Виды раскадровок: для комиксов, анимации, кино

Из-за техник, задач на проекте, подходов к производству и других факторов, сториборды и работа над ними могут сильно различаться. Если вы новичок в раскадровке, то эта статья будет вам полезна, так как знание особенностей сторибордов позволит лучше выстроить эффективную работу.

Мы проконсультировались с нашими менторами: сторибордистом Пашей Потехиным и сценаристом Димой Шрамко, а также с 2D-аниматором и режиссером серий аниме Evakoi и собрали информацию специалистов из Cartoon Network, Lucasfilm и Pixar. Так удалось лучше раскрыть тему, потому что некоторые вещи очень индивидуальны для каждого проекта и режиссера.
Кстати, если вы хотите еще больше погрузиться в тему раскадровок, то ждем вас на «Базовом курсе по раскадровке и режиссуре». А если вы желаете создавать полнометражные проекты, то вам подойдет курс «Раскадровка полнометражного фильма». Поехали!

Что такое сториборд?
Сториборд — это своеобразная репетиция итогового проекта. Это инструмент, необходимый для определения художественной и технической составляющих. С его помощью можно выбрать наиболее подходящие ракурсы для раскрытия истории и проверить, сколько необходимо ресурсов и исполнителей. А раз это инструмент, то кто его использует, и как?
Во-первых, человек может делать сториборд для себя. Если, например, это личный проект или первые поиски идей, то такой сториборд можно назвать эскизным, он представляет собой тамбнейлы — максимально схематичные рисунки маленького размера, которые делают для быстрой генерации большого количества идей. Этот сториборд не требует подробной детализации.

Во-вторых, если перейти от чернового сториборда к максимально детализированному, то такой вариант подойдет для аудитории, которая лучше воспринимает аккуратные и проработанные раскадровки. Такие сториборды чаще всего делают для рекламных проектов, а также для зрителей на питчинге, чтобы впечатлить их. Между этими крайностями располагается золотая середина — а именно сториборд для участников производства. Он сочетает в себе и эскизность, и детальность, но имеет свои особенности. А что влияет на них?

Перед тем, как приступить к работе над сторибордом, нужно определить, для какого вида медиа он создается: комикс, кино, полнометражная или сериальная анимация.

fjEpl5dcQU0.jpg

Сториборды для комиксов

Комиксы можно выделить в отдельную категорию, так как по этим кадрам не будут делать движение, как в кино и в анимации. А значит, раскадровка комикса определяет конечные кадры, и у них должна быть очень четкая читаемость. Сторибордисту нужно сразу обращать внимание на выразительность действий персонажей и их поз. У комиксистов есть свои козыри: зритель может дольше рассматривать изображение и детально изучать, что происходит на разных планах и слоях композиции. А композиция в комиксах — это, как говорится, база.

Комиксистам в процессе работы нужно следить не только за композицией в панели, но и за композицией группы панелей, а еще есть общая композиция страницы, которая должна учитывать каждую панель, не только как информативную составляющую, но и как композиционное пятно.

Помимо панелей, в комиксе есть межпанельное пространство, его тоже необходимо учитывать в разработке общей композиции страницы. Толщина и цвет межпанельного пространства могут создавать разные ощущения при прочтении произведения.
Продумывая композицию страницы, комиксист в дополнении ко всему должен определить линию движения глаз и грамотно расположить баблы с текстом. Это далеко не самая простая задача, ведь очень важно расставить баблы так, чтобы они были в понятном для читателя порядке и не мешали перемещению взгляда по композиции, а также важно, чтобы они не перекрывали персонажей, даже при адаптации балов под разные языки.

Дима Шрамко поделился своим опытом работы над комиксами студии Leto, отмечая, что перед тем, как продумывать композицию, он задает себе вопрос о задаче этой сцены: «Это больше эмоциональная или информативная страница? Что главное в этой сцене?»

90UOwGwKPZ8.jpg

Сториборды для кино и видеопродакшена
В подвижных проектах, в кино и в анимации, у сторибордистов появляются другие инструменты. Раскадровщики знают, что проект оживят, следовательно, у них появляется больше простора для движений персонажей и камеры.
Но если в мультфильмах фоны могут нарисовать и сториборд часто создается параллельно разработке локации, то в кино всё иначе. Раскадровщику важно учитывать среду, в которой будут проходить съемки, и знать о её ограничениях. Исключением являются проекты, в которых заложены планы на 3D-визуализацию или постройку декораций.
Также сторибордисту нельзя рисовать утрированные и стилизованные движения, ведь актеры — это не анимационные персонажи. Если, конечно, вы не работаете с Джимом Керри. Мир полон исключений.

sdDeehD08Lk.jpg

Сториборды для анимации
В мире анимации кажется и ограничений в статике нет и фон какой угодно нарисуют. Тогда какие особенности в сториборде поджидают здесь?

Время
Для начала следует отметить, что сториборд полнометражного проекта будет отличаться от раскадровки сериала. Основное различие заключается в пайплайне проектов. Процесс работы над полным метром занимает больше времени, чем над сериалом. А это значит, что раскадровщик имеет возможность лучше продумывать сцены и экспериментировать с ракурсами и планами.
Как говорил в одном из своих видео Toniko Pantoja: «На полнометражных проектах у вас будет много созвонов и погружения в историю».

В качестве примера рассмотрим мультфильм «Рапунцель» студии Disney. Во время просмотра картины можно заметить множество удачных ракурсов, сложные пролеты камеры. Сериал «Рапунцель: Новая история» тоже выглядит хорошо, однако, количество интересных ракурсов значительно меньше. Отчасти это связано с тем, что сериальные проекты — дело потоковое. В сериалах даты сдачи серий очень четкие.

В открытом доступе ходит информация про разработку сторибордов Cartoon Network. Toniko Pantoja говорит про сроки для раскадровщиков так: от 3 до 6 недель на 11-минутную серию, от 6 до 8 недель 22-минутную серию и от 8 до 12 недель на 44-минутную серию. В таком случае сториборд может быть где-то упрощен из-за ограничения по времени.

2B4WTH_6Fdc.jpg

Штат или аутсорс
Визуал сториборда также зависит от того, как работает производство — со спецами внутри штата или же отдает часть работы на аутсорс другим студиям. При передаче сториборда на аутсорс очень внимательно следят за всеми деталями. Такие раскадровки максимально проработаны, в них нередко можно встретить цветовые маркировки персонажей и подробную инструкцию по движению камеры.

Это делается для того, чтобы люди на последующих этапах производства не запутались и выполнили свою работу максимально точно и правильно. Если же сториборд делается командой внутри студии, то он может быть понятным, но не сильно детализированным. К примеру, раскадровка к мультфильму «Зверополис» создавалась именно командой студии, и в ней некоторые нюансы обозначены весьма схематично.

4xuEDfvtSdU.jpg

Бюджет
Достаточно проблематично точно сказать, кто и на что распределяет свой бюджет, но отметим, что деньги могут перестроить подход к разделению задач так, что повлияют на процесс создания не меньше, чем подход режиссера. Так, например, обычно у полнометражных проектов изначально бюджет больше, чем у сериалов. Но вот по виду сториборда «Аркейна» можно предположить, что оплата этого этапа была весьма весомой.

QwQ031_jyNA.jpg

Техника анимации
Частично бюджет определяет и то, в какой технике дальше будет реализовываться проект — 3D, 2D, перекладка, покадровая анимация или stop motion.

Нередко бывает так, что раскадровщик мультфильма использует множество интересных и сложных ракурсов, продумывает шикарные пролеты камеры, а проект, над которым он работает, реализуется в 2D-перекладке или скелетной анимации. Особенностью такой анимационной техники является использование минимального количества ракурсов. Это связано с тем, что персонажи в таких мультфильмах плоские и их движения ограничены в полных оборотах и необычных ракурсах из-за дороговизны и не совсем целесообразности их воплощения.

Поэтому при создании сториборда нужно учитывать особенности анимационной техники и не показывать персонажей со сложных ракурсов. Также для оптимизации работы используют реюз большого фона, то есть сначала рисуют общий фон или панораму, а затем используют её отдельные части.

rP8VaYd4RiU.jpg

В 3D-анимации можно смело делать крутые пролеты камеры и использовать разные ракурсы. Однако есть один важный момент: не все 3D-модели выигрышно смотрятся со всех сторон. Иногда дизайн персонажей настолько специфичен, что с некоторых ракурсов или в определенных позах их не стоит показывать.

Вернемся к разбору «Рапунцель» и отметим, что ограничение ракурсов связано не только с тем, что это дорого и сложно для сериалов, но и потому, что полнометражный мультфильм сделан в 3D, а сериал в 2D-скелетной анимации. А это наложило свои ограничения.

zLZ7_DDPjXI.jpg

В покадровой 2D-анимации можно и пролеты камеры делать, и ракурсы разные использовать. В такой технике привлекательность персонажа под разными ракурсами зависит только от мастерства сторибордиста и аниматора, который будет потом это воплощать.

Но есть два ограничения: время и бюджет. Разработка проектов покадровой 2D-анимации — удовольствие недешевое. А еще она занимает много времени даже у самых крутых мастеров. С этой проблемой неплохо справились японцы. Их сочетание статики и динамики сформировало стиль и таким образом появилось понятие сакуги — динамичных и плавных частей в эпизоде. Кстати, сакуга — это не только про драки.

z7ilehlw3_g.jpg

Подход режиссера к созданию истории
Тут можно выделить два способа: скрипт и борд драйвинг.
Скрипт драйвинг — это способ работы, в котором действия, мимика, диалоги и шутки продумываются на этапе написания сценария. Этот подход использовался при создании анимационных сериалов «Аркейн», «Аватар: Легенда об Аанге», «Гравити Фолз», «Дом совы», Infinity Train, «Рик и Морти», «Конь БоДжек». В скрипт драйвинг подходе удобно прослеживать не только опорные моменты, двигающие сюжет, но и арки развития персонажей.

В подходе борд драйвинг сторибордисты получают общий план серии, где могут быть более подробно расписаны только важные для развития истории моменты. К такому подходу относятся «Стар против сил зла», первые сезоны «Спанч Боба», «Время приключений», «Амфибия», «Вселенная Стивена».

На канале tumblr TV Cartoon Production автор делился своим опытом работы на сериалах и разбирал продакшн CartoonNetwork: «План эпизода — это, по сути, целый эпизод, расписанный по моментам с некоторыми деталями, оставленным неясными.
Здесь практически нет диалогов. Набросок должен быть своего рода наброском того, что станет вашим эпизодом. Он должен быть достаточно податливым, чтобы ваша команда могла его трансформировать. Но при этом достаточно конкретным, чтобы идеи, изложенные в набросках, остались в финальном эпизоде».

pUig8zPu8Jg.jpg


В зависимости от жанра акцент в истории может быть сделан на экшене, диалогах или на чем-нибудь еще. Раскадровка романтической комедии и раскадровка боевика будут существенно различаться: если в первом случае акцент будет на эмоциях, то во втором — на действиях и динамике.

JVDd_11WhW0.jpgfrpE6gipZP4.jpg

Особенности работы над сторибордами в разных странах
На российских проектах сторибордисты часто рисуют как статичные кадры, так и анимированные сборки — аниматики. На канадо-американксих проектах сторибордисты рисуют только кадры, а общую сборку визуала и аудио делают отдельные монтажеры.

m5kAEm4B6As.jpg

А на японских проектах статичные кадры может делать как режиссер серии, так и отдельный сторибордист. Этапа аниматика здесь нет: аниматору готовят отдельные кадры и у каждой сцены есть экспозиционный лист с заранее обозначенным таймингом.
Отметим еще раз, что это не железное правило, так как многое зависит от конкретных проектов. Но есть общие тенденции, которые мы собрали и рассказали. Теперь вы узнали, какие сториборды бывают, можете лучше ориентироваться в них и четче понимать, что вас ждет, если вы хотите стать сторибордистом. Желаем удачи!


Статью подготовила Надежда Косолапова специально для AnimationClub

609 0 850 5
1
2024-06-24
Хорошая статья, спасибо большое
RENDER.RU