты молод и любознателен, нужно пытаться делать то, что нравится и получать от этого удовольствие.
Я пробовал себя в разных направлениях: от текстурного художника до арт-директора анимационного сериала. В конечном итоге, пришло понимание, что хочется заниматься дизайном персонажей. Чтобы заниматься дизайном персонажей для анимационного кино, нужно изучить этот вопрос изнутри и стать аниматором. Так я решил пойти к Александру Дорогову, не имея никакого опыта анимировать, но имея очень большое желание иметь подобный опыт. Занимался я около 1,5 семестра и решил остановиться, чтобы попрактиковаться в реальной среде и на реальном проекте. Это был некий вызов. Сделав первое задание на курсе, морфинг, я показал его исполнительному продюсеру проекта “Лео и Тиг”, Марианне Галстуховой-Сметанкиной. Она показалаа мою работу аниматорам и супервайзерам, все дали зеленый свет и я приступил к работе.

Расскажите, пожалуйста, о своей нынешней должности, что входит в обязанности, какие новые вызовы, как у профессионала, у Вас появились?

Максим: 2D аниматор это не только сама анимация это еще знание основ монтажа, операторской работы, драматургии и режиссуры. Аниматор часто взаимодействует с режиссерами сериала у нас их два Александр Люткевич и Николай Козлов, два отличных режиссера каждый со своей манерой работы. Именно они, по большей части, корректируют и принимают анимацию, их видение я должен передать в сериале. Пришлось попутно обучиться композить свои шоты в after effect и, в процессе работы я много всего узнал. Поэтому, всегда есть где расти и чему учиться, главное горящие глаза и большое желание совершенствоваться.

Предпочитаете работать только в цифре или делать, например, скетчи на бумаге?

Максим: Когда я учился на курсах у Саши Дорогова, всю анимацию я делал на бумаге, как в те давние времена, это было мое желание. Этот процесс гораздо труднее, чем в цифре, требует усидчивости и много терпения. Зато в конечном итоге это дает свои особенные плоды. Ты нарабатываешь руку настолько мощно, что эффект виден всем и отражается в любых твоих рисунках.
Скетчи я делаю постоянно на бумаге, полагаю, это необходимо каждому художнику. Также, использую разные материалы. За те годы что я развиваюсь как художник, я узнал о множестве техник и способах рисования: особенностях мышления во время рисования, смене руки с правой на левую, навык не смотреть в лист, а только на натуру когда рисуешь. Ставя себя в неудобные ситуации осознанно можно пробудить интерес к наброскам и всегда есть, что попробовать и потренировать. Всем рекомендую.

Расскажите, пожалуйста, о студии, где Вы сейчас работаете?

Максим: Студия “Паровоз”, всем известная. Большая. Отличный коллектив. Замечательные руководители. Мы создаем оригинальную отечественную анимацию, стремимся объединить мировые мультипликационные традиции и современные производственные технологии.

Расскажите, пожалуйста, о создании персонажей в сериале “Лео и Тиг”? В чем их специфика? Как все начиналось? Что было особенно сложным в Вашей работе? Какой проект для Вас был самым сложным за всю карьеру? Расскажите о нем, если можно. А какой проект у Вас самый любимый?

Максим: Мне посчастливилось создать персонажа Редьяра и братьев Харз. На их создание меня вдохновил режиссер анимации (на тот момент) Артур Толстобров. Мы обсуждали, он высказывал свои пожелания, свое видение, какие манеры, повадки и какой характер должны быть у героев.
Для меня это была непростая задача найти нужный образ. кроме того, сложно было сделать так, чтобы он всем понравился. Я рисовал кучу набросков, искал референсы, лепил из пластилина, чтобы лучше уловить форму. В итоге, образы были найдены и ушли в работу. Наши персонажи в сериале антропоморфного типа, это значит они передвигаются как люди на ногах, но, в нужный момент, могут бегать на всех четырех лапах. Эти возможности им добавляют наши специалисты риггинга и анимации.

Расскажите, пожалуйста, о своей работе над сериалом “Лео и Тиг”. Кто собирал команду аниматоров?

Максим: Я присоединился в процессе. До этого я год проработал как концепт-арт художник на сериале.

Какими программами Вы пользуетесь при работе?

Максим: Сейчас я использую в основном toon boom. Программа удобна для клинап-а анимации.

Как долго делаются 2D эффекты и на сколько они сложны?

Максим: 2D эффектами я не занимаюсь. В нашем сериале главные герои зверята и взаимодействуют они с лесом и его жителями, поэтому, большая часть работы приходится на розыгрыши с животными.

Были ли какие-нибудь неожиданные трудности во время работы над проектом?

Максим: Были и такие, когда коллега уезжает в отпуск и ты остаешься один на серию (имеется в виду 2D часть серии). [смеется]
Это шутка, конечно. Трудности были в самом начале, когда я только вникал, что к чему и наступал на грабли производственного процесса. Впоследствии все эти ошибки и сложности помогли мне сформировать свое видение и построение процесса своей работы. Ошибки являются обязательной частью работы, не нужно их избегать, особенно в начале карьеры.

Что важно при создании персонажа для анимации? Следует ли заранее продумывать, как будет этот персонаж двигаться в мультфильме или на сколько сложно его анимировать?

Максим: Я начинаю разработку персонажа с какой-нибудь “экстремальной” позы, тем самым я сразу погружаюсь в его характер. Я стараюсь больше рисовать героя в динамике, исходя из его особенностей и специфики передвижения.

Есть ли у Вас время на личные проекты? Если да, то над чем работаете, когда не ограничены основной работой?

Максим: Есть несколько личных проектов. Один из них сообщество по крикатурам “CARICATURIZM | Знай наших”, в нем присутствует много хороших карикатуристов со всего мира. В основном, сообщество посвящено карикатурам на личностей России и бывшего СССР. Каждый четверг победитель конкурса выбирает известную персону, а в течении недели мы выставляем работы, затем, каждую среду, в полночь, открывается голосование за понравившуюся карикатуру. Голосование длится сутки и голосовать могут только те, кто сам прислал работу на конкурс. Таким образом выбирается победитель.
Второй проект ART OF METRO сообщество, которое посвящено наброскам людей в метро. Идея состоит в том, чтобы объединить художников, рисующих в транспорте, а таких немало, и сделать площадку где они смогут знакомиться и выставлять свои работы.

В процессе просмотра 2D анимации часто ли отвлекаетесь на мысли “как это сделано” или абстрагируетесь и просто смотрите картину, не задумываясь о технической стороне?

Максим: По-разному, все зависит от подачи. Если все грамотно сделано: передана атмосфера, звуки и музыка, сюжет, который погружает тебя в историю, тогда и не задумываешься о технических особенностях, а наслаждаешься. Часто смотрю на анимацию не с точки зрения как это технически сделано, а восхищаюсь как это придумано, это важнее. А технические особенности это наш инструментарий.

Вам больше нравится западная или восточная анимация?

Максим: Западная. Я фанат Disney и Pixar. Вырос на мультсериалах “Черепашки ниндзя”, “Утиные истории”, “Черный плащ”, “Мыши рокеры с Марса”, “Чип и Дейл”, “Чудеса на виражах”, “Гуффи”, “Микки маус”, “Том и джерри”... Этот список можно продолжать бесконечно.

Сталкивались ли Вы когда-нибудь с критикой своих работ и, если да, то как на нее реагировали?

Максим: В молодости я к этому относился очень болезненно, как и все, наверное. С годами эта ненужная рефлексия исчезла, какой смысл в этом если ты волен рисовать все, что хочешь и не обязан нравиться всем. Нормальные люди всегда увидят, помогут и направят.

Как Вы видите индустрию российской 2D анимации в ближайшие 5 лет или в ближайшем будущем? Какие тренды можете выделить уже сейчас?

Максим: 2D анимацией занимаются сейчас лишь фанаты этого дела.

Что Вас вдохновляет? Назовите несколько людей, книг, фильмов, которые первыми пришли сейчас на ум. Какие традиционные или цифровые художники Вас вдохновляют?

Максим: Вдохновляют 9 стариков Disney (Оливер Мартин Джонстон, Марк Фрайзер Дэвис, Милтон Эрвин Каль, Уорд Уолрэт Кимбалл, Лесли Джеймс Кларк, Эрик Клеон Ларсон, Джон Митчел Лаунсбери, Вольфганг Райтерман, Фрэнклин Томас), а также, Glen Keane. Люблю литературу на английском, из последнего были прочитаны “Peter Pan” (James Barrie) и “Charlie and the Chocolate factory” (Roald Dahl).

Есть ли у Вас хобби, не связанные с работой? Если да - расскажите о них.

Максим: Люблю путешествовать с супругой по миру.

Какой совет Вы бы дали начинающему 2D аниматору: как обрести свой неповторимый стиль?

Максим: Рисовать, рисовать, рисовать, остановиться, подумать и снова рисовать.

Ваш девиз по жизни?

Максим: Самый полезный навык в жизни это терпение. Сразу ничего не будет.

557 0 850 7
1
2018-09-11
RENDER.RU