Как разобраться с волосами раз и навсегда
Привет! Сегодня поговорим о том, как скульптить волосы — это одна из главных проблем каждого начинающего скульптора. А иногда и не только начинающего: над идеальной и даже просто приемлемой прической для своей модели можно корпеть часами.
Работа студента курса Movie Man – Владислава Ларюшина.
Какими могут быть волосы у модели?
Два основных вида, разница между которыми сразу бросается в глаза — волосы реалистичные и скульптурные.
Первые выглядят в точности так, как в реальной жизни: максимально детализированные, тонкие и легкие. Для создания реалистичных волос используются отдельные инструменты — как встроенные, так и дополнительные, в виде плагинов. В ZBrush, например, есть инструмент Fibermesh, в Blender для этого используется система частиц, а в пакет Maya входит Xgen. Популярный софт для создания волос, который можно использовать в связке с разными 3D-программами — Ornatrix.
Скульптурные волосы создаются с помощью тех же инструментов, что и скульптура в целом — с привлечением порой дополнительных кистей, которые лепят сразу готовые пряди. Такие волосы всегда будут стилизованными — в разной степени в зависимости от задачи и в целом стиля персонажа. И у аниме-фигурки, и у Давида Микеланджело, перенесенного в ZBrush, будут скульптурные, то есть вручную вылепленные волосы.
Помни правило трех уровней
Чтобы волосы выглядели убедительно, важно помнить, что это не однородная масса. У них есть слои — уровни, которые создают объем, не давая скульптурным волосам выглядеть “пластилиновыми”. Первый уровень — базовая форма прически. Главная задача на этом этапе — закрыть волосами голову, обозначающая общий объем и силуэт. Изначальная форма создается, как правило, или из сферы, или из “шапочки”, вытащенной из самой головы с помощью маски. На втором уровне создаются уже отдельные пряди, уточняющие структуру. И только на третьем можно переходить к деталям: мелким прядкам, завиткам вдоль линии роста волос и прорисовке текстуры. Не стоит сразу перескакивать к мелочам, пока не закончены базовые формы.
Не увлекайся деталями
Если ты делаешь не реалистичные волосы, а именно скульптурные, нет смысла пытаться заскульптить каждый волосок. Это не только невозможно, но и выглядеть будет так себе — слишком шумно и беспорядочно. Твоя цель в скульптинге волос — не скопировать каждый волосок, а скорее передать ощущение того, что это именно волосы. Так что, размещая на голове своей модели пряди, важно найти баланс.
Учись у лучших
И не только современных 3D-художников, но и классиков традиционной скульптуры — посмотри, как с этим вопросом разбирались они. И вообще изучай как можно больше референсов, в том числе и просто фотографий с разными прическами. Разбирай каждую на те самые три слоя из первого пункта и обращай внимание на физику волос.
Избегай симметрии
В жизни волосы почти никогда не лежат абсолютно симметрично. Так что симметрия в прическе 3D-модели тоже всегда выглядит странно — искусственно, механически. Похожий эффект создают и повторяющиеся пряди. Конечно, сделать одну удачную и заполнить всю голову ее копиями очень заманчиво. Но это сразу бросается в глаза.
Работа студентки курса Movie Man – Алисы Попсуевой.
Смотри с разных сторон
Частая ошибка новичков — сосредоточиться только на одном ракурсе, забыв про все остальные. Итог предсказуем: получится прическа, шикарно смотрящаяся в анфас, и при этом совершенно плоская сзади. Или идеальный хвост с проработанными прядями, который изгибается вопреки всем законам физики. Избежать этого несложно — просто в ходе работы поворачивайте свою модель, смотрите на нее с разных ракурсов.
Работа студента курса Movie Man – Николая Панасенко.
Для тех, кто работает с персонажами — и их волосами — курсов у нас много.
Все о стилизованных мы рассказываем в программе STYL, а для тех, кто хочет разобраться со всеми аспектами работы в реализме, есть Movie Man. Если же ты хочешь изучить сразу оба направления, приходи на годовой курс “3D-художник по персонажам”.