Как рисовать страшные истории: советы от Дзюндзи Ито
В честь Хэллоуина рассказываем о приёмах, советах и методах, которые пригодятся при создании хоррор-комикса. Опытом делится великий мастер ужасов Дзюндзи Ито.
Дзюндзи — автор знаменитых манг «Томиэ», «Рыба», «Спираль» и множества коротких, но дико страшных историй. Среди них, кстати, затесалась и манга о котиках — «Кошачий дневник Дзюндзи Ито: Ён и Му» о нелёгких буднях владельца двух пушистых комков зла. Ито сравнивают с мастерами литературного хоррора — Клайвом Баркером, Стивеном Кингом и Говардом Филлипсом Лавкрафтом. Недавно мангака получил «Оскар» от мира комиксов — премию Айснера как «лучший автор/художник».
Мы проштудировали десятки интервью мангаки и делимся его советами о том, как создавать действительно пугающие истории.
Используйте личный опыт как основу для ужаса
Дзюндзи в детстве. Фото из передачи Manben
Будущий мангака рос в очень старом доме. Чтобы сходить в уборную, ему нужно было спускаться в тёмный подвал и проходить там по длинному коридору. Пол в коридоре был земляным, а в тёмных углах прятались огромные пятнистые сверчки и пауки. По крайней мере, они казались огромными маленькому Ито.
В середине коридора дверь была всегда открыта, и мне приходилось заглядывать в эту тёмную, жуткую пустоту. Я боялся и не хотел ходить туда один. Интересно, люди, которые читают мои истории, боятся так же, как я тогда?
Дзюндзи Ито
Несмотря на страх, маленького Ито тянуло к хоррор-манге, и он начал читать её уже в пять лет. Как говорит сам мангака, сильно на него повлияли работы Казуо Умезу (Orochi: Blood, The Drifting Classroom), Хидеши Хино («Онинбо и адские личинки») и Шиничи Кога («Эко Эко Азарак»). Вдохновившись историями этих авторов, маленький Дзюндзи сам начал рисовать хоррор-мангу в начальных классах.
Детские и подростковые рисунки мангаки
По словам автора, он рос в маленьком городке, где дома были расположены слишком близко друг к другу, и ему постоянно приходилось ощущать на себе взгляды соседей. Город не позволял маленькому Ито чувствовать себя спокойно и он «всегда боялся его». Это ощущение автор хотел отразить в своих работах.
Иногда Ито выбирался в большой город, где видел воздушные шары с рекламой (аналог билбордов), которые парили над зданиями. Они напоминали ему летающие тарелки из любимых историй про инопланетян. Этот образ Ито тоже включил в свою работу «Воздушные шары-виселицы», перемешав вчеталение с другими идеями.
Страница из манги «Воздушные шары-виселицы». Источник
Несмотря на любовь к манге, Дзюндзи выбрал профессию зубного техника и долгое время работал по специальности, рисуя страшные истории в свободное время в качестве хобби. Рабочий опыт он тоже использовал в творчестве.
Опыт работы зубным техником помог мне рисовать зубы очень реалистично, соблюдать размеры и так далее. У одного из героев моей манги проблемы с железом в крови, и поэтому я нарисовал ему острые стальные зубы.
Дзюндзи Ито
Когда будущий мангака понял, что его работы достаточно хороши, чтобы показать их манга-издательствам, он послал небольшую историю в журнал Gekkan Halloween и даже получил за неё приз. После этого Дзюндзи стал работать над своей дебютной мангой — «Томиэ», которая после выхода и сделала его знаменитым.
Страница из второго тома манги «Томиэ». Источник
Ито стал упорно работать, чтобы соединить в своей манге всё, чего так боялся в детстве, и привносил в уже существующие образы своё творческое видение.
По мнению мангаки, истории, которые вы хотите рассказать, становятся «сильнее», когда вы используете свой настоящий опыт, а не придумываете всё с нуля. Например, идея «Томиэ» появилась в голове Ито, когда он ещё учился в школе и узнал, что один из его одноклассников погиб в автомобильной аварии.
Мне показалось странным то, что одноклассник, который был полон жизни, внезапно исчез из этого мира. У меня было странное чувство, что он вот-вот снова вернётся в класс. С тех пор я хотел выразить это чувство в своей манге. Мне пришла в голову идея о девушке, которая умерла, но потом просто вернулась обратно, как будто ничего не случилось. В реальной жизни умер мальчик, но в манге я превратил его в девочку.
Дзюндзи Ито
К образу вернувшегося с того света персонажа Ито добавил тему нарциссизма. В его понимании Томиэ — олицетворение этой темы, доведённой до крайности. Автор думал, что такая фиксация на самом себе свойственна каждому человеку, и, выкрутив её на максимум, смог показать, что нарциссизм вызывает зависимость и тревогу.
В понимании мангаки, корень любого страха — это тревога. Он верит, что большинство действий человека направлены на то, чтобы избавиться от навязчивой тревожности.
Страница из манги «Рыба». Источник
Идея другой манги Ито под названием «Рыба» тоже растёт из пережитого опыта и тревог. В детстве родители мангаки рассказывали ему истории о войне, и он очень боялся, что его призовут на службу, когда начнётся новый конфликт. Страх перед войной перерос «в антивоенные чувства», и Дзюндзи решил отразить их в «Рыбе», где разбухшие морские обитатели, прикреплённые к стальным устройствам для ходьбы, были результатом экспериментов с военной техникой.
Ещё Ито боялся акул. Он был так впечатлен фильмом «Челюсти», что стал испытывать страх перед морскими хищниками. По словам мангаки, «Спилберг мастерски запечатлел сущность страха, воплотившегося в образе акулы-людоеда». Тогда автор подумал, что сделает нечто похожее, но даст акулам возможность покинуть свою среду обитания и выйти на сушу, чтобы охотиться на людей.
Используйте абсурдность, чтобы сделать историю страшнее
Страница из манги «Слои страха». Источник
Один из главных приёмов в арсенале мангаки — шокирующие образы, которые кажутся ненормальными. В историях Ито люди превращаются в спирали, маньяки живут в креслах, а в скалах образуются выемки в форме людей.
Невозможно представить, чтобы кто-то сорвал кожу со своего лица просто так. Если задуматься, это звучит нелепо. Наверное, мне просто нравится абсурдность. Мы должны отбросить серьёзность и подойти к вопросу так: «Было бы забавно, если бы появилась вот такая история?»
Дзюндзи Ито
Мангака Наоки Уросава (20th Century Boys, Master Keaton и Monster) считает, что «именно вещи, которые звучат нелепо, дают Ито свободу творчества». По его мнению, в основе понятия жанра ужасов лежит «некая беспощадность, присущая детям, ведь они без сочувствия могут заявить: Страдай!»
Может быть, я так и не созрел и увяз в таком состоянии.
Дзюндзи Ито
Ито говорит, что хотел создавать истории, которые «словно не от мира сего». Он думает, что важнее всего — правильно подобрать визуальный образ. Если сделать его достоверным и в то же время необычным, значит, работа удалась.
Страница из манги «Слои страха». Источник
Во время работы над очередной мангой Дзюндзи слой за слоем покрывал рисунок чернилами, и ему пришла идея — что, если эти «слои» использовать как элемент ужаса? Чем они отличаются от колец на кроне дерева, показывающих возраст?
Он закончил работу и принялся за создание короткой истории «Слои страха», в которой у обычной с виду девушки под кожей оказывались эти самые слои — по одному на каждый год жизни. В этой же истории была и сцена с зубами.
Идея тела, состоящего из годичных колец, пришла ко мне первой. В процессе рисования мне стало интересно, как же может выглядеть внутренняя поверхность рта. Не думаю, что в реальности всё выглядело бы точно так же.
Дзюндзи Ито
Страница из манги «Слои страха». Источник
Рисуйте реалистично и детально — это поможет читателю поверить в абсурдную историю
Страница из манги Hell O`Dollies. Источник
При создании страшных историй и абсурдных образов Ито в первую очередь стремится к детализации рисунка, чтобы читатель «прочувствовал каждую чёрточку».
Ито дотошно отрисовывает каждую мелкую деталь и так же дотошно обводит всё тушью. Как заметил Наоки Уросава, Ито придумывает максимально неправдоподобные истории, а затем изображает их максимально реалистично. Дзюндзи будто бы соблюдает баланс между немыслимым и правдоподобным.
Если я не нарисую детали реалистично, то получится, что я просто рассказываю нелепую историю, вот и всё.
Дзюндзи Ито
По словам мангаки, изначально для «Слоёв страха» он задумывал немного другой образ, однако тело ребёнка находилось внутри взрослого тела персонажа, и автору было любопытно, как бы это могло работать. Её ноги и остальные части тела могли бы вытягиваться по мере роста. Когда он это понял, то сделал вот такой рисунок:
Страница из манги «Слои страха». Источник
Будьте неспешны как в рисовании, так и в сюжете
Страница из манги «Загадка Амигарского ущелья». Источник
Ито рисует неспешно, особенно когда работает пером. Наоки Уросава даже назвал Дзюндзи «самым медленным художником за всю историю телепередачи Manben» и сказал, что автор рисует неспешно, «давая страху медленно просачиваться в рисунок с каждым штрихом». Мысль Уросавы развил голос диктора передачи: «Аккуратные и неспешные чёрточки добавляют линиям больше страха».
Если рисовать медленно и на одном дыхании, то у вас получится раскрыть красоту линий.
Дзюндзи Ито
Неспешность свойственна и его сюжетам. Они развиваются медленно, оплетают читателя тревогой и неотвратимо ведут его к пугающей, иногда жестокой, кульминации с плохим концом.
Делайте плохие концовки у коротких историй и (относительно) хорошие — у длинных
Страница из манги «Спираль». Источник
Ито считает, что если история короткая — ей идеально подходит плохая концовка, в которой с героем что-то случается или он погибает. По его мнению, это перекликается с творчеством писателя Говарда Филлипса Лавкрафта, в произведениях которого герои часто умирали в финале или сходили с ума. Дзюндзи читал рассказы писателя с самого детства и до сих пор считает Лавкрафта одним из авторов, повлиявших на его творчество.
К тому же плохие концовки не накладывают на Ито обязательства — ему, как автору, не нужно переживать за персонажей и вести их к финалу, можно делать с ними что угодно и ещё сильнее пугать читателя. «Если читатель заранее знает, что с героями ничего не случится — он не испугается», — говорит Ито.
Страница из манги «Спираль». Источник
Если история длинная, как в «Спирали», и читатель долго шёл к финалу вместе с героями, эмоционально вкладывался в них и привязался, то и концовку стоит сделать позитивной, либо относительно позитивной. Ито считает, что герои «должны получить хоть что-то».
Такие истории я хочу закончить на хорошей ноте, чтобы люди не возненавидели мою работу. Лично я предпочитаю короткие рассказы и заканчиваю их ужасающим образом, потому что у меня это хорошо получается.
Дзюндзи Ито
Ищите ключ к страшным образам и историям в повседневности
Страница из манги «Спираль». Источник
Ито уверен, что самый сильный ужас сокрыт в том, что окружает нас каждый день, на протяжении всей жизни. Дзюндзи снова приводит пример из детства. Он рос в городке, в котором было много улочек и переулков. Будущему мангаке казалось, что город похож на лабиринт, в котором можно спрятаться, играя с друзьями в прятки, заблудиться и никогда больше оттуда не выйти. Это ощущение, появившееся как реакция на окружение, в итоге легло в основу «Спирали».
Вдохновение от окружения Ито считает основным методом в своей работе. Именно из повседневности он черпает идеи и образы, переворачивает их, переосмысляет и превращает в леденящие кровь истории.
Я просто живу своей повседневной жизнью, пью кофе, выхожу на улицу, смотрю на здания, встречаюсь с людьми... Есть вещи, которые меня вдохновляют. Всякий раз, когда у меня появляется отличная идея, я записываю её в блокнот, чтобы потом как-то использовать. Потом я смешиваю несколько таких идей и появляются истории. Не могу сказать, что все идеи хорошие — есть много плохих или откровенно глупых.
Дзюндзи Ито
«Спираль» мангака придумал, основываясь не только на детских ассоциациях, но и на впечатлениях из более позднего возраста.
Страница из манги «Спираль». Источник
Он гулял по улицам города, смотрел на ряды домиков и захотел нарисовать историю про людей, которые живут «в странном и необычном здании». Это было очень длинное здание, в Японии такие называют «nagaya». Когда Ито пытался понять, как нарисовать такое здание, чтобы оно выглядело интересно, то решил нарисовать его в форме спирали.
Я просто беру идеи из своей повседневной жизни. Озарение может прийти даже из того, что я слышу по радио. Интересно брать вещи и смотреть на них с обратной стороны. Я специально не пытаюсь изобразить ужас или придумать идеи, которые будут ужасать. Зачастую такие идеи даже не связаны со страхом, я добавляю его позже. Я даже не знаю, что люди считают страшным, а что — нет.
Дзюндзи Ито
Страница из манги «Проклятый кадр». Источник
Однажды Ито увидел в журнале рекламу. На фото была изображена модель с лицом, которое показалось мангаке жутким. По словам Ито «она была красива, но также было в ней и что-то страшное». Он решил использовать этот образ и сделал манекенщицу из журнала одним из своих монстров, который ест людей. «Так я превратил её в страшилку», — говорит Ито.
Используйте темноту в рисунке
Страница из манги «Спираль». Источник
Ито любит заливать страницы чёрным цветом, выделяя им фигуры персонажей, предметы и целые сцены.
Каждый раз, когда я вижу чистое пространство на листе, то ничего не могу с собой сделать и хочу заполнить его. Может быть, это что-то вроде боязни пустого пространства? В любом случае, я закрашиваю эти пустоты на рисунке потому, что хочу сделать его темнее.
Дзюндзи Ито
При этом мангака следит, чтобы рисунок оставался читаемым, не перегруженным деталями и не утопал целиком в «черноте». Наоки Уросава заметил, что персонажи Ито всегда чем-то выделяются и не теряются даже на тёмном фоне или фоне с множеством деталей и штрихов.
В ужасах пугающая темнота — общая тема. В ней сложно разглядеть тёмные предметы, поэтому иногда кажется, что кто-то наблюдает за тобой из тьмы. Это рождает страх. Вы думаете: «Кто или что это?»
Дзюндзи Ито
Стройте истории и образы на человеческих фобиях и страхе неизведанного
Страница из манги «Спираль». Источник
Многие считают, что главный инструмент в арсенале мангаки — кровавый боди-хоррор с телесными трансформациями, однако сам он считает их второстепенными элементами.
Для Дзюндзи в первую очередь важно чувство тревоги, основанное на какой-то фобии человека или страхе (тела, толпы, себя самого). Он строит истории вокруг этого ощущения и добавляет к нему что-то ещё.
Страница из манги «Проклятый кадр». Источник
По словам Ито, он не стремится показывать кровавые и жестокие сцены сразу, и не хочет строить истории вокруг них. Его больше интересует элемент любопытства и тяги читателя к вещам, находящимся вне его понимания. Мангаку интересует тайна, стоящая за страхом, и именно эта тайна в детстве заставила его полюбить хоррор-мангу.
Тайну он выстраивает вокруг сверхъестественных элементов — духов, призраков, страшных проклятий и не совсем людей, чудесным образом возвращающихся после смерти.
Мне не очень приятно рисовать гротескные сцены с вылезающими наружу кишками. Я предпочитаю сверхъестественные сущности и считаю, что лучше всего вызывать страх, воздействуя на психику.
В этом стремлении Ито похож на упомянутого выше Говарда Лавкрафта. Тот тоже не фокусировался на боди-хорроре напрямую, а неспешно, шаг за шагом, воздействовал на психику и зачастую прятал за кадром внешний вид монстров и саму природу ужаса. С этим методом согласен и Стивен Кинг. В своей работе «Как писать книги» один из его главных тезисов звучал так: «Чем меньше знает читатель — тем ему страшнее».
Страница из манги «Загадка Амигарского ущелья». Источник
По словам Дзюндзи Ито, в творчестве Лавкрафта его больше всего очаровывало настроение, которое писатель способен создать:
Некий процесс, с помощью которого Лавкрафт приводит читателя к страшным сценам. Например, когда он описывает городской пейзаж, где разворачивается действие, он рассказывает о тёмной и зловещей церкви вдалеке. Сразу возникает вопрос: что там скрывается? Влияние Говарда особенно видно в «Спирали».
По словам Ито, сцену с чёрным маяком на побережье из манги он рисовал, вдохновляясь только Лавкрафтом.
Не используйте дешевые приемы из хоррор-фильмов
Страница из манги «Спираль». Источник
Дзюндзи Ито — противник стандартных приёмов из популярного хоррор-кино. Он не любит джамп-скеры (кто-то внезапно выпрыгивает из-за угла со страшным звуком) и скримеры (кто-то внезапно появляется на экране со страшным криком), и в своей манге стремится избегать подобных решений. По словам автора, он вырос на медленных и атмосферных фильмах киностудий Hammer и Universal («Франкенштейн», «Дракула»), которые фокусировались на погружении зрителя в жуткую эстетику. Ито уверен, что джамп-скеры могут напугать зрителей, но это мимолётный страх, который быстро рассеивается.
Ито разработал свою методику запугивания. Исследователи творчества мангаки называют её «page turn» (переворот страницы). Читатель видит обычную страницу с героями манги, которые стали свидетелями чего-то шокирующего, но автор не показывает, чего именно. Последняя панель на такой странице — испуганные лица персонажей. Теперь читатель должен перевернуть страницу — и уже на следующей его ждёт либо разворот с шокирующей сценой без слов, либо одна страница без панелей, на которой запечатлена сцена с монстром или боди-хоррор-сегментом. Так, по мнению автора, читатель «чувствует то же самое, что и герои на предыдущей странице».
Приём page turn на примере финала одной из историй «Томиэ». Источник
Сам Дзюндзи старается использовать приём не слишком часто, чтобы читатели «не устали и не перенасытились». Обычно такие сцены в его манге появляются в завязке или кульминации, в остальное время он нагнетает тревожность.
Опирайтесь на человеческий разум, психологию и психологические проблемы
Страница из манги «Спираль». Источник
Несмотря на то, что Ито любит рисовать всё сверхъестественное, придумывать необычных монстров и безумные ситуации, он опирается в первую очередь на людей и их мышление.
Я убеждён, что разум человека — самое страшное и пугающее место в мире. Там скрываются все самые жуткие монстры и демоны. Нет ничего более ужасающего, чем влияние больного сознания на действия человека.
Так Томиэ из-за своего нарциссизма, граничащего с безумием, забирает покой мужчин, у взрослой девушки из «Слоёв страха» под кожей оказывается маленький ребёнок, а с популярной и некогда обожаемой девушкой из «Ремины», в честь которой назвали небесное тело, хотят расправиться люди с улицы.
Этот метод растёт из вдохновения повседневностью — простые психологические проблемы обычных людей в руках Ито превращаются в гротескные кошмары и чудовищ, которые эти самые проблемы отражают.
Вы не можете просто нарисовать монстра на ровном месте. У вас должна быть идея, метафора и история, и только тогда вы сможете увидеть, как этот монстр выглядит. Например, в короткой истории «Мои дорогие предки» идея соединить головы всех родственников пришла ко мне, когда я взглянул на тотемный столб.
Страница из манги «Мои дорогие предки». Источник
А короткая история «Загадка Амигарского ущелья» началась с простого скетча дыры в форме человека. Затем у Ито возникли вопросы: «Что если эта дыра вам идеально подходит? Кто мог бы её сделать? Что бы почувствовал человек, который в неё вошёл?» Тогда мангака решил, что всякий, кто туда бы попал, почувствовал себя в ловушке. Ито ориентировался на собственные ощущения «вроде диссонанса, который возникает, когда слышишь свой голос на плёнке или смотришь на себя со стороны на видеозаписи», и хотел их передать читателям.
Двойники — это то, что мне действительно нравится как идея, и я думаю, что эта концепция применима к «Амигаре».
Используйте контраст красоты и ужаса
Обложка французского издания «Томиэ». Источник
Режиссёры, писатели и комиксисты часто используют женские образы для подчёркивания контраста между красотой и страхом. Так в молодёжном хорроре «Тело Дженнифер» героиня постепенно из девушки с приятной внешностью превращалась в монстра, а в ремейке «Суспирии» утончённые танцовщицы призывали страшное существо, жаждущее крови.
Такой же метод использует Ито. Его замысел — «изобразить красивых девушек, дрожащих в страхе» как в хоррор-фильмах 80-х годов и создать контраст между красотой и уродством, противопоставляя девушек монстрам, а иногда соединяя и то, и другое.
Страница из манги «Томиэ». Источник
Ужасы и чувственность оказывают на читателя воздействие.
Для этого мангака много внимания уделяет волосам девушек. По его мнению, волосы — это символ японских женщин, и большинство девушек ценят этот образ. Он использует волосы так же, как режиссёры японского хоррора, чтобы передавать некое «ощущение движения». Ито кажется, что именно это «движение» бессознательно вызывает у людей страх.
Например, мы знакомы с природой и устройством змей, но они всё равно вызывают у нас жуткие чувства. По тем же причинам волосы часто встречаются в японских ужасах.
Еще Дзюндзи делится советами по рисованию красивых женщин:
Все дело в ресницах. Я изображаю их достаточно густыми. Ещё, в зависимости от того, как свет падает на зрачок, я затемняю области вокруг бликов, а области дальше от них делаю светлее. Ещё я рисую лица в соответствии с золотым сечением.
Мангака отмечает, что помогают и речевые обороты, то, как девушки разговаривают в его манге. По его мнению, «в обычной жизни люди так не говорят».
Панели из манги «Томиэ». Источник
Не увлекайтесь морализаторством и подтекстами
Страница из манги «Спираль». Источник
Ито утверждает, что не закладывает в свои истории глубокие идеи или философские подтексты. В его понимании творящиеся ужасы — лишь череда случайностей, порожденных неизвестностью. Если знать природу зла и понимать его идеи — читатель «начнёт думать и перестанет бояться». Его больше не будет заботить тревога. Все смерти персонажей, как основных, так и побочных — случайны и непоследовательны, потому что в манге Ито никто не в безопасности. Как если бы человек столкнулся с чем-то сверхъестественным в реальной жизни.
Критики и исследователи творчества Ито часто видят в его историях предсказания (так некоторое время считалось, что мангака предвидел появление соцсетей в манге The Town Without Street), а иногда и вовсе пропаганду марксизма (манга «Спираль»). Сам автор отрицает «глубину» произведений и говорит, что ничего такого не задумывал.
В случае со «Спиралью» политик Масару Сато, бывший высокопоставленный японский дипломат, специализирующийся на отношениях с Россией, прочитал мою работу и написал о ней текст, который можно найти в послесловии переиздания манги. Он почувствовал марксистское влияние, в то время как я ни о чём таком не думал. Моя цель состоит лишь в том, чтобы напугать или заставить читателя пережит сверхъестественный опыт.
Не бойтесь рисовать историю «не по порядку»
Обложка манги «Сенсор». Источник
Ито не раз говорил, что склонен развивать общую историю вокруг визуальных элементов. Он держит в голове картинку с героем или монстром и думает о том, какой сюжет можно построить вокруг этой самой картинки. Иногда в его голове появляется идея кульминации будущей истории, и тогда он начинает работать «с конца» и продумывает, как герои придут к финалу. Если Ито сначала создаёт сюжет, а потом начинает рисовать, ему становится некомфортно.
В своём пайплайне Ито сначала создаёт скетчи, потом более подробные рисунки, потом ещё и ещё, пока история не обретёт итоговую форму. Только после этого он записывает идеи для сюжета и параллельно продолжает рисовать.
Во время создания «Томиэ» у Ито была идея: умерший человек как ни в чём не бывало возвращается к жизни и навещает знакомых. Пока мангака углублялся в рисунок, к нему пришёл образ — Томиэ разрезана на куски. Так он нашёл примерный вектор истории.
Страница из манги «Томиэ». Источник
Во время создания истории «Воздушные шары-виселицы» Ито нащупал сразу две идеи и решил их объединить. Первая — образ мёртвых людей, прикованных к воздушным шарам, а вторая — воспоминание о сне, который Ито видел в детстве. Там за Дзюндзи охотились куклы-марионетки с привязанным к ним верёвкам, и они хотели повесить будущего мангаку.
Страница из манги «Воздушные шары-виселицы». Источник
Сам мангака не скрывает, что часто даже не знает, чем закончится история, а сюжет он строит «по ходу дела». По словам автора, он быстро от всего устаёт, и ему важно сохранять искру интереса на протяжении всего развития событий.
Например, когда Ито работал над мангой «Сенсор», у него не было никаких идей для финала. Он развивал персонажей и «следовал» за ними, а события выстраивались в цепочку сами собой, подчиняясь героям. Он даже не сразу понял, что пришёл к финалу. Об этом ему сказал редактор и попросил Дзюндзи сделать кульминационную сцену «в подходящем месте».
По признанию Ито, благодаря такому подходу в процессе создания «Сенсора» он нашёл множество необычных и неожиданных идей.
***
Ито создаёт мангу уже более 30-ти лет и не планирует останавливаться. Хоть он и говорит, что сейчас к нему приходит не так много идей, автор всё равно хочет и дальше создавать истории в духе тех, которые нравились ему в детстве.
Дзюндзи считает, что придумывать что-то новое и оригинальное — самое интересное дело на свете. Он советует начинающим и молодым авторам всегда придерживаться своих оригинальных идей, иначе те собьются с пути.
Бонусы
Небольшое видео, в котором Дзюндзи Ито оценивает «страшные штуки»:
Ещё одно видео, где мангака посещает особняк с привидениями из фильма «Винчестер. Дом, который построили призраки»: