Знакомство с динамикой в Maya

2018 версия Maya порадовала всех любителей моушн-графики новой нодой MASH Dynamics, позволяющей быстро создавать весьма эффектную анимацию. Всего парой кликов мыши пользователь может применить к сети объектов силы трения и гравитации и столкнуть сеть с другим объектом. Один из ярких примеров — падающие кости домино. Такую анимацию можно создать за 10-15 минут, поэтому не стоит удивляться, что после обновления Maya интернет заполонили подобные видео:

Пусть с момента релиза прошло уже несколько лет, но многие новички в 3D (и я в том числе) еще не исследовали MASH Dynamics. Давайте исправим это досадное недоразумение и внесем нотку хаоса и разрушений в наши анимационные сцены.

0.gif

Начну с примера на основе стандартного кубика. Перед началом работы вы можете сменить рабочее пространство на пространство MASH, тогда у вас под рукой будут все нужные панели. Удобно, но лично мне не подошло — урезанная площадь вьюпорта вызвала легкий приступ клаустрофобии и в принципе нагнала тоску. Если вы тоже не оценили этот вариант — ничего страшного, дальше я покажу, где добыть нужные кнопки.

Создаем куб.
1.png

Переходим во вкладку MASH, жмем Create MASH Network. Куб перестает существовать как одиночный объект и превращается в сеть взаимосвязанных кубиков, которых стало аж 10 штук.

2.png

По умолчанию устанавливается линейный тип распределения сети, поэтому кубики выстроились в ровную линию. Зайдем в Attribute Editor и изменим тип на Grid. Вы можете попробовать любой другой, только не удивляйтесь, если Spherical будет вообще не похож на сферу —чтобы увидеть форму, придется увеличить количество кубов раз в сто.

3.png

Моя же задача состоит в том, чтобы создать плотный куб, поэтому я выбираю Grid и увеличиваю количество единиц до 10 по каждой оси. Визуально — то, что надо! Но пока никакой магии не происходит. Чтобы это исправить, нужно открыть MASH Editor и добавить динамику, нажав на маленький розовый плюс строки MASH1 и выбрав Dynamics.

Теперь проигрываем анимацию…

1.gif

Как видно, это действие не только включило гравитацию, но и создало виртуальный пол, о который куб весьма эффектно разбивается. Я бы даже сказала, слишком эффектно, поэтому есть смысл зайти в настройки ноды Dynamics и повысить значение Friction, чтобы частицы не так сильно скользили.

3_1.png

Самое время немного усложнить сцену и добавить какой-нибудь объект, который будет дополнительно воздействовать на куб. Для начала зайдем в атрибуты BulletSolver и поднимем виртуальный пол, изменив значение Y с -20 до -1. Если вы хотите, чтобы ваш куб твердо стоял на поверхности, нужно выставить -0,5.

4.png

Следующим шагом создаем сферу. По моей задумке, она врезается в куб, так что нужно перенести ее немного в сторону и поставить ключ в первом кадре с помощью клавиши S. Затем, кадре в сороковом, перемещаем сферу прямо в центр куба и снова ставим ключ. Почти готово! Чтобы произошло столкновение, а не банальное проникновение объектов, нужно снова зайти в атрибуты BulletSolver, найти поле Collider Objects и перетащить в него сферу из аутлайнера, зажав колесико мыши.

5.png

На этом все приготовления закончились, можно снова проиграть анимацию:

2.gif

Если ваш результат совпадает с моим — прекрасно! Идем дальше.

Но есть вероятность, что ваша сфера откажется разбивать куб и будет просто проникать в него, напрочь игнорируя тот факт, что вы только что перенесли ее в Collider Objects и вообще четко следовали гайду. Как правило, это значит, что ваша Maya была обновлена при помощи сервис пака, о чем свидетельствует ее версия, например 2018.5. По каким-то неведомым причинам коллизия анимированных объектов работает только на чистых версиях: 2018, 2019, 2020. Этот милый баг здорово попортил мне нервы и заставил несколько дней копаться в тематических форумах и комментариях под обучающими видео. Увы, подобные ситуации - вечные спутники самообучения.

Так или иначе, мы получили нужный результат. Можно еще поиграть с формой сферы, чтобы убедиться, что все работает корректно:

3.gif

Теперь, когда понятен принцип работы, сделаем сцену с белочкой.


Я хочу разместить конструкцию на условном столе, поэтому создаю прямоугольник, увеличиваю его и располагаю прямо под своим сборным кубом. Уже привычным движением с зажатым колесиком мыши переношу свежесозданный стол в Collider Objects. И, пока я все еще в атрибутах BulletSolver, опускаю пол.

3_2.png

Дальше я добавляю немного красоты при помощи фона и источников освещения — этой теме был посвящен отдельный материал. И, наконец, подгружаю белочку — персонажа AnimationSchool, чтобы сделать анимацию простого прыжка. По моей задумке, она не сильна в перепрыгивании препятствий, потому сбивает верхушку куба. Не самая интересная идея, но для тренировки сойдет.

Итак, осталось лишь добавить в Collider Objects и голову, и хвост белки. Вы уже знаете, как это сделать, я лишь обращу внимание на то, как добыть нужные шейпы: выделяете голову или хвост во вьюпорте и раскрываете подсвеченные папки аутлайнера до конца.

6.png

Последний штрих — расцветка куба. Заходим в MASH Editor, жмем на розовый плюс и добавляем ноду Color.

8.png

Вы можете выбрать любой материал или текстуру, я остановилась на градиенте.

9.png

Немного поколдуем с атрибутами, меняя цвета и тип градиента…

10.png

Готово! Теперь запускаем анимацию и любуемся результатом.

4.gif

Если покрутить камеру, можно заметить небольшие проникновения частиц в белочку - увы, это происходит из-за высокой скорости самой белки. В любом случае, для знакомства с динамикой такое упражнение будет не лишним. А я надеюсь разобраться в теме основательней и прийти к вам с новым, более сложным уроком.

763 0 850 4
0
RENDER.RU