Фрилансим аки боженька. Часть 2
Приветствую вас, дорогие друзья!
Сегодня мы продолжим спускаться в бездну копеечной работы и дохода на грани выживания под названием “фриланс”. Чтобы вы не имели никаких призрачных надежд на сытую жизнь и здоровый цвет лица, ознакомьтесь с данным скриншотом и поймите одну простую вещь – надежды нет.
Ну что же, безумству храбрых поём мы песню, и смело с песней идём мы в бой! Продолжаем.
Железная часть
-Компьютеру лучше находиться на столе, так как в него будет попадать меньше пыли.
-Корпус лучше покупать с перфорированной передней панелью и выдувом сверху. В идеале с возможностью установки 2х 140 мм вентиляторов на
вдув и 2х на выдув. Получится уместить вентиляторы на 200 мм - ставьте их.
Смысл в том, что чем больше размер вентилятора, тем больше площадь крыльчатки, и, следовательно, тем больший объём воздуха он прокачает за меньшее кол-во оборотов. Т.е. в идеале мы получим тихий, прекрасно продуваемый корпус, который даже в летнюю жару не будет испытывать проблем с охлаждением комплектующих. Лично у меня - Thermaltake Core V41.
-Питание. Как минимум, нужен качественный сетевой фильтр (не раз слышал истории про то, как электрики пускали 380 вместо 220, и вся техника
в доме сгорала), а лучше UPS, чтобы в случае перебоев с электричеством вы могли хотя бы сохранить текущий прогресс. Не думайте экономить на блоке питания при сборке ПК, это тоже может довольно сильно навредить (в некоторых дешёвых моделях отсутствует даже защита от короткого замыкания, и там где качественный БП просто отключится, дешёвка может загореться) - существуют недорогие и качественные БП, например от FSP - только учтите, что на бумаге они завышают их фактическую мощность примерно на 100 ватт.
На данный момент (осень 2020 года) оптимальный рабочий компьютер лично для меня (Autodesk 3ds Max, After Effects, Redshift), если бы я решил собирать его прямо сейчас, выглядел бы так:
CPU - Intel Core i9-10980XE (18 Cores 36 thread up to 4.8GHz)
RAM – 128 Gb
Video – конечно, хотелось бы взять что-то из 3000 серии, но там какие-то проблемы с конденсаторами, поэтому лучше взять что-то из проверенной
2000 серии, например NVIDIA GeForce RTX 2080 SUPER x 2 (почему не Ti? Тоже довольно проблемная серия)
Case - Thermaltake Core V71
SSD - Samsung 1Tb 970 PRO x 2 (RAID 0)
HDD - Western Digital 12Tb Red Pro (Внимание! Опасайтесь жёстких дисков с черепичным методом записи, который втайне применяют ВСЕ производители ЖД, в том числе и WD. Подробнее моете узнать по запросу “черепичный метод записи модели дисков”)
-Выбор ноутбука. Главная проблема мощных ноутбуков на сегодняшний день - охлаждение. На нём экономят, и в итоге новенький девайс может греться выше 100 градусов даже во время сеанса компьютерной игры, я уже молчу про долгие многочасовые просчёты\рендеринг. Охлаждающие подставки в большинстве случаев не смогут помочь от перегрева. Обязательно смотрите подробные тесты, желательно с прогонами синтетических стресс-тестов чтобы быть точно уверенными, что ноутбук даже в таких случаях справляется с охлаждением компонентов.
Конечно же, хочется иметь тонкое, лёгкое и мощное устройство, но сейчас это приводу к проблемам с перегревом - в тонких устройствах попросту негде разместить массивную систему охлаждения. В некоторых ноутбуках есть технологии усиленного охлаждения, которые можно задействовать программно или аппаратно - попросту говоря, заставить вентиляторы вращаться на 100%. Не во всех моделях это помогает, поэтому опять же - смотрите тесты.
Для полноценной работы с 3D нужен ноутбук\ПК, отвечающий следующим критериям: оперативная память от 32 Гб (критический минимум – 16 Гб),
процессор - минимум 4 ядра 8 потоков (оптимально - 6-8 ядер работающих на частоте от 3,6-3,8 ГГц на все ядра), видеокарта NVidia (по причине наличия
технологии CUDA, на которой работают очень многие программы) с 6-8 Гб видеопамяти, SSD от 512 Гб (лучше 1 Tb) + HDD для хранения статичных данных.
Важный момент, касающийся оперативной памяти - если у вас медленный процессор, либо старая видеокарта - то вы сможете сделать проект,
хоть и с задержкой. Но если у вас критически малый объём оперативной памяти - 16Гб и ниже, то есть риск вообще не сделать проект - рендерер будет постоянно выпадать с ошибкой даже на изображениях со средней детализацией и небольшим разрешением, поэтому позаботьтесь об этой части вашего оборудования. Цена на ноутбуки всегда была выше, чем на десктопы той же конфигурации, и поэтому если вбить в фильтр на любой сайте по продаже
"железа" подобную конфигурацию, цены вас скорее всего не порадуют.
Решение - взять ноутбук с хорошим охлаждением, процессором и видеокартой (то, на что вы впоследствии повлиять не сможете) и с меньшим кол-вом оперативной памяти, размером HDD\SSD, и без предустановленной Windows - в большинстве ноутбуков они довольно легко заменяются на более ёмкие модули (но обязательно узнайте перед покупкой, так ли это в выбранной вами модели, и как это повлияет на гарантию).
1) Подготовка - нужно иметь 2 компьютера как минимум. В идеале – 2 стационарных ПК и ноутбук.
2) Бэкапы. Я использую Google Drive, Dropbox, и внешние ЖД на 4 Tb (всегда помните правило - "Не храните все яйца в одной корзине").
3) Во время работы используйте инкрементное сохранение - мне это сохранило не один десяток часов.
4) Вообще, я не рекомендую экономить на железе. Вы покупаете ПК\ноутбук, в первую очередь, для работы, а не для развлечений, поэтому если есть возможность взять процессор мощнее, охлаждение лучше, корпус просторнее, периферию удобнее - берите, всё это окупится.
Финансово-бюджетная часть
То, какой бюджет проекта клиент выставляет, в большинстве случаев - сумма, которая взята "с потолка".
Клиент
1) может вообще не знать сколько стоит данная работа и указывает первую пришедшую на ум сумму, с которой он готов расстаться,
2) знает, но указывает заниженную стоимость в надежде на то, что кого-то это устроит и работа будет выполнена
3) ставит плейсхолдер (т.е. вбивает наугад любое число, лишь бы заполнить форму).
Демпинг. Честно говоря, я могу понять демпинг в двух случаях - 1) Это когда вы только начали заниматься фрилансом, и вам необходимо любым
способом получить первые заказы и отзывы, работая чуть ли не "за спасибо", 2) в силу жизненных обстоятельств, когда срочно нужны любые деньги. Людей, которые просто заваливают себя кучей копеечной работы я понять не могу - в чём смысл работать больше и получать меньше, если можно делать наоборот?
Взаимодействие с клиентами
1) Обращайте внимание на то, как составлено объявление о работе и на то, как клиент общается. Если вы его спрашиваете про одно, а он никак не реагирует и продолжает нести что-то своё, это первый признак "дождаться другого автобуса".
2) Вытащите из клиента всю информацию, которую сможете - что ему нужно, на какое качество он рассчитывает, продолжительность ролика (если мы говорим об анимации), нужна ли ему озвучка, музыка, инфо\моушн графика. Задавайте вопросы до тех пор, пока в вашей голове не сложится полная картина
того, что нужно сделать.
3) Отталкиваясь от полученной информации, составьте смету. Я обычно исхожу от затраченных часов + бюджет на ассеты + комиссия платформы, плюс рассчитайте сколько времени вы затратите на проект + дополнительное время на случай непредвиденных обстоятельств.
4) По окончанию работы, если вы не подписывали NDA, и хотите опубликовать работу в своём портфолио\демориле\на своём сайте или канале, спросите разрешения у клиента.
5) Тестовые задания. Если клиент просит выполнить тестовое задание - поинтересуйтесь, будет ли оно оплачено. Если да, то всё хорошо; если нет - ищите другого клиента, и не важно, на сколько оно "простое" и "быстрое". Вы пришли на биржу, чтобы зарабатывать деньги, и даже "быстрое тестовое задание максимум на полчаса" — это работа, а любая работа должна быть оплачена.
6) Предоплата. Я обычно беру 30-50%, если проект идёт по фиксированной оплате, оставшаяся часть разбивается на драфт и финальную версию (30\30\40, либо 50\25\25).
7) ВСЕГДА будьте на связи. Даже если вы обговорили с клиентом, что следующие 2 недели вы будете делать проект, всё равно раз в 3-4 дня сообщайте, что всё идёт по графику, и сколько работы вы уже успели сделать — это подчеркнёт вашу ответственность и успокоит клиента, если вдруг у него появятся какие-либо сомнения и тревоги.
8) Иностранный язык (английский) - в большинстве случаев работает простая переписка, но иногда клиенты хотят убедиться, что они доверяют работу адекватному взрослому человеку (так как у них могут быть планы - запланированные выставки, презентации, к которым материал должен быть готов), и просят поговорить 10-20 минут по видеосвязи, поэтому было бы неплохо уметь общаться на самом базовом уровне - обычно вы просто разговариваете на тему уже оговоренных работ и условий, и перекидываетесь парой слов о жизни, абсолютно ничего экстраординарного. Если у вас серьёзные проблемы с иностранным языком - лучше записаться на курсы. Не идите по простому пути, не зацикливайтесь только на русскоязычном рынке — это неверный путь.
9) Приготовьтесь отправлять МНОГО предложений - большая часть (~85%) останется проигнорированной, затем из тех, что вам ответят, работу дадут 1-2 человека.
10) Не отдавайте финальный вариант работы, не получив оплаты. Накиньте поверх водные знаки, покажите, что всё готово, дождитесь оплаты - и теперь можете со спокойной душой отдавать клиенту всё, о чём вы изначально договорились.
11) Ровно до тех пор, пока вы не приняли контракт с чётко оговоренными сроками, бюджетом и прочими условиями, вы никому ничего не должны. Поясню - порой вы общаетесь с потенциальным клиентом, и вроде бы всё обсудили, но время идёт, а он вас всё не нанимает по каким-то причинам. В этом случае вы не должны ждать, ищите другие проекты - кто раньше пришлёт вам контракт, с тем и работайте; если чувствуете, что есть возможность взять несколько проектов без ущерба - берите.
12) Не ведитесь на обещания о "куче проектов после" - обычно так заманивают на низкооплачиваемые проекты, за которые никто (кроме отъявленных демперов) браться не хочет, за каждый отдельный проект берите ту цену, которую он стОит по вашим оценкам.
13) "Звоночки" - если клиент при первом обращении к вам начинает рассказывать, как он кого-то уже нанимал, и "всё было ужасно" - вполне возможно, что это один из тех клиентов, которые любят придумывать на ровном месте что-то нереальное, а потом злиться на вас, так как вы не можете сделать нереальное реальным. Будьте бдительны, и слушайте внимательно. Так же есть манипуляторы, которые осознано пытаются навязать вам свои правила игры, чтобы в итоге получить с вас больше работы, заплатить меньше, и т.д. Это один из негативных моментов фриланса - никогда не знаешь, чего ожидать - однако, в большинстве случаев всё идёт довольно гладко и обыденно.
14) Общайтесь профессионально, с уважением к себе и к клиенту. Да, в жизни бывают ситуации, когда сильно нужны деньги, но постарайтесь не показывать нужду и отчаяние — это отпугивает.
15) Если потенциальный клиент представляется «студией» и просит дать им одну из ваших работ без водяных знаков, дабы “привлечь клиентов и передать их вам” – не соглашайтесь, это просто один из способов получить вашу работу и выдать её за свою.
16) Публичное портфолио - выставляйте ТОЛЬКО самые лучшие свои работы. Пусть их даже будет всего две-три, но это должно быть то, за что зацепится глаз и покажет вас с самой лучшей стороны. Не пытайтесь казаться мастером на все руки (только если вы им не являетесь на самом деле - но таких людей можно пересчитать по пальцам одной руки).
Начало работы на бирже
0) Клиент, находясь в поиске исполнителя, обращает внимание, во-первых, на портфолио (есть ли оно вообще, какого качества работы) и на отзывы с прошлых проектов. Ваше образование, дипломы, почётные звания, степени и прочая макулатура и формальности мало кого интересуют.
1) У вас каким-то чудом появилось портфолио, но проблема с нулевой историей остаётся - тут можно со спокойной душой взять дешёвые проекты, и даже демпинговать - всё равно до серьёзных проектов вас никто не допустит, а среди индусов можно навести шорох! Моим первым проектом были какие-то анимированные смайлы за $10 - в итоге клиент написал стену благодарностей, и старт был положен.
2) Внимательно читайте объявления - порой, в них скрыты проверки. К примеру, в предпоследнем предложении может быть надпись "пожалуйста, напишите слово "Мёд" в начале вашего отклика, чтобы мы знали, что вы дочитали объявление до конца".
Развитие и прогресс
Не ленитесь смотреть новые уроки, изучать новые программы, следить за новостями из мира CG.
Если вам не получается брать те проекты, которые вы xотите, задумайтесь - соответствуют ли работы в вашем портфолио современным стандартам? Спросите мнения у людей на форумах, в сообществах профильных специалистов. Развивайте навык "отсеивания" конструктивной критики от эмоций - в первую очередь, если вас задевает сам факт критики, поймите одну простую вещь - мы все люди, а люди имеют свойство ошибаться, и в этом нет ничего страшного. А вот отгородиться барьером от любого "негатива" и жить в иллюзиях собственной непогрешимости — это путь в никуда. Научившись выжимать из любого мнения ценную информацию и пониманию, как можно улучшить свою работу - эту путь чрезвычайной эффективности, профессионализма и достатка.
Делайте личные проекты, в которых вы сможете показать на что вы способны. Можете просто смотреть чужие работы на ресурсах вроде Artstation, Behance и т.д. и копировать их, переделывать в своём стиле, либо просто вдохновляться. У меня есть папка, в которую я складываю вообще всё, что хоть как-то зацепило мой взгляд - композиций, освещением, общей идеей, сочетанием цветов .
Удаляйте старые и низкокачественные работы из публичного портфолио, руководствуйтесь принципом "Лучше меньше, да лучше".
Развивайте самый полезный навык - умение искать информацию в Интернете. В сети есть просто кладовые, в которых скрыты информационные сокровища, но до них надо добраться - формировать правильные запросы, читать форумы, в итоге это приведёт вас к фантастическим вещам, которые бесплатно лежат в открытом доступе.
Старайтесь улучшать и ускорять буквально каждый аспект своей работы, вспомните, что у вас получается плохо, либо в чём вы "плаваете" и ищите материал по этой теме, благо, уроков сейчас что платных, что бесплатных - хватает. Однако, не ищите одного универсального туториала на все случаи жизни - в некоторых авторы используют устаревшие техники, в других - неверный подход; всегда старайтесь критически оценивать получаемую информацию, задаваться вопросами "а почему так, а не иначе" и искать ответы.
Как зарабатывать много и очень много, и выбирать те проекты, которые вас действительно захватывают? Нужно стать человеком, который предоставляет эксклюзивные услуги - не рядовым фрилансером (назовём это "фастфуд-сервис"), а человеком, работы которого сильно выделяются на фоне конкурентов, и который может предложить то, что другие не могут ("эксклюзив-сервис").
Эпилог.
Наверное, многие из прочитавших зададутся вопросом – «Но зачем ты всё это рассказываешь? Ты же плодишь себе конкурентов!». Нет, это абсолютно не так.
Вспомните – наверное, у каждого из вас есть друг, знакомый или родственник, который постоянно плачется вам о том, что на работе его не ценят, зарплата маленькая, начальник – дурак, и вообще всё плохо. Казалось бы, человек определил проблему, и должен сделать какие-нибудь шаги чтобы её решить.
И что этот человек по факту предпринимает? НИ-ЧЕ-ГО.
Так же и здесь – от того, что я поделился некоторыми деталями, большинству прочитавших людей будет ни холодно, ни жарко. От сиюминутного желания получать несколько тысяч долларов в месяц и иметь свободный график работы, не появятся ни дисциплинированность, ни ответственность, ни знание иностранного языка, ни что-либо другое. Этот текст, возможно, будет полезен тем, кто уже выбрал этот путь, либо находится в самом его начале – он подкинет интересных мыслей, подтвердит (или опровергнет) догадки, и будет просто интересным чтивом на ночь за кружкой чая.
Удачи!
Дополнительные материалы
-Официальный гайд по фрилансу от ArtStation https://render.ru/ru/SmirnovSchool/post/19543
-Hugo Guerra показывает свою студию, рассказывает очень много интересных фишек и подробностей об используемом им железе
-Курс по 3D и развитию своего бизнеса (платный, английский язык) - https://redefinefx.com/3d/ (надеюсь, мне не предъявят это как рекламу?))