Карьера концепт-художника в геймдеве. Часть 1

Привет, меня зовут Руслан Ярмилко. Я работаю арт-продюсером в Plarium Krasnodar.

Цель этой статьи — раскрыть роль концепт-художника в гейминдустрии как профессионала, который закрывает бизнес-потребности студии, используя креативные, аналитические, художественные способности и инструменты.

В первой части статьи мы с вами обсудим все аспекты работы концепт-художника, а во второй части я приведу рекомендации для тех, кто хочет попасть в данный бизнес, и расскажу, как стать концепт-художником.

статья_Карьера_концепт-художника_1.jpg

Собеседование
В период с 2015 по 2017 год я занимал должность Lead Concept Artist. Сформировав с нуля отдел концепт-арта из 15 человек и исходя из опыта проведения большого количества собеседований, отбора кандидатов на протяжении полутора лет, могу с уверенностью сказать, что 90% соискателей до конца не понимали, что будет входить в их обязанности. При этом среди них были талантливые и скилловые иллюстраторы, называвшие себя концепт-художниками.

На первый взгляд все может показаться предельно ясным: концепт-художник создает крутой арт, генерируя крутые идеи и образы. Поэтому соискатель на данную должность, имея красочные работы в своем портфолио, причисляет себя к цеху концепт-художников и подает заявку на рассмотрение своей кандидатуры. Однако в этой работе важна не только техника рисования. На самом деле концепт-арт в меньшей степени связан с созданием красивых высокодетализированных иллюстраций.

Во время собеседований кандидатам задавали, казалось бы, очевидные вопросы, на которые они с ходу давали такие же очевидные ответы. Один из стандартных вопросов — «Что отличает концепт-художника от остальных коллег по художественному цеху?». Самые распространенные ответы: «Крутые дизайн-идеи», «Крутой арт», «Скилл». Но самое интересное начиналось после уточняющих вопросов, когда соискатель заходил в тупик и не знал, что сказать дальше. Более конкретные вопросы «В чем заключается профессионализм концепт-художника?» и «Каков конкретный вклад этого специалиста в производство?» заставляли людей задуматься и молчать какое-то время, прежде чем отвечать. Ответы звучали те же: «Крутые дизайн-идеи», «Крутой арт», «Скилл», но кто-то, подумав, упоминал техническое задание и сроки.

Затем следовали вопросы о циклах производства, ключевых навыках, методологии работы, отличиях концептов при создании ассетов для разных отделов и так далее. Подобные вопросы вызывали дискомфорт у соискателя от незнания правильного ответа. В ходе собеседования человек начинал понимать, что его представления о профессии концепт-художника очень поверхностны. Что концепт-арт — это нечто большее, чем просто красивый арт.

Стремление работать концепт-художником чаще всего мотивировалось желанием рисовать крутые персонажи и пополнять портфолио, реализуя свои идеи. При этом ребята совсем забывали упоминать интересы бизнеса и требования рынка игровой индустрии.

Давайте разберемся, что же такое профессионализм в аспекте концепт-арта.

статья_Карьера_концепт-художника_2.jpg

Клиентоориентированность
Дэвид Селзник (1902–1965) — один из самых успешных продюсеров за всю историю Голливуда — призывал свою команду постоянно удивлять зрителей переосмыслением и новой интерпретацией знакомых и понятных сущностей. В игровом бизнесе креативность подразумевает предвидение будущих потребностей, предугадывание ожиданий пользователей, создание новых трендов и т. п. Она является одной из важных компетенций геймпродюсеров, креативных директоров, арт-директоров и геймдизайнеров. Эти участники производства сосредоточены на удовлетворении потребностей игроков — своих прямых клиентов. Но самый первый клиент концепт-художника — это далеко не игрок.

На этапе препродакшена клиентами концепт-художника могут быть люди, ответственные за целостность образов, — геймпродюсер, креативный директор, арт-директор.

Во время продакшена клиентами концепт-художника уже выступают сотрудники всех последующих отделов, идущих по пайплайну производства. Это специалисты по моделированию, текстурированию, анимации, визуальным эффектам, рекламе, комьюнити-менеджеры и другие.

Итак, на разных этапах производства концепт-художник создает продукты, которые используют разные отделы и департаменты, и помогает решать проблемы с помощью уникального дизайна и создания всевозможных визуальных образов. Художественные образы, в свою очередь, передают игроку информацию о том, какую функцию выполняет каждая конкретная сущность в игре. Вся данная информация должна вписываться в образ игры. Требования выставляются разные, и у каждого клиента есть свои потребности, которые должен удовлетворить концепт-художник, проявив профессиональный подход к работе.

статья_Карьера_концепт-художника_3.jpg

Понимание бизнес-потребностей

Концепт-художник — это исследователь, постоянно решающий проблемы, изучающий и создающий множество вариантов, сужающий фокус поиска до тех пор, пока не будет найдено то единственно верное решение. Он всегда учитывает требования, ограничивающие его работу: придерживается заданного стиля и дизайна, находит нужное решение в заданное время, четко выполняя свою роль в команде. Концепт всегда должен соответствовать основному требованию — решать поставленную проблему, поэтому в изображении важно расставить акценты таким образом, чтобы ключевая особенность сразу бросалась клиенту в глаза. Это достигается благодаря таким инструментам передачи информации, как форма, цвет, детализация, контраст, позиционирование, размер.

Все начинается на этапе препродакшена, где концепт-художник выступает помощником арт-директора в формировании визуального паспорта проекта, поиске стиля, дизайна в рамках заданных ограничений от геймпродюсера и геймдизайнеров. Самым первым ограничением в работе всегда выступает время. Успевать доносить идею при разном выделенном времени для работы — это большое искусство. Кроме времени есть другие ограничения, вызванные бизнес-потребностями: лор, сеттинг, целевая аудитория, стиль, дизайн, уже существующие работы конкурентов, и на этапе создания атмосферы игры руководство студии определяет то, на чем конкретно следует сфокусироваться.

Понимание бизнес-потребностей — это ключевой параметр успешности на рынке. Я встречал таких сотрудников, которые с особым желанием работали над персонажами и теряли интерес, как только к ним приходили задачи по архитектуре, созданию объектов окружения, оружия или элементов UI. Были примеры и таких сотрудников, которые игнорировали технические задания арт-директоров, пытались реализовать собственные задумки и очень упорно их защищали, не принимая во внимание цели бизнеса. По факту они выступали своими же собственными клиентами, стараясь закрыть свои потребности и удовлетворить амбиции.

Представьте себе клиента, пришедшего к стоматологу с жалобами на кариес. Очевидно, что клиент ожидает, что ему будут лечить кариес, и сильно удивится, когда вместо этого стоматолог начнет наклеивать ему стразы на зубы, что-то там говоря о том, какая теперь будет неподражаемая улыбка у клиента. Ожидания клиента в итоге не оправдаются, он не получит профессионального подхода со стороны врача, который преследует личные амбициозные цели, заключающиеся в самореализации и достижении новых вершин Олимпа оригинальности, при этом не слыша того, чего же от него на самом деле хочет клиент.

Профессиональный концепт-художник в игровой индустрии всегда будет учитывать множество факторов, влияющих на дизайн сущности. Игровая функция, эмоциональный отклик у игрока, вызванный образом, и бизнес-цели должны очень гармонично сочетаться в предлагаемых концепт-художником идеях, раскрытых через арт. Ведь в дальнейшем с данными документами будут работать другие отделы в цепочке производства.

статья_Карьера_концепт-художника_4.jpg

Работа
После того как техническое задание сформировано и концепт-художнику понятны ограничения, в рамках которых должна быть решена проблема, начинается исследовательский процесс. С помощью подбора ассоциативных рядов (moodboard), наполненных огромным количеством референсов, концепт-художник сужает область поисков. Совмещая, казалось бы, несочетаемые понятия, с помощью собранных референсов и зарисовок он все больше конкретизирует свою идею, которую в дальнейшем согласовывает с командой и руководителем. Процесс поиска позволяет синхронизировать свои идеи с идеями команды и поделиться со всеми информацией, в каком направлении концепт-художник будет исследовать заданную тему.

Следующим этапом исследовательской работы является этап исследования и оформления конкретных идей, отталкиваясь от уже собранного материала. В идеале концепт-художник должен всегда испытывать голод к поиску нового, с помощью вариативного подхода создавать как можно больше контента, из которого можно выбрать лучшее, и с легкостью уметь отказываться от каких-либо идей, если они не соответствуют целостному образу игры.

На самом деле правки и изменения — это обычное дело в процессе исследования, они попросту неизбежны, поскольку являются частью процесса поиска нового. Для концепт-художника крутая картинка не самоцель, прежде всего он исследователь, и это отличительная черта данной профессии. Если отсутствие расширенного и понятного технического задания вызывает у соискателя на должность концепт-художника дискомфорт, если нет безудержного любопытства и жажды исследования, а любые изменения приносят только стресс, то данная профессия не принесет удовольствия.

Концепт-художника постоянно толкает вперед желание найти нечто идеально подходящее под решение задачи. Он должен уметь быстро доносить свои идеи и при этом наглядно уметь продать свою идею с помощью той или иной техники рисования. Обратите внимание, что ограниченность во времени не позволяет создавать суперкрутые иллюстрации. И это один из главных блок-факторов для иллюстратора, чтобы быть концепт-художником. Иллюстратор привыкает работать по уже максимально конкретизированному техническому заданию с запасом времени на финализацию работы. Попадая в безумный водоворот исследовательской работы, когда нужно за четыре часа сгенерировать огромное количество убедительных образов, он просто заходит в тупик из-за подобного ритма, а также постоянно испытывает неудовлетворение от того, что никогда нет возможности до конца полностью дорисовать взятое в работу.

Заключение
Перед концепт-художником не стоит задача создать идеальную иллюстрацию — важнее передать саму суть своей идеи настолько быстро, насколько это возможно. Для бизнеса гораздо дешевле вносить любые изменения на этапе препродакшена, и скорость работы концепт-художников полностью позволяет удовлетворить потребность в изменениях. Концепт-художник использует любые быстрые технологии для фиксации своих идей в как можно большем количестве вариантов: 3D-блокинг в связке с рендером, силуэты, лайнарт, простейшие заливки — все то, что способствует скорейшему внесению изменений в созданную версию, чтобы выдавать следующие новые результаты, пока идея не будет утверждена руководителем.

Подводя итог, можно сказать, что концепт-художник в меньшей степени заинтересован в качестве прорисовки и красоте иллюстрации. Самое главное — это понятно и правильно презентованная крутая идея. Прежде всего концепт-художник — исследователь, который понимает, что не все то, что он нарисует, подойдет для бизнеса, и это нормально. С таким умонастроением и мастерством достигаются максимальные высоты карьерного роста, и такой специалист будет востребован на рынке, по крайней мере до тех пор пока искусственный интеллект не научится делать все то, о чем мы говорили выше. :)

673 0 850 13
18
2019-03-27
Блин, да кто хоть раз моделил "из головы" или по текстовому описанию у того нет никаких сомнений в важности концепта. )
2019-03-27
Из статьи стало понятно почему все известные и популярные игры не концептуальные ,потому что концепт художнику требуется выполнить быстро и качественно все тридцать три хотелки всех топ манагеров геймдева , вот и получается трешак такой
2019-03-27
Хорошая статья, многое объясняет.
2019-03-27
Я бы спросил у автора, почему у них такая большая текучка в студии. Постоянно виду вакансии у них, каждую неделю...
2019-03-28
Antiv ChervoffЯ бы спросил у автора, почему у них такая большая текучка в студии. Постоянно виду вакансии у них, каждую неделю...
Спасибо за ваш комментарий. Мы всегда находимся в поиске специалистов в связи с тем, что наши студии постоянно развиваются и расширяются. Только за последние три года студия Plarium Krasnodar выросла более чем на 200 специалистов, поэтому у нас много вакансий
2019-03-28
Antiv, почему текучка? Может растут активно У рокстар или cd project тоже куча открытых вакансий
2019-03-28
Антон, возможно и растут. Просто в России не часто встретишь, такие студии, где постоянно круглый год идёт набор сотрудников
2019-04-01
Вставлю свои 5 копеек, те кто проводят собеседования в Плариуме, господа проводите сначала психологический тест, а потом уже все остальные, потому как на этом этапе вам сразу станет понятно нужен вам такой сотрудник или нет, не отнимайте время у людей понапрасну.
2019-04-05
Борис МВставлю свои 5 копеек, те кто проводят собеседования в Плариуме, господа проводите сначала психологический тест, а потом уже все остальные, потому как на этом этапе вам сразу станет понятно нужен вам такой сотрудник или нет, не отнимайте время у людей понапрасну.
Мы сожалеем, если у вас сложилось негативное впечатление о процессе собеседования, но еженедельно мы получаем сотни резюме. Проводить с каждым кандидатом психологическое тестирование было бы нерационально, так как по статистике большинства компаний только до тестового задания доходят всего 9% кандидатов, не говоря уже о следующих этапах
2019-04-05
Плариум Краснодар (Plarium) Мы сожалеем, если у вас сложилось негативное впечатление о процессе собеседования, но еженедельно мы получаем сотни резюме. Проводить с каждым кандидатом психологическое тестирование было бы нерационально, так как по статистике большинства компаний только до тестового задания доходят всего 9% кандидатов, не говоря уже о следующих этапах

Никакого негатива нет, спасибо за ответ)
2020-02-13
Общался, общение не понравилось, работать с ними не буду. Вообще заметил, западные студии западные студии сразу объявляют условия работы, размер зпл такой то, загрузка такая то, задачи такие то, налоги платим столько то. У нас студии дадут объявление, спросишь, какая у вас зарплата то вообще, почему не написано сразу? И начинается кружево: а вы хто? а откуда? а где портфолио посмотреть? а скиньте нам ваше резюме, мы РАССМОТРИМ, а кем вы видите себя в нашей компании через 5 лет? как вы представляете себе интересы собственника (это что с чем то вообще, что бы соображать какие там интересы у собственника надо собственно и быть собственником) и так в каждой первой компании. Такое ощущение ищут халяву. Годами, постоянно. Плюнул, устроился в финку, и солнце стало ярче светить, рисую окружение 2д, скилы на зетбраш и гудини пока не к чему применить.
2020-02-14
Karabas BarrobasОбщался, общение не понравилось, работать с ними не буду. Вообще заметил, западные студии западные студии сразу объявляют условия работы, размер зпл такой то, загрузка такая то, задачи такие то, налоги платим столько то. У нас студии дадут объявление, спросишь, какая у вас зарплата то вообще, почему не написано сразу? И начинается кружево: а вы хто? а откуда? а где портфолио посмотреть? а скиньте нам ваше резюме, мы РАССМОТРИМ, а кем вы видите себя в нашей компании через 5 лет? как вы представляете себе интересы собственника (это что с чем то вообще, что бы соображать какие там интересы у собственника надо собственно и быть собственником) и так в каждой первой компании. Такое ощущение ищут халяву. Годами, постоянно. Плюнул, устроился в финку, и солнце стало ярче светить, рисую окружение 2д, скилы на зетбраш и гудини пока не к чему применить.

Здравствуйте! Спасибо за ваш комментарий. В практике IT-индустрии не принято публиковать заработную плату заранее, так как бывают ситуации, когда кандидат соответствует не всем заявленным в вакансии навыкам, но компания готова предложить ему оффер на новых условиях.
2020-02-14
Ага, канешна, у западных у всех принято, у наших у всех не принято чего то. Даже странно. Публикуйте тогда две вакансии, три, пять и честно и сразу всё расскажите, какие условия какие задачи, а то запрашивают резюме, портфолио, ты им бисер весь разбросал и потом выясняется что им нужен хто то собачек рисовать мультяшных в "казуальном стиле" как они это почему то называют, за 25 тр, причём это это главный параметр, собачки вторичны. А потом части портфолио появляются в разнообразных местах. Крайне не доволен я этими нашими работо хм, дателями. Работать не советую ни с какими нашими, лучше уж с прибалтами или белорусами, но не с нашими. С китайцами даже ( но не индийцами). С многими нашими даже говорить противно, просто брешут в цвет, и думают никто этого не заметит. Ищут, годами уже у некоторых объявления висят, такого, работника не очень дорогого, но желательно гениального. Не отправляйте никому никогда никаких портфолио, никаких резюме, ничего, не ответили про зарплату, сразу и честно, всё, лесом,
2020-02-14
Karabas BarrobasАга, канешна, у западных у всех принято, у наших у всех не принято чего то. Даже странно. Публикуйте тогда две вакансии, три, пять и честно и сразу всё расскажите, какие условия какие задачи, а то запрашивают резюме, портфолио, ты им бисер весь разбросал и потом выясняется что им нужен хто то собачек рисовать мультяшных в "казуальном стиле" как они это почему то называют, за 25 тр, причём это это главный параметр, собачки вторичны. А потом части портфолио появляются в разнообразных местах. Крайне не доволен я этими нашими работо хм, дателями. Работать не советую ни с какими нашими, лучше уж с прибалтами или белорусами, но не с нашими. С китайцами даже ( но не индийцами). С многими нашими даже говорить противно, просто брешут в цвет, и думают никто этого не заметит. Ищут, годами уже у некоторых объявления висят, такого, работника не очень дорогого, но желательно гениального. Не отправляйте никому никогда никаких портфолио, никаких резюме, ничего, не ответили про зарплату, сразу и честно, всё, лесом,

Я не работодатель и никогда им не был, я типичный исполнитель, компанию не оправдываю, с ней не знаком, да и в целом мы бы не смогли пересечься, мое дело монтаж и цветкор, но смотрю я нас и то как вы говорите:

- выражаетесь несвязно и путано,
- речь не грамотная, ошибки, запятых нет, в конце предложения вообще запятая,
- работ нет, хотя аккаунту год,
- советуете людям работать с китайцами, не имея опыта, вы в своем уме, вы представляете какой это ад работать на поднебесную?

Вы прочтите предложение, что тут можно понять

> Крайне не доволен я этими нашими работо хм, дателями
Это же каша!!!

Мысль ваша понятна, вам отказали, вы не довольны, но из всего вышесказанного вами, создается ощущение очень непрофессионального работника и взбалмошного человека, и это еще не видя вашего портфолио. Повторяю, это не мнение, это ощущение, просто от текста и манеры общения, думаю если бы у вас было сильное портфолио, вы бы его выложили в профиль или в профиле оставили ссылку на него. Опять же есть ощущение, что в большинстве серьезных контор вам откажут и просто связываться не будут, при этом это не отменяет того, что у компаний РФ, Украины и Белоруссии действительно есть не самая лучшая специфика работы HR отделов.
2020-02-14
У меня создалось впечатление что вы вопроса не знаете и переходите на личности, По сути вам возразить нечего- я написал правду, Совет коллегам- учите языки, английский и испанский, немецкий и даже французский (знакомец во Франции работает) сильно облегчает, того, коммуникацию и вы со всякими нашими хрюнделями сможете, того, не общаться, но при случае советую их потролить, отправляйте им всякие письма, там спрашивайте всякую фигню про зарплату, и всё такое. Взаимная езда по ушам. А вакансии ищите в финляндии, при некотором уровне финны вас возьмут и предложат релокацию (и в Питере у них конторы_ филиалы), прибалты похуже, чехи чего то мне вообще не показались, до сих пор гордятся что их в евросоюз взяли, всячески это подчеркивают, и выпендриваются, похожи на наших в чем то,(ХОЗЯЕВА тут типа, себя уважают больше, других меньше) так что не советую, поиски нормальной работы у меня заняли полгода. Где то 100 разных переговоров было, с 15 тестовых заданий, самые приличные их даже ОПЛАТИЛИ! (в отличии от наших опять таки) 3д артиста сначала искал не прокатило, но к счастью в позднем детстве я закончил художественное, а теперь купил средний ваком в ломбарде и вперёд, . , , ,А, да, некоторые мне хорошо отзывались о поляках кстати, архитекторы всякие наши 3д интерьерщики (девушка одна работает), но тут сказать ничего не могу- не говорил с ними, но скорее всего правда, , , , ,
2020-02-17
Мятный Лакей
Я не работодатель и никогда им не был, я типичный исполнитель, компанию не оправдываю, с ней не знаком, да и в целом мы бы не смогли пересечься, мое дело монтаж и цветкор, но смотрю я нас и то как вы говорите:

- выражаетесь несвязно и путано,
- речь не грамотная, ошибки, запятых нет, в конце предложения вообще запятая,
- работ нет, хотя аккаунту год,
- советуете людям работать с китайцами, не имея опыта, вы в своем уме, вы представляете какой это ад работать на поднебесную?

Вы прочтите предложение, что тут можно понять

> Крайне не доволен я этими нашими работо хм, дателями
Это же каша!!!

Мысль ваша понятна, вам отказали, вы не довольны, но из всего вышесказанного вами, создается ощущение очень непрофессионального работника и взбалмошного человека, и это еще не видя вашего портфолио. Повторяю, это не мнение, это ощущение, просто от текста и манеры общения, думаю если бы у вас было сильное портфолио, вы бы его выложили в профиль или в профиле оставили ссылку на него. Опять же есть ощущение, что в большинстве серьезных контор вам откажут и просто связываться не будут, при этом это не отменяет того, что у компаний РФ, Украины и Белоруссии действительно есть не самая лучшая специфика работы HR отделов.

Автор, сдержанней пожалуйста, еще немного и вы перейдете на личности, а это уже нарушение правил.
2020-02-17
Karabas BarrobasАга, канешна, у западных у всех принято, у наших у всех не принято чего то. Даже странно. Публикуйте тогда две вакансии, три, пять и честно и сразу всё расскажите, какие условия какие задачи, а то запрашивают резюме, портфолио, ты им бисер весь разбросал и потом выясняется что им нужен хто то собачек рисовать мультяшных в "казуальном стиле" как они это почему то называют, за 25 тр, причём это это главный параметр, собачки вторичны. А потом части портфолио появляются в разнообразных местах. Крайне не доволен я этими нашими работо хм, дателями. Работать не советую ни с какими нашими, лучше уж с прибалтами или белорусами, но не с нашими. С китайцами даже ( но не индийцами). С многими нашими даже говорить противно, просто брешут в цвет, и думают никто этого не заметит. Ищут, годами уже у некоторых объявления висят, такого, работника не очень дорогого, но желательно гениального. Не отправляйте никому никогда никаких портфолио, никаких резюме, ничего, не ответили про зарплату, сразу и честно, всё, лесом,
Мы крупная международная компания и нам дорога наша репутация, поэтому для нас неприемлемо размещение/использование чужих работ. Портфолио мы запрашиваем исключительно для того, чтобы понять уровень навыков соискателя.
2020-02-17
Moderator
Автор, сдержанней пожалуйста, еще немного и вы перейдете на личности, а это уже нарушение правил.

Извините.


Karabas BarrobasУ меня создалось впечатление что вы вопроса не знаете и переходите на личности, По сути вам возразить нечего

Да поймите вы наконец разницу, между фриланс подработкой и работой на крупную компанию, есть большущая разница, вы с тем же самым столкнетесь, если попробуете работать на зарубежную компанию. Это другой уровень требований, мастерства, ответственности, конечно с вас будут спрашивать. И потом полагаться на вас, ваши знания и вашу ответственность, проще 100 раз перестраховаться, но взять ответственного человека, тем того, кто будет подводить.
RENDER.RU