Blender vs Maya. В чем разница?

Maya и Blender — одни из самых востребованных программ для 3D-анимации. В этой статье мы расскажем об их особенностях, сходствах и различиях.

image6.png

Немного о программах

Принцип работы в Maya и Blender одинаков. Пользователь создает ключевые (основные) кадры для объектов и костей, а все промежуточные кадры (фазы) программа вычисляет сама. Так создают 3D-анимацию для видеоигр и мультфильмов, спецэффекты для кино и сериалов. Основные различия программ заключаются в стоимости, интерфейсе и работе с функционалом.


Maya — стандарт индустрии, с которым работают почти все студии в мире. Архитектура софта удобна для построения пайплайна, благодаря продвинутому API (от англ. application programming interface — набор библиотек, которые соответствуют различным функциям Maya). В свое время это позволило софту еще больше укрепить свои позиции в индустрии. Сегодня издатель, Autodesk, а до этого — Alias, поставляет софт в учебные заведения, таким образом большинство специалистов учатся делать анимацию именно в этой программе. Монополизация наряду с гибкостью функционала и централизованной поддержкой — то, что делает Maya популярной среди гигантов медиа-индустрии. Программу использовали в фильмах «Аватар, «В поисках Немо», франшизах «Трансформеры» и «Ледниковый период», «Холодное сердце» и многих других.

Blender — программное обеспечение с открытым исходным кодом — любой программист может его посмотреть , изучить и изменить. Это позволяет:

  • принять участие в доработке самой программы,
  • использовать код для создания новых программ и исправления в них ошибок — через заимствование исходного кода.

Софт популярен в основном у фрилансеров и инди-разработчиков. В последние годы программа интенсивно развивается и уже сегодня может конкурировать с Maya, поэтому большие студии начинают проявлять к ней интерес. Этому способствовало появление LTS-версии с долгосрочной поддержкой (Long Term Support). Таким образом студии с большими проектами могут начать и завершить работу в одной LTS-версии программы, не боясь, что после очередного обновления, что-то перестанет работать.


Кроме того, Blender — это еще и мощная программа для 2D-анимации. В его функционале заложен инструмент для рисования эскизов и аннотаций, Grease Pencil, полных аналогов которому пока нет у конкурентов. На счету Blender работа над фильмами «Человек-паук 2» и «Золотой компас», сериалом «Мир дикого запада», а на сайте NASA многие 3D-модели размещены в формате .blend.

Найди отличия

Удобный и простой интерфейс делает работу 3D-специалиста проще и быстрее. Среди дизайнеров не утихают споры о том, что же все-таки лучше с точки зрения юзабилити: Блендер или Майа. Известный блогер Wade Neistadt в одном из своих разборов утверждает, что по многим параметрам Maya превосходит своего конкурента. Но под видео сразу появились комментарии, опровергающие мнение автора.

image7.png

В этой статье мы не ставим перед собой задачу доказать совершенство той или иной программы. Способ работы с одинаковым функционалом в них отличается, но во многом незначительно. Мы приведем несколько примеров, чтобы показать это наглядно.

Импорт рига

Чтобы начать анимировать объект в Maya, нужно поместить его в рабочую область с помощью команды «create reference» в главном меню. В Blender для этого необходимо совершить на одно действие больше и создать для рига прокси. При этом в версиях 2.8+ тестируется система Library Overrides, позволяющая работать с объектами без прокси. Таким образом в будущих версиях Блендера эта разница сотрется.

image2.png

Горячие клавиши

По умолчанию в Maya установлено немного горячих клавиш, но для анимации этого набора хватает. В Блендере хоткеев больше и есть быстрое меню, куда можно добавить практически любую команду. Но здесь заключается и минус Blender: горячие клавиши для анимации расположены нелогично, из-за чего в процессе работы аниматору приходится отвлекаться на клавиатуру.
Для сравнения, в Maya все ключи находятся под левой рукой: для центровки объекта достаточно нажать F, а чтобы поставить ключ на выбранный объект — S . В Blender для этих же действий нужно нажать на точку на numpad’е, и клавишу I соответственно. Конечно, в настройках все это можно изменить, но всевозможные уроки и туториалы составлены с использованием горячих клавиш по умолчанию, поэтому новичку эти параметры изменять не рекомендуется.

Работа с Autokey

Autokey создает ключи при изменениях параметров объектов\костей автоматически. Этот функционал существует как в Maya, так и в Blender, но работает он по-разному.

Blender

При постановке ключа (горячая клавиша I) программа позволяет выбрать параметры/каналы, которые нужно зафиксировать на объекте, например только Location, Location + Rotation + Scale или Available (уже существующие). Чтобы каждый раз не выбирать эти параметры, нужно выбрать в меню Keying set подходящий набор ключей, и они будут проставляться по выбранным каналам автоматически. А чтобы добавлять ключи только в уже существующие каналы, нужно выбрать специальные настройки во вкладке «Анимация» — опция Only insert needed.

image5.png

Maya

В Maya ключи ставятся на всех атрибутах объекта: перемещение, поворот, масштаб (горячая клавиша S). Чтобы ключ работал только на нужный параметр, необходимо выбрать в левом верхнем углу один из атрибутов и правой кнопкой мыши выбрать настройку key selected. В этом случае при изменении этого канала ключ будет создаваться автоматически.

image8.png

Есть и альтернативный способ: в верхнем меню Channels проставить соответствующие параметры, тогда клавиша S будет вызывать ключ только на выбранные каналы.

image9.png

Graph Editor

Окно редактора позволяет работать с анимацией костей\объектов с помощью кривых. Эта опция есть в обоих софтах. В Maya этот инструмент считается более продвинутым с технической стороны. К примеру, кривые в ней редактируют мышкой: при нажатии на кривую появляется редактор Gizmo, который нажатием позволяет изменять ее положение.

В Blender нет Gizmo. Кривую здесь контролируют с помощью зажатой клавиши G и мышки, либо горячими клавишами перемещения, вращения и масштабирования - G, R, S. Чувствительность изменяется клавишей Shift.

Работа с модификаторами в Maya происходит прямо в окне Graph Editor. В Blender для этого функционала существует отдельная вкладка на боковой панели с настройками. Работа с модификаторами в Блендер менее наглядная, поэтому менее удобная.

image3.gif

Плагины и аддоны

Addons или plugins — надстройки, упрощающие работу специалиста. Если в программе нет встроенной функции для какого-то действия, скорее всего для нее есть аддон. Например, в Maya есть функция Ghost frames, позволяющая видеть положение геометрии сразу в нескольких кадрах. В Blender нет подобной встроенной функции, но есть аддон. В свою очередь в Блендере есть встроенная «твин-машина», которая изначально отсутствует в Майя. Один из аниматоров Maya, Алан Камило, разработал animbot — скрипт, совмещающий в себе функции сразу нескольких надстроек, который существенно ускоряет работу.

В Блендере существует аналог этого скрипта в в виде аддона, содержащий в себе часть похожих инструментов Animbot для Майя.

Рендеринг

Blender использует собственные движки рендеринга Cycles и Eevee, а Maya — Arnold. Качественно модули не особо отличаются друг от друга. Движки немного по-разному функционируют, поэтому разница определяется привычками дизайнера.

Кстати, при желании в обеих программах можно дополнительно установить множество других движков на усмотрение пользователя. Для Блендера существует целый список бесплатных движков.

«Ваше мнение очень важно для нас»

Наверное, самая большая разница между Maya и Blender заключается в поддержке пользователей и реакцией на баги и предложения. Maya принадлежит одному из крупнейших в мире поставщику программного обеспечения. У пользователей есть возможность писать на форуме просьбы и предложения, но вероятность быть услышанным невелика.

Blender — это команда независимых разработчиков с абсолютно другим подходом. Любой человек может внести предложение по улучшению работы в Blender. Все замечания рассматриваются и публично обсуждаются. Если предложение действительно оказывается полезным, то его добавляют в очередь на разработку. Также любой человек может самостоятельно написать нужный функционал и отправить код на рассмотрение разработчикам. После проверки такой патч добавят в ядро Блендера. Такой подход делает софт более гибким и позволяет развиваться быстрее своего конкурента.

image4.png

Сколько стоит?

Maya — дорогое программное обеспечение. Софт продается по подписке на месяц, год и три года с автоматическим продлением. К августу 2020 года на официальном сайте можно оформить подписку по следующим ценам:

2020-08-28_18-15-44.png

С 7 августа 2020 года для независимых разработчиков Autodesk выпустили инди-лицензию Maya. По ней годовое использование софта обойдется вам всего 12 000 рублей.

Но еще есть студенческая, бесплатная, версия программы на год с возможным продлением. По этой лицензии нельзя создавать коммерческие проекты, но у вас есть возможность освоить весь функционал софта. На официальном сайте есть учебный каталог, разбитый по категориям.

Blender — бесплатная программа с невысокими системными требованиями. Софт популярен как среди студентов и фрилансеров, так и среди крупных игроков индустрии.


Помимо официальной документации и поддержки в сети можно найти десятки обучающих материалов от самих пользователей. У программы очень плотное комьюнити по всему миру. Все социальные сети и чаты размещены на официальном сайте Blender.

Что же лучше: Maya или Blender?

Мы сравнили два софта по нескольким параметрам. Конечно, различий у программ гораздо больше. Есть у каждого свои преимущества и недостатки. Если вы решили стать 3D-аниматором и не знаете, какую программу выбрать, определите вашу цель.

На данный момент Maya — первая в индустрии. Этот софт идеально подойдет, если вы хотите сделать карьеру в крупной студии.

С другой стороны Blender сейчас активно развивается и постоянно оптимизируется. Разработчики выкатывают обновления гораздо чаще и масштабнее своего конкурента. Отсутствие цены на софт — неоспоримый плюс для новичков.

Maya совершеннее с технической точки зрения, но функционал Blender шире, хоть местами и менее проработан. Он эффективен для небольших проектов и стартапов.

Функционал в обоих софтах практически взаимозаменяем. При этом Blender дает возможность пользователям, привыкшим к анимации в Maya, изменить работу интерфейса и горячие клавиши по аналогии с Maya.

image1.png


За помощь в написании статьи благодарим наших преподавателей: Глеба Ясиницкого, Владислава Калинина и Семёна Ласкина.

Автор текста: Юлия Хлебко
Редактор: Дима Шрамко

674 0 850 5
39
2020-08-29
Очевидно же, что выбор в пользу 3д макса с его бипедом
2020-08-31
Учитывая что учебную лицензию автостол щас без подтверждающих документов не даёт, то выбор очевиден, пытаются сами себя закопать
2020-08-31
Для некоммерческого использования могли бы и бесплатно предоставить без регистрации и смс. Кому потребуется копия тот найдет, где ее взять.
2020-08-31
Слышите? Это Blender'овцы бегут.
2020-08-31
Артём, страшно!!!
2020-08-31
ЕЕЕ, я прибежал)
2020-08-31
В итоге все сидят на некоммерческих версиях 👍🏻
2020-08-31
Блендер рулит!:) Название моего канала "Blenderules" говорит об этом уже лет 10:)))
2020-08-31
Чекмейт ЛайтовичОчевидно же, что выбор в пользу 3д макса с его бипедом

Главная проблема макса это то, что нет версии под линукс, рендерферма под виндой это мегаватты впустую потраченной электроэнергии
2020-08-31
Артём, так завуалировано овцами, пользователей блендера еще никто не обзывал ))))
2020-08-31
В итоге все сидят на blender ☺😅
2020-08-31
Владислав КокоревАртём, так завуалировано овцами, пользователей блендера еще никто не обзывал ))))

там вполне открыто написано
2020-08-31
Александр .
Главная проблема макса это то, что нет версии под линукс, рендерферма под виндой это мегаватты впустую потраченной электроэнергии

кстати, явный плюс в пользу блендера, о котором забыли, майя есть, а макса нет, хорошо Substance сделали под линух до перекупа adobe, и Substance посильно стоит для любого простого человека в отличие от макса
2020-08-31
Андрей КорВ итоге все сидят на blender ☺😅

нет, сидят кому на чем удобно и на что денег хватает, для фриланса с биржами блендер, а для студий автодеск, потому что все отработано и никто не будет рабочий процесс ломать, если и будут переходить, то постепенно, учить надо и все задачи заткнуть, чтобы никаких проблем не возникало
2020-08-31
Владислав, а я что-то про Бандеру подумал. Надо меньше политоты смотреть:/
2020-08-31
Чекмейт ЛайтовичОчевидно же, что выбор в пользу 3д макса с его бипедом

ахах который начиная с 2015 версии вызывает краш программы при переключении с кватерниона на эйлер )
2020-08-31
Никакой, что то секта, что то секта
2020-08-31
Агрессивный МафиозиНикакой, что то секта, что то секта

а Вы из какой секты будете? :)
2020-08-31
Александр Сергеев (als)
кстати, явный плюс в пользу блендера, о котором забыли, майя есть, а макса нет, хорошо Substance сделали под линух до перекупа adobe, и Substance посильно стоит для любого простого человека в отличие от макса

Сначала нужно что-то сделать чтоб говорить о програме. Не вижу у вас робот любителей блендера
2020-08-31
Когда срач о блендере устраивают совсем не блендеровцы.
2020-08-31
никто никому ничего не обязан
2020-08-31
В блендере хорош eevee, прям очень нравится, что можно быстро что то рендернуть не сложное, если сроки горят) в остальном конечно автодеск ковался годами и там все ну намного плотнее, грамотнее удобнее сделано, показатель этого востребованность его в крупнейших студиях, что для игр что для кино) Блендер несомненно решит все свои проблемы, только ждать времени нет, работать надо сейчас, поэтому автостол) по поводу аддонов и плагинов, для той же майя все эти плагины которые сейчас выходят на блендер с эффектом вау, лежат на том же highend3d уже ну лет 7 не меньше) буллеаны шмуллеаны) и для хард сурфэйс и для мягкотелых объектов и для физики, все давно уже есть)
2020-08-31
Андрей, *все на фрилансе
2020-08-31
Александр, я вам лицензию принес. Только я вам ее не отдам...
2020-08-31
Control PanelАлександр, я вам лицензию принес. Только я вам ее не отдам...

картинки не переносятся)
2020-08-31
Как-то пофигу)) горы софта на компе а ригать так и не научился)
2020-08-31
Не знаю как в анимации, но как по мне, майка проигрывает блендеру лишь в скульптинге. В остальном же она лучше. ИМХО
2020-08-31
что плохого в использовании Blender?
2020-08-31
Так пользуйтесь тем, что больше нравится. Как бы у вас есть выбор ребята.
2020-08-31
Чо все так из-за софта парятся В чем удобно В том и надо работать Важн не инструмент А то, как им владеешь
2020-08-31
Rumit, совсем ничего плохого
2020-09-01
MAX one love)
2020-09-01
MAX FOREVER)
2020-09-01
Владимир, нет
2020-09-01
Егор, риалтайм рендер?
2020-09-01
Максим, лично мне он не нужен, хватает интерактивного
2020-09-01
О божечки неужели еще по бедному 3dsmax не прошлись, ай яй яй как же вы так.
2020-09-02
Бутусов
2020-11-28
Не могли бы сделать нормальный 3 d редактор, чтобы интерфейс как в Синьке понятный , и заодно все иконки и пользовательский интерфейс под себя настроивать можно было , этого в блендер нет. Текстурирование в Максе намного проще. Зато в блендер легче моделить , но рендеры итоговые в движках блендер иви и сайклс не реалистичные , в отличие от Макса с короной и виреем подгруженными и майки со своим арнольдом. Вот бы в макс добавить еще скульптинг из блендера с его динамической топологией, а лучше сделать как в z-brash.еще в пользу синьки скажу что интеграция с адоб и понятная анимация это большой плюс, чем в других прогах. Думаю тогда бы вопросов не было я бы пересел , а так приходится метаться между прогами )))
RENDER.RU