Эстетика sci-fi: киборги, бетон и асимметрия

Кратко разбираем эволюцию визуала в фантастических фильмах.

1200

Жюль Верн, “20 тысяч лье под водой”. Иллюстрация

Сайфай, или научная фантастика — слишком широкий жанр, чтобы его можно было уместить в один визуальный сеттинг. Первыми ласточками сайфай, ещё в литературе, были Жюль Верн и Герберт Уэллс. Книги первого породили необъятную и красочную вселенную стимпанка, второго можно считать отцом постапокалиптической антиутопии. В ХХ веке литературные фантазии о будущем сравнялись по популярности с детективами и романами, а вскоре и перегнали их. Промышленная революция вытесняла старые традиции. В лязге металла, искрах разрядов и шипении гидравлики рождался новый технократический миф.

1100

Герберт Уэллс, “Война миров”. Иллюстрация

Со временем научно-фантастический жанр эволюционировал, разделившись на несколько течений. Поговорим о визуальных характеристиках основных из них.

Космическая одиссея: вера в человечество

1200

Космическая Одиссея 2001

1200

Команда “Энтерпрайз”, Star Trek

1400

Дети XXI века, “Гостья из Будущего”

1400

Интерстеллар - современный пример на на стыке с социальной фантастикой

Так называемая “твёрдая” научная фантастика, старые добрые истории о покорении космоса и торжестве науки и техники. Суровые мужчины и безукоризненно красивые женщины в лаконичных форменных комбинезонах вписаны в геометрически правильные интерьеры космических кораблей или футуристических зданий. Характерная для этого жанра симметрия и чистота линий уходит корнями в античную идею гармонии. В 60х будущее представлялось светлым, гармоничным, наполненным сильными красивыми людьми и разумной техникой. Мир стоял на пороге великих перемен, людям хотелось верить в хорошее.

Но годы шли, и становилось понятно, что человеческая природа, в отличие от техники, меняется медленно. Появилась социальная фантастика, и здесь общество будущего уже не было похоже на упорядоченный социалистический рай.

Антиутопия: стирание индивидуальности

1400

Кадр из фильма “Заводной апельсин”

1400

Equilibrium: персонажи и архитектура

1400

“Облачный Атлас”, Откровение Сонми-451

Если мир классической фантастики строится на гуманистических идеалах и вере в прогрессивное человечество, то мир антиутопии, наоборот, антигуманистичен. “Твёрдая” фантастика воспевает романтику экспансии, осознанный аскетизм во имя большой цели. Антиутопия доводит эту идею до абсурда, показывает, как режим возводится в абсолют и довлеет над личностью, полностью её стирая. Визуальные особенности жанра это подчеркивают.

Здесь мы тоже видим простые симметричные формы. Но это уже не строгие функциональные очертания космолётов и не светлые, устремлённые ввысь города будущего. Это тяжёлые конструкции из монолитного бетона с узкими окнами, похожими на бойницы, низкие коридоры и огромные полупустые залы с монументальной мебелью. Из дизайна персонажей и обстановки исчезает цвет, гамма становится тёмной, невыразительной. Одежда и архитектура отсылают зрителя к культурам, где был принят отказ от личного в пользу безусловного повиновения вышестоящим. Здания похожи на пирамиды ацтеков и на шедевры конструктивизма тоталитарных времён. Униформа напоминает одежду самураев эпохи Бусидо. Деталей минимум, индивидуальности тоже. Гражданские выглядят нарочито беззащитно по сравнению с людьми режима.

Киберпанк: бунт личности против системы

1400

Blade Runner: фан-арт и кадр из фильма

1400

Игра Transistor: киберпанк с нотками ар-нуво

1400

“Матрица”: гибрид антиутопии и киберпанка

1300

"Пятый элемент" и "Призрак в доспехах"

1400

“Джонни-мнемоник” — классика жанра

Киберпанк сочетает в себе эстетику технократии и молодёжного бунта. Здесь герой уже не строит новый мир и не пытается выжить под гнётом режима. Он открыто бросает вызов системе. Роль системы играют корпорации. Внешней индивидуальности героя здесь уделяется максимум внимания. Броская одежда с обилием нефункциональных деталей, асимметрия, цветные волосы, вживлённые в тело бионические примочки - от протезов конечностей до экзоскелетов и шунтов для подключения к сети - всё это киберпанк.

Визуально жанр очень пёстрый. Вселенная корпораций - многонациональный вавилон, что позволяет творцам брать образы из разных эпох и стилей. Азиатская техногенная эстетика обильно приправлена заимствованиями из нуара (“Матрица”, “Джонни-мнемоник”), поп-арта (“5 элемент”), ар-нуво и модерна (Transistor). Из нуара же растут ноги и у традиционного для жанра ландшафта: гигантский мегаполис с башнями из стекла и бетона в центре и кошмарными гетто на окраинах, расцвеченный неоном и граффити, олицетворяет мощь и уязвимость корпораций. Постоянно пасмурная или дождливая погода подчёркивает, что в мире, где во главе угла стоит власть и деньги, плоховато с экологией, да и с настроением не очень.

Космоопера: смешение жанров

1400

Эклектичные ландшафты Star Wars

1400

“Стражи Галактики”: космоопера с элементами киберпанка и поп-арта

1400

Firefly: космический вестерн

1400

Battlestar Galactica: космический постапокалипсис

Космоопера - самый пёстрый и непредсказуемый жанр sci-fi. Она эксплуатирует любые сюжеты, от эпических до комедийных, и все известные визуальные стили. Первопроходцем в этом жанре справедливо было бы назвать Джина Родденбери и его Star Trek, но визуально этот сериал выдержан вполне в духе космической героики 60х. Первым, кто позволил себе щедрой рукой зачерпнуть вестерна, восточной культуры боевых искусств, фэнтэзи и народных сказок, добавить всё это в традиционную фантастику и замешать в один котёл, стал Джордж Лукас. Он поставил на эклектику и не прогадал: уже сорок лет его вселенная цепляет за душу миллионы людей по всему миру и порождает подражателей. Иногда успешных.

Визуальный рецепт космооперы прост: берёте звездолёт и помещаете его в ваш любимый сеттинг. Если вселенная велика и насчитывает десятки планет, сеттингов может быть несколько. Главное - не запутаться и не забыть объединить всё это дело какой-нибудь общей идеей. И вооружить космических ковбоев бластерами, конечно.

553 0 850 4
17
2022-02-10
Но годы шли, и становилось понятно, что человеческая природа, в отличие от техники, меняется медленно. Появилась социальная фантастика, и здесь общество будущего уже не было похоже на упорядоченный социалистический рай.
Я бы поспорил о последовательности. Сначала появились «Мы» Замятина (1920 г.), а только потом «2001: Космическая одиссея» Кларка (1968 г.). «О дивный новый мир» Хаксли (1931 г.) был раньше «Туманности Андромеды» Ефремова (1955 г.).

Вероятно, причиной появления утопий и антиутопий является нечто иное. Например, оптимизм — когда общество развивается в нужную, правильную сторону. Или пессимизм — когда дела идут плохо. Кстати, сейчас утопии не пишут вообще. Интересно, почему.
2022-02-11
Кто-нибудь из тех, кто это прочитает, проходил ли обучение в Смирновскулл?
2022-02-11
Артём, тебе обучалок на ютубе мало?
2022-02-11
Serg, обучаться по видео с ютуба - всё равно что набирать массу на овощах
2022-02-11
Serg, ну мне не очень хочется учиться 10 лет ради того "чтобы норм себя чувствовать".
2022-02-11
Артём, а кто тебя сказал что я 10 лет учусь? ты прочел это буквально.Я работаю 10 лет с графикой и постоянно впитываю актуальную и новую инфу, ту что не получишь на уроках в школах ( от препода многое зависит) , ну и если у тебя есть бабки и не жалко их отдавать - пожалуйста, получишь инфо в размере курса , а я получаю инфо абсолютно любое, без регистраций и смс каждодневно
2022-02-11
Serg, полегче
2022-02-11
Артём, да что полегче то) школ по 3д всего 2 основных, без названий, пройди курс и сам зацени устроит ли тебя .Выбора у тебя как бы нет если хочешь именно школу .
2022-02-11
Serg, да ты тут расписался как будто я не тебя наехал, в самом деле. А из школ по 3д я знаю только XYZ. А вторая какая?
2022-02-11
Артём, я не могу понять почему люди идут платно учиться если вся инфа вокруг в свободном доступе давно, это не 95 год же
2022-02-11
Serg, люди платят за то, что им не приходится по 100 лет искать информацию у неизвестных авторов и в неизвестных источниках. Если тебе не влом тратить кучи часов на поиски актуальной информации на ютубе то ради Бога - ищи. Но я ценю своё время.
2022-02-11
мда "призрак в доспехах" кадр из фильма, а не из аниме
2022-02-11
Артём, я проходил. Пробовал базовый курс "Основы CG"
2022-02-11
Александр, и как в целом? Отношение и скилл преподавателя, соотношение цена/качества, не пожалел?
2022-02-11
Александр, и стоит брать если совсем совсем зелёный в ИЗО?
2022-02-11
Артём, ответил в лс.
2022-02-11
Александр, принято
RENDER.RU