3D, клиенты, скрипты, ФиЛоСоФиЯ
Я 3D аниматор, с опытом создания коммерческих роликов более 5 лет - звёзд с неба не хватают, простой ремесленник. Большая часть моих клиентов - рядовые бизнесмены, которым нужен анимационный ролик, и ведут они себя соответствующе - как простые люди.
Но раз в полгода-год попадаются те, кто мнят себя суперпрофессионалами, разбирающимися абсолютно во всём, и знающими как дел делаются. И вот с одними такими "илонами масками" и "джеффами безосами" в одном лице я сейчас и работаю.
Начиналось всё уже немного необычно - клиент попросил показать свой рабочий стол Windows, открыть 3D редактор и открыть там какую-нибудь сцену. Это вообще первый подобный запрос за все годы работы, остальным хватало моего портфолио и профиля с отзывами на фриланс бирже. Объяснил он это тем, что "понаберут проектов, а потом отдают на аутсорс, не дождёшься, и качество ужасное".
Далее, мне предоставили CAD файл, который удалось корректно отрыть и экспортировать только в одном приложении - в итоге, был потрачен день на установку ПО и тесты (так что если вам пришлют файл .x_t - открывайте его в Inventor Pro, экспортируйте в IGS, а далее в ваше рабочее ПО).
Далее, очередной сеанс видеосвязи, где стало понятно, что люди почти ничего не знают о процессе создания роликов - у них нет ни сценария анимации, ни озвучки - только пример ролика, который надо воссоздать с их продуктом. Пришлось исходя из своего опыта им объяснять, как всё это делается и пишется.
Забегая вперёд, скажу - как оказалось, это не конечные клиенты, просто посредники. Т.е. люди взялись за работу с околонулевыми познаниями, и судя по их "опыту", сунулись к каким-то трэшоделам за 5 копеек, на чём и обожглись.
Смеркалось...
Наконец, они осилили сделать сценарий и озвучку. Я взял несколько дней для первого драфта, и грубо набросал происходящее в ролике (по сути - превиз с рендерингом).
Для сцены нужен был персонаж с мускулатурой, кровеносными сосудами и костями. Я предложил им вариант с турбосквида, но им всё "не понравилось". Я нашёл у себя пару моделей, и предложил им - один из вариантов их устроил.
Само устройство - техническое, и нужно было показать как оно работает. Я сделал риг, чтобы всё зависело от одного объекта и ничего не нужно было анимировать отдельно, либо подгонять. Но по факту пришлось - банальное вращение и торможение визуализировалось не так, как выглядело в редакторе кривых. Очень много времени ушло на поиск проблемы, но полностью так и не решилось (поиск по интернету показал, что я не одинок с этой странной проблемой). Возможно, кому-нибудь будет полезен скрипт с контроллером вращения - https://forums.autodesk.com/t5/3ds-max-animation-a...
Кроме того, сам персонаж не был привязан к костям - пришлось прогнать его через Mixamo Auto Rigger, затем скриптом конвертировать получившийся скелет в biped, а потом допиливать руками кривой скиннинг, плюс привязать внутренности. Сам скрипт лежит здесь - https://forums.unrealengine.com/development-discus...
Нужен был интерьер, и тут у меня нашёлся купленный пару лет назад сборник от Evermotion, который я и взял в работу (опять же, сэкономил им деньги).
На словах всё это звучит просто, на деле - ты просто сидишь и тратишь часы времени на работу.
Ролик, как и все первые наброски, разумеется был "не идеальным" - он таким и не должен был быть. Но откуда это было знать нашим "илонам маскам"? Разумеется, неоткуда. Попросили переделать за один день. Ок, сколько успел - сделал, на что получил упрёк "не видно что было потрачено столько часов".
Тут это начало меня раздражать. Люди, которые пришли без всякого познания, опыта и материала, начали мне рассказывать о том, что им что-то кажется.
Пришлось им, как пятилетним детям, объяснять, что работа производится не по взмаху волшебной палочки, а требует того самого драгоценного времени.
Вроде бы поняли. На этот раз я указал, сколько времени мне понадобится, сделал очередную итерацию, сделал, показал.
Затем появился внезапный запрос - "Ой, а сделайте нам статических рендеров, чем больше, тем лучше". Да не вопрос, вот только изначально об этих статических рендерах не было ни слова, и я, разумеется, выставил за них отдельный ценник. И тут начался цирк - "Да мы вам готовую модель дали, сэкономили неделю времени, бюджет не урезали" - на что я ответил, что я предоставил модель персонажа и интерьер, сэкономив им сотню-другую долларов. Ответ - "Ну это же было у вас в библиотеке".
Красиво, правда? Прямо как у детей - "Нищитова, нищитова!".
Сошлись на том, что они не намерены платить за это, и найдут кого-то другого для рендера изображений. Назло мамке отморожу уши, да. Только они почему-то спросили, не могу ли я отдать им готовую модель, с которой делаю анимацию. Интересно, а зачем она им нужна? Ведь у них тоже есть та самая "готовая" CAD модель, и судя по их логике, кто-то непременно должен бесплатно сделать десяток рендеров с ней.
to be continued...
Зачем я всё это пишу?
Ну во-первых, здесь есть ссылки на полезные скрипты - если я их потеряю, то искать недалеко)
Во-вторых, мораль: не позволяйте никому ездить на вашей шее - сбрасывайте при первых же признаках хитровыделанных людей. Я думаю, вы и сами поняли из текста, что все эти включения дурачка на этапе "подкину-ка я бесплатной работы, авось прокатит" не по душевной простоте. Вполне возможно, что с конечного клиента за эти рендеры спросили денег, а я должен был сделать их бесплатно, просто потому что.
Третье - не бойтесь конфликтов. Да, лишние эмоции - но вам не нужны такие клиенты. Мало того, они никому не нужны - но их терпят, потому что "ну а что, со всеми ссорится что ли" - не надо ссориться, надо ставить на место любителей "сорвать бабок по простому". И уж тем более, если вы убедите себя что "это нормально", ничего хорошего в вашей жизни происходить не будет. До тех пор, пока вы будете бояться постоять за себя, ВАШИ деньги будут утекать в ИХ карманы. Просто потому что им хватает наглости, а вам не хватает смелости и решительности. Не будьте этим "Васьком" с картинки.
Всем адекватных клиентов и хороших бюджетов!