Ёситака Амано — главный художник Final Fantasy

Автор: Юрий Кулагин

Все 30 лет своего существования серия Final Fantasy была полем экспериментов. Менялись механики, сюжеты, визуальный стиль — разработчики придерживались концепции «последней фантазии», согласно которой следующая часть не должна походить на предыдущую. Но неизменным оставался главный художник серии — Ёситака Амано.

Его работы ещё с первой части Final Fantasy всегда выделялись на фоне конкурентов. Созданные им утончённые образы и будто парящие в воздухе персонажи были совсем не похожи на то, что игроки привыкли видеть на обложках RPG.

Ёситака Амано [1].jpg

Обложка первой части Final Fantasy, художник — Ёситака Амано [источник]

Имя Ёситака Амано у многих до сих пор ассоциируется именно со знаменитой серией jRPG, хотя уже больше двадцати лет художник создаёт для неё только логотипы, обложки и промо-арты. Созданный им стиль запоминается и задаёт Final Fantasy единую атмосферу, но сам Амано уже давно пробует себя во всех попадающихся под руку стилях, жанрах и техниках.

Разбираемся, как Ёситака Амано пришёл к своему фирменному стилю, какой вклад внёс в серию Final Fantasy, и над чем успел поработать ещё.

Ёситака Амано [2].jpg

Ёситака Амано [источник]

Первые наброски

В детстве Амано часто обижали сверстники: он не был спортивным мальчиком, а в его деревне среди молодёжи ценилась именно грубая сила. Не найдя общего языка со сверстниками, Амано начинал рисовать. Он уходил в это дело с головой, часто даже отказываясь от прогулки с друзьями ради рисунка. Родители, правда, не одобряли увлечений сына, но и не пытались ему мешать.

В 14 лет Амано поехал навестить друга в Токио, и заодно зашёл на экскурсию в студию анимации Tatsunoko, чтобы посмотреть, как работают профессиональные художники. Амано так поразил рабочий процесс в студии, что он прямо там набросал несколько эскизов и оставил на столе. А спустя несколько дней молодому художнику позвонили из Tatsunoko и предложили работу. Тогда он и понял, что рисование может стать его карьерой. Работа шла хорошо, и в 15 лет Амано решил посвятить рисованию всю свою жизнь.

Ёситака Амано [3].jpg

Офис Tatsunoko Production [источник]

Правда, поначалу о громкойдолжности «дизайнер персонажей» он и не мечтал. Амано лишь анимировал других художников — для новичка в студии не было особых возможностей для роста. Тем не менее, юный Амано справлялся со своими задачами отлично, и однажды руководство решило дать ему шанс попробовать себя в дизайне персонажей.

Ёситака Амано, художник:

Меня посадили в «секретную комнату» и сказали создать персонажа. Нельзя было выходить, пока работа не будет завершена. За последовавшие годы я нарисовал ещё много героев. Та «секретная комната» в итоге стала моим рабочим кабинетом, а я сам — дизайнером персонажей.

Источник

Ёситака Амано [4a].jpg

Science Ninja Team Gatchaman [источник]

Ёситака Амано [4b].jpg

Speed Racer [источник]

Ёситака Амано [4c].jpg

Genesis Climber Mospeada [источник]

Ёситака Амано [4d].jpg

Hurricane Polymar [источник]

Работа в Tatsunoko была для Амано незаменимым источником вдохновения и опыта. Во время работы в студии художник поучаствовал в создании культового персонажа Гачамена, а также работал над аниме Speed Racer, Genesis Climber Mospeada, Hurricane Polymar.

Но уже в двадцать лет Амано осознал, что не сможет расти как художник, если будет заниматься только дизайном персонажей. А в тридцать — решил уйти из Tatsunoko. Художник захотел отправиться в «свободное плавание», попытаться зарабатывать на хлеб небольшими заказами и попробовать себя в самых разных жанрах — подход, который потом отразится на всём творчестве Амано.

Ёситака Амано, художник:

Уход из студии дал мне возможность работать над чем угодно — научно-фантастическими сюжетами, фэнтези, различными иллюстрациями. В том числе и над видеоиграми.

[источник]

Ёситака Амано [5].jpg

Обложка Final Fantasy II [источник]

Последний фантазёр

В своём стремлении попробовать все возможные формы художественного ремесла Ёситака Амано добрался и до видеоигр. Как-то его пригласили в США на неделю, чтобы нарисовать иллюстрации к одному проекту для аркадных автоматов. Названия игры Амано уже и не помнит, но точно знает, что она напоминала Dragon’s Lair. Процесс работы над видеоигрой художнику пришёлся по душе.

Примерно в то же время геймдизайнер Хиронобу Сакагути решил создать ролевую игру своей мечты, а заодно составить конкуренцию Dragon Quest. Над последней работал известный мангака Акира Торияма, поэтому для проекта, который в итоге получит название Final Fantasy. требовался не менее талантливый художник. Сакагути обратил внимание на Амано благодаря обложкам фэнтези-романов, популярных в те годы — да, этим художник тоже успел позаниматься.

Ёситака Амано [6].jpg

Обложка книги из цикла «Сага о Гуине», художник — Ёситака Амано [источник]

Художник загорелся идеей, но не совсем понял задумку Сакагути. Сперва он захотел нарисовать персонажей игры в восьмибитном стиле — так, чтобы рисунки можно было сразу превратить в игровые спрайты. Но когда ему объяснили, что нужно проигнорировать технические ограничения NES и нарисовать героев так, как их представляет сам Амано, художник дал волю фантазии.

Свою задачу Амано даже перевыполнил — он нарисовал персонажей первой Final Fantasy в полный рост со множеством деталей. Но образы требовали какого-то контекста, поэтому на одном лишь портрете художник не останавливался.

Ёситака Амано [7a].jpg

Концепт-арт Final Fantasy, художник — Ёситака Амано [источник]

Ёситака Амано [7b].jpg

Концепт-арт Final Fantasy, художник — Ёситака Амано [источник]

Ёситака Амано [7c].png

Концепт-арт Final Fantasy, художник — Ёситака Амано [источник]

Ёситака Амано, художник:

Сперва я рисовал персонажа. Потом начинал думать об истории, которая окружает этого персонажа, в какой атмосфере он живёт. Так выстраивались сюжеты. А когда эти идеи визуализировались, получалась игра.

[источник]

Работая над первыми шестью частями серии, Амано придумал правило «70/30»: он настаивал, чтобы 70% картинки на экране всегда были «из-под его пера». Остальные же 30% отдавал другим художникам. Художник стремился подчинить своему стилю большую часть игры.

Ёситака Амано [8].png

Final Fantasy [источник]

За дизайн игровых чудовищ тоже отвечал Амано. Художник относился к монстрам так же, как к главным героям — стремился проработать даже мельчайшие детали, создать каждому уникальный и узнаваемый облик. Получившиеся из его рисунков спрайты противников обязаны своей дотошной прорисовкой именно первоначальным рисункам. В результате видение Амано определяло облик игры.

Ёситака Амано, художник:

В первых четырёх частях серии меня просто просили придумать и нарисовать что-то. Например, мифическое чудовище Бахамута. Он, кстати, известен за пределами Японии как существо с овечьей мордой. Но я этого не знал, поэтому мне в голову пришёл механический дракон — в таком облике я Бахамута и изобразил. Теперь в Японии все, услышав имя Бахамут, представляют себе не овечью морду, а дракона.

[источник]

hQ7Dd97XEA4.jpg

Концепт-арт Бахамута для Final Fantasy, художник — Ёситака Амано [источник]

Но уже в пятой и шестой частях творчество Амано решили взять под контроль. Вместо полной творческой свободы разработчики выдавали художнику готовое описание существа или героя, от которого тому нужно было отталкиваться.

А в 1994 году Амано делегировал большую часть своих обязаноостей другому художнику Square — Тэцуи Номуре. В Final Fantasy VII именно он отвечал за дизайн персонажей и монстров, в то время как Амано впредь рисовал для серии художественные портреты и промо-иллюстрации. Не в последнюю очередь замена была вызвана сменой технологий. «Воздушный» дизайн Амано подходил плоским спрайтам, но вот на простейших угловатых 3D-моделях более резкий и чёткий стиль Номуры смотрелся лучше.

Ёситака Амано [10a].pngЁситака Амано [10b].pngЁситака Амано [10c].jpg

Концепт-арт Final Fantasy VII, художник — Тэцуи Номура [источник]

Ёситака Амано, художник:

Я думаю, что самым важным изменением, что произошло с Final Fantasy, был переход на платформу PlayStation. До этого я всегда отвечал за дизайн персонажей, но в FF VII мы решили взять работы художника Square Тэцуи Номуры. Серия получила совершенно новый облик. Я тогда сразу подумал, что на этот раз смогу немного расслабиться.

Так как я начинал с работы аниматора (а анимация предполагает работу с рисунками других художников), оттолкнуться от дизайнов Номуры мне было совсем не сложно. Но его задумки я представил в собственном стиле, хотя персонажи седьмой части и не выглядели реалистично.

[источник]

Начиная с седьмой части роль Ёситаки Амано в создании Final Fantasy уменьшалась с каждым годом. За ним остались закреплены обложки, ключевые арты и логотипы. Остальная художественная часть каждой игры серии создавалась другими художниками. Но из-за рисунков Амано, красующихся на обложках новых Final Fantasy, многие считают, что именно он до сих пор отвечает за облик игр.

Ёситака Амано [11a].png

Обложка Final Fantasy VIII, художник — Ёситака Амано [источник]

Ёситака Амано [11b].jpg

Обложка Final Fantasy XIV, художник — Ёситака Амано [художник]

Снимок экрана 2020-03-14 в 23.20.37.png

Промо-арт Final Fantasy XV, художник — Ёситака Амано [источник]

Ёситака Амано, художник:

В последнее время мне просто присылают уже готовых персонажей, а Square Enix просит «можешь нарисовать их в своём стиле?». Честно говоря, поначалу я даже не представлял, что они имеют в виду. А потом понял — Square Enix хочет, чтобы я добавил образам «привкус Final Fantasy», чтобы новые персонажи всё ещё смотрелись как персонажи единой серии.

[источник]

Последними играми серии, над которыми Ёситака Амано работал более углублённо, были мультиплеерные Final Fantasy XI и XIV — художник разрабатывал для них карту мира. Ещё к нему обращаются для создания тематических рисунков и ярких картин, приуроченных к важным для серии датам. Но, несмотря на то, что его больше не приглашают на постоянную работу в Square Enix, он до сих пор не прочь вернуться к созданию уникальных персонажей.

Ёситака Амано [12].jpg

Фрагмент карты мира Final Fantasy XI, автор — Ёситака Амано [источник]

Ёситака Амано, художник:

Если бы меня попросили, я бы вернулся к созданию персонажей для Final Fantasy. Это ведь даже легче, чем рисовать ключевые арты. Как-то меня попросили нарисовать постер к 25-летию серии — на нём должны были быть изображены все герои с I по XIII части. Это было непросто! Многих персонажей я уже позабыл, поэтому мне пришлось вспомнить, как выглядели герои старых частей и убедительно повторить эти образы. Оригинальные образы рисовать проще.

[источник]

Стиль

Стиль Ёситаки Амано уходит корнями в три важных периода его творчества: детство, работа в студии анимации Tatsunoko и годы «свободного творчества».

В молодости Амано восхищался сразу несколькими стилями живописи и рисования. Его завораживали обложки американских комиксистов за авторством Нила Адамса и расстраивали более скучные иллюстрации на самих страницах. Стиль русских ориенталистов интересовал его так же сильно, как психоделический арт и старые японские гравюры. Наконец, отдельное место среди интересов Амано занимал европейский стиль арт-нуво — в частности, работы Альфонса Мухи и Густава Климта.

В студии Tatsunoko Амано по-новому взглянул на динамику рисунка. Работая над аниме «Спиди-гонщик», художник научился изящнее передавать движение в статичных иллюстрациях. А позже, уже в статусе дизайнера персонажей, начал сразу создавать героев так, будто те готовы сорваться с места.

После ухода из студии Амано начал работать над выработкой собственного «почерка», стараясь совместить всё, чему научился во время работы, и то, что вдохновляло его в детстве. Из-за того, что художнику всегда было интересно пробовать что-то новое, в его стиль добавился третий компонент — многогранность. Новые образы, заказы и даже художественные техники всегда вдохновляли Амано на новые работы.

Ёситака Амано, художник:

Во время работы над седьмой Final Fantasy меня очень завораживала техника трафаретной печати. И, раз уж сама игра менялась благодаря новым технологиям, я решил, что и мне пора попробовать что-то новое. Поэтому обратился к трафаретной печати и литографии.

[источник]

Ёситака Амано [14].jpg

Промо-арт Final Fantasy VII, художник — Ёситака Амано [источник]

В творчестве художника регулярно проявляются японские мотивы, — даже когда он работает в жанре стимпанка или «классического» фэнтези. Например, в Final Fantasy VII штаны Клауда Страйфа подозрительно напоминают хакаму — традиционные японские штаны VI века. Впрочем, только японской культурой дело не ограничивается — художник любит путешествовать, впитывая в себя локальные аспекты разных стран и народов. Поэтому в его работах та же хакама вполне может уживаться с арабским тюрбаном.

Ёситака Амано, художник:

Благодаря тому, что я работаю со студиями по всему миру, я могу вдохновляться сразу очень многим. Побывав в Нью-Йорке, я набрал идей для своего комикса Yoshitaka Amano's HERO, а в Париже — для небольших стилизованных иллюстраций. Я бы хотел, чтобы у меня были студии в каждой стране на свете, чтобы я мог приезжать и вдохновляться.

Ещё я очень хочу отправиться в кругосветное путешествие на год или два, взять с собой альбом и рисовать. И в этом путешествии я не буду оставаться в отелях — ведь смысл в том, чтобы найти вдохновение. Лучше уж я засну в парке, побуду там немного и впитаю атмосферу.

[источник]

Ёситака Амано [15].jpg

Yoshitaka Amano's HERO [источник]

Многие фанаты полюбили Амано за сложные, насыщенные цветом и динамикой рисунки. Если он рисует одного персонажа — то тот обязательно должен быть с окружением, если пейзаж — то чтобы от края до края. А когда художник заинтересовался недавно появившейся 3D-печатью, одной из первых его скульптур стала трёхметровая пантера.

Но в то же время Амано любит и простые формы. Например, в серии Final Fantasy ему больше всего нравятся слаймы и бомбы — весьма незатейливо нарисованные чудовища. А любимым персонажем он до сих пор считает стильную, но не вычурную Терру Брэнфорд из шестой части.

Ёситака Амано [16a].png

Слайм в Final Fantasy XII [источник]

Ёситака Амано [16b].jpg

Бомбы в Final Fantasy IV [источник]

Ёситака Амано [16c].jpg

Концепт-арт Терры Брэдфорд к Final Fantasy VI, художник — Ёситака Амано [источник]

Сторонние активности

Ёситака Амано, художник:

Лучший способ расслабиться — это больше работать. От рисования я никогда не хочу отдохнуть. Если я устаю от прорисовки особенно детализированного персонажа, то просто сажусь за другой стол и делаю цветные наброски. Так и отдыхаю.

[источник]

Такой подход к понятию «отдых» неизбежно ведёт либо к рутине, либо к продуктивности. Ёситака Амано пошёл по второму пути. За 60 лет художник успел поработать над книгами, комиксами, аниме, мангой, а ещё провёл много выставок и издал несколько альбомов со своими работами.

Ёситака Амано [17].jpg

Обложка ранобэ Vampire Hunter D, художник — Ёситака Амано [источник]

Спустя примерно год после ухода из Tatsunoko Амано начал работу над ранобэ Vampire Hunter D. Фирменный стиль художника приобрёл новые оттенки — весьма мрачное произведение требовало соответствующей палитры, поэтому Амано активно экспериментировал с тенями и контрастностью.

Эти же эксперименты потом сильно помогли художнику в работе над рассказом Нила Геймана Sandman: The Dream Hunters. К нему Амано нарисовал обложку и иллюстрации, а с самим писателем потом ещё не раз сотрудничал.

Ёситака Амано [18].jpg

Обложка Sandman: The Dream Hunters, художник — Ёситака Амано [источник]

В рассказе мифология оригинального «Сэндмена» совмещалась с восточной мифологией. Поэтому рисунки Амано, работавшего на стыке традиционной японской живописи и европейского модерна, отлично вписались в комикс. Произведение даже выиграло премию Брэма Стокера в номинации «Комикс, графический роман или иллюстрированный рассказ».

В 1985 году Ёситака Амано стал соавтором истории полнометражного аниме «Яйцо ангела». Мультфильм называли «ранним шедевром символистского кинематографа» и «поэтической меланхолией».

Ёситака Амано [19a].jpgЁситака Амано [19b].jpgЁситака Амано [19c].jpg

«Яйцо Ангела», дизайнер персонажей и арт-директор — Ёситака Амано [источник]

В 2008 году Амано адаптировал «Волшебную флейту» Моцарта под формат иллюстрированной книги. Причём на этот раз художник попробовал себя ещё и в роли писателя — его кисти принадлежит как рисованная, так и текстовая части произведения.

Ёситака Амано [20].jpg

Обложка Mateki: The Magic Flute, художник — Ёситака Амано [источник]

Ёситака Амано вообще часто черпал вдохновение в музыке. Ещё во времена работы над второй частью Final Fantasy, рисуя Императора Матеуса, художник вдохновлялся Королём Гоблинов в исполнении музыканта Дэвида Боуи из киномюзикла «Лабиринт». А в 2004 году Амано нарисовал уже самого Боуи для ещё одного рассказа Нила Геймана — «Возвращение Тонкого Белого Герцога».

Ёситака Амано [21a].jpg

Концепт-арт Императора Матеуса из Final Fantasy II, художник— Ёситака Амано [источник]

Ёситака Амано [21b].jpg

Дэвид Боуи в фильме «Лабиринт» [источник]

Ёситака Амано [21c].jpg

Дэвид Боуи в образе Тонкого Белого Герцога, художник — Ёситака Амано [источник]

В 2013 художник запустил совместную выставку работ вместе с японским рок-музыкантом HYDE. Два творца сошлись на почве того, что персонажи рисунков Амано и текстов певца обитают в похожей атмосфере, поэтому идея сделать их героями одной серии произведений выглядела многообещающей. Сам HYDE согласился побыть главной моделью.

Все рисунки были объединены общим сюжетом: в Японии будущего, общество которой погрязло в дискриминации и предрассудках, раздвоившаяся душа человека борется сама с собой.

Ёситака Амано [22].jpg

HYDE, художник — Ёситака Амано [источник]

***

«Главный художник Final Fantasy» уже давно переключил своё внимание на другие жанры и форматы искусства. Да и в тех играх серии, надо которыми Амано работал более плотно, его работы трудно оценить по достоинству. В первый раз игрок их видит, когда смотрит на обложку игры, во второй и в последний — когда изучает описание на задней стороне диска или картриджа.

В более выгодном положении оказываются только владельцы многостраничных официальных гайдов — в них иллюстраций Амано, как правило, гораздо больше. Но ещё больше их за пределами игр серии Final Fantasy — в других жанрах и форматах. Сейчас художнику 67 лет, но сбавлять темп Амано не собирается.

Ёситака Амано, художник:

Всё, чего я хочу — это продолжать рисовать. Я всегда рад, если мне предлагают поработать над чем-то новым и незнакомым. Я постоянно пробуя что-то новое, и благодаря этому у меня появляется шанс создавать интересные работы. Мне нравится непредсказуемость, поэтому я не планирую ничего на будущее. У меня даже нет строгого рабочего графика.

[источник]

Ёситака Амано [23].jpg

Концепт-арт Final Fantasy X, художник — Ёситака Амано [источник]

707 0 850 3
0
RENDER.RU