Даг Чианг — дизайнер, определивший внешний облик новых «Звёздных войн»
От «Терминатора 2» и «Маски» к «Изгою-один».
Американский концепт-художник прошёл путь от фаната классической трилогии до одного из руководителей Lucasfilm. Рассказываем, как ему это удалось и какими принципами он руководствуется в работе.
Сегодня Даг Чианг отвечает за визуальный стиль всех современных проектов, связанных со «Звёздными войнами»: фильмов, сериалов, тематических парков и сопутствующей продукции. Его путь к должности вице-президента и креативного директора Lucasfilm не был прямолинейным: поработав над первым и вторым эпизодом, дизайнер покинул любимую франшизу и вернулся только накануне запуска новой трилогии от Disney.
Рассказываем, почему именно Чианг внёс решающий вклад в современный художественный образ популярной франшизы и объясняем, как ему удалось приложить руку к созданию большинства хитов 90-х.
Автор: Николай Кубрак
Детство и начало карьеры
Даг Чианг родился в 1962 в тайванском городе Тайбэе. Когда ему было шесть, семья переехала в Мичиган. Отец получил место инженера в Ford, а мать посвятила жизнь заботе о доме и детях. Она вместе с первенцем очень много рисовала, а Даг быстро перенял их увлечение. Страсть к рисованию повлияла также и на судьбу его старшего брата, который позже стал дизайнером автомобилей.
В подростковом возрасте Чианг увлёкся созданием мультфильмов и сделал несколько анимационных короткометражек для школьных конкурсов. Хобби превратилось в серьёзное увлечение после того, как юный Даг посмотрел «Звёздные войны: Новая надежда». Под впечатлением от фильма он снял 10-минутную научно-фантастический короткометражку, копирующий стилистику «Звёздных войн» и выиграл с ней первое место на Мичиганском студенческом фестивале. Узнавая по мере работы всё больше о закулисье «Новой надежды», Даг понял, что хочет связать свою жизнь со стоп-моушн анимацией.
Чианг никогда не учился в художественной школе и постигал всё сам за счёт фанатичного интереса. Со времён премьеры первых «Звёздных войн» он регулярно на протяжении всей жизни рисовал наброски в аналогичной стилистике. Позже они станут основой визуального стиля фильмов «Изгой-один» и «Пробуждение Силы».
Успехи в конкурсах и портфолио из анимационных короткометражек помогли Чиангу поступить в Калифорнийский университет Лос-Анджелеса по классу кинематографа. В ходе обучения он всё больше узнавал о франшизе Джорджа Лукаса и даже написал курсовую работу по концепт-арту классической трилогии «Звездных войн».
Диплом престижного университета открыл Дагу двери в индустрию. Сначала он попрактиковался как аниматор в детской передаче Pee Wee's Playhouse, после чего получил место директора по дизайну в компании по созданию визуальных эффектов Rhythm and Hues. Студия специализировалась преимущественно на рекламных роликах и телешоу и выгодно отличалась от конкурентов за счёт активного использования компьютерной графики. За два года работы Даг приложил руку ко множеству креативных рекламных роликов и даже создал один из первых логотипов шоу Опры Уинфри.
Высокооплачиваемую должность дизайнер покинул ради кинематографа. В арт-отделе Industrial Light & Magic появились вакансии, а Даг не мог упустить возможность поработать в компании, основанной его кумиром Джорджем Лукасом. Он потратил три недели на создание портфолио, которое могло бы впечатлить боссов ILM.
Первым же проектом, в котором Чианг поучаствовал на новой должности, стал «Назад в будущее 2». Такой мощный старт помог Дагу быстро зарекомендовать себя в индустрии. Позже он поработал над «Терминатором-2», где помогал комбинировать традиционные 2D-анимационные эффекты с 3D-элементами. Эта техника затем получила развитие в «Форресте Гампе», где Чианг помогал рисовать и анимировать синхронизацию губ для архивных кадров.
Также в должности арт-директора ILM по визуальным эффектам Чианг приложил руку к таким культовым проектам 90-х как «Привидение», «Джуманджи» и «Маска». А в 1993 году за работу над фильмом «Смерть ей к лицу» он получил свой первый и единственный «Оскар».
Все эти годы, вплоть до 2003-го, параллельно Чианг работает над книгой Robota — фантастике о возвращении людей к доиндустриальному обществу после изобретения искусственного интеллекта. Даг считал Robota личным проектом всей жизни и мечтал экранизировать, но даже несмотря на содействие Джеймса Кэмерона полнометражный проект не состоялся. Зато есть короткометражка по мотивам книги, которая больше похожа на демонстрацию возможностей художника, чем на полноценное произведение. Зато книга, во многом благодаря иллюстрациям, стала довольно популярной — многие арты из неё позже выставлялись в Бруклинском и Чикагском музеях, а также в галереях Киото и Токио.
Популярные проекты 90-х стали отличным плацдармом для развития карьеры концепт-художника. Вклад Чианга в дизайн ключевых блокбастеров тех лет тяжело было не заметить, поэтому закономерно, что по итогам десятилетия журнал A.Magazine включил его в список 100 самых влиятельных американцев азиатского происхождения. А уже в 2000-м Даг станет столь важной фигурой в индустрии, что откроет свою собственную студию и запустит сайт имени себя. Но решающий вклад в этот успех внесёт не «Оскар» и не хиты Роберта Земекиса, а проект, над которым Чианг мечтал поработать с детства — «Звёздные войны».
Приквелы «Звёздных войн» и уход из франшизы
В 1995-м году Чианг покидает ILM, чтобы попасть в команду Lucasfilm и поработать над первым эпизодом «Звёздных войн». Сначала его, как и любого новичка, пригласили поработать всего на три недели — это своеобразный испытательный срок, во время которого художник должен зарекомендовать себя с лучшей стороны. Именно в этот период Даг впервые ощутил нехватку навыков и знаний художественной школы. Он не укладывался в рабочее время, поэтому продолжал рисовать эскизы порученных ему транспортных средств по ночам и на выходных. На это время Чианг сознательно отказался от социальной жизни и полностью отдался работе.
Поначалу он опирался на арты художника классической трилогии Ральфа Маккуори и работы дизайнера Сида Мида. Изучая их творчество, он постепенно выработал свой собственный стиль, отличительной особенностью которого стало комбинирование живых существ с футуристичной техникой. В итоге именно эти идеи впечатлили Лукаса — Чианг получил место в художественном отделе и поселился на Ранчо Скайуокера.
Изначально Даг предполагал, что займётся обновлением культового дизайна Маккуори, но Лукас сразу же дал понять, что намерен переработать стиль и фактически начать с нуля. Художник погрузился в длительные исследования и почти безостановочный труд. Он выработал привычку ограничивать себя по срокам, — по его мнению, это лучше сказывается на финальном результате, чем бесконечное совершенствование одного и того же.
Каждый день Чианг делал минимум по три наброска, чтобы в неделю получалось по 25. Таким образом Даг впервые по-настоящему осваивал профессию художника, а в роли учителя выступал Лукас, который регулярно следил за процессом и подсказывал. Чианг называет первый год на Ранчо Скайуокер опытом, который заменил ему художественную школу.
Работа над «Скрытой угрозой» — это бесконечные эксперименты, исследования и поиски. Команда художников вместе с Лукасом на начальном этапе выдели лаключевые темы в дизайне: ар-нуво, африканское искусство, элегантность, гладкость и контраст яркого насыщенного цвета с приглушёнными тонами. Первые два направления определили стилистику окружения, предметов и некоторых персонажей, а стиль 20-30-х годов стал основой для всей трилогии.
Под элегантностью и гладкостью подразумевались, прежде всего, американские автомобили 50-х. На их основе создавался транспорт: референсом для Starfighter N-1 был Cadillac Cyclone, дизайн подрейсера Энакина вдохновлён Maserati Birdcage, а при создании Y-винга отталкивались уже от автомобиля 70-х — Ford Torino.
Африканское искусство помогло Чиангу при создании персонажей. Он очень долго бился над «роботизированной версией штурмовика», которую попросил придумать Лукас. Десятки идей были отвергнуты, а худшие арты вывешивались на специально созданную доску позора.
Жёсткая критика помогла художнику осознать свои ошибки. Выкинув из головы стереотипные представления о роботах, он начал искать что-то уникальное и наткнулся на книгу об африканских скульптурах. Среди иллюстраций Даг нашёл ту, что позже стала прообразом боевых дроидов.
Референсы не ограничивались очерченными на первом этапе направлениями. И сам Лукас, и художники много искали, экспериментировали и путешествовали в поисках подходящих референсов. Королевский Дворец Тида и другая величественная архитектура «Скрытой угрозы» основаны преимущественно на испанских и турецких сооружениях. А спидеры рисовали, вдохновляясь формами реальных мотоциклов и гидроциклов, и даже силуэтом колибри.
Даг Чианг:
"Я не знаю, откуда придет мое следующее вдохновение, поэтому я стараюсь быть открытым миру и изучать широкий круг предметов. Мне особенно нравятся викторианский дизайн и культура 40-х — 50-х годов. А когда я работаю, то обычно слушаю классическую музыку."
Лукас постоянно ставил безумные креативные задачи. Например, при создании визуального облика Уотто, режиссёр нарисовал импровизированное лицо завсегдатая баров и попросил наложить его на тело утки. Чианг сделал несколько более реалистичных версий, но все были отвергнуты. Тогда он просто нарисовал буквально то, что требовал Лукас — и это сработало.
Работа над «Звёздными войнами» воплотила детскую мечту Дага Чианга. Но уже на середине съёмок «Атаки клонов» он сделал то, чего ещё год назад не мог от себя ожидать — покинул проект. Причиной стал радикально новый творческий вызов, который Чиангу не могла подарить даже работа в любимой франшизе — хороший приятель художника Роберт Земекис собирался совершить технологическую революцию при помощи мультфильма «Полярный экспресс».
На тот момент мультфильм был новым словом в мокап-анимации, — это открывало простор для фантазии. Чиангу предоставили намного больше свободы, а производственный процесс протекал медленно и сильно отличался от стандартного.
Плодом стараний стал не только новый шаг в развитии мокап-технологии, но и создание студии ImageMovers Digital в сотрудничестве с Земекисом и Disney. Даг занял должность исполнительного вице-президента, увеличил штат до 500 человек и трудился там вплоть до 2011 года. Он снова вернулся к мультфильмам, поучаствовав также в создании «Тайны красной планеты» и «Рождественской истории».
Чианг построил потрясающую карьеру и уже считался одним из важнейших концепт-художников современности, но его всё равно не покидало желание закрыть гештальт со «Звёздным войнами». Благодаря знакомствам в индустрии он узнал о скором старте разработки новой трилогии и добился встречи с её продюсером Кэтлин Кеннеди. Таким образом Чианг спустя почти десять лет, вернулся в Lucasfilm — причём сразу на должность главы художественного отдела. Теперь он отвечает не только за всю новую трилогию, но также за спин-оффы, сериалы и вообще всё, что связано со «Звёздными войнами».
Пять принципов Дага Чианга
Во время сотрудничества с Джорджем Лукасом Чианг выработал систему, которая позволяла дизайнерам работать более эффективно. Методология очень простая и сводится к пяти универсальным принципам, которые актуальны как для концепт-арта, так и для многих других сфер.
1. Строгий силуэт
Дизайн должен быть знаковым, узнаваемым и выделяться в толпе даже за счёт формы.
Пример — световой меч Кайло Рена. Его дизайн основан на средневековых мечах, что считывается зрителем уже при виде силуэта. К тому же, уникальное оружие с первых секунд указывает на то, что перед нами новый тип злодея, созданный специально для новой трилогии — тот же принцип применялся при создании Дарта Мола.
2. Правило трёх секунд
Это любимый принцип Лукаса, которым он всегда руководствовался при выборе концептов. Идея ясна из названия: зритель должен за три секунды понять, что это такое и как работает — дизайнер не должен изобретать велосипед. Соблюдать это правило легко, если придерживаться уже существующих в культуре форм и объектов.
Во время работы с Лукасом Даг Чианг усвоил, что для концепт-художника особенно важно исследование. Опираться на тысячи лет человеческой культуры и добавлять что-то существующее в новый контекст — это самая эффективная формула при создании концепта. Именно поэтому дизайн «Звёздных войн» всегда будто бы существует вне времени.
Пример — U-винг. Он, как и вся военная техника из классической трилогии, вдохновлён реальными историческими объектами. Только в эпоху трилогии сиквелов дизайнеры вдохновлялись не Второй мировой войной, как в классике, а корейской и вьетнамской. Поэтому в основу U-винга лёг вертолёт «Хьюи» (Bell UH-1 Iroquois).
Художники проделали колоссальную работу: за время работы над U-вингом был разработан 781 вариант дизайна. Чианг признаётся, что это самый сложный концепт транспорта, который он когда-либо создавал.
Даг Чианг:
"Это была одна из самых трудных задач, потому что поручение от Гарета [Эдвардса, режиссёра «Изгой-один»] выглядело так: «Окей, давайте создадим запоминающийся корабль, который встанет в один ряд с X-вингом или «Тысячелетним соколом». Для меня это два наиболее идеальных дизайна. И мысль, что надо создать собственный корабль на таком уровне, просто выносила мне мозг."
3. Личная история
Дизайн должен цветом, формой и своими особенностями доносить конкретную эмоцию и рассказывать свою историю.
Пример — «Звёздный разрушитель», который сразу кажется важным оружием плохих парней. Новая версия из «Пробуждения силы» сохраняет старый образ, но обновляет его, делая более современным и понятным для нового поколения.
Даг Чианг:
"Джордж всегда описывал «Звездные войны» как иностранный фильм. Когда вы смотрите иностранный фильм, на заднем плане мелькает много экзотических вещей, но они — всего лишь фон. Но если вы углубитесь, то поймёте, что каждый кусочек подходит друг к другу.
Чтобы понять и отразить всю специфику этого мира, у нас уходят месяцы домашней работы. В конечном итоге, когда фильм показывают в кинотеатре, зрителям объясняют лишь малую часть от вложенной в каждый элемент информации. Но зрители всё равно ощущают, что всё имеет смысл. Потому что это действительно так."
4. Правдоподобие
Дизайн должен выглядеть реалистичным — таким, как будто он может работать в реальности. Чтобы аудитория поверила в фантастический дизайн, необходимо брать основу из реального мира.
Примеров из «Звёздных войн» огромное количество. В подрейсере сразу же узнаётся гоночный автомобиль, а в его бустерном кольце и гипердвигателе угадывается ускоритель. Прообразом корабля Slave I стал уникальный дизайн фонарей Северной Калифорнии. И даже шагоходы AT-AT, несмотря на всю комичность, производят впечатление реального работающего объекта, потому что мы узнаём в его дизайне реальную военную технику и чувствуем её мощь.
5. Фактор игрушек
Или — фактор крутизны. Дизайн должен быть уникальным и ярким. Ни в коем случае нельзя делать скучные вещи. Хотя бы потому, что потом на такие игрушки просто не будет спроса.
В качестве примера можно вспомнить дройдека, который умеет быстро стрелять и трансформироваться в колесо — такое не может не вызвать вау-эффект.
Главный художник новой эпохи «Звёздных войн»
Сегодня Даг Чианг — вице-президент и креативный директор Lucasfilm. Ему принадлежит последнее слово во всём, что касается визуального облика всех проектов франшизы. Даг работает с дизайнерами, следит за визуальным стилем, иногда примеряет роль архитектора, а на пост-продакшне контролирует визуальный стиль эффектов. Все ключевые решения по паркам и сопутствующей продукции, разумеется, тоже утверждаются при его участии.
Сейчас Чианг в основном выступает в роли руководителя и супервайзера. А самой сложной частью своей работы он называет поиск того виденья, которое отличает новые фильмы от предыдущих.
Обычно Даг лишь следит за их работой подчинённых, направляет и подсказывает. Но для одного фильма он сделал исключение, погрузившись в проект так же сильно, как и во времена «Скрытой угрозы». Речь об «Изгое-один», художественное производство которого он возглавил в тандеме с дизайнером Нилом Ламонтом.
Причину легко угадать. Его главной детской мечтой было не просто поработать над «Звёздными войнами», а именно сделать свою «Новую надежду». Впервые в карьере ему выпала такая возможность — поработать над прямым приквелом, который заканчивается там, где стартуют классические «Звёздные войны». Даг наконец-то смог окунуться в этот мир и в эти декорации, напрямую работая со своими любимыми артами Ральфа Маккуори.
Главная задача фильма состояла в том, чтобы обновить хорошо всем знакомый дизайн «Новой надежды», не утратив его основ. Чиангу повезло с режиссёром — Гарет Эдвардс, в отличие от многих его коллег, очень внимательно относится к дизайну и был точен в постановке задач.
Даг Чианг:
"Как и я, Гарет Эдвардс, держал «Новую надежду» перед глазами как ориентир идеального кинодизайна. И так как история «Изгоя» происходит до событий «Новой надежды», и, по сути, напрямую связан с оригинальным фильмом Джорджа, мы понимали, что наш новый дизайн должен плавно с ним состыковываться. И это делало нашу миссию архисложной."
До начала основной работы над фильмом Чианг пригласил Эдвардса в архив Ранчо Скайуокера, чтобы вместе изучить оригинальные модели и костюмы. Оба были поражены тем, насколько реальные образцы отличаются от тех, что засели в их памяти. Даг очень удивился, когда нагрудник на куртке Люка Скайуокера, который всегда представлялся ему сложным устройством, оказался просто куском крашеного дерева.
Изучая эти реликвии, Чианг и Эдвардс особое внимание уделили шагоходам AT-AT и костюмам штурмовиков. Дизайн нельзя было менять радикально, но показывать зрителям отреставрированную классику тоже глупо. Поэтому AT-AT сделали более тонкими и хрупкими, вложив в концепт целую историю о том, что Империя усилила их как раз после событий «Изгоя-один».
В случае со штурмовиками Чианг пошёл ещё дальше. Оказалось, что в классических костюмах вообще нет отверстий — это просто краска. Поэтому броню переделали под более удобную и реалистичную. А к классическим белым штурмовиками добавили другие отряды, которые до этого не показывали в официальной франшизе — например, чёрных штурмовиков.
Также для разнообразия к белым и чёрным штурмовикам добавили береговых, которые отличаются от классических рядом приковывающих внимания мелочей: иной формой шлема, цветными вставками и более лёгкой экипировкой.
Дизайнеры «Изгоя-один» добавляли подобные новые мелочи во все классические элементы — от оборудования до внешности персонажей. Даже адмирала Раддуса решили сделать своеобразным альбиносом на фоне традиционно краснокожей расы мон-каламари. Над его образом тоже поработали глубоко — за основу команда Чианга взяла самого Уинстона Черчилля.
При создании древнего города Джедхи — религиозного центра джедаев, — авторы ориентировались на Иерусалим. Так возникла идея создания на планете холодной пустыни и построек, напоминающих архитектуру Ближнего Востока, — это, помимо прочего, рифмовалось с тунисской Джербой, неподалёку от которой Лукас снимал «Новую надежду».
При создании концепта Джедхи родилась идея связать с ней замок Вейдера на Мустафаре, сделав их зеркальными отражениями друг друга. Они похожи по стилю, но в том же время отличаются формой — ровно как и две стороны силы.
Замку Дарта Вейдера, который появляется в кадре всего на несколько секунд, придумали логичную предысторию. Это не просто дом, а место, куда тот приходит набраться сил и помедитировать. Поэтому замок выстроен как бы вокруг резервуара с бактой. Этот концепт создан на основе неиспользованных набросков Ральфа Маккуори, в которых фигурировали угловатые башни — Чианг расширил эту идею.
Даг Чианг:
Первым делом мы остановились на образе камертона: башня раздваивается кверху. После чего мы начали предлагать Гарету Эдвардсу самые разные идеи. «Ну, может здание так выглядит, потому что это и есть камертон, настроенный на энергию Темной стороны». Позже ту же идею мы перенесли на Джедху. Башня храма на Джедхе повторяет башню Вейдера, но только со стороны добра. С первого раза это можно и не заметить, но, хочется верить, что подобные дизайнерские тонкости зрители оценят при повторном просмотре.
Позже мы вновь вернулись к вопросу «А, собственно, почему Вейдер живёт тут?». На некоторых иллюстрациях Маккуори есть сцены, где Люк приходит к Вейдеру в подземную пещеру с лавой. Меня всегда привлекал этот образ из-за озера лавы и трона Вейдера. Так что мы взяли эту идею и подумали: «Окей, ну может на нижних уровнях замка есть более древние части. Будто Вейдер выстроил свою башню на основе некоего древнего строения».
В конечном дизайне у здания есть вполне конкретная цель: получать энергию из озера лавы. И основание башни очень похоже на дамбу. Мы подумали «Хорошо, это объяснение. Но может быть ещё глубже, под основанием, есть более древние фрагменты, вроде пещеры, куда Вейдер спускается для медитации». Мы попытались создать визуальную историю башни. В самом низу нечто древнее, а выше — дамба, на основе которой Вейдер и выстроил свой замок.
Эдвардс и Чианг настолько сильно увлеклись проработкой фона, что иногда выдумывали слишком сложные и дорогие для производства конструкции. В такие моменты они хитро выкручивались с помощью натуры.
Например, один из интерьеров Имперской цитадели на Скарифе «сыграла» лондонская станция метро Canary Wharf. Художник вновь взял за основу объект из реального мира и слегка доработал его.
Во время производства «Изгоя-один» Чианг и Эдвардс в мельчайших подробностях продумывали каждую деталь. Но это не было требованием продюсеров или творческой прихотью — всё дело в детской любви к этому сеттингу, культовым объектам и персонажам.
Даг Чианг:
"Всё это значит для меня очень много, потому что «Изгой-один» — это фильм, который я хотел снять с 15 лет, когда посмотрел «Новую надежду». Вся моя карьера была построена на том, чтобы этот момент когда-нибудь случился — от создания вещей, которые вдохновлены «Эпизодом IV», и заканчивая шансом всё это воплотить и сделать успешный дизайн для целого фильма. Это было воплощением мечты."
Ральф Маккуори и Даг Чианг (Источник)
Даг Чианг достиг впечатляющих карьерных высот, а также смог полностью реализовать мечту, превратив подростковую короткометражку, вдохновлённую самым первым фильмов «Звёздные войны», в настоящее кино по франшизе. Но даже в 58 лет, добивших всех целей, Чианг не собирается останавливаться на достигнутом.
Он до сих пор говорит, что не принимает достижения как должное, постоянно учится новому, много работает и ежедневно встаёт в пять утра, чтобы быть в офисе раньше всех. Вполне возможно, что художник ещё не сказал своего последнего слова в «Звёздных войнах».