Облачный просчет

Современное кинопроизводство - одно из самых технологически емких творческих направлений. Техника захвата движений или mocap, virtual production, нейросети, компьютерные симуляции и анимация нашли себе применение и активно развиваются. Но вместе с развитием, возрастают объемы работы и требования к качеству исполнения, при этом времени больше не становится. Его по-прежнему катастрофически не хватает, особенно с учетом управленческих просчетов, после которых специалисты постпродакшен студий вынуждены идти в навал, теряя бойцов от выгорания. На выручку зачастую приходят сервисы удаленного рендеринга, ускоряющие процесс визуализации. Вот об одном из таких сервисов, участвовавшем в создании “Конька-горбунка” и “Девятаева”, мы расскажем сегодня в статье. Насколько подобное эффективно и выгодно? Но начнем с кинофильмов, чтобы стал понятен масштаб задач.

СКАЗКА НА ЭКРАНЕ

“Конек-Горбунок” Петра Ершова - это любимое многими произведение. Сказку перечитывают, мультфильм Ивана Иванова Вано пересматривают, а киноадаптация Александра Роу стала классикой, как и другие картины великого режиссера. Экранизировать сказку еще раз взялся один из ветеранов российской киноиндустрии продюсер Сергей Сельянов, стоявший за всеми фильмами Алексея Балабанова и анимационной франшизой про богатырей. В качестве режиссера он выбрал опытного Олега Погодина (“Дом”) и согласился с предложением перевести стихи Ершова в прозу, которое сделал сценарист картины Алексей Бородачев (“Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов”). На натурные площадки никто не выезжал. Две трети картины снято на бывшем складе гипермаркета электроники “Юлмарт”, где были выстроены декорации города и интерьеры дворца. Снимать натурные сцены в павильоне невероятно сложно, поскольку вместе с достройкой окружения требуется имитация солнечного света, который на площадке изображают осветительными приборами.

Если взглянуть на фото со съемок и сравнить с финальными кадрами, то сразу же становится виден огромный объем работы, проделанный специалистами по компьютерной графике. Визуальные эффекты и компьютерную анимацию отдали на откуп студии CGF, удостоенной двух “Золотых орлов” за “Время первых” и “Экипаж”. Руководитель компании Александр Горохов выступил в качестве одного из полноправных продюсеров картины. Более того идея сделать такой фильм изначально исходила от него. По степени сложности “Конек-горбунок” превзошел все предыдущие проекты студии, поскольку в новом фильме большие роли отведены анимированным персонажам, создание которых все еще остается самым ресурсоемким процессом. Взять, например, Чудо-юдо Рыбу-кит - сказочного героя целиком созданного средствами графики. За основу образа художники брали остров в форме рыбы и скрестили его с горбатым китом из-за размера и расположения глаз.

концепт-арт фильма

kg_grad.jpg

kg_whale_.jpg

Но самый эффектный и запоминающийся персонаж, безусловно, Конек-горбунок, превзошедший по сложности дракона из фэнтези “Он-дракон”, также созданного в CGF. Кинематографисты оттолкнулись от одной из пород арабских скакунов, но изменили его размеры под рост главного героя Ивана, плюс переработали морду и посадили глаза ближе друг к другу, чтобы реакции и мимика лучше читались зрителями. Конька озвучивал Павел Деревянко. Он же играл его на площадке, чтобы актерам было с кем взаимодействовать. Для переноса мимики Деревянко на трехмерную модель использовалась система захвата актерской игры и программа собственной разработки Nimble. Но будет преувеличением сказать, что конек целиком анимирован таким образом. Анимация по ключевым кадрам по-прежнему вне конкуренции для подобных задач, а полученные данные используются в качестве референса и служат отправной точкой.

Живописные пейзажи, сказочные персонажи, зрелищные визуальные эффекты и симуляции. Порядка 80% видеоряда фильма или более 1500 кадров содержат компьютерную графику. Визуализировать подобный объем в срок исключительно на рендер-ферме студии не представлялось возможным.

РЕНДЕР В РЕЖИМЕ ТУРБО

Когда дело касается визуализации, то мощность рендер-фермы и пайплайн играют решающую роль. Небольшие проекты отечественные VFX студии чаще всего имеют возможность рендерить на собственных машинах, но большие почти всегда требуют подключения дополнительных мощностей. На выручку приходят университетские суперкомпьютеры и сервисы удаленного рендеринга. “Конек-горбунок” как раз оказался из таких проектов, с которым собственная рендер-ферма не управилась бы к премьере картины. В прошлом студия CGF арендовала суперкомпьютер “Ломоносов”, собранный для МГУ, пиковая производительность которого составляет свыше 1,7 Пфлопс. Разумеется, “Ломоносов” на свой пик для кинематографистов никогда не выходил, поскольку основной его профиль заключается в просчете научно-исследовательских задач, которые у подобных машин всегда в приоритете. В этот раз студия CGF воспользовалась облачным сервисом Yandex.Cloud для рендеринга при участии компании “Турборендер”.

“Решение в пользу “Турборендер” было принято по совокупности обстоятельств и срочности предоставления услуг, - комментирует специалист студии CGF Юрий Лебедев. - Также нас устроили условия договора. В итоге все сложилось удачно”.

Стоит сказать, что компания “Турборендер” работает на рынке с 2014 года. Ранее они сдавали в аренду физические машины, которые включались в работу по запросу клиента через skype. При этом заказчик оплачивал и время простоя, если машины заканчивали рендерить ночью и ждали следующих задач.

“По собранной нами статистике, - комментирует генеральный директор “Турборендер” Валентин Дорохов, - простой рендер-фермы мог доходить до 47% выкупленного времени. Чтобы избежать большого перерасхода средств студии были вынуждены ограничивать себя и арендовали, например, не 500, а 200 машин. С приходом Yandex многое изменилось”.

Студии получили возможность задействовать в рендеринге компьютеры, которые троекратно превосходят по мощности старые. При этом после остановки просчета машина выключается, и клиент за время ожидания уже не платит.

“Мы разработали систему под Yandex.Cloud, - рассказывает Валентин Дорохов, - которая повторяет студийный пайплайн со всеми его настройками. Специалист загружает задачи под рендеринг, и программа самостоятельно включит нужное число машин. Как только задачи выполняются, то сервера отключаются. Звонить при этом, писать или контролировать процесс художнику уже не требуется. Простоя фактически никакого нет. Если же очередь из задач потребует большее число машин, то они также автоматически подключатся к рабочему процессу”.

kinopoisk.ru-Konek-gorbunok-3542294_d_850.jpg

Но есть важный момент, о котором нельзя не сказать. Арендуемые машины по цене 12 рублей в час (именно такой тариф востребован в киноиндустрии) относятся к числу прерываемых. То есть какой-то объем виртуальных серверов от фермы может на время “откусить” тот пользователь Yandex.Cloud, кто заплатил полную стоимость сервера - 80 рублей в час. Рендер при этом слетит и запустится заново на повторно включенном сервере. Но даже в этом случае потери рендера не превышают 25%.

“Хорошей технологической плюшкой, - говорит Валентин Дорохов, - служит возможность буквально на лету добавлять оперативной памяти, если ее объемов начнет не хватать. Таким образом студиям необязательно выставлять максимальные настройки сразу, что опять же экономит средства”.

Можно ли работать с Yandex.Cloud напрямую без участия “Турборендер”? Да, но в этом случае не будет скидки в размере 45% на хранение данных, потребуется самостоятельно выстраивать пайплайн и решать технические вопросы. Так же пропадет автоматический режим по добавлению машин и исчезнет доступ к ускоренным образам, когда компьютеры в рендер-ферме включаются в течение 1-3 секунд. Так что Yandex.Cloud - это хранение и виртуальные сервера, а “Турборендер” - интегрированный софт с настройкой под клиента, который автоматизирует процесс удаленного рендеринга, плюс оказывает круглосуточную техподдержку.

“В декабре закончили портировать собственный софт на Yandex Cloud, - рассказывает Валентин Дорохов. - И уже в конце месяца к нам пришли ребята из CGF с проектом “Конек-горбунок”, под которых мы собрали отдельную виртуальную систему, которая была в состоянии обслуживать и распределять задачи между 600 машинами. Поработав над “Коньком-горбунком” мы получили отличный опыт и теперь можем влет настраивать подобные системы, подбирая нужное число дисков под хранилище и объемы оперативной памяти”.

Проект “Конек-Горбунок” был сдан в срок. Зрелищный и визуально красивый фильм посмотрело около 5 миллионов зрителей в отечественных кинотеатрах. Хорошая цифра для отечественной киноленты, которые не избалованы вниманием аудитории.

САМОЛЕТЫ В ОБЛАКЕ

Еще одним событийным российским фильмом этого года, релиз которого не состоялся бы в намеченные сроки без аренды рендер-фермы, стал “Девятаев” Тимура Бекмамбетова. Военный боевик не может похвастаться крепким сюжетом, но содержит несколько лихих сцен воздушного боя. Режиссёр фильма предложил использовать игровой симулятор Warthunder при постановке и анимации полетов. Пайплайн выглядел следующим образом: игрок налетывал фигуры в симуляторе, после чего данные о траектории и положении самолета экспортировались в среду Houdini и Unreal Engine. В Unreal движке специалисты Algous studio занимались постановкой камер и анимацией. Финальная же сборка ассетов и рендеринг производился в Houdini. Экстерьерные виды с самолетами за облаками - это преимущественно полностью компьютерные планы. Но вот кадры со снижением у реки представляют собой реальную съемку, в которую интегрировались трехмерные анимированные истребители. В “Девятаеве” около 1000 кадров с визуальными эффектами. Основным VFX-подрядчиком была Algous studio, удостоенная “Золотого орла” за популярный “Т-34”.

Интервью с продюсером и супервайзером фильма

“С рендерингом “Девятаева” у нас не было никаких сложностей, - вспоминает Валентин Дорохов, - поскольку мы уже сотрудничали ранее. Программный студийный образ, повторяющий пайплайн Algous studio, не требовал серьезной перенастройки”.

“Мы остались довольны сотрудничеством, - подводит итог продюсер Algous studio Алексей Гусев. - После переезда на Yandex.Cloud получилось увеличить количество используемых мощностей и снизить их стоимость. Хотелось бы пожелать сервису развиваться и предлагать еще более современные и мощные сервера”.

Стоит отметить, что сейчас сервера комплектуются топовыми процессорами 10-го поколения Intel Ice Lake. Помимо этого в “Турборендер” разработали новый плагин, облегчающий взаимодействие с удаленной фермой. “Мы написали плагин под Houdini, - комментирует Валентин Дорохов, - который позволяет художнику отправлять задачу на рендер в облако прямо из программы. Рассчитываем его использовать в дальнейшем”.

Рынок удаленного рендеринга продолжит расти, поскольку объемы компьютерной графики только увеличиваются с каждым годом. Перспективы направления очевидны, поэтому неудивительно, что совместный сервис Yandex.Cloud и “Турборендер” был признан победителем в рамках мероприятия Russian Creative Week в Москве, проходившим в августе этого года. Свои услуги также предлагают сервисы удаленного рендеринга, выстроенные на мощностях GPU-вычислений. Но о них мы расскажем в отдельной статье.

162 0 850 4
0
RENDER.RU