«Ван Гог. С любовью, Винсент»

Как создавался первый в мире полнометражный мультфильм, нарисованный маслом

Знаете ли вы, какие существуют виды мультипликации? Нам хорошо знакома классическая анимация, компьютерная, стоп-моушен, а также мультфильмы, созданные при помощи перекладки или ротоскопирования. Но есть и менее распространенные техники, например, ожившая живопись.


Эта техника не нова, ею пользуются во всем мире, но редко – из-за сложности, потому что она соединяет в себе кинематографию и живопись. Мультипликатор рисует каждый кадр масляными красками (кисточкой или кончиками пальцев) на стекле или холсте, добавляя новые мазки прямо перед камерой и оживляя сцену при помощи стоп-моушен анимации. Кадры делаются вручную, и каждый из них — самостоятельная картина. Так был создан первый в мире полнометражный мультфильм, нарисованный маслом — «Ван Гог. С любовью, Винсент». Вышел он в 2017 году, а работа над ним шла целых семь лет!

image2.png


Интересный факт: в технике ожившей живописи создает свои мультфильмы Александр Петров, русский художник-мультипликатор, в 2000 году получивший Оскар за короткометражку «Старик и море» (его работы номинировались на Оскар четырежды!).

Имя Винсента Ван Гога известно каждому. Этот художник, не признанный при жизни, в наше время очень знаменит и любим многими. Он оказал значительное влияние на развитие модернизма в живописи и стал одним из родоначальников современного искусства. Сам его образ – отвергнутый и несчастный гений — прочно закрепился в культуре. Ван Гога помнят и ценят, о нем снимают фильмы и рисуют мультики.

«Ван Гог. С любовью, Винсент» – совместный польско-британский мультфильм. За съемки взялась студия BreakThru Films, разработка фильма оплачивалась Польским институтом киноискусства, а переподготовка профессиональных живописцев в художников-аниматоров была частично профинансирована через краудфандинговую платформу Kickstarter.

Дорота Кобела и Хью Велчман — режиссеры мультфильма. Их вдохновляла судьба Ван Гога и его творчество. В студенческие годы Дорота Кобела изучала взаимодействие искусства с психологией и защитила дипломную работу на тему писем Ван Гога. Эта работа и натолкнула ее на идею фильма о последних днях жизни художника (изначально задумывалась короткометражка). Во время успешной краудфандинговой кампании Кобела познакомилась с продюсером Хью Велчманом, которого заинтриговал ее проект.

image8.png

Дорота Кобела и Хью Велчман – режиссеры фильма

«У всего этого есть еще и деловая сторона, – рассказал Велчман. – Я как-то пошел на выставку, где показывали письма Ван Гога и две его картины, и туда была очередь на три с половиной часа. Я задумался: если люди выстраиваются в очередь, чтобы увидеть эти письма, значит, нам нужно снять об этом полный метр».

Своеобразным эпиграфом и основой для фильма стала цитата из письма Ван Гога «Мы не можем говорить иначе, как нашими картинами». «Я восприняла ее буквально, – вспоминает Дорота Кобела. – Я подумала, что было бы прекрасно так и сделать – заставить картины говорить и рассказывать историю».
В основу сценария легли 800 писем Ван Гога его брату Тео и около 100 картин и набросков художника. Авторы экранизировали подлинную биографию Винсента, герои фильма – реальные люди, окружавшие Ван Гога и повлиявшие на его судьбу или же наблюдавшие за ней.


Сюжет фильма разворачивается после трагической смерти Ван Гога. Главный герой – Арман Рулен, сын почтмейстера Рулена, считавшего себя другом Винсента. Исполняя волю отца, Арман пытается доставить последнее письмо погибшего художника его брату Тео Ван Гогу. Арман посещает Арль, Париж и наконец прибывает в Овер-Сюр-Уаз, где прошли последние дни жизни Винсента. В пути герой сталкивается с людьми, знавшими Ван Гога, и пытается разобраться в причинах загадочной смерти живописца.

image9.png

Арман Рулен с отцом (кадр из фильма)

Арман Рулен не был другом Ван Гога и практически не знал его. Но в своем путешествии он все больше проникается сочувствием к художнику. Личность Ван Гога открывается зрителю постепенно, с разных сторон. Для Тео он был любимым братом, для доктора Поля Гаше – не только пациентом, но и коллегой-художником, для Маргариты Гаше – тонко чувствующим и безмерно талантливым человеком. Но для большинства современников Ван Гог был просто сумасшедшим. Фильм дает зрителю возможность самому по кусочкам сложить образ Ван Гога, и в этом его ценность: нам не навязывают какую-то определенную точку зрения.

В процессе создания мультфильма было принято решение сначала отснять игровой фильм, а потом отрисовать кадры на его основе, чтобы упростить задачу аниматорам. 95-минутная игровая полнометражка снималась около двух недель, еще столько же времени заняли съемки фонов и дублеров в Польше. После этого началась работа над анимационной версией фильма. Главных героев сыграли известные актеры, включая Сиршу Ронан и Криса О’Дауда, причем исполняли свои роли они преимущественно на фоне хромакея.

image4.png

Кадры из игровой и анимационной версий фильма

Актеров выбирали на основе внешнего сходства с героями портретов Ван Гога. Для усиления эффекта им подобрали соответствующие костюмы и нанесли грим. Роль самого Ван Гога досталась польскому театральному актеру Роберту Гулачуку, а главного героя Армана Рулена сыграл Дуглас Бут.

image13.png

Актер, оригинальная картина Ван Гога и кадр из фильма

Затем режиссеры прибегли к композингу, чтобы соединить игровой материал с картинами Ван Гога, а также использовали компьютерную анимацию, чтобы придать статичным задникам трехмерный реализм. Как только был готов финальный монтаж, авторы приступили к живописи.

Съемочная группа создала 97 рабочих станций для анимации, где трудилась большая группа художников со всей Европы. Эти станции были сформированы таким образом, чтобы каждый мог видеть изначальный материал, не волнуясь о технологии и освещении.

image7.png

Рабочий процесс в студии

Художники-специалисты создали более 370 картин на холстах, соединив между собой живопись Ван Гога и игру актеров. Затем, используя эти картины как референс, команда художников переработала игровой материал и оживила его при помощи традиционной стоп-моушн анимации. Вот только все кадры писались маслом, а их набралось около 65 000! «Чтобы написать 65 тысяч картин шириной около 75 см и высотой примерно в 45 см, требуется безумное количество труда, – говорит Велчман. – Так что нам пришлось провести множество тестов, чтобы убедиться, что это вообще возможно». Аниматоры работали, как художник с полотном, используя палитру, фактуру мазков. Затем делали фотографию. Потом процесс начинается снова. 12 кадров – это несколько секунд готового действия. Точность работы требуется ювелирная.

Визуально фильм стилизован под картины Ван Гога – будто его произведения ожили, пришли в движение, заговорили. Одной из сложностей в переносе картин живописца на экран стала разница в размерах его холстов – художникам пришлось приводить их к единому формату кадра. «Мы делаем точные копии полотен Ван Гога. Но часто приходится их адаптировать, изменять или увеличивать, добавлять элементы, которые не фигурируют на оригиналах», – рассказывают художники.

image1.png

Работа над каждым кадром фильма требовала большой точности

Привести фильм к определенному визуальному единству – еще одна непростая задача для аниматоров. Главный герой Арман Рулен иногда «входил» в картины, которые отличались от его собственного образа — приходилось гармонизировать: менять технику штриха, время года или суток.

image11.gif

При создании этой сцены задний план пришлось изменить

Режиссеры использовали около сотни картин Ван Гога в качестве локаций для фильма, а также «оживили» их реальных героев — друзей и знакомых Винсента — чтобы разгадать тайну его последних дней. Каждый из этих персонажей выражает свое отношение к Винсенту и мнение по поводу его смерти, раскрывая свой характер и освещая с разных сторон образ Ван Гога.

Некоторые кадры фильма копируют работы Ван Гога. Мы подобрали для вас несколько примеров. Узнали бы вы отсылки при просмотре?

image6.png

image12.png

«Ночная терраса кафе», 1888

image10.png

image5.png

«Пшеничное поле с воронами», 1890

image3.png

image15.png

«Звездная ночь», 1889

Небольшая часть фильма состоит из черно-белых сцен флэшбеков, которые не разворачиваются на фоне картин Ван Гога, а созданы при помощи техники ротоскопирования. Эти сцены опираются на фотографии времен Ван Гога, так как создатели решили не рисовать места, которых не было на полотнах художника, в его технике – это было бы слишком сильное отступление от мира, созданного Винсентом. Кроме того, черно-белые вставки позволяют зрителю отдохнуть от буйства красок фильма и упорядочить впечатления.

image14.png

Черно-белый кадр из фильма

Каково же будущее техники ожившей живописи? Ждет ли ее широкое распространение? Скорее всего, нет. Процесс производства фильмов в этой технике сложный и затратный, да и рассчитаны они скорее на ценителей живописи, чем на массового зрителя. Мультфильмы, нарисованные маслом, появляются редко и остаются широко известны в узких кругах. Они ярко выделяются на фоне современной мейнстримной анимации, получают престижные премии, высоко оцениваются на анимационных фестивалях. «Ван Гог. С любовью, Винсент» – уникальный проект, который служит напоминанием, что мультфильмы – это тоже искусство, а не просто развлекательный продукт.

Автор текста: Мария Гринкевич
Редактор: Дмитрий Шрамко

748 0 850 3
2
2020-10-19
Маслом пишут а не рисуют.
2020-10-20
Чуть не поделился статьей, но реально, не "рисуют" же маслом... )
RENDER.RU