Композиция на основе кино и комиксов

Alita.jpg

В этой статье я хочу поделиться некоторыми мыслями и наблюдениями на тему композиции в кадре. На примере кино, комиксов и мыслей известных людей, покажу, как работают приемы композиции.

Прежде, чем начать говорить о композиции кадра, обозначим что есть мерою и ориентиром кадра, на что нужно опираться и какие они бывают.
Древнегреческий философ Протагор сказал «Человек — мера всех вещей». Человек, созидая все вокруг, ориентируется и примеряет все на свой рост, делая предметы удобными в использовании.

Баланс изображения достигается вынесением от центра или к центру кадра ведущих линий, теней и объектов на переднем плане или фоне. Остальное может быть заполнено простыми геометрическими объектами. Это поможет изображению стать понятнее и приятнее для глаз.
Детали в кадре не так важны, как общий вид картины. Детали могут отвлекать, если изображение не имеет формы или чистой композиции.
Диагональные формы, линии и наклонные ракурсы используются для усиления конфликта и динамики происходящего. Композиция может быть абсолютно плоская и прямая, только для комичного эффекта. Чтобы показать драму, напряжение, саспенс или показать активное действие внутри кадра, нужны активные ракурсы, перспектива и линии под углом к рамке кадра.

image9.jpg

Что такое кадр?
Если рассматривать эволюцию кадра, то:
  • в начале он был круглый (кадр записи «Приветствие Диксона» был создан в лаборатории Томаса Эдисона);
  • потом прямоугольный (кадр из фильма «Мандалорец», режиссер: Джон Фавро);
  • сейчас встречаем вертикальный под телефон (кадр из короткометражки «Дублер», режиссер Дэмьен Шазелл, был снят под айфон 11).
Но все же преобладает прямоугольный формат.
В начале прошлого века Лев Кулешов, известный кинорежиссёр, актёр, сценарист, теоретик кино взял за мерило человека и выделил 6 основных планов кадра по крупности. Я добавил еще один — «Сверхобщий план», он тоже довольно часто встречается в современных фильмах, мультфильмах и вообще в любом визуальном повествовании.



image2.jpg

Возьмем киношную терминологию и посмотрим на примерах кино и комиксов как выглядят крупность планов. Схематично покажу стрелками как движется наш взгляд когда мы рассматриваем кадр.

image12.jpg

Сверхобщий план
Таким видом крупности показывают общее представление мира где находятся персонажи. Так как этот кадр раскрывает нам окружающую среду, где будут происходить главные события истории, то персонажи тут очень маленькие, их почти не видно. Главное атмосфера. Пример: кадр из фильма «Аватар» режиссера Джеймса Кэмерона. Красными стрелками я показываю главные направляющие композиционного построения динамики кадра. Этими направляющими задается движение нашего внимания. Синие стрелки — второстепенные, дополнительные векторы. Конечно, это стоп кадр из динамичного события и в фильме мы всего этого не видим, но наш глаз не блуждает по кадру, он точно смотрит туда, куда нужно в первую очередь.

image5.jpg

Дальний план
Такой тип крупности уже не только о чарующем мире рассказа, он показывает нам персонажей которые находятся в нем. Но пока в дали от нас, потому и план дальний. Прекрасный пример — кадр из фильма «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды», Кристофера Нолана.

3 Общий план.jpg

Общий план
Общий план фиксирует наше внимание на человеческой фигуре в полный рост. Над головой и под ногами есть пространство, но оно незначительное. Тут главное показать фигуру персонажа. Мир истории становится менее важным, фокус не на том ГДЕ все происходит, а КТО перед нами и каков он. Художник Майк Деодато младший отлично изобразил Шанг-Чи, одного из персонажей Марвеловских Мстителей. Также показана непростая обстановка, в какой находится наш герой. Но крупное изображение лица, внизу, говорит, что он справится :).


При таком плане персонаж раскрывается в общей красе, при такой крупности хорошо читаются:

  • Жесты и движения;
  • Атрибуты профессии персонажей;
  • Видны предметы, которые относятся к данной истории;
  • Общие характеры и черты;
  • Привычки, качества;
  • Взаимодействие с другими персонажами и т.д.

image4.jpg

image3.jpg

2й и 1й средние план
В современных фильмах довольно часто используют такие виды крупности. Он выгодно показывает персонажа, но не очень близко.
  • 2й средний план показывает персонажа чуть выше колен. (кадр Сериал «Викинги». Режиссер: Майкл Хёрст);
  • 1й средний план показывает персонажа по пояс, примерно чуть выше талии, локти не обрезаются. (Настроения сцены фильма в стиле комикса, художник: Маркос Матеу-Местре). Маркоса часто приглашают на производство фильмов для обозначения общего настроя кадра, интересного композиционного решения. Его работы демонстрируют отличное чувство композиции. Он решает задачи динамической компоновкой окружения, которое выгодно указывает на центр композиции. Часто его работа заключается в определении сколько в кадре тени, света и среднего тона.

image8.jpg

Крупный план
В крупном плане персонаж показывается голова и шея, иногда видны плечи (кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день». Режиссер: Джеймс Кэмерон). Так уж сложилось генетически, что человек в первую очередь замечает человеческое лицо и смотрит сразу на него. Даже если человек сидит в кафе или в автомобиле за стеклом, то мы всегда замечаем его лицо.
При такой крупности мы можем понять:
  • Что персонаж переживает;
  • Что чувствует;
  • О чем думает;
  • Какая цель перед ним.

Он создан для показа эмоций героя, диалогов между актерами. Видны некоторые детали что помогают нам понять историю героев. Чем крупнее показан план, тем больше внимания на нем сфокусировано.

image13.jpg

Деталь
План используется для того, чтобы показать, усилить какую-то важную деталь сюжета (фильм «Властелин колец: Братство Кольца»
Режиссер: Питер Джексон). Наше внимание приковано к конкретной детали и предмету, на которую обращает наше внимание режиссер или художник. Фон тут имеет минимальное значение или он почти неразличим. Деталь заполняет кадр частично или полностью, но все внимание приковано к ней — «моя прелесть».

image7.jpg

Зритель отлично воспринимает кадры которые заметно отличаются друг от друга по крупности, но не очень сильно. На рисунке показан комфортный стык кадров по крупности, как правило кадры стыкуются через крупность:
  • 2й средний план + Крупный план;
  • Общий план + 1й средний план.
и как бы исключение составляет стык:
  • Сверхобщий план + Дальний план + Деталь.
Не случайно показываю, как комфортно стыкуются крупности. Фотографы и операторы, когда делают съемку, всегда держат крупности в голове. Особенно важно для кино и клипов, так как не правильно снятые кадры не стыкуются при монтаже (не правильно снятые имеется ввиду «по крупности»). Нужно будет только переснимать. Поэтому, во избежание таких «конфузов» часто используется раскадровка или синематик. Так же крупности придерживаются художники создавая комиксы.


Еще в 1й части затрону широкую тему «Составляющие композиции», а именно, рассмотрим 1ю составляющую — «Ассоциации»

Составляющие композиции

a) Ассоциации
Лев Кулешов в ходе многочисленных экспериментов при монтаже первым выразил идею сопоставления кадров. Он заметил, что смысл идеи 1го кадра меняется при сопоставлении его с тремя разными кадрами. Для наглядности сопоставим кадры из фильма «Цвет граната»» Сергея Параджанова:

Ассоциации Лев Кулешов.jpg

1я ассоциация — мужчина думает о еде.
2я ассоциация — мужчина думает о смерти.
3я ассоциация — мужчина думает о женщине.

Меня вдохновила эта мысль. Оказывается ассоциации работают и внутри кадра. Сопоставим объекты внутри кадра и посмотрим как меняется суть идеи в кадре, изображении.

Ассоциации в нутри кадра.jpg

1я ассоциация — чтение, познание, духовность
2я ассоциация — еда, поддержание физических сил
3я ассоциация — вопрос смерти, смерть воина.


Мы видим, что при одинаковой хорошей композиции:

  • Суть, идея, история меняются при наполнении кадра разными предметами. Новый кадр вызывает новую ассоциацию, новый смысл;
  • Для визуала не важно что это за предметы, важно их место в кадре, в зависимости от общей композиции. Общее впечатление от кадра остается прежним.
Таким образом, мы видим, что все взаимосвязано, какой бы визуал мы не создавали: фильм, мультфильм, анимацию, клип, фото, комикс или иллюстрацию — принципы композиции работают схоже.


На эту тему можно говорить еще очень долго, она огромна и интересна. Именно поэтому я не прощаюсь и другие составляющие композиции мы разберем уже в следующем материале — stay tuned ;)

797 0 850 15
4
2021-03-18
Отличный материал. Кому интересно капнуть саму, что называется, матчасть - А.Г. Соколов "Видеомонтаж"
2021-03-18
Александр КорышевОтличный материал. Кому интересно капнуть саму, что называется, матчасть - А.Г. Соколов "Видеомонтаж"

Спасибо, Александр! Для написания статьи использовал материал А.Г. Соколова "Видеомонтаж".
Очень рекомендую всем для прочтения!
2021-03-27
Полезная статья Юрий, много интересного нашел для себя, ждем втору часть!
2021-03-28
Видяпин Вячеслав (Vidyapin)Полезная статья Юрий, много интересного нашел для себя, ждем втору часть!

Спасибо, Вячеслав!
RENDER.RU