Что такое «модельные листы» и как они помогают художникам?
Рассказываем о модельных листах, их месте в студийном пайплайне, разновидностях, применении в анимации, геймдеве и комиксах.
Модельный лист для мультфильма «Мой сосед Тоторо». Источник
Буквальный перевод словосочетания model sheets — модельный лист, то есть лист, на котором нарисована модель персонажа или предмета. В советской анимации они назывались «типажами». В первую очередь модельные листы — ориентиры для аниматоров, прорисовщиков, заливщиков. Они создаются дизайнерами по персонажам и ведущими аниматорами.
Модельными листами пользуются со времён Золотого века Американской анимации. Ввели их аниматоры мультфильмов про Микки Мауса, Looney Tunes и Merrie Melodies. Листы использовали для удешевления рабочего пайплайна и повышения качества анимации.
Создание анимации персонажа без модельного листа может привести к проблемам: даже опытному аниматору может быть трудно представить, как герой смотрится в разных позах, с разных ракурсов, как он должен двигаться и разговаривать.
Модельный лист Микки Мауса. Источник
Так рядовой аниматор в любой момент мог свериться с модельным листом и нарисовать все необходимые детали в соответствии с оригиналом.
Модельные листы печатались партиями, что позволяло быстро масштабировать производство и контролировать качество. Сейчас всё проще: есть электронные носители и интернет. Художники могут сохранять все дизайны на разных устройствах и использовать их как референсы внутри программ для работы с графикой.
Модельные листы используются не только в анимации, но и в комиксах, и в игровой индустрии. Помимо демонстрации персонажей и акцентов, листы используются при создании костюмов, скульптур и фигурок.
Часто модельные листы путают с анимационными листами, на которых художники обычно детально прорисовывают движения героев и их последовательность.
Основная разница в том, что на анимационном листе больше элементов. Там есть фазы движения персонажа и много разных положений, которые часто используются при передаче характера на уровне языка тела.
Алексей Горбут
Комиксист
Большую библиотеку модельных и анимационных листов из разных проектов больших и маленьких студий можно найти здесь.
Место модельных листов в пайплайне анимационной студии
Модельный лист Роксанны из мультфильма «Каникулы Гуфи». Источник
Процесс создания мультфильма разделяют на три части: пре-продакшн (pre-production), продакшн (production), пост-продакшн (post-production).
На стадии пре-продакшна создаются концепты и наброски дизайнов персонажей, а также сториборды (раскадровки)— покадровая «экранизация» сценария в виде длинного комикса.
Сториборд для фильма «Тихоокеанский рубеж». Источник
При разработке сториборда модельных листов может и не быть вовсе, потому что на этом этапе художники не фокусируются на похожести персонажей. Главная задача сториборда — создать визуальную сюжетную последовательность и превратить сценарий в картинки с подобранными планами и ракурсами.
Готовый сториборд отправляют дизайнерам и художникам по окружению. Они работают над визуальной частью истории, опираясь на готовые раскадровки. Далее в дело вступают аниматоры и художники, продумывающие движения персонажей и мимику. На этом этапе как раз и понадобятся модельные листы.
Один из ранних модельных листов Багза Банни. Источник
Готовые модельные листы передаются группе аниматоров, которые проверяют и тестируют персонажа. Они пытаются понять, удобно ли анимировать героя, и вычисляют слабые стороны его дизайна. Материал часто возвращают обратно дизайнеру, чтобы тот скорректировал модельные листы с учётом правок.
Модельный лист могут разрабатывать до полугода — в зависимости от сложности дизайна персонажа и его роли в мультфильме. Чем важнее персонаж — тем подробнее листы.
Далее наработки отправляются к художникам, создающим финальные цветные рисунки, или к 3D-моделерам. Именно от качества модельных листов будет зависеть итоговая анимация, которую будут создавать на этапе продакшна.
В 2D-анимации обычно рисуют модельные листы сразу для нескольких департаментов. Например, в листах для прорисовщиков указывают толщину финальной линии и количество деталей для заливки, чтобы сохранять единообразие стилистики будущего фильма.
Вот модельный лист Лило из мультфильма «Лило и Стич» для прорисовщиков:
И её же модельный лист для аниматоров:
После начинается этап пост-продакшна. Он в основном связан с редактированием видео: монтажом, настройкой визуальных эффектов, цветокоррекцией и работой со звуком.
Виды модельных листов
Модельный лист По для мультфильма «Кунг-Фу Панда». Источник
Профессиональные аниматоры разделяют модельные листы на разные типы, каждый со своим функционалом:
- Описание героя текстом.
- Позы, отражающие характер героя.
- Ростовой лист героев, если их несколько.
- Разворот персонажа.
- Если есть детали дизайна, на которые нужно обратить внимание, оформляется дополнительный лист. Этот этап — часто индивидуальный.
Обязательные этапы отрисовки модельных листов
Поздний модельный лист дизайна Багза Банни. Художники двадцатого века пытались уместить на одну страницу всё, что нужно знать о персонаже. Позже, чтобы не создавать хаос, листы стали делить на разные типы. Источник
Лист с набросками персонажей художники создают во время обсуждения идей и поиска образа героев. Обычно рисуют несколько грубых набросков и поз без детализации и конкретных пропорций.
Наброски к мультфильму «Красавица и Чудовище». Источник
На таких листах прорабатывают строение персонажа, конструкцию базовых форм (шары, конусы, кубы), пропорции, размеры и осанку.
Модельный лист Винни для мультсериала «Новые приключения Винни-Пуха». Источник
Аналог листа с набросками в 3D-анимации — лист с конструкцией персонажа. На нём быстро прорисовываются движения героя и его пластика. Такие листы помогают при создании полноценной 3D-модели и риггинге (создание скелета модели — костей и суставов, необходимых для анимирования).
Черновая конструкция для героя мультфильма «Рапунцель: Запутанная история». Источник
Модельные листы используют и для быстрой проработки деталей вроде волос:
Модельный лист головы Мегары из мультфильма «Геркулес». Обратите внимание, что художник в комментариях приводит как пример форму головы Микки Мауса. Источник
Или глаз:
Или даже пятен:
Детальная инструкция расположения пятен главного героя для мультфильма «Бэмби». Источник
Основной модельный лист содержит описания и изображения всех важных деталей персонажа, включая цвет, скетчи с разных ракурсов и описание мест, требующих особого внимания.
На таком модельном листе рисуют ключевые позиции героя, отображающие его характер. Именно их потом будут использовать аниматоры. Если студии нужно экономить ресурсы, то модельные листы к каждому эпизоду или сцене мультфильма делают максимально подробными.
Модельный лист Микки Мауса к мультфильму «Храбрый портняжка». Источник
На цветовом листе приводят палитру и детальные описания по покрасу разных частей персонажа. Здесь же пишут названия нужных цветов и коды.
Детальное описание цветовых решений для персонажей мультфильма «Король Лев». Источник
Лист с поворотами персонажа показывает героя в рабочей позе с разных сторон. Не всегда персонажа рисуют целиком — иногда лишь голову. Обычно используется четыре основных ракурса: вид спереди, сзади и с боков.
Листы с поворотами Мегары из мультфильма «Геркулес». Источник
Профессиональные аниматоры, работавшие в студии Disney, рассказывают, что листы с поворотами персонажа там стараются делать максимально подробными, не ограничиваясь четырьмя-пятью положениями, и рисуют поворот на 360 градусов. В советской анимации таких подробных листов не было, что было продиктовано экономией времени.
Листы с движениями предназначены для точного изображения движений персонажа, походки и даже манеры речи. Если в мультфильме планируются боевые сцены, то изображаются и «боевые» движения героев.
Лист с движениями Гайки для мультфильма «Чип и Дейл спешат на помощь». Источник
На листе с мимикой (или диалоговом листе) детально прорисовывают эмоции персонажа. Художники могут нарисовать всю голову целиком или выбрать отдельные части — лицо, рот и так далее. Такие листы нужны для поиска эмоционального диапазона героя и более точного отражения его характера.
Мимика Аида из мультфильма «Геркулес». Источник
Листы с тестовыми позициями и сценами содержат наброски разных поз и эпизодов с участием героев. Цель таких листов — поэкспериментировать и исследовать, подойдут ли свежие идеи уже готовому персонажу или нет.
Самая ранняя версия дизайна Багза Банни. Источник
Ростовая таблица — изображение всех основных персонажей на одном листе. Нужна для того, чтобы видеть различия, формы и размеры персонажей при их взаимодействии друг с другом.
Ростовая таблица персонажей из мультфильма «Гекулес». Источник
Модельные листы в комиксах
Модельный лист Алекса Россас мимикой Супермена для комикса «Царство небесное». Источник
В комиксах листы помогают придерживаться заданного визуального стиля и пропорций. В целом использование комксистами модельных листов не отличается от анимации. Они также делятся на разные типы и решают схожие задачи.
Работа над комиксом начинается с создания визуальных образов персонажей. На страницах комикса герои появляются в разных ракурсах и положениях, и чтобы в дальнейшем было проще всё это рисовать, создаются модельные листы персонажей.
Иногда рисуется несколько видов фигуры, либо какие-то элементы крупным планом. Например, узор на спине, специфическое вооружение и так далее. Если персонаж обладает уникальными способностями, это отражается на модельном листе: как он летит, стреляет огнём, превращается в некое существо и тому подобное.
Алексей Горбут
Художник комиксов
Часто комиксисты создают небольшие текстовые заметки про рост персонажа, цвета и другие характерные особенности. Модельные листы помогают и другим художникам, которые могут работать над комиксом. Так они будут лучше понимать визуальные особенности персонажа и изображать узнаваемые образы.
Без модельных листов художнику придётся постоянно держать в голове все элементы дизайна каждого персонажа — это очень сложная задача. Если учесть, что в комиксе может быть много героев, то можно легко ошибиться при изображении одного и того же персонажа на разных страницах. Внимательный читатель сразу заметит такой огрех, и это снизит степень достоверности создаваемого мира.
Модельные листы из комиксов Алексея — «Миротворцы» и «Вор Теней». Работы предоставлены художником специально для данного текста
Больше работ художника можно посмотреть в его паблике.
Модельные листы в 3D-моделировании и геймдеве
Модельный лист для анимационной короткометражки Sintel. Источник
В 3D-моделировании листы — важный референс для создания правильных пропорций. Особенно важны листы с «облётом» персонажа. Они сильно упрощают работу 3D-художника и помогают сэкономить время.
Чаще всего модельные листы нужны для закрепления пропорций и внешнего вида персонажей. Особенно это важно на крупных проектах, где над одним персонажем может работать несколько человек. 3D-моделлеры используют модельные листы по прямому назначению: снимают с них пропорции, массы, пластику персонажей — всю информацию, которую они не смогли получить с концепта. Опытные 3D-художники на относительно небольших проектах могут обходиться только концептом, компенсируя недостаток информации своими знаниями.
Влад Константинов
Арт-директор Owlcat Games
Художники и аниматоры советуют отрисовывать модельные листы для трёхмерных персонажей сразу в T-образной или А-образной позах. Герои в таком положении похожи на роботов — у них нет чётко выраженной мимики, ноги выпрямлены, а руки расставлены в стороны.
Работать над персонажами в таких позах легче: не нужно отвлекаться на детали, можно сосредоточиться только на пропорциях, форме и топологии.
Модельный лист Супер-Скрулла из отменённой игры по «Мстителям». Источник
Сейчас в игровой индустрии студии часто отказываются от отдельных модельных листов и делают их частью работы концепт-художников.
В геймдеве модельные листы часто входят в этап разработки концептов. Они создаются для передачи характера движений персонажа, а ещё в случаях, если он же будет использоваться крупными планами как рассказчик (чтобы показать его эмоции). Как отдельный этап производства модельные листы обычно не выделяют.
Михаил Шлыков
Ведущий 2D-аниматор ODIN GAMES
За консультации, экспертизу и помощь в подготовке материала огромная благодарность Андрею Тренину, Ирине и Александру Дороговым, Алексею Горбуту, Владу Константинову и Михаилу Шлыкову.