Костюм и повествование: о чем рассказывают платья «Марии-Антуанетты»

Наряды, цвета и даже музыка в драме Софии Копполы отсылают нас к современной поп-культуре. Зачем это режиссеру? Как дизайнеру удалось достичь компромисса между модой XVIII века и современной? Разбираемся подробно.

Можно ли рассказать историю только через костюмы героев? Передать через наряд мысли, чувства и жизненную ситуацию персонажей? Можно, если за дело берется итальянская художница по костюмам Милена Канонеро. Что она и доказала в картине «Мария-Антуанетта», где платья главной героини являются неотъемлемой частью повествования. Лента вышла в 2006 г. Она принесла Милене третий «Оскар» за дизайн костюмов.

В начале фильма Марию-Антуанетту будят и одевают слуги. Эта бытовая сцена ничего не добавляет к действию — в другом фильме ее бы не показали. Но здесь она подчеркивает важность костюма для повествования. Процесс облачения в фильме становится метафорой становления личности. Здесь очень важно, что героиню одевают другие люди, а не она сама.

В самом начале, по приезде во Францию, девушка одета очень скромно. Но французские придворные сразу же с энтузиазмом переодевают ее в нарядные одежды. Посыл ясен: в новой стране ей придется стать совершенно другой личностью, из ребенка превратиться в женщину. Перемена эта, по сути, вынужденная, она не пройдет без последствий — в будущем героиня потеряет над собой всякий контроль и придут годы безудержного веселья.

1200

Мария-Антуанетта в австрийском платье...


1200

... и переодетая на французский манер

Такой современный версальский двор

Милена Канонеро, конечно, опирается на то, как выглядели настоящие платья XVIII века. Но в то же время она видоизменяет их таким образом, чтобы они играли определенную роль в повествовании и в визуальном ряде фильма. В итоге мы получаем на первый взгляд странное сочетание моды рококо и современной популярной эстетики.

1200

Небывалый в XVIII веке оттенок розового

Например, этот тон розового никогда не использовался в XVIII веке, однако он распространен в современной поп-культуре. Зачем такая неуместная вставка? Этим художница хочет показать, что быт версальского двора и современный стиль жизни имеют много общего: от идеи, что красота может существовать ради самой красоты (результат — повальное увлечение китчем) до уверенности, что в жизни следует «просто веселиться».

Королева при дворе - предмет декора

Фильм можно условно разделить на четыре части — четыре периода в жизни Марии-Антуанетты. Каждому из них соответствуют свои декорации, визуальный ряд и, конечно, наряды. В первые годы при дворе героиня носит платья светлых пастельных тонов, создающих «весеннее» настроение. Почему так? Потому что при дворе девушка — это предмет декора, который должен состоять из приятных цветов и плавных линий.

Именно поэтому многие платья Марии-Антуанетты чем-то напоминают пирожные. Тема еды, особенно выпечки, очень важна в фильме, где хорошенькую девушку так и называют — «пирожное». Присмотревшись, в кадре можно найти платья-маффины и платья-макаруны.

1200

Увлечение светло-радужными расцветками платьев навевает ассоциации с макарунами

Пусть едят пирожные!

Второй период жизни Марии-Антуанетты — это годы непрерывных вечеринок, время ярких цветов и смелых нарядов. Декольте становятся глубже, парики выше, шлейфы дольше. Появляются насыщенные желтые, синие, розовые цвета. Художники становятся все раскованнее — одновременно с героиней. Высокие парики выглядят неустойчиво, как сама ее жизнь.

1200

Годы веселья: высокие парики и яркие цвета

В этот период происходит постепенное растворение личности Марии-Антуанетты в суете Версаля. Мы понимаем это каждый раз, когда узор ее платья сливается с орнаментом стены, или когда она одета точно так же, как другие женщины рядом с ней.

1200

Марию-Антуанетту едва видно на фоне стены

Главное предназначение женщины и королевы - стать матерью

Третий период — это годы материнства, когда Мария-Антуанетта отдает предпочтение струящимся линиям, ангельски-белым и кремовым тонам. Она наконец-то получила право жить, как хочет — в пасторальных платьях на лоне природы. Почему? Потому что она исполнила предназначение, которое считалось главным для женщины и королевы в то время — стала матерью. Теперь ей не обязательно мимикрировать под виды Версаля, мучаясь от собственной неполноценности, — можно быть просто собой.

1200

Материнство облачило Марию-Антуанетту в наряды сельской простоты

Этот перелом в развитии героини совпал с реальным поворотом моды XVIII века, которая в начале 1780-х под влиянием идей Просвещения обратилась к простоте, естественности, деревенским мотивам. Даже когда героиня возвращается из деревни в Версаль, она не надевает прежние яркие платья. Теперь это другая женщина.

1200

Возвращение в Версаль не стало для Марии-Антуанетты возвратом к прежнему стилю

Период траура

Под конец наступает период траура, мрачных и тусклых платьев, унылых зимних тонов — по мере того, как революция набирает силу, а героиня переживает смерть матери. Художники выбирают для Марии-Антуанетты темно-пурпурные, черные, темно-синие оттенки, приглушенные тона лилового и голубого. Розовый теряет свой блеск. Линии приобретают лаконичность, ткани становятся тяжелее.

1200

Траурные наряды Марии-Антуанетты

Историческая составляющая

Там, где это не мешает повествованию, Канонеро позволяет себе быть исторически точной. Например, голубое платье с розовыми бантами, в которое Мария-Антуанетта одета в начале фильма, практически скопировано с одного из ее ранних и самых известных портретов.

1200

Портрет юной Марии-Антуанетты...


1200

...и платье, вдохновленное этим портретом

Персиковое платье с бантами тоже взято с одного из ранних портретов.

1200

Мария-Антуанетта в персиковом платье на портрете…


1200

...и в фильме

Наряды для венчания и коронации исторически точны в том смысле, что там героиня щеголяет в панье — каркасах, которые надевались под юбку, делая ее чрезвычайно пышной по бокам, но оставляя довольно плоской спереди и сзади. Панье бывали и другой конструкции, но именно такие предписывались этикетом французского двора в 1780-х. Надевать их следовало только в особых случаях, поэтому все остальные наряды королевы имеют более узкий и удобный в быту крой.

1200

Свадебный наряд Марии-Антуанетты


1200

Королевская чета в день коронации

Не только панье, но и другие модные силуэты 18 века были перенесены с портретов на экран. Среди них повседневное «английское платье» и «английское платье» с подкатанной юбкой, «турецкое платье» и навеянный мужским костюмом редингот. И конечно, белое муслиновое «платье по-королевски», очень деревенского вида, которое Мария-Антуанетта ввела в моду в 1780-х.

800

«Английское платье»


1200

«Платье по-королевски»

Многие наряды, которые кажутся эксцентричными выдумками Канонеро, существовали на самом деле. Например, черно-белая шуба королевы.

1200

Чёрно-белая шуба королевы в фильме…


600

Даже розовая пудра, которой на экране посыпаны парики Марии-Антуанетты, действительно использовалась некоторыми модницами XVIII века. Вот до каких вершин исторического правдоподобия может довести художника хороший бюджет фильма.

Статья по материалам The Costume Vault.

721 0 850 1
2
2020-11-20
Как - как... Как и обычно, через опу... Со своими взглядами на костюм...
2020-11-20
довольно пресная статья - если бы я писала, я бы еще поговорила о новых романтиках, конверсах и котеджкоре - ну все таки современность в этом фильме оч сильно 80-ми представлена, что тож уже невполне современнность, а реф
RENDER.RU